Внимание!!!
Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43
29.03.2017
Минфин и Минэнерго не могут договориться: сохранять льготы для месторождений или переходить на налог на добавленный доход. Арбитром в споре станет президент.
"Ведомости"
Минфин и Минэнерго расходятся все дальше и дальше в вопросе перевода налогообложения нефтяной отрасли с НДПИ на налог на добавленный доход (НДД), сообщил директор департамента по налоговой и таможенной политике Минфина Алексей Сазанов. Договориться о параметрах нового налога не удается из-за разногласий о льготах на обводненные месторождения.
В отличие от НДПИ, который берется со скважины, НДД планируется взимать не с количества добытой нефти, а с дохода от ее продажи — за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку. НДД может быть на всех новых месторождениях в Восточной Сибири и нескольких старых — в Западной (с суммарной добычей в 10-15 млн т).
Выпадающие доходы бюджета от перехода на НДД и льгот на обводненные месторождения Минфин оценивает в 100 млрд руб. "Мы призываем найти системное решение и двигаться исключительно через НДД, — продолжает Сазанов, — либо давайте перестанем вводить всех в заблуждение, отбросим всю эту риторику по НДД и просто продолжим адресно и бессистемно через НДПИ раздавать льготы, как это делали последние много лет". "Боливар не выдержит двоих, нам надо сконцентрироваться на каком-то одном пути", — призывает Сазанов (цитаты по "Интерфаксу").
Министерства почти договорились о параметрах НДД, однако в декабре "Роснефть" попросила снизить на 50% НДПИ для Самотлорского месторождения. Минфин предложил альтернативу — включить проект в список пилотных месторождений для НДД, но главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин настаивает на льготе, рассказывали чиновники. Вслед за "Роснефтью" льготы для обводненных месторождений попросили "Газпром нефть" и "Лукойл". В частности, президент "Лукойла" Вагит Алекперов предложил председателю правительства Дмитрию Медведеву снизить до 50% НДПИ на участках в Ханты-Мансийском автономном округе, сообщал ТАСС в феврале.
По мнению Сазанова, Минэнерго хочет продолжать идти по пути раздачи бессистемных льгот и уже не только Самотлору их предоставлять, но и "Газпром нефти", и "Лукойлу", и всем тем, у кого есть такие обводненные месторождения, и еще и давать НДД.
В Минэнерго отказались от комментариев.
Разногласия обсуждаются и в правительстве, и в администрации президента, рассказывает он: "Наверное, здесь уже надо ждать решения на высоком уровне. Все поручения, которые были, мы исполнили. Но мы не договорились".
Совещание по льготам для обводненных месторождений прошло у помощника президента Андрея Белоусова, рассказывали "Ведомостям" федеральный чиновник и сотрудник нефтяной компании.
Распространение НДД на обводненные месторождения лучше, чем предоставление дополнительных льгот, поскольку в этом случае в налоговую систему встраивается автоматический регулятор величины налогов — в зависимости от рентабельности добычи: чем выше прибыль, тем выше налоговая база и, соответственно, НДД, оценивает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.
Александра Прокопенко
На смену верховенства права в Европе приходит верховенство политики.
"Независимая газета"
"Роснефть" назвала необоснованным и политизированным решение Европейского суда в Люксембурге, признавшего законность введенных против компании европейских санкций. Представители "Роснефти" считают, что суд руководствовался политической конъюнктурой и не смог объяснить, почему ограничения, поводом для которых послужило присоединение Крыма к России, касаются таких вопросов, как доступ на международные финансовые рынки, нефтедобыча на арктическом шельфе, разработка трудноизвлекаемых запасов, глубоководных и сланцевых месторождений.
Напомним, "Роснефть" подала иск к властям Великобритании о правомерности секторальных санкций Евросоюза, введенных против РФ в 2014 году, однако в начале прошлого года Высокий суд Лондона переправил иск компании в Суд ЕС. Это было связано с тем, что российская компания оспаривает постановления ЕС и у британского суда нет полномочий выносить решение об их правомерности. "Роснефть" также оспаривает санкции ЕС напрямую в Европейском суде общей юрисдикции (втором по значимости в ЕС после Европейского суда). Разбирательство по этому иску отложено до тех пор, пока не будет принято решение Европейского суда по иску, поданному в Великобритании.
Европейский суд вчера признал обоснованными введенные Советом ЕС санкции. Как говорится в обнародованном решении суда по иску "Роснефти" против Совета ЕС, "Нет никаких фактов, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность решения (о введении санкций) или принятые (на его основании) легальные нормы".
В "Роснефти" заявили, что принятое решение свидетельствует о том, что в Европе на смену верховенству права приходит верховенство политической конъюнктуры. "ПАО "НК "Роснефть" считает решение Суда справедливости ЕС, вынесенное 28 марта 2017 года, незаконным, необоснованным и политизированным", — в частности сказано в сообщении компании.
"Роснефть" является международной публичной компанией, акции которой торгуются на российских и международных биржевых площадках, — отмечается в сообщении. — Среди акционеров "Роснефти" десятки тысяч частных лиц, в том числе иностранцев. Крупнейшим после российского государства акционером является концерн BP, которому принадлежит 19,75% акций компании. С конца прошлого года 19,5-процентным пакетом акций "Роснефти" владеет также международный консорциум, в который входят швейцарский нефтетрейдер Glencore и суверенный катарский фонд. Таким образом, практически половина акций Компании принадлежит международным акционерам. И политически мотивированные санкции наносят им серьезный ущерб: мешают эффективной работе менеджмента, ограничивая доступ к финансовым рынкам и создавая препятствия для реализации перспективных проектов". Компания считает, что санкции, которые были введены против нее ЕС, нацелены на то, чтобы увеличить риски ведения бизнеса, помешать выполнению важных проектов и создать преференции для некоторых игроков на нефтяном рынке.
Как сообщают представители российской компании, суд проигнорировал существующие собственные прецеденты, когда решение о санкциях Евросоюза было пересмотрено в связи с отсутствием веских аргументов. В качестве примера приводятся иранские банки, которые были включены в санкционный список ЕС, однако успешно обжаловали соответствующее постановление в том же Суде ЕС. В результате суд признал, что они не связаны с ядерной программой Ирана, которая была объектом санкций, а наличие тесных связей с иранским государством не стало достаточным аргументом для включения финансовых учреждений в санкционный список.
Также компания апеллирует и к тому, что санкции наносят экономический ущерб и европейским партнерам "Роснефти" по индустрии и финансовому сектору Старого Света. Кроме того, в "Роснефти" отмечают, что суд отказался признать тот факт, что односторонние экономические санкции по определению ограничивают торговлю и противоречат действующим положениям Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС. "Роснефть", в свою очередь, считает, что принцип обязательности исполнения договора является незыблемым фундаментом деловых отношений в Европе и не должен нарушаться в связи с сиюминутной политической конъюнктурой. "Роснефть" всегда была надежным партнером для европейских компаний и до сих пор обеспечивает бесперебойные поставки нефти в Европу, полностью выполняя обязательства по долгосрочным контрактам.
По мнению многих правоведов, в том числе и европейских, в случае с антироссийскими санкциями Совет ЕС превысил свои полномочия, приняв вместо политического решения нормативный акт. Таким образом, данный институт, который состоит из лидеров европейских стран, проигнорировал законодательную процедуру и узурпировал полномочия, исключив из процедуры принятия нормативных актов другие органы ЕС. Фактически "дело "Роснефти" поднимает фундаментальный вопрос о системе распределения властей в ЕС, противоречиях между наднациональными и межгосударственными институтами. Когда решения органа исполнительной власти фактически нарушают контрактные права — что это, как не разрушение устоев европейской правовой системы? — задаются вопросом юристы.
Как бы то ни было, "Роснефть" обещает защищать интересы своих акционеров, "в том числе и от влияния неправомерных санкционных ограничений", используя все имеющиеся правовые инструменты.
Андрей Лоськов
Энерготарифы на Дальнем Востоке могут быть снижены до среднероссийских не на три года, а на 10 лет. Это обеспечит инвесторам понятные правила игры, считают в Минвостокразвития.
"Ведомости"
Срок, в течение которого потребители ценовых зон будут компенсировать снижение энерготарифов на Дальнем Востоке, может увеличиться с трех до 10 лет. Такую меру на совещании у вице-премьера Юрия Трутнева 20 марта предложило Минвостокразвития ("Ведомости" ознакомились с протоколом совещания). Участники совещания — Минэнерго, ФАС, "Русгидро" — с ним согласились. При этом было отклонено предложение министерства ввести надбавку уже с 1 апреля.
Поправки в закон об электроэнергетике, которые позволяют снизить тарифы в неценовых зонах Дальнего Востока до уровня среднероссийских, президент Владимир Путин подписал в конце прошлого года. Цена мощности для промышленных потребителей первой (европейская часть России и Урал) и второй (Сибирь) ценовых зон должна быть повышена на уровень специальной надбавки. Мера будет действовать в течение трех лет. Собранная с потребителей надбавка будет поступать на специальный счет "Русгидро", предложило в феврале Минэнерго. Затем средства будут переводиться в бюджеты регионов Дальнего Востока (их перечень еще не уточнен), которые распределят их гарантирующим поставщикам и энергосбытовым компаниям. Это необходимо, чтобы повысить инвестиционную привлекательность Дальнего Востока. По замыслу чиновников механизм должен был заработать с июля 2017 г. на три года, но платежи будут пересчитаны с января 2017 г. Ежегодные дополнительные расходы потребителей ценовых зон в 2017-2019 гг. ФАС оценивала в 29,5 млрд руб. в год. В Сообществе потребителей энергии считали, что надбавка к цене на мощность может оказаться еще выше — 30-46 млрд руб. в год.
Трутнев поручил ФАС до 29 марта провести расчеты величины надбавки, а также составить перечень субъектов Дальнего Востока, на которые будет распространяться надбавка, говорится в протоколе. Минэнерго должно было внести проекты изменений в закон об электроэнергетике и Налоговый кодекс до 25 марта. Минэнерго, ФАС и "Русгидро" до 31 марта должны рассмотреть расчеты и доложить о результатах в правительство.
Увеличение срока субсидирования тарифов до 10 лет вызвано необходимостью обеспечить инвесторам понятные, стабильные, прогнозируемые условия ведения бизнеса на Дальнем Востоке, объяснил изменение представитель Минвостокразвития: ведомство исходило из необходимости максимально благоприятного инвестклимата. По словам представителя, увеличенный срок может сыграть существенную роль при принятии инвесторами решений о начале долгосрочных проектов.
"Русгидро" участвует в обсуждениях, но до принятия окончательных решений от комментариев воздержится, ответил представитель компании. Представитель Минэнерго перенаправил запрос в ФАС. Его коллега из ФАС посоветовал обратиться в Минэнерго и Минвостокразвития. Представитель Трутнева не ответил на запрос.
Продлевая сроки субсидирования энерготарифов на Дальнем Востоке на столь длительный срок, регулятор признает неэффективность этого механизма для улучшения инвестклимата и заодно пытается снять с себя всякую ответственность за результаты и последствия этого решения, считает директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев.
Если размер надбавки останется прежним, то дополнительная переплата в течение еще семи лет может достигнуть 207 млрд руб., подсчитала руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Это странное решение, считает она. Большая часть суммы будет тратиться на выравнивание цен на юге Дальнего Востока, где сконцентрировано основное потребление, а разница со среднероссийскими ценами и так невелика (10-20%), говорит она: эффект для роста инвестиционной привлекательности там будет минимален.
Иван Песчинский