Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.03.2018

Такой возможности ей не даст даже утверждение поправок в Газовую директиву ЕС.

"Ведомости"

По поручению Совета ЕС подготовлена вторая часть юридического заключения на проект поправок Еврокомиссии к Газовой директиве. В документе, датированном 26 марта ("Ведомости" ознакомились с его содержанием, подлинность подтвердили европейский чиновник и сотрудник компании, участвующей в одном из европейских газовых проектов), юристы указывают: утверждение законопроекта не создает правовых оснований для ее распространения на морские трубопроводы, входящие в ЕС из третьих стран. Даже с учетом возможных изменений Газовая директива "может применяться только к той части трубопровода, которая находится в пределах юрисдикции ЕС, а не к той части трубопровода, которая находится в юрисдикции третьей страны", пишут юристы. Для регулирования таких труб все равно потребуется заключение межправительственного соглашения, подчеркивают они.

Газовая директива — один из основополагающих документов энергетического законодательства Европы, направленного на развитие конкуренции в этой сфере. В частности, применительно к газопроводам она требует разделения функций транзитера и поставщика, а также допуска к поставкам по трубе третьих сторон. 8 ноября 2017 г. Еврокомиссия предложила внести в документ поправки, которые распространяют нормы директивы на морские газопроводы, входящие на территорию Европы из третьих стран. В первую очередь это может отразиться на проекте газопровода "Северный поток — 2" мощностью 55 млрд куб. м в год, который "Газпром" планирует проложить по дну Балтийского моря из России в Германию.

Формально законопроект Еврокомиссии не связан с планами "Газпрома" по строительству новой экспортной трубы. Но на большую часть действующих газопроводов поправки не распространятся — они были сразу внесены в список исключений. О том, что цель внесения поправок — создание "неоспоримой правовой базы", которая может быть применена к "Северному потоку — 2", говорил осенью 2017 г. руководитель департамента внутреннего энергорынка Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт.

Сейчас регулирование морских газопроводов в Европе находится в компетенции стран — участниц ЕС, на территорию которых приходят трубы. По договоренности со странами — поставщиками газа и при наличии межправительственного соглашения такие трубопроводы могут быть выведены из-под действия энергетического законодательства Европы. Утверждение поправок в текущей редакции передает подписание таких документов в компетенцию Евросоюза. Действующие межправительственные соглашения должны будут быть "расторгнуты при первой же возможности", пишут юристы. Но это потребует подписания новых межправительственных соглашений, на этот раз — с Евросоюзом.

Кроме того, юридическая служба Совета ЕС акцентировала внимание на отсутствии "объективных критериев", "механизма контроля" и "сроков предоставления" исключений для уже действующих труб. Текущая версия проекта поправок дает возможность сохранять действующий режим регулирования для уже построенных труб неограниченное время. Это само по себе противоречит европейскому законодательству. Единственное упомянутое в документе ограничение для подобных преференций — они не должны "наносить ущерб конкуренции или эффективному функционированию внутреннего рынка газа в ЕС или обеспечению безопасности ЕС". Подобная формулировка дает очень большую свободу для трактовки. Это нарушает один из ключевых принципов европейского права — соблюдение единообразия в применении, пишут юристы.

Заключение юридической службы Совета ЕС носит экспертно-рекомендательный характер. Для вступления в законную силу проект поправок должен быть утвержден Европарламентом и Советом ЕС. Цель Еврокомиссии — принять их до конца 2018 г., говорил в сентябре председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Голосование в Совете ЕС с 2014 г. осуществляется по Лиссабонскому договору, напоминает юрист BGP Litigation Денис Дурашкин. "По общему правилу решение будет считаться принятым, если за него проголосует не менее 14 (из 28 входящих в ЕС стран, включая Великобританию. — "Ведомости") стран, представляющих не менее 65% населения ЕС, — говорит Дурашкин. — Если против принятия решения проголосует более четырех стран, оно в любом случае будет заблокировано".

Артур Топорков

 

 

США увеличили экспорт сжиженного голубого топлива в четыре раза.

"Независимая газета"

В 2017 году США вчетверо нарастили поставки за рубеж сжиженного природного газа (СПГ) и скоро попадут на пьедестал крупнейших производителей этого вида топлива. Эксперты уверяют, что в "чистой" экономической конкурентной схватке труба "Газпрома" победит заморский жидкий газ за счет низкой себестоимости.

По данным Управления энергетической информации (EIA), экспорт сжиженного газа из Штатов в 2017 году увеличился до 55 млн куб. м в сутки по сравнению с 14,1 млн в 2016 году. Американцы резко расширили и географию экспортных поставок. Главным покупателем американского газа стала Мексика, а в Азии — Китай и Южная Корея. Европа стала третьим импортером газа из США.  США начали экспортировать сжиженный газ только в 2016 году, когда отправили первый танкер в Бразилию.

При этом газовые интересы американцев начинают серьезно пересекаться с Россией, поставляющей свыше трети импортируемого Европой трубопроводного газа. Кроме этого, наша страна также наращивает объемы производства СПГ.

Экспортные мощности США выросли с запуском новых проектов в Луизиане и в Мэриленде. Уже в 2018 году США могут еще в 1,5 раза увеличить экспорт СПГ до 83 млн куб. м в сутки. В 2019-м экспорт может увеличиться еще в 1,5 раза. К 2020 году, по оценкам экспертов, США станут третьим в мире экспортером СПГ вслед за Австралией и Катаром.

Нынешний объем мирового рынка составляет около 258 млн т СПГ. Если Катар экспортировал 77 млн т, то США стартовали в 2016 году с 3 млн т, а к 2020-му экспортные мощности США, по прогнозам EIA, возрастут до 80 млн т в год.

Однако российские производители заявили недавно о своих планах, которые по амбициям мало уступают американским. Компания "Новатэк", которая в начале декабря 2017 года запустила линию по производству 5,5 млн т сжиженного газа в год на заводе "Ямал СПГ", планирует, по словам главы компании Леонида Михельсона, производить к 2030 году около 55 млн т сжиженного природного газа, а после 2030-го уже до 70 млн т. Компания планирует инвестировать в проект свыше 700 млрд руб. 27 марта компания сообщила, что открыла для себя еще один рынок — первая партия СПГ была поставлена в Индию.

Отсутствие привязанности к "трубе" дает серьезные преимущества производителям СПГ в гибкости. Так, американцы в 2017 году около 60% газа поставили на спотовый рынок.

"Себестоимость добычи в США составляет около 100 долл. за 1 тыс.  кубометров без доставки в Европу, цена на западной границе Европы — 222 долл., а себестоимость "Газпрома", включая доставку до границы России, максимум около 140 долл., так что перспективы изменения доли экспорта "Газпрома" невелики. Относительной угрозой останется изменение стоимости природного газа на германской границе, сказал "НГ" глава аналитического департамента компании "Golden Hills — КапиталЪ АМ" Михаил Крылов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что "Газпром" может потерять свою долю на рынке, только если альтернативные поставщики будут давать более низкую цену. Однако пока "Газпром" продает газ по более низким ценам, чем его конкуренты, особенно поставщики СПГ. "Это связано с тем, что долгосрочные контракты "Газпрома" привязаны к цене на нефть, которая упала в 2014-2015 годах", — объясняет эксперт. Он пояснил, что активное строительство заводов по сжижению газа в разных странах, прежде всего в США и Австралии, создает определенные риски переизбытка предложения. "Однако пока мы видим довольно гибкую реакцию производителей СПГ на изменение цен. Вероятно, если цены снизятся, тогда СПГ-заводы просто будут сокращать производство. Поэтому когда США заявляют о колоссальном увеличении мощностей по сжижению, это не означает, что они столько же будут экспортировать". Эксперт признал, что конкуренция на рынке СПГ возрастает, поэтому можно ожидать небольшого снижения цен и установления большей схожести цен в разных регионах — в частности, в Южной Америке и Азии.

"США заявляли, что зальют весь мир своим газом и, в частности, выдавят Россию с европейского рынка. Но на практике американский СПГ не может конкурировать с "Газпромом" по цене, и почти весь объем СПГ из США уходит на те рынки, где цены выше — в страны Южной Америки и в Азию. Даже если бы весь американский СПГ пришел в 2017 году в Европу, это было бы несопоставимо с российскими поставками. "Газпром" в прошлом году экспортировал в страны дальнего зарубежья 194 млрд куб. м, а весь экспорт США составил около 20 млрд куб. м", — пояснил "НГ" Юшков.

Эксперт не представляет, в какой ситуации американский СПГ в чистой экономической конкуренции мог бы опередить "Газпром". "Поставки американского СПГ в Европу станут рентабельными, только если цены на нефть вдруг вырастут до 100 и более долларов за баррель и цены на газ соответственно пойдут под уровень 350-400 долл. за тыс. куб. м. Но и тогда "Газпром" сможет обойти СПГ из США,  дав клиентам скидки. Именно потому, что у американского СПГ не получается победить российский трубопроводный газ, власти США и предпринимают санкции против российских газовых проектов, торпедируют "Северный поток-2". Они стремятся потеснить российский газ с европейского рынка, чтобы цены выросли и было рентабельно поставлять свой СПГ в Европу. Для этого Вашингтон и использует политические инструменты", — говорит Юшков.

Кстати, в самом "Газпроме" не раз говорили, что не только не боятся, но и приветствуют конкуренцию с другими производителями газа на европейском рынке. Там также исходят из неконкурентоспособности американского СПГ в ЕС. "В настоящее время американский СПГ не отличается высокой конкурентоспособностью на глобальном рынке из-за его высокой себестоимости", — заявили представители "Газпрома" по итогам заседания совета директоров в конце декабря.

"Газпром" не верит не только в агрессивную экспансию американского СПГ на европейский рынок, но и в изменения в мировой газовой отрасли. Там продолжают без энтузиазма прорабатывать проекты расширения СПГ-завода "Сахалин-2" и строительства "Балтийского СПГ". "Наш СПГ будет не нужен в мире до 2022-2023 годов, запускать проекты раньше просто не имеет смысла", — говорили источники, знакомые с позицией газового монополиста.

Анатолий Комраков

<< Март, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ