Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.03.2019

"Взгляд"

Не имея юридических возможностей отказать, Дания изобретательно придумывает новые способы затянуть выдачу разрешения прокладки труб "Северного потока — 2" в своих водах. И, что самое интересное, ей в этом активно помогает Польша. Сможет ли "Северный поток — 2" обойти очередные препятствия? И кто пострадает в случае задержки ввода в строй российского газопровода?

Датское энергетическое агентство попросило Nord Stream 2 AG, оператора строительства газопровода "Северный поток — 2", включить в экологическую оценку вариант прокладки газопровода в датской исключительной экономической зоне к югу от острова Борнхольм.

По сути, это новый, третий, маршрут прокладки труб через воды Дании. Сначала Газпром предложил Копенгагену рассмотреть один вариант маршрута, повторяющий путь, по которому уже проложены трубы "Северного потока — 1". Это маршрут к югу от острова Борнхольм в территориальных водах Дании, его протяженность — 140 км. Для первой трубы Дания, кстати, дала разрешение первой из всех стран, а теперь осталась единственной страной, не давшей такое разрешение для второго аналогичного проекта. В этот раз все пошло по заокеанскому сценарию.

После подачи заявки оператором Nord Stream 2 AG Дания приняла поправки к закону о континентальном шельфе, согласно которым МИД Дании может отклонить заявку на строительство трубопровода в территориальных водах страны. То есть Дания теперь может с легкостью заблокировать основной маршрут по политическим мотивам.

Этот маршрут чуть длиннее (175 км) и проходит к северо-западу от острова Борнхольм (а не с юга). Но главное здесь в том, что он проходит уже не в территориальной, а в исключительной экономической зоне Дании, где никаких политических ограничений быть не может. На этот маршрут МИД Дании уже никак не может повлиять: в исключительной зоне строительство газопровода регулируется конвенцией ООН по морскому праву. Здесь главное привести экологическое обоснование проекта, что российская сторона и сделала.

Такая ситуация означала, что Дании не под силу остановить строительство "Северного потока — 2", даже если местный МИД заблокирует основной маршрут, второй ей придется одобрить. Поэтому Копенгаген решил просто затягивать принятие решения. А когда это стало выглядеть уже совсем неприлично, придумал новый способ притормозить проект. Дания предложила Nord Stream 2 AG третий маршрут — он, как и второй, проходит в ее исключительной экономической зоне, но в противоположном месте — на юге, а не к северо-западу от острова Борнхольм, как предлагал Nord Stream 2 AG в качестве альтернативы.

Nord Stream 2 AG рассказал, что Энергетическое агентство Дании направило запрос компании о включении в экологическую оценку влияния проекта опции маршрута газопровода в Датской исключительной экономической зоне к югу от острова Борнхольм. По длине третий маршрут, кстати, на 20 км больше основного, но на 15 км меньше второго — а именно составляет 160 км.

В чем смысл изучать столько маршрутов? Не появится ли потом четвертый, пятый и так далее? На самом деле никакого экономического или экологического смысла и обоснования в появлении третьего или иного маршрута нет. "На Данию сильно давят из Вашингтона, и они ищут любую возможность, чтобы под видом неких новых исследований затянуть выдачу разрешения и тем самым затянуть реализацию проекта", — считает Алексей Гривач из ФНЭБ.

"Ранее третий морской маршрут был недоступен, потому что у Дании был неурегулированный территориальный спор с Польшей именно в этой зоне. Думаю, они специально вместе с поляками и под чутким руководством Вашингтона оперативно урегулировали этот спор, длившийся десятилетиями", — говорит Гривач.

В ноябре 2018 года Польша и Дания решили 40-летний спор о морских границах в Балтийском море. Соглашение касается морской экономической зоны как раз к югу от шведского острова Борнхольм, которая была предметом длительного спора между странами.

"Северный поток — 2", как и первая труба, проходит по дну Балтийского моря, и для прокладки труб необходимы разрешения на строительство в экономических водах от Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Трое партнеров Газпрома, хотя и не без проблем, такие разрешения дали. Однако Дания придумывает все новые способы этого не делать.

"Разрешение на прокладку труб для "Северного потока — 1" сама Дания выдала очень оперативно — быстрее всех, а сейчас ее обрабатывают, на нее давят. Дания выступает в качестве колонии Вашингтона, которая действует исключительно в интересах американского бизнеса и американской элиты. Интересы Дании и ЕС в области безопасности в расчет не принимаются", — считает Алексей Гривач.

По его словам, сейчас на столе есть два маршрута, и по одному из них Дания в любом случае выдаст разрешение — это лишь вопрос времени. Третий маршрут, возникший из ниоткуда, теоретически компания — оператор трубы может и не рассматривать, это решит уже сам оператор. Но обоснований, почему нужно включать новый маршрут, нет. "Но даже в случае рассмотрения третьего варианта это займет несколько месяцев. И в целом на реализацию проекта это никак не повлияет. Датский участок может быть построен быстро, он небольшой", — считает Гривач. Не исключено, что придется подать иск против датских властей за то, что они задерживают реализацию проекта, добавляет он.

На начало марта 2019 года было уложено 800 из 2100 км газопровода. На Данию приходится менее 10% протяженности трубы. Если разрешение на строительство газопровода в водах Дании будет получено в августе, то на завершение проекта останется три-четыре месяца. Впритык, но этого будет вполне достаточно.

У Дании действительно нет иного варианта, как одобрить один из маршрутов. Она оказалась в ловушке. С одной стороны, США давят и требуют одно, а с другой — правовое поле, в рамках которого Дания не может дать отрицательное заключение, потому что аналогичное разрешение ранее выдала для "Северного потока — 1". А эти трубы ничем не отличаются от труб "Северного маршрута — 2".

Поэтому в этом вопросе важно время. По первому маршруту Дания затягивает выдачу решения уже почти два года. Заявка на альтернативный маршрут была подана в августе прошлого года. Обычно такие запросы рассматриваются 8-12 месяцев, поэтому ответа от датчан ждали в августе 2019 года. А теперь появляется еще и третий вариант маршрута.

Тем временем трубы полным ходом укладываются, и если трубопрокладчики подойдут к водам Дании, а та так и не даст разрешение, спрятавшись под еще какой-нибудь натянутый повод, то терпеть убытки будет российская сторона. "От Дании, безусловно, необходимо разрешение", — говорит эксперт.

Самый плохой вариант эксперт считает маловероятным, однако совсем исключать его нельзя. Что же будет, если Дания упрется рогом и задержит выдачу разрешения на прокладку труб "Северного потока — 2" так, чтобы с января 2020 года "Северный поток — 2" не смог заработать?

"Это искусственное подведение к возможному кризисному развитию событий. И для Европы, и для России, и для Украины — это плохо. Хорошо только для США. Поэтому в чьих интересах действует Дания, Украина или Польша? Явно не в своих и не в европейских", — отмечает эксперт ФНЭБ.

Конечно, этот датский козырь Украина, без сомнения, будет использовать в свою пользу на трехсторонних переговорах о новом транзитном контракте, который заканчивает свое действие в декабре 2019 года. Если переговоры закончатся ничем, а "Северный поток — 2" не запустится в январе 2020 года из-за козней датчан, то Европа просто не сможет получать серьезный объем российского газа ни через северную трубу, ни через украинскую. Это приведет к дефициту газа в Европе и скачку цен на него, что на руку и американскому СПГ, и властям США. Россия теряет выручку от продажи газа, резко сокращая налоговые поступления в бюджет страны. Сама Украина остается без газа для собственных нужд, так как реверс его из Европы был бумажным, а в реальности покупался российский транзитный газ: нет транзита — нет импорта для Украины.

"У Европы должна быть "дубина" продолжать транзит вне зависимости от того, есть контракт или нет контракта", — считает Гривач. Правда, без контракта у Украины будет большой соблазн украсть транзитный газ. Впрочем, это будет на руку России, так как станет нелишним свидетельством того, что Украина бесчестный игрок и все разговоры о безопасности транзита через Украину пустопорожние.

Интересно, что вся эта история могла пройти незамеченной, если бы не "Нафтогаз", который, судя по всему, узнал об этой истории. Правда, оценка ее "Нафтогазом" оказалась неверной. "Нафтогаз" в "Твиттере" радостно рапортовал, что Дания отказала России в строительстве трубы. Nord Stream 2 и Энергетическому агентству Дании пришлось опровергать это сообщение, таким образом и выяснилось, что есть предложение о третьем маршруте. То ли до Украины слухи о третьем маршруте долетели через испорченный телефон, то ли "Нафтогаз" нарочно солгал.

Ольга Самофалова

Российская компания не делала этого в течение трех лет.

"Ведомости"

"Мы видим большие перспективы расширения нашего сотрудничества в газовой сфере, и самое главное — это понимание того, что мы буквально в ближайшей перспективе продолжим нашу работу в рамках контракта на закупку туркменского газа", — сообщил предправления "Газпрома" Алексей Миллер в интервью туркменскому телеканалу "Ватан". Слова Миллера стали своего рода подведением итогов встречи с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым, которая состоялась в среду, 27 марта, в Ашхабаде. На каких условиях стороны договорись возобновить действие контракта, Миллер не уточнил. Представители "Газпрома" и "Туркменгаза" не ответили на запросы "Ведомостей", "Газпром экспорта" — отказался от комментариев.

У "Газпрома" есть контракт на покупку газа у Туркменистана, но последние поставки по нему были в 2015 г. Российскую компанию не устраивала цена, о ее снижении с "Туркменгазом" договориться не получилось, и в середине 2015 г. "Газпром экспорт" подал иск в арбитраж, требуя пересмотра стоимости газа с 2010 г. Размер компенсации, по данным "Интерфакса", российская компания оценивала примерно в $4 млрд.

С 2016 г. "Газпром" не покупал туркменский газ, называя это "контрактной паузой". Позднее рассмотрение арбитражного дела было приостановлено до 31 декабря 2018 г. "с целью нахождения взаимоприемлемого решения о дальнейшем сотрудничестве", сообщалось в материалах "Газпрома".

Условия, в которых Россия и Туркмения пошли на конфликт, допустив приостановку закупок газа, сильно изменились, прийти к новым договоренностям сейчас может быть взаимовыгодным решением для обеих сторон, считают опрошенные "Ведомостями" эксперты.

Выхода нет

Туркмения занимает 4-е место в мире по доказанным запасам газа — 17,5 трлн куб. м (9,4% мировых запасов). Экспорт газа — один из основных источников пополнения национального бюджета. Программа социально-экономического развития страны от 2011 г. предусматривает, что к 2030 г. добыча газа должна вырасти до 230 млрд куб. м в год, а экспорт — до 180 млрд куб. м. "Газпром" в среднем в 2010-2014 гг. покупал у "Туркменгаза" около 11 млрд куб. м газа в год. Но Туркмения свои планы по увеличению экспорта долгое время связывала в первую очередь с ростом поставок в Китай и на уступки идти не хотела.

В 2012 г. "Туркменгаз" и китайская CNPC подписали рамочное соглашение о сотрудничестве, предусматривающее увеличение поставок газа в Китай до 65 млрд куб. м. Предполагалось, что они будут поставляться по газопроводу Центральная Азия — Китай. Однако из четырех линий трубы до сих пор построены только три общей мощностью 55 млрд куб. м, из которых за Туркменией зарезервировано лишь 35 млрд куб. м.

Строительство самой мощной (30 млрд куб. м), четвертой нитки трубопровода было заморожено по инициативе Китая в 2015 г. Судьба газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (TAPI) мощностью 33 млрд куб. м в год пока также остается неопределенной. Общая стоимость проекта оценивается в сумму порядка $10 млрд. Изначально предполагалось, что его строительство завершится в 2019 г., но потом эти сроки неоднократно переносились.

После прекращения поставок газа в Россию у Туркмении оставался еще один крупный покупатель газа — иранская госкорпорация National Iran Gas Co. (NIGC). В 2016 г. Туркмения экспортировала в Иран около 6,7 млрд куб. м газа, по данным BP. Но в начале 2017 г. "Туркменгаз" обвинил контрагента в несвоевременных платежах и прекратил поставки газа в Иран.

В результате конфликтов с основными покупателями экспорт газа из Туркмении сократился в 2017 г. до 33,6 млрд куб. м, минимального значения с 2012 г.

Резерв мощности

Для "Газпрома" тоже многое поменялось. Четыре года назад "Газпром" добывал чуть более 400 млрд куб. м газа в год и имел резерв добывающих мощностей в 150 млрд куб. м, утверждал Миллер. В прошлом году "Газпром" добыл 497,6 млрд куб. м газа, что лишь на 2% выше предыдущего пика, достигнутого в 2013 г.

Издержки на добычу газа в России не превышают $30-50 за 1000 куб. м и это в любом случае ниже, чем гипотетическая цена, которую "Газпром" будет платить "Туркменгазу", убежден директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Сделка может быть связана с одним из следующих факторов: либо "Газпрому" сложно проходить пиковые нагрузки с учетом роста экспорта в последние несколько лет, либо сделка является попыткой оказать поддержку Туркменистану и не дать ему полностью оказаться в орбите Китая, а также поставлять газ в Европу самостоятельно, подключившись к проекту TANAP", — считает Маринченко.

"Замкнув на себя докризисные 10 млрд куб. м газа из Туркмении, "Газпром" получит гарантию, что в среднесрочном периоде эти объемы не попадут на китайский рынок, где у российского концерна активизировались переговоры по проекту "Сила Сибири — 2", — добавляет аналитик энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Сергей Капитонов.

Инициативу проявила Туркмения, в том числе чтобы урегулировать арбитражный спрос, уверен замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. "Экспорт в Китай приносит не так много денег, учитывая собственную добычу китайцев в регионе и долговые обязательства", — говорит Гривач. Для России возобновление закупок — прежде всего, возможность укрепить свое положение в регионе, считает эксперт. "Прямого влияния на российские поставки газа в Китай это, скорее всего, не окажет, но будет дополнительным скрытым козырем в диалоге, как с китайцами, так и с потенциальными интересантами с Запада", — делится мнением эксперт. Цена туркменского газа должна быть привлекательной с учетом затрат на транспортировку в Европу, поэтому вряд ли превышает $100-110 за 1000 куб. м предполагает Гривач.

"Исходя из текущего уровня цен на газ в Европе экономика поставок туркменского газа в Россию вряд ли будет работать, если цена превышает $100-125 за 1000 куб. м", — соглашается Маринченко.

Артур Топорков, Анна Червонная

 

 

Переговоры о поставках голубого топлива из Соединенных Штатов уже начались.

"Независимая газета"

В Молдавии обеспокоены тем, что в будущем году страна может остаться без российского газа, поскольку закончится действие договора РФ об украинском транзите. Поэтому молдавские чиновники начали переговоры с США о возможности поставок в республику американского сжиженного газа. Альтернативные газовые поставки из Румынии, о которых говорят уже несколько лет, по словам президента Игоря Додона, невозможны: на этот проект даже не найдены деньги.

Игорь Додон в одной из местных телепрограмм отметил риск резкого сокращения транзита газа из России на Балканы через Украину (и Молдавию)  начиная с 2020 года. "Снижение может быть... в два раза и способно не только повлиять на доходы РМ от транзитных услуг, но привести к сокращению поставок газа в нашу страну", — цитирует Додона портал mold-street.com.

Президент РМ заявил, что видел документы ОАО "Молдовагаз" о скором повышении тарифов на газ для потребителей на 35%.

Надо отметить, что для населения это катастрофа: уже сегодня плата за отопление квартир (все ТЭЦ РМ работают на газе) неподъемна и граждане в лучшем случае покрывают зимние счета в течение года. В худшем — ликвидируют батареи в своих жилищах. Игорь Додон предлагает такой выход из сложившейся ситуации: для того чтобы этого не случилось, правительству (с участием социалистов) необходимо возобновить переговоры с "Газпромом" и установить хорошие отношения с Российской Федерацией.

Напомним, что по состоянию на 1 января 2019 года импортная цена российского газа увеличилась на 25% и составляет 237,46 долл. за 1 тыс. куб. м. Но для молдавских потребителей она значительно выше. Правительство РМ ранее утверждало, что есть альтернативный источник природного газа — Румыния. Для этого предполагалось построить газопровод Кишинев-Унгены (молдавский город на границе с Румынией). Новая ветка должна подключить молдавскую столицу к построенному ранее при поддержке ЕС и Румынии газопроводу Унгены-Яссы (румынский город). Ее протяженность составляет около 120 км, а проектируемая пропускная способность планируется на уровне 1,5 млрд куб. м в год. При этом ежегодные потребности Молдавии в природном газе оцениваются примерно в 1,3 млрд куб. м (с Приднестровским регионом — около 2,9 млрд куб. м), которые республика импортирует из России через территорию Украины. Проект реализует госкомпания "Трансгаз-Румыния". По словам главы предприятия Иона Стериана, компания располагает средствами на строительство трубы, которое оценивается примерно в 93 млн евро, сообщает газета "Молдавские ведомости".

Однако, по словам Игоря Додона, переданным ТАСС, Молдавия не готова к возможному прекращению транспортировки российского газа через территорию Украины, так как на завершение строительства и запуск альтернативного газопровода из Румынии "еще даже не найдены деньги".

"По проектной документации нужно 28 месяцев, чтобы построить этот газопровод. Это без станции, чтобы дать нормальное давление рядом с Яссами (Румыния), которая стоит 150-200 млн долл.", — отметил Додон. Он считает, что это серьезная проблема, которую надо решать уже сегодня. Президент призвал победившие на парламентских выборах партии, которые не могут договориться о формировании правительства, активизировать переговоры.

Молдавский эксперт по энергетике Виктор Парликов считает, что если страна накопит новый долг в течение года, то Москва может сказать, что Кишинев не является надежным партнером, и установит более высокую цену, чем рассчитано по формуле. По его мнению, "пересмотр тарифов должен быть деполитизирован".

Пока в республике спорят о тарифах на российский газ и о том, как продлить его транзит через Молдавию, чиновники ведут переговоры на тему альтернативных энергетических поставок из США. "Молдавские ведомости" пишут, что на прошлой неделе госсекретарь Министерства экономики РМ Виталий Юрку принял участие в проходившем в Хьюстоне совещании по трансатлантическому сотрудничеству в энергетике. Газета обращает внимание на то, что сжиженный газ у США ранее согласилась покупать Польша. Но "у Польши есть порты, газоперерабатывающие заводы, танкеры для перевозки СПГ (сжиженного природного газа) и прочая инфраструктура. А что Молдова? Будет перевозить газ в бидонах из-под молока поездами по заржавевшим рельсам дороги на Джурджулешты (молдавский порт на Дунае. — "НГ")? Флирт наших чиновников с ... США смахивает на авантюру правящей еще власти (Демократической партии. — "НГ")",  делают вывод "Молдавские ведомости".

В то же время в Кишинев прибыла группа влиятельных американских бизнесменов, чтобы на месте проанализировать инвестиционные возможности Молдавии. Об этом сообщил посол США в РМ Дерек Дж. Хоган на встрече с молдавским министром экономики и инфраструктуры Кириллом Габуричем. Скорее всего участники предстоящей встречи обсудят и энергетические проблемы Молдавии.

Светлана Гамова

 

 

<< Март, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ