conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.05.2019

Госдума смягчила условия специальных инвестиционных контрактов.

"Газета РБК"

Участникам специальных инвестиционных контрактов (СПИК) предложат новые возможности и преференции. Усовершенствованную модель привлечения инвестиций, известную как СПИК 2.0, утвердила во вторник в первом чтении Госдума.

В чем заключаются изменения

Задача нового механизма — сделать СПИК более востребованным и увеличить инвестиции. Новшества прописаны в трех внесенных правительством законопроектах: поправках в закон "О промышленной политике в России", Бюджетный и Налоговый кодексы. Они предполагают серьезную трансформацию механизма СПИК:

  • Расширятся сферы для заключения специнвестконтрактов. Кроме сугубо промышленных проектов льготы получат проекты в сельском хозяйстве, энергетике и т.д.
  • Сторонами СПИК станут не только федеральные, но и региональные, и муниципальные власти — с ними будет согласовано место размещения производства. "Вовлечение муниципалитета призвано устранить элементы саботажа: муниципалитет фиксирует свои обязательства на момент подписания СПИК, и конфликтные ситуации мы проходим до реализации СПИК, — пояснил в докладе перед депутатами Госдумы заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков. — Упреждающее решение конфликтных ситуаций будет на пользу инвестиционной активности региона".
  • Срок действия контрактов продлят до 15 лет для проектов с инвестициями до 50 млрд руб. и до 20 лет — выше 50 млрд руб. Ранее СПИК действовал до десяти лет.
  • Будет отменено требование о минимальном объеме инвестиций. Сейчас участники СПИК обязаны вложить в проект не менее 750 млн руб.
  • Льгота по налогу на прибыль будет действовать весь срок реализации проекта, а не до 2025 года, как сейчас.
  • Нулевая ставка по налогу на прибыль будет применяться на все доходы от проекта в рамках СПИК. Сейчас инвестор может претендовать на нулевую ставку, если получает более 90% доходов от предмета СПИК.
  • Появится возможность раздельного налогового учета доходов и расходов деятельности в рамках СПИК.
  • Объем государственной поддержки будет ограничен: теперь налоговые и неналоговые вложения из бюджета не превысят 50% от вложений инвестора в СПИК. Ранее этого ограничения не было. "Это ограничение необходимо для обеспечения бюджетной эффективности механизма, своего рода предохранительный клапан, — отметил директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. — Государство не должно тратить из бюджета больше, чем сам инвестор. Такое ограничение не должно оттолкнуть потенциальных инвесторов, поскольку экономия 50% за счет субсидий или налоговых льгот — это и так крайне привлекательные условия, которые позволяют сократить срок окупаемости проекта до нескольких раз".

Налоговый режим усовершенствуют

Главное новшество СПИК 2.0 — отмена ограничения действия льготы по налогу на прибыль. Налог обнулят на весь срок проекта, а не до 2025 года. "Самое время отменить это ограничение, — уверен партнер Taxology Алексей Артюх. — При лимите до 2025 года большинство участников СПИК смогут воспользоваться льготой лишь два-три года, потому что новые предприятия выйдут на окупаемость лишь через несколько лет".

Другое важное изменение — возможность раздельного налогового учета деятельности в рамках СПИК. "Это снимает вопросы процентных доходов и непрофильных доходов не от СПИК", — отметил Артюх.

Возможность раздельного налогового учета наиболее существенна для региональных проектов, большинство из которых направлено на модернизацию существующего производства, в то время как федеральные — на строительство нового, объясняет эксперт. "Например, у завода при реконструкции одной из линий в рамках СПИК появится возможность раздельного учета производства на этой линии", — пояснил Артюх.

К льготам не допустят без конкурса

А вот требования к инвесторам станут более жесткими. Желающим заключить СПИК предстоит конкурсный отбор. Если проект связан с технологиями военного, специального или двойного назначения, конкурс будет закрытым.

Это наиболее спорное новшество, считает управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников. "Условия отбора станут полем для дискуссий. Хотя с точки зрения государства совершенно разумно определять приоритеты инвестиционной политики и создавать преимущества для одних проектов перед другими", — отметил Ситников.

Требование внедрять высокие технологии

Заключить специальный инвестиционный контракт смогут только компании, разрабатывающие или внедряющие инновации. Технология должна быть включена в перечень правительства во время подачи инвестором заявки на заключение СПИК.

"Изменится сам фокус специальных инвестиционных контрактов. Если раньше в приоритете были инвестиции и создание нового промышленного производства, то теперь к этим приоритетам добавился трансферт технологий. Участник СПИК должен разработать технологию или приобрести права на иностранную технологию в том объеме, чтобы на ее основе иметь право создать новую и в дальнейшем производить уникальный продукт или товар с высоким экспортным потенциалом", — объяснила РБК директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан. У производителей будет возможность инициировать включение технологий в правительственный список, замечает эксперт.

Привлекут ли новые возможности больше инвесторов

Пока сложно оценить, насколько новшества повысят интерес инвесторов к СПИК, считает партнер налоговой практики KPMG Нина Гулис. "Бизнесу предстоит адаптироваться к новым требованиям: конкурсному отбору и обязанности локализовать технологию в России — эти дополнительные процедуры удлинят срок согласования инвестпроектов", — отмечает эксперт.

Управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников ожидает роста популярности СПИК. "В первой редакции СПИК не гарантировал ничего, кроме заморозки регуляторных изменений. В обмен на неизменность законодательства участник СПИК брал на себя обязательства не только проинвестировать, но и обеспечить определенный объем выпуска продукции на своем предприятии. И даже когда СПИК практически ничего не предоставлял, мера была востребована, и инвесторы достаточно активно ее использовали", — подчеркивает Ситников.

Однако поправки не учитывают пожелания бизнеса упростить таможенное регулирование, отмечает Анна Дупан. Предприниматели высказывали пожелания снизить таможенные пошлины, снять ряд ограничений в рамках ВТО и Таможенного союза. "Однако эта тема осталась за бортом, баланс интересов бизнеса и государства найти не удалось", — констатирует она.

Ксения Назарова, Ольга Агеева

 

 

Без конкурса работа стоит почти в девять раз дороже, чем по конкурсу.

"Ведомости"

UC Rusal попросила зампреда правительства Дмитрия Козака проверить стоимость наиболее дорогих проектов модернизации ТЭС, которые правительство предложило одобрить без конкурса: удельные капитальные затраты в этих проектах значительно выше, чем максимум, достигнутый на конкурсе. Об этом говорится в письме, которое UC Rusal отправила Козаку 28 мая. "Ведомости" ознакомились с копией документа, его достоверность подтвердил представитель UC Rusal.

Станции должны быть модернизированы по договорам о предоставлении мощности (ДПМ), которые гарантируют инвесторам возврат средств с фиксированной доходностью. Затраты на строительство и прибыль генерирующих компаний оплачивают промышленные потребители — и они неоднократно выступали за удешевление программы. Всего в 2022-2024 гг. планируется модернизировать около 11 ГВт. Модернизация большей части мощностей разыграна на конкурсах, победителям которых гарантирована прибыль в 14%. Судьбу 1,7 ГВт мощности определит правительственная комиссия.

Заседание комиссии назначено на 29 мая. В материалах к нему, разосланных Минэнерго в понедельник, говорится, что всего для участия в отборе были поданы заявки общей мощностью 10,155 ГВт, но заявленным критериям отвечают только проекты на 1,783 ГВт. Представитель Минэнерго подтвердил "Ведомостям" эту информацию.

В первой ценовой зоне критериям отвечают проекты модернизации Пермской ТЭЦ-9 (два энергоблока на 190 МВт) и Ижевской ТЭЦ-2 (125 МВт) "Т плюса", а также энергоблоков на Автовской ТЭЦ (236 МВт) ТГК-1 (входит в "Газпром энергохолдинг"), Краснодарской ТЭЦ (450 МВт) "Лукойла", Нижнекамской ТЭЦ (195 МВт) "Татнефти" с установкой ПГУ, блока на 50 МВт на Невинномысской ГРЭС "Энел Россия" итальянской Enel и на 130 МВт на Смоленской ТЭЦ-2 "Квадры".

Во второй ценовой зоне в программу модернизации могут попасть Красноярская ТЭЦ-1 (два блока 160 МВт) и ТЭЦ-3 (185 МВт) Сибирской генерирующей компании (СГК, подконтрольна СУЭК Андрея Мельниченко), а также Иркутская ТЭЦ-6 (65 МВт) "Иркутскэнерго" (подконтрольна En+).

Эти проекты стоят в общей сложности 63,5 млрд руб., или 49% общей цены модернизации в 2022-2024 гг., пишет UC Rusal. Во второй ценовой зоне вне конкурса обновят проекты, цена которых составляет 67% всей сибирской модернизации. Почти половина денег здесь уйдет на строительство нового блока на принадлежащей СГК Красноярской ТЭЦ-3. Модернизация 1 кВт на этой станции будет стоить энергорынку 124 115,4 руб. Это почти в два раза больше, чем предельные капитальные затраты на модернизацию ТЭС в конкурсном отборе, пишет UC Rusal: в отличие от открытого конкурса при отборе на правительственной комиссии не определены предельные затраты на строительство, и приоритет могут получить дорогостоящие проекты, которые проходят по другим критериям. Если такие проекты отбираются, возврат капитальных затрат осуществляется по принципу "сколько попросят", пишет UC Rusal.

Письмо официально не пришло, однако в аппарате Дмитрия Козака его видели, сказал представитель вице-премьера. Он отметил, что UC Rusal сможет поднять этот вопрос на заседании комиссии.

Заявка Сибирской генерирующей компании оформлена в соответствии с установленными требованиями, сказал представитель компании. По его словам, стоимость мероприятий по модернизации рассчитывалась специализированной проектной организацией, и расчеты уже представлены в "Совет рынка" и в Минэнерго.

Удельные капитальные затраты в проектах дополнительного отбора могут в 8,7 раза превысить показатели проектов, прошедших по конкурсу во второй ценовой зоне, и в 3,2 раза — в первой ценовой зоне, посчитали в Сообществе потребителей энергии. Подобные предложения как минимум требуют аудита, говорит представитель ассоциации.

При правительственном отборе сделан фокус на экологию и увеличение производства тепла, а не уменьшение инвестиций, поэтому отбираемые проекты будут дороже, рассуждает аналитик Moody’s Юлия Прибыткова — и выражает надежду, что это позволит привлечь инвестиции "в реально востребованные потребителями мощности, что не всегда происходило в предыдущей программе ДПМ".

Правительство вправе само определять критерии отбора, делать акценты на тепло, инновации и экологию, считает и аналитик "ВТБ капитала" Владимир Скляр. И хотя вся программа модернизации нацелена на привлечение наиболее дешевых инвестиций, важны и вторичные цели — производство тепла, внедрение инновационных технологий, локализация производства энергооборудования и др., полагает Скляр.

Представитель Минэнерго не ответил на запрос "Ведомостей".

Елена Вавина

 

 

К концу 2018 года долговая нагрузка Антипинского завода превысила 20 EBITDA.

"Ведомости"

Финансовые проблемы Антипинского НПЗ начались в прошлом году из-за снижения выручки и роста себестоимости продаж, следует из отчета компании по РСБУ за 2018 г., который был подписан 29 марта — за месяц до того, как она инициировала собственное банкротство. "Ведомости" ознакомились с документом, подтвердил его подлинность собеседник, близкий к НПЗ, и один из его кредиторов.

По итогам 2018 г. чистый убыток был 35,7 млрд руб., долговая нагрузка — 21,4 EBITDA, а все вырученные средства компания направляла на обслуживание кредитов и плату поставщикам, следует из отчета. "В начале этого года покупатели отказались от предоплат за продукцию Антипинского НПЗ, а именно эти предоплаты должны были пополнить оборотный капитал для закупок нефти", — говорил гендиректор завода Максим Андриасов.

"У компании отрицательный оборотный капитал еще с 2013 г. В конце 2018 г. его удалось снизить на 20% к уровню 2017 г., частично этому помог кредит Сбербанка на пополнение оборотного капитала (10 млрд руб.). Но за январь — март отрицательный оборотный капитал снова вырос на 5% до 100,9 млрд руб.", — говорит один из собеседников.

За прошлый год Антипинский НПЗ получил 187,3 млрд руб. выручки и всего 606 млн руб. прибыли от продаж. К убытку привели отрицательные курсовые разницы (24,7 млрд руб.) и возросшие платежи за пользование кредитами (почти в 2 раза — 15,1 млрд руб.). "В I квартале 2019 г. ситуация изменилась не сильно, при выручке 36,2 млрд руб. чистый убыток был 4 млрд, а продавал нефтепродукты завод себе в убыток — коммерческие (6,6 млрд) и управленческие (0,8 млрд) расходы превышали валовую прибыль (2,6 млрд руб.)", — говорит источник "Ведомостей".

Общий долг завода — около $5 млрд, из них $3 млрд — у Сбербанка, говорили источники, близкие к кредиторам. По данным отчета по РСБУ (не консолидирует долги дочерних обществ), общий долг на конец года был 171,3 млрд руб. ($2,5 млрд по курсу ЦБ), на Сбербанк приходится 123,7 млрд ($1,8 млрд) задолженности. В 2018 г. завод нарушил ковенанты перед Сбербанком, указано в отчете, в связи с этим банк получил право требования досрочного погашения всей задолженности. 17 апреля завод оказался под контролем Сбербанка.

Сбербанк сделал максимум возможного для сохранения работоспособности предприятия, говорит его представитель: "Бесперебойная работа была возможна при продолжении авансирования со стороны трейдеров. К сожалению, недружественные действия одного из крупных трейдеров не позволили реализовать данную возможность и привели к остановке предприятия".

Основной долг сформировался, пока строился Антипинский НПЗ, говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Первая очередь на 500 000 т введена в 2006 г., к 2015 г. мощность выросла до 9 млн т. "После налогового маневра в 2015 г. и падения цен на нефть первоначальная бизнес-модель компании, которую закладывали на стадии привлечения финансирования, дала сбой. Кроме того, долг был номинирован в долларах, что негативно сказалось на балансе завода", — говорит Ежов.

"Ситуация на Антипинском НПЗ показывает, что в текущих налоговых и макропараметрах независимая нефтепереработка обречена", — говорит вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев. Рентабельность заводов, которые 5-10 лет назад могли работать с прибылью на чужой нефти при высоких пошлинах на нефть и низких пошлинах на мазут, в условиях снизившейся субсидии нефтепереработки стремится к нулю, отмечает он: "Рост НДПИ и девальвация рубля привели к росту стоимости сырья, индексация акцизов и административное регулирование рынка нефтепродуктов будут продолжать оказывать давление на рентабельность нефтепереработки".

Виталий Петлевой

 

 

Куда качнет цену нефти этим летом.

"Российская газета"

Средняя мировая цена нефти грядущим летом имеет все шансы сохраниться на том же уровне, что и сейчас — около 70 долларов или даже подрасти. Однако перед этим котировки могут ожидать "американские горки". Торговый конфликт между США и Китаем, противостояние США и Ирана, изменение прогнозов мировой экономической активности — все эти факторы успешно уравновешивают цену нефти, но биржи не застрахованы от периодических провалов, как случившийся на прошлой неделе. Однако править бал будет сделка ОПЕК+.

Так, с 20 по 24 мая баррель Brent подешевел на шесть долларов — до менее 68. Катализатором падения стал обмен американской и китайской сторонами жесткими заявлениями по поводу торговых споров. Любые подвижки на этом поле тревожат инвесторов. Негативный эффект быстро себя исчерпал: в начале этой недели цена Brent стабилизировалась в коридоре 68-70 долларов. Причина в том, что Китай, как сообщила газета WSJ, отказалась от иранских нефтяных поставок.

"На данный момент мы сохраняем оптимистичный взгляд на нефть и считаем, что котировки продолжат восстановление к уровням выше 70 долларов с наступлением лета", — говорит главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. До заседания ОПЕК+ 25-26 июня котировки могут сильно колебаться, это же событие станет "отправным пунктом", который позволит определить среднесрочный вектор движения цен.

Первый сценарий — продление сделки ОПЕК+ до конца года с перевыполнением условий, как сейчас, говорит Покатович. Вероятность — 40-45 процентов, ожидаемый уровень цен — 74-77 долларов. Второй сценарий — ОПЕК+ "ослабляет гайки", то есть возвращается к стопроцентному выполнению условий вместо перевыполнения. Вероятность сценария та же, но цена более стабильная — 70 долларов. Третий сценарий — завершение сделки в случае геополитической напряженности и падение цен до 50-55 долларов. Вероятность — 10-20 процентов.

Геополитика исключает с рынка весьма масштабный объем предложения — до трех миллионов баррелей в сутки, оценивает Антон Покатович. Это затрудняет принятие решений, оказывающих влияние на средне- и долгосрочную перспективу рынка. К таким решениям относится и вопрос продления сделки ОПЕК+ в июне, заключает эксперт.

Александра Воздвиженская

<< Май, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ