Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.06.2015

По оценке участников рынка инициатива Минприроды приведет к задержке запуска геолого-разведочных работ на месторождениях до полугода.

"Независимая газета"

Минприроды хочет расширить проведение экологической экспертизы для нефтегазовых компаний при работе по поиску нефти и газа. Это следует из проекта постановления правительства "Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I — IV категорий" (есть у "Известий"), проходящего процедуру ОРВ (оценка регулирующего воздействия).

По мнению нефтегазовых компаний, проверки проектной документации на соответствие экологическим требованиям приведут к задержке ввода новых месторождений и принесут дополнительные расходы. "Газпром нефть" уже обратились с вопросом о целесообразность таких нововведений в правкомиссию по природопользованию и охране окружающей среды (в нее входит глава компании Александр Дюков) и к ее председателю Александру Хлопонину. В "Роснефти" намерены поддержать коллег.

Ранее Минприроды обязало (№ 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды") проходить экологическую экспертизу все объекты капстроительства, отнесенные к I категории опасности. Согласно проекту нового постановления ведомства, все промышленные объекты — от ткацких фабрик до металлургических заводов — были распределены по классам опасности (от I до IV). Из объектов топливно-энерегетического комплекса в список самых опасных для экологии (им присвоена I категория) вошли газо- и нефтеперерабатывающие заводы, угольные шахты, "объекты,  на которых выполняются  работы  по добыче нефти и природного газа". Менее вредными (II класс опасности) в правительстве посчитали магистральные трубопроводы.

– Таким образом, под экологическую экспертизу будет подпадать проектная документация по всем объектам добычи (скважины, кустовые площадки, внутрипромысловые нефтесборники, газопроводы, водоводы высокого давления, компрессорные станции, дожимные насосные станции), что повлечет за собой кратную нагрузку на нефтегазодобывающую отрасль, — пишет в своих замечаниях в рамках процедуры ОРВ нефтяная компания "Роснефть". Также она выступает против включения заводов по производству товарных масел в одну категорию с НПЗ.

Как пояснил "Известиям" источник в "Роснефти", изменения в экологическом законодательстве существенно затянут получение лицензии компании на проведение бурения на новых месторождениях. Такую лицензию выдают по итогам Государственной экологической экспертизы. Фактическое расширение госэкспертизы приведет к задержке запуска геолого-разведочных работ (ГРР) на месторождениях до полугода.

Минприроды, по сути, расширяет процедуру проведения  экологической госэкспертизы, которая и без того была обязательна для нефтегазовых компаний. Об этом говорит руководитель программ по особо охраняемым территориям Гринпис России Михаил Крейдлин. Правда, по его словам, экспертиза проводилась в меньших масштабах.

– До появления проекта постановления проводилась лишь проверка проектной документации, она включала изучение технической части. Проверяли в первую очередь технические регламенты, хотя и здесь оценивали воздействие на окружающую среду, — отмечает он. — Раньше экоэкспертиза затрагивала только проекты по поиску углеводородов на шельфе и в особо охраняемых природных территориях (ООПТ), теперь будет везде.

Обычно процедура занимала до 2-х месяцев, говорит собеседник, но теперь она увеличена до 3-х, указано в тексте проекта. Кроме того, подведение добывающих проектов под I категорию опасности заставляет компании проводить общественные слушания, входящие в процедуру оценки воздействия на окружающую среду (№ 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"), которая проводится в рамках госэкспертизы Росприроднадзора, заявляет Крейдлин.

До сих пор практика обсуждения будущих проектов добычи с населением отсутствовала, замечает партнер Greenwich Capital Лев Сныков, скорее всего, именно это услове вынуждает компании обращаться к Хлопонину, задержка запуска ГРР на крупных месторождениях для компаний, напротив, несущественна.

Как указано в проекте постановления, платить за дополнительную госэкспертизу будут сами недропользователи, но на экономику добычи это не повлияет, уверен аналитик.

По оценкам участников рынка с появлением новой экспертизы проверки могут затянуться до полугода, а затраты на ее проведение вырастут с  6% до 10-12% от всех трат на подготовку проектной документации.

По словам представителей пресс-службы "Газпром нефти", изменения действительно "увеличивают финансовые затраты компании на разработку проектной документации и продлевают сроки проведения экологической экспертизы месторождений".

Источник в "Газпроме" тоже не согласен со включением месторождений компании в I категорию опасных объектов.

Представитель главы комиссии Александра Хлопонина не смогла уточнить, когда пройдет обсуждение вопроса. В "Газпроме", "Башнефти", "Роснефти"  от официальных комментариев отказались. В НОВАТЭК, "Транснефти" и "Сургутнефтегазе" не ответили на запрос газеты.

По данным "Известий", некоторые компании уже направили письма в Минприроды и Минэнерго с просьбой перевести объекты нефтяных компаний в другой класс опасности, чтобы они не подпадали под проверки Росприроднадзора. В министерствах не смогли предоставить оперативный комментарий.

В этом году новый закон "О недрах" уже установил за компаниями экологический контроль по закрытию выработанных месторождений, обязав их создавать отдельные ликвидационные фонды по каждому месторождению. Компании должны за свой счет производить ликвидацию всех  сооружений после окончания отработки месторождения.

Арсений Погосян

 

 

Маршрут поставок газа в Китай назовут "Сила Сибири-2".

"Российская газета"

Поставки газа в Китай с месторождений в Западной Сибири будут проходить по маршруту, получившему название "Сила Сибири-2". Об этом рассказал на годовом собрании акционеров "Газпрома" председатель правления компании Алексей Миллер.

"По западному маршруту планируется поставлять по 30 миллиардов кубометров газа в год в течение 30 лет. Определена и точка передачи газа. А это значит, что маршрут приобрел реальные очертания", — сказал Алексей Миллер.

В будущем число ниток этого газопровода может вырасти до трех, что даст потенциал к увеличению годовых поставок до 100 миллиардов кубометров. Контракт о поставках газа из Западной Сибири между российским "Газпромом" и китайским CNPC был подписан 8 мая 2015 года. Кроме того, к 2017 году должен быть построен газопровод "Сила Сибири" для продажи топлива в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также, по словам Алексея Миллера, "Газпром" вскоре приступает к созданию совместной компании для реализации газопровода "Северный поток-2". "Мы будем использовать наработки Nord Stream AG. Это компания, которая строила и эксплуатирует "Северный поток-1".

Успешный опыт работы на Балтике поможет нам оптимизировать затраты и сроки строительства. Обе нитки будущего газопровода "Северный поток-2" будут введены в эксплуатацию до конца 2019 года", — рассказал Алексей Миллер. Предполагается, что две нитки газопровода пройдут из РФ по дну Балтийского моря к побережью Германии, а объем поставок достигнет уровня 55 миллиардов кубометров в год. Фактически проект становится расширением уже действующего "Северного потока", расположенного также на дне Балтики для снижения зависимости от стран-транзитеров. По нему коммерческие поставки топлива в Европу начались в 2012 году.

Кроме того, в "Газпроме" планируют увеличить на 10 процентов за ближайшие три года добычу газового конденсата. По словам Алексея Миллера, он является более премиальным по сравнению с нефтью продуктом благодаря малому содержанию тяжелых примесей.

Что касается контрактов с Украиной, то на итоговой пресс-конференции Миллер сообщил журналистам, что Президент России Владимир Путин поручил провести переговоры с Киевом о продлении транзита российского газа через эту страну после 2019 года.

Роман Маркелов

Правительство пошло на радикальную реформу в нефтяной отрасли. В текущих условиях поддержать сырьевые доходы — приоритет для бюджета, объясняют аналитики.

"Ведомости"

Председатель правительства России решил поддержать введение налога на финансовый результат (НФР) для пилотных нефтяных проектов, рассказал в пятницу зампред правительства Аркадий Дворкович.

НФР облагаются доходы от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и доставку до покупателя. Сначала будет трехлетний эксперимент — предположительно для 16 проектов четырех компаний ("Роснефть", "Лукойл", "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз"), их отобрало Минэнерго. Законопроект об НФР уже давно внесли в Госдуму ханты-мансийские законодатели, нужен был отзыв правительства. Интрига держалась до последнего: Минфин выступал жестко против.

Правительство подготовит положительный отзыв на законопроект, но с замечаниями к доработке во втором чтении, рассказывает министр энергетики Александр Новак.

Для Минфина это большой проигрыш — замминистра финансов Сергей Шаталов называл реформу рискованной игрой со ставкой в триллионы рублей. Самого Шаталова на пятничном совещании не было, был министр Антон Силуанов, но участники совещания говорят, что особой схватки даже не было — решение приняли быстро. Никаких сомнений и не было, премьер и раньше поддерживал концепцию, объясняет высокопоставленный чиновник: НФР не даст сразу большого выпадения доходов бюджета, он вводится для небольших истощенных месторождений с общими запасами около 1 млрд т. По расчетам Минэнерго, в первый год эксперимента налоговые доходы от 10 из 16 пилотных проектов снизятся, но за три года и позже будет выигрыш.

Но, во-первых, сейчас в бюджете каждая копейка на счету, замечает федеральный чиновник: в следующем году продолжится 10%-ное сокращение госпрограмм; если не будет принято решение о сокращении расходов на индексацию социальных выплат, все остальные расходы будут сокращены еще больше. Любые бюджетные расходы на все направления экономики сейчас сильно ужимаются, а правительство помогает отрасли, которая и так меньше всех пострадала от кризиса за счет девальвации, возмущается чиновник. Даже несмотря на повышение налоговой нагрузки из-за налогового маневра, выручка (после уплаты налогов) нефтяников в рублях в мае была выше, чем в августе, подсчитал нефтегазовый центр EY.

Во-вторых, после эксперимента НФР будет распространен на всю отрасль — и риски вырастут еще больше. Минэнерго готово изменить список проектов (например, включить только те, что не приносят убытки бюджету), но такой сценарий еще больше пугает Минфин, признает чиновник Минфина. Если эксперимент покажет безвредность, у нефтяных лоббистов будет еще больше аргументов.

Минэнерго приводит контраргумент: идея, что нефтяные доходы, основа российского бюджета, будут стабильны, иллюзорна. Добыча падает, заместить ее добычей с новых месторождений невозможно (она вся практически не облагается налогами), поэтому нужно стимулировать разработку истощенных месторождений. При текущей налоговой системе не все запасы вовлекаются в разработку, если не ввести НФР, бюджет вообще ничего не получит, а так получит хоть что-то, говорили нефтяники.

Систему надо было менять, признают аналитики Vygon Consulting: для поддержания добычи вводятся все новые и новые льготы, налоговая система становится все менее управляемой. Добыча без льгот на НДПИ снизилась с 438 млн т в 2007 г. до 345,7 млн т в 2015 г., ее доля в добыче сократилась с 95 до 71%, по расчетам Vygon, а к 2020 г. доля льготируемой нефти может превысить 33%.

Законопроект об НФР — не системное решение, на взгляд Vygon Consulting: в текущих параметрах НФР нельзя добровольно распространить на всю отрасль, он подходит только для высокозатратных месторождений без льгот, т. е., по сути, это очередная полезная, но ограниченная льгота.

Законопроект сырой, но все боятся стагнации добычи, это главное, что убедило Дворковича, а потом и премьера, делятся чиновники.

Диверсификация и импортозамещение важны, но для правительства сейчас самое важное — поддержать сырьевые доходы: надеяться, что магическим образом будет снижена от них зависимость, не приходится, резюмирует главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Большие выпадающие доходы могут быть компенсированы за счет расходов на другие секторы экономики либо даже за счет повышения других налогов, хотя президент и обещал не делать этого, рассуждает он. И так очень сильно сократились все инвестиционные доходы — на дорожное строительство и проч., дальнейшее сокращение уже социально болезненно, предупреждает экономист: например, денег недополучат моногорода.

На совещаниях в Минэнерго обсуждался такой вариант: нефтяники подписывают с правительством соглашение, что, если сократятся поступления в бюджет, они компенсируют разницу, рассказывают чиновники. Но финансово-экономический блок правительства не считает это решением, знает один из чиновников: "Как юридически оформить, непонятно, все это будет держаться на устных договоренностях".

Маргарита Папченкова

 

 

Владимир Путин поручил договориться с "Нафтогазом" о транзите газа после 2019 года.

"РБК daily"

Владимир Путин поручил провести переговоры о продлении транзита газа через Украину после 2019 года, сообщил глава "Газпрома" Алексей Миллер. Еще в начале июня он и не думал делать этого.

Условия для "Газпрома"

"Говорят, есть коварный план "Газпрома" по прекращению транзита газа через Украину, давайте внесем ясность. Есть действующий контракт на транзит через территорию Украины до конца 2019 года... Есть активная или, я бы сказал, непримиримая позиция Украины внести в этот контракт неприемлемые для нас условия", — сказал Миллер на пресс-конференции после собрания акционеров монополии.

Непримиримость Украины состоит в цене, которую Киев предлагает за прокачку газа после 2019 года. "Сегодня транзитная ставка через территорию Украины составляет $2,7 за тысячу кубов на сто километров. Украинская сторона говорит, что хочет поднять эту ставку до $5... Мы говорим о том, что мы никогда на неприемлемых, несправедливых и невыгодных для "Газпрома" условиях не подпишем контракт на транзит [после 2019 года]", — разъяснил Миллер.

По его словам, есть указание президента Владимира Путина провести переговоры с "Нафтогазом" по условиям транзита после 2019 года. Представитель "Газпрома" пока не ответил на запрос РБК.

Смена риторики

Весной позиция "Газпрома" и профильных чиновников на словах была заметно жестче по отношению к украинским контрагентам. В апреле Миллер заявил, что за счет строительства газопровода "Турецкий поток" в 2019 году концерн собирается полностью прекратить транзит газа через территорию Украины. О том, что Россия не планирует продлевать действующий договор после 2019 года, в апреле в рамках "Валдайского клуба" говорил и министр энергетики Александр Новак.

Две недели назад монополия не сообщала партнерам и чиновникам о намерении договориться о транзите газа по территории Украины через четыре года. "Газпром" не намерен после 2019 года продолжать отношения с Украиной как с транзитером российского газа, заявил 9 июня журналистам зампред правления "Газпрома" Александр Медведев.

Теперь поставщик газа готов обсуждать условия работы после 2019 года, но, по словам Миллера, выгодных предложений нет. До конца месяца должна пройти трехсторонняя встреча в формате Россия — Украина — ЕС, на которой "Газпром" будет обсуждать условия новых поставок газа и в частном порядке может вернуться к транзиту после 2019 года.

Параллельно компания будет строить два проекта, призванных снизить зависимость от украинского транзита, — "Турецкий поток" и "Северный поток-2". Однако монополия пока не договорилась с европейскими покупателями о том, как они будут забирать газ по новым маршрутам. Кроме того, к 2019 году монополия может не успеть вывести их на планируемую мощность.

Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер уверен, что финансовое положение компании позволяет завершить все трубопроводные проекты. "Все проекты будут обеспечены необходимым финансированием. У "Газпрома" устойчивое финансовое положение.

На протяжение пяти лет мы входим в пятерку компаний — мировых лидеров по основным финансовым показателям", — заявил Миллер в конце прошлой недели. Он отметил, что свободный денежные поток "Газпрома" по итогам 2014 года составил 654 млрд руб., а соотношение долга к EBIDTA в долларовом выражении на протяжении последних нескольких лет держится на уровне 0,9.

"Оставаться без возможности транзита газа через Украину к 2020 году рискованно как для "Газпрома", так и для его европейских потребителей, — считает старший аналитик UBS Максим Мошков. — Новые газопроводы — и "Турецкий поток", и "Северный поток-2" — могут служить хорошим дополнением трубе, проходящей через Украину, но не смогут полностью ее заменить. Риск состоит в том, что европейские страны, например, могут не утвердить маршрут нового газопровода, тогда часть европейских потребителей останется в 2020 году без газа".

Суд в Брюсселе

Переговоры с украинскими партнерами будут непростыми, поскольку у монополии остается незавершенным крупный судебный спор с "Нафтогазом".

Год назад,16 июня 2014 года, "Газпром" обратился в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с целью взыскать с НАК "Нафтогаз Украины" задолженности за природный газ, поставленный в ноябре-декабре 2013 года и апреле-мае 2014 года по контракту от 2009 года, и процентов по ней на общую сумму свыше $4,5 млрд. "Нафтогаз" подал ответный иск с требованиями изменить цену на природный газ из России (пересмотр не менее чем $6 млрд) и отменить положения контракта, запрещающего реализацию поставляемого по нему газа за пределами Украины.

"Газпром" не ожидает решения Стокгольмского суда раньше 2017 года, сообщил сегодня Миллер. По его словам, общая сумма претензий "Газпрома" к "Нафтогазу" из-за недобора газа по правилу "бери или плати" в настоящее время составляет $26,7 млрд.

Вместе с требованиями по долгам за газ растут претензии и за поставки в ЛНР и ДНР. Долг Украины за поставку российского газа на эти территории составляет $212 млн, заявил сегодня глава "Газпрома". "Мы сделали предложение и сказали: если вы не оплачиваете поставки на юго-восток, то, может быть, согласитесь, чтобы в соответствии с украинским законодательством контракт заключила какая-то компания-трейдер?​ Но соответствующего ответа от "Нафтогаза" "Газпром" так и не получил", — заявил Миллер после собрания акционеров.

Анатолий Темкин, Александра Галактионова, Людмила Подобедова

 

 

<< Июнь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ