media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.07.2015

"Газпром" в 2015 г. сократит добычу газа до исторического минимума. Треть мощностей и часть газопроводов, в создание которых вложено 2,4 трлн руб., оказались не нужны.

"Ведомости"

Добыча газа группой "Газпром" в 2015 г. составит 414 млрд куб. м, прогнозирует Минэкономразвития. Это самый низкий показатель за всю историю компании. Еще в июне "Газпром" обещал добыть в этом году 450 млрд куб. м. Во вторник представитель компании отказался от комментариев.

Добычные мощности "Газпрома" — 617 млрд куб. м, т. е. треть из них — более 200 млрд — остаются невостребованными.

Наращивать добычу "Газпром" решил в 2002 г., когда компанию возглавил Алексей Миллер. В 2015 г. она составит 610-615 млрд куб. м, а к 2020 г. с учетом проектов на востоке страны — 670-680 млрд, предсказывал в 2008 г. начальник управления перспективного развития "Газпрома" Сергей Панкратов.

"В 2015-2020 гг. ожидается и увеличение потребления на внутреннем рынке", — уверял тогда же гендиректор "Межрегионгаза" Кирилл Селезнев. А зампред правления "Газпрома" Александр Медведев прогнозировал, что потребление газа в Европе будет расти и к 2020 г. превысит 600 млрд куб. м, из-за падения собственной добычи Европе придется дополнительно импортировать 145 млрд куб. м.

В 2014 г. экспорт "Газпрома" уменьшился по сравнению с 2008 г. на 40 млрд куб. м, продажи в России упали на 90 млрд куб. м. Все это время компания продолжала инвестиции в добычу и газотранспортные мощности.

Например, мощность Бованенковского месторождения в декабре 2014 г. была увеличена до 90 млрд куб. м в год. В 2008-2014 гг. в обустройство Бованенково и строительство газопровода от него "Газпром" вложил 1,7 трлн руб., план на 2015 г. — 144 млрд руб., сообщала компания.

Допущены просчеты в оценке спроса, указывает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров, но, когда принимались решения об увеличении добычи, трудно было предсказать, что столько негативных факторов сойдется одновременно: это и изменение правил регулирования европейского рынка, и появление новых поставщиков, и сланцевая революция в США, и конкуренция с независимыми производителями в России, и обострение политической ситуации.

В 2006-2008 гг. Европа сама просила "Газпром" инвестировать в добычу газа, помнит аналитик Vygon Consulting Мария Белова, но ЕС развивал и возобновляемую энергетику, она сдерживает спрос на газ: "Реализуется самый негативный сценарий, несколько лет назад его за базовый никто бы не взял".

"Газпром" запустил добычу на Ямале и создал газопроводы Бованенково — Ухта и Ухта — Торжок под европейский рынок, говорил Миллер в апреле в Берлине: "Европа должна дать четкий ответ, нужны ей эти мощности или нет". Сегодня таких гарантий никто не дает, сетовал он.

"Газпром" может рассчитывать на какое-то увеличение поставок в Европу из-за падения там добычи, но не на рост потребления, спрос стагнирует, ЕС продолжает развивать альтернативную энергетику, говорит один из партнеров "Газпрома" в Европе.

До 2025 г. поставки газа на западном направлении в базовом варианте останутся такими же, как сейчас, писал замначальника департамента "Газпрома" по управлению проектами Виктор Тимошилов в статье в журнале "Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом": возможность нарастить поставки просматривается только ближе к 2030-2035 гг.

Медведев в июне также снизил прогноз, теперь он ждет, что в 2025 г. дополнительный спрос на импортный газ в Европе составит только 50 млрд куб. м.

Но Европа декларирует отказ от российского газа. Еврокомиссия уже заблокировала строительство "Южного потока", а "Газпром" потратил 56 млрд руб. на выкуп долей в проекте у иностранных партнеров. Для газопровода уже заказаны и частично отгружены трубы на 2 млрд евро (130 млрд руб.). Застопорилось и строительство альтернативного "Турецкого потока". Расторгнут контракт с подрядчиком — итальянской Saipem, которая теперь требует неустойку. "Согласно отчетности Saipem в 2014 г. она получила от South Stream Transport 495 млн евро (32,2 млрд руб.), а в I квартале 2015 г. — еще около 300 млн евро (19,5 млрд руб.). Отчет за II квартал покажет такую же сумму, а за III квартал — плату за досрочное прекращение контракта", — полагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
"Газпром" в начале июля остановил и строительство системы газопроводов "Южный коридор", по которой газ должен был поступать в "Турецкий поток", в том числе из трубы Бованенково — Ухта. На "Южный коридор", общая цена которого — 715 млрд руб., уже потрачено около 300 млрд руб. Миллер обещал перенаправить газ с Ямала в Китай по газопроводу "Алтай", контракт ожидался в середине 2015 г., но теперь и этот вопрос откладывается, Китай пересматривает энергобаланс, рассказывали "Ведомостям" чиновники.

В 2011 г. "Газпром" запустил газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток мощностью до 30 млрд куб. м и стоимостью 467 млрд руб. По этой трубе "Газпром" снабжает газом и регион, поставки не превышают 6 млрд куб. м. По нему же планировалось поставлять газ в Китай с проекта "Сахалин-3" или на завод "Владивосток СПГ". Но от строительства завода уже отказались, а газ "Сахалина-3" решено направить на расширение действующего на острове завода СПГ. То есть теперь газопровод может оказаться не нужен, отмечал Корчемкин.

Из-за сланцевой революции "Газпрому" пришлось отложить освоение Штокмановского месторождения, для его разработки были построены две платформы за 59 млрд руб., а теперь "Газпром" собирается списать по проекту 22,3 млрд руб. убытка.

Таким образом, "Газпром" мог потратить на невостребованные проекты как минимум 2,4 трлн руб. Сейчас на Московской бирже столько стоит "Роснефть".

"Газпром" стал жертвой любви к мегапроектам, считает Нестеров. Зато обогатились его подрядчики, неоднократно отмечал Корчемкин: все основные работы на проектах "Газпрома" выполняли структуры Аркадия Ротенберга, Геннадия Тимченко и Зияда Манасира, чья компания "Стройгазконсалтинг" теперь принадлежит Газпромбанку.

Михаил Серов

 

 

Группа ГМС создает в России уникальный производственный комплекс для нефтегазовой отрасли. Запуск запланирован на конец 2015 года.

"Российская газета"

Санкции перестали восприниматься в России как событие временное. Решение Евросоюза об их продлении до конца января 2016 года дало понять — из стадии "переждать" пора переходить к стадии "адаптироваться". Для нефте- и газодобывающей промышленности, на которой во многом держится российская экономика, это означает — необходимо всерьез решать проблему импортозамещения оборудования, которое в условиях санкций попало под запрет.

Эксплуатация иностранного оборудования в России всегда была связана с целым рядом сложностей. Оно дороже отечественного, цена на него напрямую зависит от курса валют. Сегодня при ослаблении рубля этот фактор начинает играть важную роль. Ввод, обслуживание, а тем более ремонт такого оборудования требует привлечения иностранных специалистов. Это дополнительные затраты, как финансовые, так и временные.

Все это говорит о необходимости освоения производства высокотехнологичного оборудования в России. Минпромторг и минэнерго подготовили график импортозамещения, в котором эта задача занимает не последнее место. К приоритетным направлениям отнесено производство катализаторов для нефтеперерабатывающих производств и нефтегазохимии, компрессоров для сжижения природного газа, газовых турбин высокой мощности, насосно-компрессорного оборудования, а также создание программных средств для оптимизации бурения и добычи углеводородного сырья.

В качестве одного из первых реальных примеров импортозамещения можно рассмотреть опыт Группы ГМС — одного из ведущих машиностроительных холдингов страны, которая еще до введения санкций, в 2013 году, начала строительство уникального производственного комплекса на АО "ГМС Ливгидромаш" в Орловской области. Благодаря своевременному стратегическому решению, уже к концу этого года компания полностью локализует в Орловской области производство всей основной номенклатуры своих зарубежных активов — украинского предприятия "Насосэнергомаш", традиционно обеспечивающего более 80% потребности "Транснефти" в насосном оборудовании, и немецкого Аполло Гессниц Гмбх — одного из ведущих мировых поставщиков процессинговых насосов. При этом производственные мощности украинского АО "Насосэнергомаш" будут полностью загружены заказами на насосы для АЭС в Китае и международных нефтегазовых компаний в Ираке, а мощности Аполло — заказами на насосы для нефтегазодобывающих платформ, нефтеперерабатывающих заводов и тепловых электростанций в Европе и Юго-Восточной Азии.

Объем инвестиций в создание новых мощностей составит 2,5 млрд рублей, из которых 1,6 млрд будет вложено в первую очередь проекта, которая будет завершена в октябре 2015 года, 0,9 млрд — во вторую очередь, рассчитанную до конца 2016 года. Новые мощности на АО "ГМС Ливгидромаш" будут включать в себя механообрабатывающее производство, сборочный цех и испытательный комплекс, превосходящий по своим параметрам (его мощность 12 МВт) все имеющиеся на сегодняшний день в России. Выход производства на проектную мощность к 2017 году позволит увеличить объемы реализации насосного оборудования до 8-10 млрд рублей в год.

Результатом завершения строительства нового комплекса в Ливнах станет создание самого передового в технологическом отношении производства насосов, позволяющего разрабатывать, изготавливать и испытывать их непосредственно на одной производственной площадке. Проект локализации производства в Ливнах нашел поддержку в минпромторге, так как он позволит обеспечить отечественным оборудованием не только предприятия нефтегазового комплекса, но и тепловой и атомной энергетики, водного хозяйства и многих других отраслей экономики.

Ирина Голова

 

 

Дефицит бензина в России после перехода на класс "Евро-5" может составить 2-4 млн т. Из-за этого оборот топлива "Евро-4" может быть продлен.

"Ведомости"

После перехода с 2016 г. на оборот топлива класса "Евро-5" рынок недополучит около 2-4 млн т бензина, сказал вчера министр энергетики Александр Новак. "Мы видим риски того, что у нас некоторые объемы — примерно 2-4 млн т — будут находиться под вопросом при поставках на рынок, при балансировке внутреннего рынка. Поэтому возможно, что мы сохраним оборот "Евро-4", чтобы не допустить риска дефицита", — сообщил он (цитата по "Интерфаксу"). Новак отметил, что вопрос продления продаж "Евро-4" на внутреннем рынке остается дискуссионным. Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича не смог предоставить комментарии, пояснив, что вице-премьер находится в отпуске.

Нефтеперерабатывающие заводы уже давно переходят на выпуск топлива более высокого качества. В 2011 г. с каждой нефтяной компанией ФАС, Ростехнадзор и Росстандарт подписали соглашения. В этих документах — графики ввода различных установок на НПЗ, повышающих качество топлива. Модернизация должна завершиться в 2020 г. В 2011 г. был запрещен оборот топлива класса "Евро-2". Но многие компании не успели модернизировать заводы — возник дефицит, и цены выросли. Оборот "Евро-2" был продлен до конца 2012 г. С января 2015 г. запрещено продавать нефтепродукты класса "Евро-3", а с 2016 г. должен быть введен запрет на класс "Евро-4". По данным Минэнерго, в 2015 г. потребление бензина составит 35,7 млн т, а производство — 36,8 млн т (28,2 млн т класса "Евро-5" и 8,6 млн т "Евро-4").

Весной чиновники обсуждали продление оборота топлива "Евро-4" еще на год из-за угрозы дефицита. Это предлагало Минэнерго, из-за того что модернизировать заводы не успевает "Роснефть", следовало из презентации министерства (копия есть у "Ведомостей").

Компания сдвинула сроки ввода 7 из 13 установок, в итоге прогнозное производство бензина "Евро-5" снижается на 3,3 млн т, говорилось в документе. Летом на совещании у Дворковича было решено не продлевать оборот топлива 4-го класса. Нефтяники, в том числе "Роснефть", заверили, что дефицита не будет, и взяли на себя обязательства поставить необходимый объем топлива на внутренний рынок. Если оборот топлива класса "Евро-4" будет продлен, это некритично, сказал представитель "Роснефти". Он добавил, что, например, "в ряде ключевых промышленно развитых стран мира" в 2016 г. нет и не ожидается ограничений на оборот топлива 4-го класса.

Производство "Евро-4" сохранится, но будет введен дифференциал между ним и "Евро-5". "Евро-4" может экспортироваться, использоваться для специальных нужд <...> поэтому надо сохранять позицию по другим классам и иметь четкий ориентир по акцизам", — пояснял ранее Дворкович (цитата по "Интерфаксу"). Против полного перехода на "Евро-5" с 2016 г. выступает ФАС. Есть риски недопроизводства бензина класса "Евро-5" в следующем году, предупредил вчера начальник управления службы Дмитрий Махонин. Он напомнил: в прошлом году на цену повлияло выпадение даже несущественных объемов из-за аварии на Ачинском НПЗ "Роснефти" (производство упало вдвое до 663 200 т, по данным ЦДУ ТЭК. — "Ведомости").

Дефицит в 2 млн т ощутим для рынка, говорит директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов. По его словам, спрос на бензин не снижается: "Это заметно по текущей динамике цен на бирже — они бьют исторические рекорды". По его мнению, не спасет ситуацию и белорусский бензин. В 2016 г. условия поставок нефтепродуктов с белорусских заводов на российский рынок ухудшатся из-за налогового маневра, отмечает Турукалов. В этом году Минск значительно снизил поставки, так как в России цены были ниже экспортного паритета. "Целесообразно продлить оборот бензина класса "Евро-4" как минимум на год, чтобы основная часть НПЗ завершила модернизацию и у рынка появился запас прочности", — резюмировал Турукалов.

Галина Старинская

<< Июль, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ