media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.09.2015

Итальянский нефтегазовый гигант боится, что санкции ЕС распространятся и на закупки российского газа. В ближайшие несколько лет такой сценарий маловероятен, уверены эксперты.

"Известия"

Итальянский нефтегазовый гигант Eni SpA в своей отчетности впервые высказал опасения из-за наложенных ЕС на Россию санкций — компания дополнила свой список рисков несколькими пунктами. Как указывает Eni в своем годовом отчете за 2014 год, компания понесет значительные убытки, если Евросоюз введет санкции на закупку членами ЕС российского газа. Совет ЕС пока не планирует налагать санкции на российское топливо, говорят источники "Известий" в Европарламенте.

"Дальнейшие санкции, которые могут быть наложены на Россию, российских граждан или российские компании мировой общественностью, к примеру, предписывающие ограничения на заказ российского газа европейскими компаниями или ограничивающие деловые связи с российскими контрагентами, могут отрицательно повлиять на бизнес Eni, ее результаты деятельности и денежный поток, — пишет компания. — Кроме того, эскалация кризиса и наложенных санкций могут вызвать значительные повсеместные перебои в энергетическом обеспечении и торговле, что может оказать негативный эффект на бизнес группы, ее финансовые показатели, ее операционный результат и будущие проекты".

При этом Минэнерго фактически признает, что объективно ограничения в закупках российского газа в ближайшей перспективе возможны.

– Это дорого, для Европы это в целом дорого. Но возможность замещения российского газа на другой газ есть, — говорил замглавы Минэнерго Алексей Текслер в ходе обсуждения в Аналитическом центре при правительстве РФ проекта Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года.

Ранее основные европейские дилеры российского газа ни разу публично не высказывали опасений за получаемый газ, несмотря на проблемы на Украине (через нее по-прежнему поступает часть объемов). Eni по украинской газотранспортной системе и вовсе получает 100% газа. Итальянская госкомпания — третий по величине покупатель российского газа в Европе, а 2013 году она была лидером (21,55 млрд куб. м), закупив больше двух своих основных конкурентов — турецкой Botas и немецкой E.ON. В 2014 году поставки упали на 14%, до 18,64 млрд куб. м. Всего за 2014 год, по данным "Газпром экспорта", в Италию было продано 21,7 млрд куб. м газа (кроме Eni, есть и другие, более мелкие покупатели: Sinergie Italiane, Hera Group и др.). В целом итальянское потребление превышает 60 млрд кубометров в год; кроме России, крупным поставщиком страны является Алжир.

Помимо доходов от покупки и перепродажи российского газа, Eni с 2003 года получает прибыль от владения 50% в проекте "Голубой поток" (мощность 16 млрд куб. м), соединяющим Россию и Турцию. В прошлом году "Газпром" поставила в Турцию 14,4 млрд куб. м газа (в 2013 — 13,7 млрд куб. м). За 12 лет поставок Турция получила через "Голубой поток" 117 млрд куб. м. Также Eni планировала активно вкладываться в другие транспортные проекты России. В 2007-м Eni подписала меморандум о подготовке "Южного потока", впоследствии купив 20% в компании-операторе строительства South Stream Transport B.V. (еще по 15% досталось Wintershall и EDF, 50% осталось у "Газпрома"). Eni участвовала в строительстве новой трубы не только как инвестор, но и как основной подрядчик — с дочерней Saipem (47% у Eni) у "Газпрома" было заключено две сделки на общую сумму €2,4 млрд. В декабре 2014 года проект был отменен и "Газпром" выкупил доли обратно, выплатив консорциуму инвесторов $1 млрд. В замену "Южного потока" — в "Турецкий поток" — Eni пока не вкладывалась.

Существенно упал доход и у самой Eni: в первом полугодии 2015 года чистая прибыль упала в три раза, до €591 млн, за 2014 год чистая прибыль сократилась в четыре раза, до €1,33 млрд. Это можно объяснить общим падение цен на нефть, к которой привязаны контрактные цены на поставку газа, а также сокращение потребление газа Европой, считает аналитик Vygon Consulting Мария Белова.

В условиях низких цен "Газпром" сам сокращает поставки газа в ЕС, по итогам 2014 года они упали на 17%, с 190 млрд куб. м до 157 млрд куб. м, при этом поставки в Европу сократились на 9%, с 161,6 млрд куб. м до 146,6 млрд куб. м. Исходя из годового отчета ассоциации Eurogas, за 2014 год упала и общая доля российского сырья на рынке ЕС — с 39% до 30%, по данным Еврокомиссии, доля "Газпрома" в 2014 году составила больше — 42%.

"Газпром" снижает контрактные цены для потребителей за рубежом несколько лет подряд. В отчете компании за 2013 год сообщалось, что средневзвешенная цена по долгосрочным контрактам тогда составила $387 за 1 тыс. куб. м, в 2014 году она снизилась до $345,4 за 1 тыс. куб. м. В 2015 году цена может составить $240–245, прогнозировал зампред правления "Газпрома" Александр Медведев в мае этого года.

Высокая доля на европейском газовом рынке стала причиной начатых в прошлом году Еврокомиссией антимонопольных расследований против "Газпрома", считает источник "Известий" в газовой монополии. В апреле 2015 года Еврокомиссия опубликовала официальный список претензий к "Газпрому", обвинив в "злоупотреблении доминирующим положением на рынках стран Центральной и Восточной Европы". Попутно ЕК намерена изменить структуру закупок газа за пределами Евросоюза, создав своего монополиста-закупщика (по примеру существующего Euratom).

Пока реальной опасности ограничения поставок российского газа ЕС нет, ограничения не обсуждались, рассказали "Известиям" несколько депутатов Европарламента и подтвердил источник в ЕК (Еврокомиссия дает рекомендации Совету ЕС). Представитель Еврокомиссии Майя Косьянчич, впрочем, отметила, что санкционные меры "находятся под постоянным пересмотром".

По мнению аналитиков, Eni включила новые риски в отчетность, для того чтобы защититься от возможных претензий со стороны акционеров и инвесторов. Кроме того, внесение этого фактора в отчетность может быть адресовано властям ЕС, считает Мария Белова. По ее мнению, Евросоюз не станет вводить санкции сейчас, пока не достроил газотранспортную инфраструктуру в Европе.

– Многие, особенно восточноевропейские страны, на 100% зависят от поставки российского газа, и, чтобы их заместить, им потребуются время и новые трубопроводы к терминалам по приему сжиженного природного газа (СПГ). Пока ЕС не достроит всю инфраструктуру, он может лишь обязать компании снижать объемы закупки у России, но сразу прекратить — нет, — уверена аналитик. — Кроме того, экстренной диверсификации поставок могут помешать элементарное нежелание компаний-поставщиков СПГ заключать новые контракты в условиях низких цен на нефть.

Сейчас власти ЕС обсуждают сразу несколько проектов в Восточной Европе: трубы из Сербии в Болгарию и из Болгарии в Грецию — такое решение позволит поставлять в эти страны газ из газопровода TAP, соединяющего Грецию с месторождениями Азербайджана. Также есть проект газопровода из хорватского СПГ-терминала в Венгрию и Словению. Эти меры дадут Болгарии и Сербии альтернативу российскому газу — газ можно будет получить из терминалов СПГ, а также от других газопроводов, объединенных с трубопроводами в Северном море и Северной Африке. Кроме того, план ЕС предполагает объединение газотранспортных систем Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии для свободного перетока газа за счет строительства подобных трубопроводов.

Если европейские власти всё же решатся на газовое эмбарго, то о таких санкциях будет объявлено минимум за полгода до их введения, иначе могут возникнуть проблемы с закрытием действующих сделок на поставку между "Газпромом" и его европейскими покупателями, считает Белова. О введении санкций в отношении поставок нефти и газа из Ирана ЕС предупредила европейских потребителей за полгода, напоминает она.

Евросоюз, впрочем, уже несколько лет провозглашает курс на отказ от российского газа, отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Более вероятно, что санкции могут быть введены против поставок российской нефти, сейчас на рынке ее переизбыток, напоминает Белова.

– Тем не менее та же Турция не пошла на поводу ЕС и продолжила закупать топливо у Ирана, когда против него были введены санкции, поэтому Eni вряд ли стоит беспокоиться за тот же "Голубой поток", — заключает она.

В Eni отказались от комментариев, "Газпром" не ответил на запрос.

Арсений Погосян

Кто даст деньги в бюджет вместо нефтяников.

"РБК daily"

Минфин не смог заставить нефтяников доплатить в бюджет 600 млрд руб. в 2016 году. Недостающие деньги будут искать у металлургов и в ЦБ. Общая же задача — увеличить поступления в бюджет от экспортеров на 1 трлн руб.

Короткий триумф нефтяников

В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев поставил точку в споре ​нефтяных компаний с Минфином. Ведомство Антона Силуанова в середине сентября предложило внести изменения в расчет ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть, которые позволили бы в 2016 году увеличить сборы в бюджет на 609 млрд руб. (в 2017 году — на 525 млрд руб., в 2018 году — на 476 млрд руб.). Предложение не прошло. "По итогам совещания премьер-министр принял решение не корректировать НДПИ, но при этом будут рассмотрены варианты более медленного уменьшения экспортной пошлины на нефть, а также корректировка ряда других источников в целях получения дополнительных доходов бюджета", — заявила пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова.

Сразу после заявления представителя премьера котировки нефтяных компаний, дешевевших всю прошлую неделю, пошли вверх: акции ЛУКОЙЛа дорожали на 1,5%, "Роснефти" — почти на 0,5%. Но после совещания у Медведева с заявлением о "других источниках" выступил министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его словам, прежде всего обсуждается корректировка запланированного снижения экспортной пошлины на нефть. В рамках налогового маневра (новый налоговый режим для нефтяной отрасли, который действует с начала 2015 года) предполагалось, что она должна быть снижена с 42 до 36%, но сейчас речь идет о том, чтобы "не в полном объеме осуществить это снижение", рассказал министр. "Дискуссия идет вокруг цифр — на 0, 2 или на 3%", — уточнил он. Каждый процентный пункт пошлины, по расчетам нефтяных компаний, дает 37 млрд руб. доходов бюджета, пояснил Улюкаев. При цене нефти $50 за баррель и курсе 63,5 руб. за доллар эта цифра соответствует действительности, подтверждает директор Московского нефтегазового центра E&Y Денис Борисов.

Отдельно Улюкаев упомянул экспортную пошлину на газ. Глава Минэкономики не стал уточнять, идет ли речь о ее увеличении, но не стал отрицать, что изменение налогообложения газовой отрасли возможно.

Минфин также не собирается отступать от своей позиции. "Повышение нагрузки на нефтегазовую отрасль неизбежно, важен способ, который бы приводил к наименьшим последствиям для отрасли. Минфин делает необходимые расчеты", — сообщила в понедельник вечером помощник министра финансов Светлана Никитина (цитата по ТАСС).

После заявлений Улюкаева нефтяные компании вернулись к падению: по итогам дня капитализация "Роснефти" снизилась на 0,7%, до 2,5 трлн руб., ЛУКОЙЛ вырос всего на 0,08%, до 1,9 трлн руб. "Газпром нефть" подешевела на 0,34%, до 687,5 млрд руб.

Скостили вдвое

После совещания у Медведева руководителей нефтегазовых компаний собрал министр энергетики Александр Новак. На этом совещании участники "обсудили широкий круг вопросов, в частности последние инициативы в области налогового и таможенного регулирования отрасли и влияние их введения на ее развитие в кратко- и среднесрочной перспективе", говорится в сообщении министерства. Деталей представители Минэнерго и нефтегазовых компаний не раскрыли.

По словам источника РБК в одном из ведомств, в 2016 году дополнительные изъятия через экспортную пошлину на нефть могут составить около 200 млрд руб., еще около 100 млрд руб. — за счет увеличения НДПИ для газовых компаний, а именно "Газпрома". Источник в финансово-экономическом блоке правительства подтвердил РБК порядок цифр. Сотрудник одной из нефтегазовых компаний, представитель которой посетил встречу с Новаком, также подтверждает информацию о дополнительном изъятии у компаний ТЭКа в 300 млрд руб. "Это по сути пересмотр налогового маневра, который все равно ударит по инвестпрограммам нефтяных компаний", — говорит он.

Крупнейший налогоплательщик отрасли — "Роснефть" — надеется, что чиновники войдут в положение нефтяников. Заседание в правительстве в понедельник показало, что ажиотаж вокруг предложения Минфина был преувеличен, компании продолжают вести нормальный диалог с правительством, говорит пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев. По его словам, нефтяные компании не могут игнорировать задачи и обязательства правительства, а правительство не может игнорировать задачи и обязательства компаний.
Представители "Газпрома", "Газпром нефти" и ЛУКОЙЛа отказались от комментариев.

На то, чтобы договориться, у нефтяников есть месяц. В Госдуму ​проект бюджета на 2016 год должен поступить до 25 октября.

От энергетиков к металлургам

Теперь Минэкономики и Минфину необходимо найти дополнительные источники дохода в бюджет 2016 года. "Сейчас в финансово-экономическом блоке правительства прорабатывается вопрос о дополнительном налогообложении экспортных доходов, что позволит увеличить налоговые поступления от экспортеров на 1 трлн руб. в следующем году (по сравнению с текущим годом)", — сообщил РБК источник в Минфине. Эту информацию подтвердил РБК источник в финансово-экономическом блоке. По его словам, предложения по дополнительным сборам вместе с бюджетом должны быть готовы до 8 октября. Коснутся они не только нефти и газа.

В списке экспортеров, которые могут помочь бюджету дополнительными выплатами, рядом с нефтяниками уже оказались металлурги. "Теоретически [распространение дополнительных налоговых изъятий] может рассматриваться и на металлургов", — сказал Улюкаев, отвечая на вопрос об увеличении НДПИ в металлургии в связи с появлением информации о том, что дополнительная нагрузка ляжет на ГМК "Норильский никель" (цитата по Интерфаксу). "Для "Норникеля" считать НДПИ для многокомпонентных руд, содержащих драгоценные металлы, — это порядка 12 млрд руб. [допдоходов для бюджета-2016]", — сказал собеседник агентства, описывая предложение Минфина. Представитель "Норильского никеля" отказался комментировать возможные налоговые инициативы.

Российская металлургия, несмотря на снижение спроса на сталь, сохраняет высокую рентабельность, в том числе и за счет ослабления рубля. Исходя из отчетностей компаний, рентабельность по EBIDTA почти у всех из них в первом полугодии 2015 года была не меньше 20%. Так у "Северстали" она составила 35,1% (почти вдвое больше, чем за тот же период 2014 года), у Магнитогорского металлургического комбината Виктора Рашникова — 30,5%, у НЛМК Владимира Лисина — 26%, у Evraz Group Бориса Абрамовича и Александра Абрамова —18,8%.

Все представители крупнейших металлургических компаний возможное увеличение налоговой нагрузки комментировать отказались.

Прибыль ЦБ

Еще один вариант, который рассматривает правительство — задействовать для покрытия бюджетного дефицита в 2016 году прибыль Центрального банка, сообщил в понедельник Алексей Улюкаев. "У нас есть источники, не связанные с деятельностью энергетики, такие как, например, прибыль Центрального банка", — сказал министр, комментируя дополнительные источники формирования доходов помимо экспортных пошлин на энергоносители.

По закону Банк России перечисляет в бюджет 75% прибыли, полученной за предыдущий год. Из прибыли 2014 года (183,5 млрд руб.) решением законодателей дополнительно 15% прибыли были направлены Внешэкономбанку (это решение относилось только к 2015 году). Когда в июне этого года правительством были приняты основные направления бюджетной политики на 2016–2018 годы, было предусмотрено отчисление в бюджет 75% прибыли ЦБ, как и в прежние годы. Но, по словам источника РБК в финансово-экономическом блоке правительства, сейчас уже обсуждается возможность перечисления в бюджет до 90% прибыли ЦБ. В Минфине и Минэкономразвития это комментировать не стали. Пресс-служба ЦБ сообщила, что "Банк России не возражает против перечисления в бюджет 90% прибыли 2015 года в качестве разовой меры, учитывая непростую экономическую ситуацию".

По итогам 2014 года прибыль Банка России составила 183,5 млрд руб. Прибыль по итогам этого года будет выше, предполагает главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитала" Олег Кузьмин. "ЦБ получает прибыль за счет двух основных источников — переоценки валютных резервов и операций рефинансирования", — говорит он. По подсчетам Кузьмина, объем рефинансирования в этом году немного снизится и в среднем составит 4,5 трлн руб. в день против 5,1 трлн руб. в прошлом году, однако средняя ставка, по которой Банк России предоставляет средства банкам, вырастет с 7,9% в прошлом году до 12,4% в этом. Следовательно, банки заплатят ЦБ в этом году за пользование деньгами 600 млрд руб., тогда как в прошлом году эта сумма, по расчетам Кузьмина, составляла 400 млрд руб. "Как минимум в этом году банки заплатят ЦБ больше, прибыль же от переоценки валютных резервов предсказать сложно, потому что для этого необходимо знать курс доллара на 31 декабря, что предсказать крайне сложно, — говорит Кузьмин. — Каждый рубль в приложении к $360 млрд резервов дает очень большую ошибку". Тем не менее, он предполагает, что курс вряд ли будет меньше того, что был 31 декабря прошлого года.

Людмила Подобедова, Петр Нетреба, Тимофей Дзядко, Елена Тофанюк и Анатолий Темкин

 

 

Бывшие директора ТГК-2 вернут компании $12,8 млн по иску миноритариев — структур Prosperity Capital.

"Ведомости"

Арбитражный суд Ярославской области взыскал с бывших членов совета директоров ТГК-2 $12,8 млн в пользу компании, рассказал директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Роман Филькин. Решение было принято в понедельник. Иск был удовлетворен частично, следует из базы данных арбитражных судов.

В 2013 г. миноритарии — Jamica Limited и Medvezhonok Holdings Limited (ими управляет Prosperity Capital) — подали иск к гендиректору ТГК-2 Андрею Королеву, бывшему гендиректору Владлену Александровичу (ранее входили в совет директоров ТГК-2), бывшему гендиректору Дмитрию Новоселову и бывшим директорам. Миноритарии потребовали взыскать в пользу ТГК-2 убытки в виде упущенной выгоды в размере $6,4 млн, $6,8 млн и 1,6 млрд руб. и реального ущерба — 398 млн руб., $12,8 млн и 9,1 млрд руб.

Претензии миноритариев вызвали несколько сделок. В 2010-2011 гг. ТГК-2 заключила два соглашения с Akolyn, выплатив авансы на общую сумму 6,4 млрд руб. Когда соглашения были расторгнуты, Akolyn вернула только 2,8 млрд руб. Позже ТГК-2 уступила требования остатка Kardicor. ТГК-2 также заключила соглашение с Kardicor о покупке 100% акций Bitar Holdings, которая владеет 89,2% TE-TO AD Skopje (ей принадлежит ТЭС мощностью 220 МВт в Македонии). Но и эта сделка сорвалась, а уплаченный аванс в 3,2 млрд руб. возвращен не был. В апреле 2013 г. TE-TO обязалась погасить 6,8 млрд руб. долгов Akolyn и Kardicor перед ТГК-2, передав ей ТЭС в Македонии.

Во-первых, все три компании — Akolyn, Kardicor и TE-TO — аффилированы с основным владельцем ТГК-2 — группой "Синтез", утверждали миноритарии. Во-вторых, долг Akolyn ТГК-2 уступила Kardicor с дисконтом. И в-третьих, в отчете ТГК-2 за 2012 г. говорилось, что стоимость ТЭС — 7,8 млрд руб. Но, по оценке, проведенной истцами, 89,2% TE-TO ничего не стоят. Суд подтвердил лишь, что долг Akolyn был уступлен с дисконтом. Это курсовая разница, получившаяся при отражении в бухгалтерском отчете валютной сделки, объясняет представитель ТГК-2. Prosperity будет оспаривать решение суда, заявил Филькин.

Иски акционеров о взыскании убытков, причиненных юрлицу действиями руководства, не редкость, говорит партнер коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Светлана Тарнопольская. Но доказать причинение убытков и вину руководства непросто. Если решение суда первой инстанции основано на результатах судебной экспертизы, оспорить его будет очень сложно, считает Тарнопольская.

Иван Песчинский

 

 

<< Сентябрь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ