media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.09.2017

Разработки на месторождениях им. Требса и Титова сокращаются вдвое.

"Газета РБК"

"Роснефть" в сентябре решила вдвое снизить добычу на месторождениях им. Требса и Титова, которые год назад получила вместе с "Башнефтью". В компании объясняют это сделкой с ОПЕК. Эксперты называют такое решение нелогичным.

Добыча упала вдвое

Совместное предприятие "Башнефти" и ЛУКОЙЛа — "Башнефть-Полюс" в сентябре вдвое снизило добычу из расчета год к году на месторождениях им. Требса и Титова, рассказали РБК два источника, близких к обоим акционерам СП.

В августе 2017 году добыча на Требса и Титова снизилась почти на 28,5% (к августу 2016 года), до 141,3 тыс. т, следует из данных ЦДУ ТЭК. В сентябре (к сентябрю 2016 года) добыча опустилась уже вдвое, рассказывают два собеседника РБК. С 1 по 26 сентября "Башнефть-Полюс" добыло 78 тыс. т, к концу месяца объем может вырасти до 90 тыс. т, уточняет один из них. В сентябре 2016 года добыча составляла 185 тыс. т.

"Башнефть-Полюс" снижает добычу, чтобы выполнить обязательства в рамках сделки с ОПЕК по сокращению добычи, сказали два собеседника РБК и подтвердил представитель "Роснефти". "Роснефть" снижает добычу прежде всего именно на гринфилдах (еще не разработанных месторождениях. — РБК), в том числе на таких, как "Тюменнефтегаз", Русское, часть месторождений "Уватнефтегаза", Сузунское, Тагульское, Юрубчено-Тохомское и другие", — добавил представитель "Роснефти". По его словам, на этих месторождениях "Роснефть" в случае принятия соответствующего решения сможет в кратчайшие сроки нарастить добычу "с наименьшими затратами".

"Доля "Роснефти" в показателях снижения среднесуточной добычи РФ с начала января составляет 40,9% (около 16,8 тыс. т. — РБК)", — отметил представитель компании. В октябре 2016 года среднесуточная добыча на Требса и Титова составляла 6,5 тыс. т, а в сентябре 2017-го снизилась до 3 тыс. т, говорит один из источников РБК. Таким образом, эти месторождения обеспечат выполнение 8,5% обязательств России по сокращению добычи и около 16% обязательств "Роснефти" (с учетом ее доли в "Башнефть-Полюсе"). Представитель "Роснефти" конкретные цифры добычи комментировать отказался.

Решение о снижении добычи СП "Башнефть-Полюс" принимал контролирующий акционер "Роснефти", ЛУКОЙЛ был против, но "в итоге смирился", говорят два источника РБК. Когда именно было принято решение, они не говорят. Представитель ЛУКОЙЛа отказался от комментариев.

Один собеседник РБК говорит, что в случае принятия соответствующего решения восстановление добычи на Требса и Титова потребует нескольких месяцев. Но два других источника это опровергают, по их словам, никаких проблем с восстановлением добычи на месторождениях не будет.

В прошлом году "Башнефть-Полюс" добыло 2,3 млн т, в этом году ожидается рост до 2,7 млн т, говорит аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. По итогам восьми месяцев "Башнефть-Полюс" добыло 1,6 млн т, все равно показав рост к прошлому году на 9,8%.

До сих пор "Башнефть-Полюс" агрессивно наращивало добычу, ежегодно прибавляя почти 100%. Добыча стала незначительно снижаться с мая 2017 года, но впервые резко упала в августе, говорит один из собеседников РБК. Если СП сохранит сентябрьский уровень добычи, по итогам года "Башнефть-Полюс" добудет около 2 млн т, на 13% меньше, чем в прошлом году.

Невыгодное решение

В октябре 2016 года 50,08% "Башнефти" купила "Роснефть", но серьезных изменений в работе СП не произошло. "Роснефть" наняла геологического консультанта DeGolyer and MacNaughton для анализа начальных геологических и извлекаемых запасов месторождений, чтобы повысить эффективность добычи. "Мы несколько скорректировали план добычи [на месторождениях им. Требса и Титова], но никаких проблем во взаимоотношениях с "Роснефтью" не видим", — рассказывал неделю назад вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун (его цитировало агентство Reuters).

Снижение добычи на новом месторождении в рамках сделки с ОПЕК выглядит нелогично, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Это невыгодно ни "Роснефти", ни особенно ЛУКОЙЛу, считает он. "ЛУКОЙЛу легче не бурить новые скважины в Западной Сибири, где добыча снижается естественным образом, то же самое касается добычи на старых месторождениях "Роснефти", — полагает аналитик. — Кроме того, у ЛУКОЙЛа очень небольшой пул новых месторождений с растущей добычей: кроме Требса и Титова это участки в Каспийском море и Пякяхинское месторождение на Гыданском полуострове".

"Башнефть" с 2011 года выдала "Башнефть-Полюсу" займы минимум на 20 млрд руб., следует из ее отчетности. Компаниям нужно как можно быстрее окупить инвестиции, поэтому новые проекты (greenfields) в сокращении добычи в рамках сделки с ОПЕК, как правило, не участвуют, говорит собеседник в консалтинговой компании, которая работает с нефтегазовыми компаниями.

Месторождения им. Требса и Титова находятся в Ненецком автономном округе, с 2015 года для региона действует пониженная ставка НДПИ, она истекает в 2021 году или после достижения общей добычи в 15 млн т нефти. Это также должно стимулировать к наращиванию добычи, потом себестоимость вырастет, удивляется Полищук. "Естественно, что мы останавливаем добычу там, где наивысший уровень налогов и так называемый netback нефти самый низкий, и увеличиваем добычу там, где нефть льготуемая", — говорил Федун (цитата по Reuters).

Нефть Требса и Титова высококачественная и продается по очень хорошему netback (цена минус транспортные издержки и налоги. — РБК), замечает источник, близкий к "Башнефти".

Нефть месторождений "Башнефть-Полюса" продается не самостоятельно, а в составе Варандейской смеси. Варандейская смесь по качеству превосходит не только Urals, но и более дорогую Siberian Light за счет более низкого содержания серы и низкой плотности, подтверждает вице-президент международного ценового агентства Argus по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Виктор Парно. Исходя из этого нефть Требса и Титова должна продаваться с премией к западносибирской, объясняет он.

Логичным объяснением для снижения добычи на растущем месторождении может быть пересмотр плана в сторону более медленного роста, полагает Нестеров. "У ЛУКОЙЛа в той же провинции есть месторождение Южное Хыльчую, где после неудачной разработки резко упала добыча нефти, — напоминает аналитик. — Возможно, обе компании решили учесть этот опыт и добывать на Требса и Титова меньше, но дольше".

Алина Фадеева

 

 

Правительство собирается отобрать у региона 50 млрд руб. нефтегазовых доходов.

"Газета РБК"

Правительство предлагает внести поправки в Бюджетный кодекс, предполагающие с 1 января 2018 года перераспределение в пользу федерального бюджета доходов от налога на прибыль участников нефтегазового соглашения о разделе продукции (СРП) "Сахалин-2", сообщил РБК источник, близкий к губернатору Сахалинской области. Текст поправок подготовлен, но еще не внесен в Думу, говорит он. О том, что такие изменения готовятся, говорится и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы, которая есть у РБК.

В случае принятия поправок потери сахалинского бюджета составят 51,3 млрд руб. за три года, в том числе 25 млрд руб. в 2018 году, следует из пояснительной записки. 25 млрд руб. — это 23% собственных доходов Сахалинской области, прогнозируемых на этот год. Официальный представитель Сахалинской области от комментариев отказался.

Сейчас в казну региона, губернатором которого является Олег Кожемяко, поступает 75% налогов на прибыль "Сахалина-2" — проекта по добыче углеводородов и сжижению газа на шельфе Сахалина с участием "Газпрома", Shell и японских компаний. А после корректировок будет поступать на две трети меньше — 25% вместо 75%, уточняет собеседник РБК и говорится в пояснительной записке к бюджету.

Перераспределяемый доход в 2018 году составит 25,3 млрд руб., в 2019 и 2020 годах — соответственно 13,3 млрд и 12,7 млрд руб., отмечается в документе. Эти деньги будут перенаправляться "на развитие Дальневосточного федерального округа".

Почему только один "Сахалин"?

Это не первый раз, когда федеральный центр забирает у Сахалинской области часть поступлений от проекта "Сахалин-2": до 2017 года регион получал 80% налога на прибыль, но в конце 2016 года правительство перераспределило 5% на поддержку других регионов.

Новые поправки в законодательство тоже касаются только проекта "Сахалин-2", но не другого международного СРП — "Сахалин-1", говорит источник РБК в правительстве. Оба соглашения были заключены еще в середине 1990-х, оба защищены от влияния неблагоприятных изменений в российском законодательстве, что еще в 2000 году вызывало недовольство Счетной палаты. В российском Налоговом кодексе есть пункт, введенный в 1999 году, о том, что к СРП, заключенным до января 1996 года, применяются условия исчисления и уплаты налога на прибыль, установленные этими соглашениями, даже если эти условия противоречат российскому законодательству о налогах и сборах. Но разница между соглашениями "Сахалин-1" и "Сахалин-2" в том, что в первом прописано распределение налога на прибыль между Сахалинской областью (22% от прибыли) и федеральным бюджетом (13% от прибыли), а во втором записана только совокупная предельная ставка по налогу на прибыль (32%) без разбивки по бюджетам. Это и позволяет правительству сокращать долю региона в налоге на прибыль от участников "Сахалина-2", поясняет собеседник РБК, знакомый с этим предложением.

При этом именно "Сахалин-2" обеспечивает крупнейшую долю нефтегазовых поступлений в сахалинский бюджет: в доходах региона от налога на прибыль участников двух СРП на "Сахалин-2" приходится 80-90%, а на "Сахалин-1" — 10-20% показывают данные областного бюджета, изученные РБК.

Сколько потеряет регион?

Налог на прибыль в рамках "Сахалина-2" в 2017 году (уплаченный по итогам прошлого года) принес Сахалинской области 36,2 млрд руб. при собственных доходах области в 108,7 млрд руб., которые ожидаются по итогам года (согласно областному закону о бюджете в сентябрьской редакции). Налог исчисляется в долларах и зависит от объемов добычи нефти и реализации СПГ от проекта, цены нефти, сметы расходов, курса доллара к рублю (чем рубль слабее, тем больше выигрыш бюджета на курсовой разнице). Если бы поправка о перераспределении 50 п.п. налога действовала уже в этом году, бюджет региона лишился бы 24,2 млрд руб., или 22% собственных доходов. Бюджет Сахалинской области дефицитный с 2016 года, по итогам 2017 года дефицит составит 10,84 млрд руб., или 10% собственных доходов.

Регион выступал резко против предстоящего перераспределения доходов, но центр настоял на своем, сетуют РБК собеседники, близкие к властям Сахалина. Федеральный чиновник указывает, что предложение поступило от Минвостокразвития и было поддержано полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым. Уменьшение доли Сахалинской области по "Сахалину-2" на 50 п.п. согласовано с президентом, говорит другой собеседник РБК в правительстве. По его словам, в ходе обсуждений предлагалось сократить долю налоговых поступлений от проекта в регион до 37,5%, но курирующий вице-премьер настоял на 25%. Эти деньги понадобились как источник докапитализации Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), утверждает он. Представитель ФРДВ Илья Ступин от комментариев отказался.

Уверенности для продвижения своих предложений Минвостокразвития добавили слова президента Владимира Путина, который пригрозил принять меры за невыполнение программы по развитию Дальневосточного региона. На форуме во Владивостоке в начале сентября он призвал членов правительства "не забывать никогда" о том, что Дальний Восток остается приоритетным регионом развития, и обеспечить объемы программ его финансирования из федерального бюджета.

Фонд развития Дальнего Востока учрежден Внешэкономбанком в 2011 году. В числе проектов, которые он финансирует, — строительство трансграничного моста через Амур и строительство жилья для сотрудников судостроительного комплекса "Звезда". Дефицит капитала Фонда развития Дальнего Востока на проекты, которые уже отобраны и по которым еще не принято инвестиционное решение, составляет порядка 40 млрд руб., говорил в интервью ТАСС в сентябре его гендиректор Алексей Чекунков. По его словам, разумная скорость инвестирования фондом — порядка 20-30 млрд руб. в год.

Два варианта

Но близкий к Минфину источник РБК говорит, что докапитализация ФРДВ не единственный сценарий использования перераспределяемых доходов Сахалина, есть и второй — перечисление всей суммы в федеральный бюджет с целью дотаций регионам Дальневосточного федерального округа на конкретные проекты, минуя фонд.

"По поручению курирующего данную тематику вице-премьера Юрия Трутнева Минфин прорабатывает соответствующие поправки в Бюджетный кодекс", — подтвердил РБК официальный представитель ведомства. Представитель Минприроды от комментариев отказался. Представитель Трутнева на запрос не ответил. Источник РБК в окружении вице-премьера объясняет, что на развитие проектов на Дальнем Востоке требуются средства, а Сахалин способен сократить свои расходы — его бюджет еще недавно был профицитным. Кроме того, в регионе растет количество других нефтегазовых проектов — от производства малотоннажного СПГ до добычи нефти "Роснефтью", что также предполагает отчисления в местный бюджет.

Российская бюджетная система устроена таким образом, что большинство регионов получают трансферты из федерального бюджета и только таким образом поддерживают дефицит на приемлемом уровне. Суммарная величина трансфертов регионам из федерального бюджета составляет около 1,5 трлн руб. в год. Соответственно, изъятие доходов из бюджета Сахалинской области должно быть в какой-то степени компенсировано увеличением федеральных трансфертов, полагает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Пресс-служба Минфина не ответила на вопрос о возможной компенсации выпадающих доходов Сахалина из федерального бюджета.

Людмила Подобедова, Иван Ткачев

 

 

"Газпром нефть" сдала обратно правительству Иракского Курдистана лицензию на месторождение Халабджа с запасами 91,4 млн т. Риски слишком высоки, признала компания и эксперты.

"Ведомости"

"Газпром нефть" отказалась от планов развития месторождения Халабджа в Иракском Курдистане, сообщил гендиректор Gazprom Neft Middle East Сергей Петров в интервью журналу "Нефтекомпас". Месторождение Халабджа проверяли в прошлом году, после геолого-разведочных работ компания увидела признаки газового месторождения (предположительные запасы — 91,4 млн т нефтяного эквивалента). Но месторождение находится в горной местности на высоте 2000 м, там "почти полностью отсутствует любая инфраструктура", "со времени последних боевых действий остались минные поля", признал Петров. По его словам, "чтобы снять существующие геологические неопределенности, необходимы существенные инвестиции". Все это создает высокие риски, компания оказалась не готова их нести, а правительство Иракского Курдистана поддержало решение вернуть лицензию.

Таким образом, у "Газпром нефти" осталось всего три участка в Ираке: Бадра, Шакал и Гармиан. Добыча ведется сейчас лишь на последнем из одной скважины — "Саркала 1". "Газпром нефть" в начале года добывала на ней по 5500 барр. в сутки (2 млн барр. в год), отметил Петров. В развитие нефтегазовых активов всего Ирака компания инвестировала за последние несколько лет более $3 млрд, следует из отчета "Газпром нефти". До 2022 г. "Газпром нефть" планирует пробурить на Гармиане еще пять скважин и увеличить добычу до 7,33 млн барр. в год.

Все предполагаемые инвестиции в разработку Халабджи "Газпром нефть" направит на развитие месторождения Гармиан, отметил Петров. Сколько денег компания уже потратила на разведку Халабджи (прежде бурение и обустройство на месторождении оценивались в $3,6 млрд), Петров не сказал, а представитель уточнить это отказался.

Обстановка в Иракском Курдистане нестабильная, констатирует аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. С учетом проведения референдума и последовавшего политического обострения риски разработки месторождений в Курдистане велики в принципе. А если к этому добавить разминирование территории и доставку оборудования на высоту 2000 м по бездорожью, то ситуация сильно усложняется, считает эксперт. К таким инвестициям лучше вернуться в более спокойное время, резюмирует он.

За прошлый год "Газпром нефть" добыла 86,2 млн т углеводородов в нефтяном эквиваленте, а за первое полугодие 2017 г. — 44,02 млн т. В начале года первый заместитель гендиректора компании Вадим Яковлев прогнозировал, что добыча в этом году вырастет на 3% до 89,2 млн т нефтяного эквивалента. При этом компания выполняет договоренности ОПЕК+ и снизила добычу нефти в России. Договоренности о сокращении добычи не коснулись зарубежных активов "Газпром нефти", на них в прошлом году добыча составила 1,88 млн т, или 2,2% от общей добычи компании. За первое полугодие на зарубежных активах (Курдистан и Сербия) компания добыла 1,1 млн т нефтяного эквивалента, а доля в общей добыче приблизилась к 2,5%. Петров ожидает, что среднесуточная добыча по итогам 2017 г. на "Саркала 1" вырастет до 7631 барр. нефтяного эквивалента в сутки, если это произойдет, то месторождение добавит компании 0,4 млн т по итогам года, а доля иностранных активов "Газпром нефти" в общей добыче вырастет до 2,3%, или 2,25 млн барр. нефтяного эквивалента. В начале недели министр энергетики Александр Новак говорил, что ведомство изучит риски работы российских нефтегазовых компаний в Курдистане в условиях референдума, но считает, что проекты "Газпром нефти" в этом регионе должны реализовываться (слова министра передавал "Интерфакс").

Виталий Петлевой

<< Сентябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ