conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.10.2013

Газпром впервые похвалил требования Третьего энергопакета ЕС.

"Взгляд"

Некоторые нормы Третьего энергопакета ЕС оказываются выгодными для Газпрома, рассказали в монополии. Раньше Газпром выступал лишь с критикой этого закона. Однако риск потерять контроль над европейскими трубопроводами, на строительство которых Газпром тратит миллиарды евро, сохраняется. Впрочем, смена негативной риторики может говорить о скором разрешении проблемы.

Газпром получил новые возможности на европейском рынке газа в рамках либерализации газотранспортной системы ЕС, считает начальник подразделения по вопросам регулирования рынка Gazprom Marketing & Trading Алекс Барнс, статья которого опубликована в журнале "Газпром".

Новые правила закреплены в Третьем энергетическом пакете ЕС, который был принят в 2009 году и вступил в силу в 2011 году. Однако потребовалось время, чтобы адаптировать национальные законодательства стран ЕС к общему правилу союза.

По мнению Барнса, изменения в порядке резервирования мощностей транспортной системы позволят Газпрому оптимизировать затраты и получить дополнительные доходы.

Во-первых, согласно новым правилам, мощности больше не продаются в соответствии со схемой "от пункта А до пункта Б" (например, от границы до электростанции), теперь будет работать система "на входе/выходе". То есть сначала газ должен попасть на торговую площадку, компании резервируют мощности "на входе", а также мощности "на выходе", чтобы осуществить поставку газа потребителю (электростанциям, муниципальным предприятиям, крупным производствам).

Благодаря этому доступ Газпрома на европейский рынок расширится, считает Барнс. Он поясняет, что раньше российская компания зависела от продаж нескольким крупным клиентам, которые, в свою очередь, продавали газ конечным газораспределительным компаниям и конечным пользователям. Газпром не мог получить доступ к этим клиентам, потому что не мог забронировать мощности, необходимые для поставки газа им напрямую.

При новой системе, организованной по принципу "вход-выход" и основанной на газораспределительных хабах, российская компания может бронировать входные мощности, посредством которых получает доступ к газораспределительным узлам, а уже от них может получить доступ ко всем клиентам на этом рынке — от электростанций и распределительных компаний до мелких потребителей, таких как магазины и домохозяйства.

В частности, Газпрому станет легче самостоятельно поставлять газ на электростанции, что важно, так как он активно выходит на рынок электрогенерации, отметил Барнс.
Во-вторых, новые правила дают российской монополии большие возможности по оптимизации транспортных расходов. Ранее крупные игроки резервировали мощности с учетом пиковых показателей, а это означало, что на протяжении большей части года зарезервированные и оплаченные мощности не использовались. По новым правилам Газпром может зарезервировать больше мощностей на зимние месяцы, когда спрос, вероятно, будет высоким, и меньше — летом.

По мнению Барнса, новые рыночные механизмы и спотовые рынки дают больше гибкости и маневра для поставок газа в регионы, где повышается цена на газ. Однако выгоду из такой ситуации извлекут те компании, у которых есть газ и которые способны реагировать на изменения спроса. Газпром, имеющий доступ к богатым запасам газа в хранилищах и владеющий магистральными трубопроводами, которые могут увеличивать свою пропускную способность, находится в идеальном положении для получения дополнительной прибыли, считает он.

Риски сохраняются
Газпром впервые хвалит требования Третьего энергопакета, называя их выгодными для себя. До сих пор Газпром только критиковал нормы этого документа.

Так, буквально этим летом Газпром пожаловался, что из-за действия Третьего энергопакета не может в полной мере пользоваться газопроводом "Северный поток". По закону ЕС Газпром может использовать только 50% мощностей газопровода Opal, соединяющего конечную точку "Северного потока" на балтийском побережье Германии с Чехией. Вторая половина мощности Opal зарезервирована за другими поставщиками, но физически их нет. Спроса на мощности газопровода Opal со стороны других поставщиков нет, так как у них просто нет газа, пытались донести нелогичность ситуации до ЕК в Газпроме.

Российский газовый гигант недоволен требованием Третьего энергопакета, по которому заниматься добычей, транспортировкой и продажей газа не может одна компания, эти бизнесы должны быть разделены. Это делает инвестиции Газпрома в европейскую газовую инфраструктуру просто невыгодными.

Газпром, который владеет в "Северном" и "Южном потоке" по 50-51% акций, уже потратил и собирается потратить на строительство трубопроводов миллиарды евро. Только на "Северный поток" монополия потратила 4,4 млрд евро (половина всех затрат, включая кредиты). Однако Третий энергопакет создает реальную угрозу потери Газпромом контроля над экспортными европейскими трубопроводами. ЕС может заставить Газпром отказаться от доли в этих проектах. Именно поэтому Россия стремится получить для этих труб в Еврокомиссии статус трансграничной европейской сети, что позволило бы вывести их из-под действия Третьего энергопакета.

Яркий конфликт возник с прибалтийскими странами, которые взялись рьяно выполнять это требование Третьего энергопакета. При этом документ предоставляет отсрочку использования этой нормы для стран с замкнутым рынком, к числу которых как раз относятся Латвия, Эстония и Литва. В руках прибалтийских стран это стало козырем в борьбе с Газпромом за цены на газ. Эстония и Латвия оказались более дальновидными и временно приостановили действие невыгодных Газпрому норм Третьего энергопакета, получив еще в 2011 году скидку на газ в 15%.

С Литвой все оказалось сложнее. Она фактически привела в действие требования Третьего энергопакета, по которым компании не могут одновременно владеть газопроводами и осуществлять поставки газа в одной стране. Вильнюс подготовил закон "О газе", где фактически прописывает лишение Газпрома его газотранспортных сетей в пользу Литвы. Вильнюс проводит реструктуризацию компании Lietuvos dujos (в которой одним из акционеров является Газпром): до 31 октября 2015 года из нее будет выделена компания Amber Grid, которая будет владеть литовской газотранспортной системой (ей передают систему транспортировки газа по закону о природном газе). Сама Lietuvos dujos будет заниматься только поставками газа.

В начале сентября Газпром пошел на уступки республике, впервые заявив о готовности снизить цену на газ. В обмен на скидку Газпром просил учесть его инвестиции в Lietuvos dujos, гарантировать транзит газа в Калининград и отозвать иски к Газпрому в арбитраж Стокгольма. Однако Вильнюс все равно оказался недоволен и отказался смягчить свои позиции.

"Действительно, у этого документа ЕС есть как плюсы, так и минусы для Газпрома. У Газпрома появляется возможность включиться в конкурентную борьбу за конечного потребителя газа на европейском рынке и оптимизировать затраты при оптимизации загрузки мощностей. С другой стороны, компания хвалит лишь отдельные требования Третьего энергопакета, и это не исключает рисков по другим требованиям, в частности, о том, что газовые мощности надо предоставлять третьим лицам в обязательном порядке", — говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. "Правда, если ЕС присвоит особый статус "Северному" и "Южному потоку", то это решит все проблемы с Третьим энергопакетом ЕС. Останутся только отдельные нюансы, связанные с Прибалтикой. Но там Газпром сейчас договаривает об отсрочке действия этого документа в обмен на скидки", — добавляет он.

"Газпром решил изменить негативную риторику сейчас, видимо, потому что в результате переговоров шансы получить особый статус для российских газопроводов серьезно выросли. Кроме того, постоянная негативная риторика лишь настраивает ЕК против Газпрома, пример тому — антимонопольное расследование в отношении российской газовой монополии. Это попытка пойти навстречу ЕС", — полагает Пикин.
Ольга Самофалова

 

 

Минфин нашел новый способ борьбы с офшорами: налоговые льготы можно будет получить только после проверки их обоснованности и уплаты налогов полностью.

"Ведомости"

Воспользоваться льготами, предусмотренными соглашениями об избежании двойного налогообложения, станет сложнее — таков смысл законопроекта Минфина, одобренного на прошлой неделе Госдумой в третьем чтении.

Сейчас такие соглашения позволяют инвесторам с большим пакетом российских акций снижать ставку налога на дивиденды в некоторых случаях даже до 0%. Например, инвестор с Кипра заплатит в России 5% вместо 10%, если его пакет дороже 100 000 евро. Такая схема минимизации налогов при выводе капитала популярна у российских олигархов.

Сейчас инвесторы получают льготы автоматически — достаточно рассказать о размере своего пакета акций эмитенту, напоминает партнер PwC Владимир Буров. Законопроект Минфина меняет этот порядок для публичных компаний: даже получив все необходимые данные, налоговый агент взыщет налог в полном размере, а излишне уплаченную сумму придется возвращать потом из бюджета.

Новый порядок коснется тех случаев, когда инвестор владеет акциями через депозитарий, а не напрямую, через эмитента. Но иностранцы в основном и инвестируют через депозитарий, рассказывают сотрудники банков-кастодианов. По этой схеме действуют и стоящие за зарубежными "прослойками" российские бизнесмены.

Новая процедура получения льготы — катастрофа для инвесторов, сетует управляющий партнер юридической компании "Щекин и партнеры" Денис Щекин. До сих пор процесс проверки документов занимал около месяца, говорит сотрудник глобального банка-депозитария: "Решение, давать льготу или нет, эмитент принимал довольно быстро".
"Теперь же при возмещении налога, — продолжает сотрудник банка-депозитария, — придется столкнуться с более суровым налоговым агентом — с налоговиками". При хорошем раскладе на возмещение налога из бюджета уходит 3-4 месяца, оценивает Щекин, но налоговики всегда найдут, к чему придраться, и придется доказывать право на льготу в суде.

Будет как с возмещением НДС из бюджета — сначала вы нам отдайте, а потом мы вам вернем, но в России этот принцип не работает, согласен член Объединения корпоративных юристов и юрист крупных иностранных компаний Максим Хвалибов: "Мой личный рекорд по сроку возмещения через суд — два года". Инвестора проверят досконально, предупреждает Хвалибов: узнают, сколько он фактически заплатил за пакет и не покупал ли его через офшор.

Федеральный чиновник, участвовавший в разработке законопроекта, признает, что выбран жесткий подход, но альтернативы Минфин и другие разработчики законопроекта пока не успели придумать. Дело в том, что налоговым агентом по новому закону становится депозитарий, а он не хочет брать на себя ответственность за предоставление льгот. В то же время и международные расчетные системы Euroclear и Clearstream не готовы оперативно представить всю необходимую информацию об инвесторах: например, трудно определить их долю в капитале. У закона были очень жесткие временные рамки — в дальнейшем механизм может быть усовершенствован, надеется собеседник газеты.

Есть еще шанс, что другие страны, с которыми у России подписаны соглашения, возмутятся новым порядком, надеются юристы. "Национальный закон не может ограничивать применение льготной ставки по соглашению — это возможно лишь после согласования с партнером по соглашению", — замечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Скорее всего, навстречу Минфину согласится пойти Кипр, а вот с другими странами могут уже быть проблемы, ожидает Хвалибов.
Маргарита Папченкова

 

 

"РусГидро" торопят со строительством станций на Дальнем Востоке.

РБК daily

Главу "РусГидро" Евгения Дода торопят со строительством четырех электростанций на Дальнем Востоке: летом о необходимости ускорить процесс говорил президент Владимир Путин, а вчера Счетная палата заявила, что, работая в прежнем темпе, "РусГидро" может и вовсе сорвать сроки строительства. Г-н Дод тем не менее не торопится осваивать 50 млрд руб. федерального бюджета до того, как проекты пройдут все этапы жесткой системы контроля.

Счетная палата считает, что "РусГидро" может сорвать сроки строительства четырех тепловых станций на Дальнем Востоке. Риск задержки возник из-за того, что компания до сих пор не освоила федеральные средства, направленные ей целевым способом. Кроме того, отсутствует схема территориального планирования РФ в области энергетики, и есть проблемы с переводом земель под ТЭЦ в соответствующую категорию. Перенос сроков строительства может привести к удорожанию объектов. "Счетная палата проинформировала о рисках президента", — рассказали РБК daily в ведомстве.

Четыре ТЭЦ на Дальнем Востоке общей мощностью 520 МВт "РусГидро" обязалась построить к 2016 году. Новые станции должны удовлетворить растущий спрос на электрическую и тепловую энергию и заместить выбывающие мощности. В феврале "РусГидро" получила 50 млрд руб. в качестве взноса в уставный капитал для финансирования строительства. Правда, случилось это в атмосфере серьезного ужесточения надзора за расходованием государственных средств.

Так, накануне президент Владимир Путин раскритиковал одного из подрядчиков "РусГидро" на Загорской ГАЭС-2, обвинив его в выводе 1 млрд руб. Заподозренный в мошенничестве "Гидрострой" покинул стройку, а "РусГидро" ввела жесткую систему контроля за остальными строительными организациями: компания заставила их раскрывать всю цепочку бенефициаров, а также предоставлять гарантию не привлекать к работе фирмы-однодневки. В случае нарушения стандартов подрядчики обязаны выплатить "РусГидро" штраф в размере 100% перечисленной суммы.

После этого правительство поручило "РусГидро" сформировать жесткую систему контроля за расходованием средств на дальневосточных стройках. В результате Евгений Дод разработал действительно бескомпромиссный механизм. Кроме множества параметров открытости (доступ к финансовой ситуации на стройках могут получить чуть не все министерства и ведомства) все проекты ТЭЦ проходят двойной аудит: сначала в Главгосэкспертизе, а затем при участии независимых компаний, которые на конкурсе отбирает Сбербанк. Кредитная организация осуществляет сопровождение работ на всем этапе строительства.

Летом небольшое замечание о темпах строительства Евгению Доду сделал президент Владимир Путин. "Что касается этих 50 млрд руб., хорошо, что вы относитесь к ним бережно, — сказал президент на личной встрече г-ну Доду, но добавил. — Надеюсь, вы будете работать энергично". Выстраивание сложной системы контроля и стало причиной задержки расходования федеральных денег, объяснял президенту Евгений Дод. "Построить четыре станции совсем нетрудно, но долгое время и силы требуются как раз на создание сложной системы контроля за расходованием бюджетных средств", — рассказывал он позже.

При этом компания, как могла, экономила время: параллельно с выстраиванием системы привлекла 5 млрд руб., разработала проекты, согласовала их в госэкспертизе и начала конкурсные процедуры на выбор подрядчиков. Независимый аудит прошли уже два проекта, генподрядчики для этих станций будут выбраны в декабре. Для аудита ТЭЦ в г. Советская гавань и первой очереди Сахалинской ГРЭС-2 независимые инжиниринговые компании будут выбраны только в октябре, генподрядчики — весной 2014 года, пояснили в "РусГидро".

По словам Евгения Дода, в регионах торопят строителей, а в Москве, наоборот, предпочитают потратить больше времени на выстраивание системы контроля, "чтобы ни копейки не украли". "Вероятно, "РусГидро" все же опоздает с вводом станций, но потребителям это не доставит неудобств", — считает глава НП "Сообщество потребителей" Василий Киселев. По его словам, во-первых, в регионе нет дефицита мощностей, и новые ТЭЦ все равно строятся "про запас", во-вторых, на строительство деньги тратит государство, а не потребители, как это обычно бывает.

Тем не менее "РусГидро" обещает сдать объекты в срок: первую очередь Якутской ГРЭС-2 — в 2015 году, а остальные станции — в 2016 году.
Алина Фадеева

 

 

Мировой рынок диктует необходимость активизации разработки российских нефтегазовых ресурсов.

"Независимая газета"

Всех известных запасов нефти в мире хватит на 56 лет. Такой вывод содержится в одном из последних исследований Всемирного энергетического совета. При этом запасов России, по мнению экспертов, хватит лишь на ближайшие 15 лет. В соответствии с ежегодным докладом совета, в недрах земли осталось 223 млрд. тонн нефти и 209 трлн. куб. м газа.

Как отнестись к этому прогнозу в условиях, когда в мире вряд ли произойдет резкое снижение потребления углеводородов, а экспорт нефти остается основой для наполнения российского бюджета? Уход от сырьевой модели экономики пока представляется проблематичным. Тем более что ряд политиков и экономистов в верхних эшелонах власти (не говоря уже о нефтепромышленниках) усматривают в ней устойчивый вариант развития страны.

В этом плане показательна недавняя дискуссия на нефтегазовом форуме в Институте мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) главного экономиста норвежской нефтегазовой компании Statoil Элрика Вернисса и российского ученого из НИУ ВШЭ Леонида Григорьева относительно прогнозов потребления углеводородов до 2040 года. Даже столь дальний рубеж с норвежской точки зрения вряд ли может ознаменоваться какими-либо резкими подвижками в современных тенденциях потребления нефти и газа. Решающим фактором, определяющим уровень потребления, по-прежнему будет состояние глобальной экономики. В странах ОЭСР потребление будет стагнировать, что связано не только с замедленным ростом ВВП, но и с активным развитием альтернативных источников энергии. В государствах же вне сферы ОЭСР — расти.

Логика в этом есть. Взять, к примеру, Индию, значительная часть которой не электрифицирована и уровень потребления населения еще не сравним с промышленно развитыми странами. Леонид Григорьев задал в этой связи только один вопрос: а сколько электрической мощности необходимо одной семье, чтобы не находиться в абсолютной бедности? Другими словами, чтобы по вечерам посидеть в кругу семьи и хотя бы посмотреть телевизор. Ответ — 200 ватт. А если мы умножим эти 200 ватт на количество семей в стране? И это только в Индии!

Норвежские исследователи, как подчеркнул Вернисс, не ожидают крупных технических прорывов в сфере энергодобычи при росте потребления. Исходя из этого, согласно их расчетам, и в 2040 году 72% потребляемых энергоресурсов будет приходиться на ископаемое топливо, включая нефть и газ.

Понятно, что для России проблема воспроизводства углеводородных запасов, и прежде всего нефти, действительно стоит очень остро. Не секрет, что высокая цена на нефть стимулировала наши нефтяные компании быстрыми темпами наращивать объемы добычи. Это привело к выработанности ее запасов. Осталась же в основном труднодоступная нефть — на больших глубинах и в труднодоступных регионах, в том числе на шельфе.

Выходом из этой критической ситуации являются изменение налоговой политики и разработка труднодоступных месторождений, прежде всего на континентальном шельфе. Ведь и нерентабельные месторождения могут стать рентабельными, если изменить существующее налогообложение. А на шельфе за последние 10 лет было открыто более двух третей запасов углеводородного сырья России. На сегодняшний день ресурсная база внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа России (включая Азовское и Каспийское моря), по данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, составляет 115,1 млрд. тонн условного топлива, при этом запасы равны 15,4 млрд. тонн условного топлива.

Что бы ни говорили экологи и некоторые ученые, указывающие на неготовность России по разным, в том числе и технологическим, причинам к освоению континентального шельфа, особенно в Арктике, другого выхода у страны нет. Но сбрасывать со счетов возможность загрязнения прибрежных вод нельзя. Судя по всему, в правительстве отдают себе в этом отчет.

Нелишне напомнить скептикам, что 1 июля 2013 года вступили в силу ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О континентальном шельфе РФ" и ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ", направленные на обеспечение защиты морей от нефтяных загрязнений. А Росприроднадзор с целью обеспечения экологической безопасности на море уже направил в окружающие Россию моря и океаны 64 своих научно-исследовательских судна.

Конечно, наученные горьким опытом, мы склонны скептически относиться к принятым законам и постановлениям. Поскольку многие из них оказываются только на бумаге и не претворяются в жизнь. Вот тут-то и пригодились бы экологические и другие общественные организации, которые могут вести контроль за состоянием внешней среды. Но такая работа требует более серьезного отношения к делу, чем пропагандистские акции протеста.
Олег Никифоров — ответственный редактор
приложения "НГ-Энергия"

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ