Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

29.12.2016

В Год экологии пройдет около 600 мероприятий

"Российская газета"

Президент обсудил с министром природных ресурсов и экологии Сергеем Донским планы в рамках Года экологии и работу по актуализации лицензий в сфере недропользования.

"Следующий год объявлен в России Годом экологии. Все это в известной степени условно, потому что так же, как литературой, культурой, экологией нельзя заниматься один год, а потом все бросить, — сказал глава государства. — Но все-таки это дает нам возможность сосредоточить внимание на наиболее острых вопросах и проблемах". "Как ваше ведомство, как профильное министерство, планирует организовать эту работу?" — поинтересовался он.

Утвержден план проведения Года экологии: в нем около 600 мероприятий. В целом они оцениваются в сумму около 350 миллиардов рублей, рассказал Донской. Большая часть — внебюджетные деньги, потому что в документе прописаны мероприятия по модернизации и частных компаний. "И регионы, которые проводят совместно с инвесторами мероприятия, связанные с оборотом отходов, организацией всей системы отходов. Как раз в 2017 году — несмотря на то, что мы немножко сдвинули сроки по началу реализации этой реформы, — все равно ряд регионов готов и уже начнет реализовывать эту схему", — добавил он.

"Плюс ко всему у нас стоит задача принятия в следующем году соответствующих решений правительства по созданию новых особо охраняемых природных территорий — национальные парки, заповедники", — заметил докладчик. "На вопросах, связанных с лесовосстановлением, с водоочисткой, в следующем году мы тоже делаем акцент", — сказал он.

"В целом весь план по Году экологии нами разбит на восемь крупных блоков. Сюда входят Байкал, крупные проекты, связанные с дикой природой, реинтродукцией животных, восстановлением краснокнижных животных", — перечислил министр. Чтобы обеспечить контроль реализации мероприятий, с предприятиями заключают соглашения, чтобы появился действенный инструмент контроля. "В целом, конечно, мы хотели бы, чтобы все, что мы планируем сделать в рамках Года экологии, стало масштабным, действенным и значимым для людей, для всех, кто у нас заинтересован в чистой экологии, в чистой природе", — заключил Донской.

"Думаю, что незаинтересованных просто нет", — заметил Путин.

Также глава Минприроды рассказал о выполнении поручения по разовой актуализации лицензий в сфере недропользования. Основная задача — приведение их в соответствие с законодательством. На 1 декабря актуализированы 4467 лицензий, из них 84 процента — по углеводородам (2380), и 2087 — по твердым полезным ископаемым. "Это фактически все сто процентов лицензий, которые мы должны были актуализировать", — оценил Донской.

Это позволило увеличить объем обязательств, прописанных в лицензиях, на 25-30 процентов. Кроме того, раньше недропользователи сдерживали геологическую информацию, считая, что это коммерческая задача. Но все же недра принадлежат государству, поэтому и такая информация тоже должна поступать государству, так что без ее сдачи актуализация не проводится. Как и в случаях, если по лицензиям есть задолженность по платежам.

В целом лицензии становятся более прозрачными и более понятными, заметил Донской. Актуализация еще позволила в том числе и стабилизировать объем геологических инвестиций.

"Уже на протяжении трех лет у нас идет как минимум простое воспроизводство в сфере углеводородов. Мы на сегодняшний момент фиксируем уже 575 миллионов тонн прироста запасов", — рассказал министр. "У нас прирост запасов по газу, — уточнил он. — При объеме добычи 572 млрд кубометров мы собираемся прирастить 701 млрд кубических метров газа. Существенно выросли запасы полезных ископаемых по углю. Здесь прирост 502 тысячи тонн при добыче 387 тысяч тонн. По золоту — 1194 тонны при добыче 293 тонны, то есть существенно выше, чем объем добычи. По серебру — 5818 тонн при добыче 2440 тонн. Фактически в два раза больше объем прироста запасов по отношению к добыче".

"Сейчас, чтобы перейти на более системную работу, занимаемся подготовкой закона по актуализации лицензий. Эта работа будет уже не разовая, а системная, с определенным периодом, чтобы у нас постоянно происходила актуализация и, соответственно, выравнивание системы взаимоотношений государства и инвесторов", — доложил чиновник.

"Видимо, без актуализации не обойтись. По сути, это продление действия лицензий", — прокомментировал Владимир Путин.
"Где-то продление, а где-то мы даже просто фиксируем обязательства, которых не было в лицензии. В 1992 году мы давали лицензии, где даже не было обязательств по проведению работ", — сказал Донской.

"Вот это, конечно, нужно сделать, и нужно, чтобы недропользователи понимали, что это не может продолжаться бесконечно, — подчеркнул глава государства. — Если лицензию взяли, то нужно работать, вкладывать ресурсы, организовывать производство. Если этого не происходит, к сожалению для них, нужно лицензии забирать. Думаю, что это дисциплинирует тех, кто останется и действительно будет работать".

"В рамках актуализации мы уже изъяли более 140 лицензий, как раз где есть невыполнение условий и видно, что никакая актуализация здесь ничем не поможет", — согласился министр.

Кира Латухина

 

 

Со следующего года госкомпании и предприятия снова будут платить дивиденды в размере 25% от прибыли.

"Известия"

Со следующего года компании с госучастием снова будут направлять 25% от чистой прибыли на дивиденды. Об этом "Известиям" рассказал источник, близкий к правительству, и косвенно подтвердил замминистра финансов Алексей Моисеев. Кроме этого, по его словам, в правительстве сейчас обсуждается еще несколько изменений, касающихся дивидендной политики и отчетности госкомпаний. В частности, рассматривается предложение перевести их на оплату дивидендов по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Эксперты, опрошенные "Известиями", считают, что все эти изменения пойдут на пользу бизнесу с госучастием.

Как рассказал "Известиям" Алексей Моисеев, "сейчас возникла ситуация, когда срок действия акта правительства о дивидендах истекает 31 декабря и если до этого времени не будет подписан новый документ, то с 1 января 2017 года компании должны будут платить не менее 25%". Времени для того, чтобы выпустить распоряжение, остается совсем немного, хотя запас всё же имеется.

— Пока формализованного решения правительства о том, что госкомпании будут платить по 50% в дивиденды в следующие три года, нет. Но еще имеется время подготовить его до конца года. Мы, конечно, настаиваем на том, чтобы компании платили 50%. Но формально-юридически соответствующего распоряжения пока нет, — сообщил замминистра финансов.

Как рассказал источник "Известий", близкий к правительству, есть существующий порядок по размеру дивидендов, который предполагает выплату не менее 25% от прибыли. Этот год был исключением — было принято решение о повышении уровня выплат, но в 2017 году всё вернется к существующей норме.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в апреле этого года подписал распоряжение, согласно которому все госкомпании по итогам 2015 года должны заплатить акционерам не менее 50% чистой прибыли (по утвержденному порядку — не менее 25%) в качестве дивидендов. Согласно правительственной оценке, реализация инициативы должна была дополнительно принести в бюджет не менее 100 млрд рублей. Еще в сентябре 2016 года министр финансов Антон Силуанов заявил, что все госкомпании и в 2017-2019 годах должны будут платить дивиденды в размере 50% прибыли.

Однако это не единственное изменение в дивидендной политике госкомпаний. Так, по словам Алексея Моисеева, пару недель назад состоялось совещание в правительстве, в ходе которого обсуждалось предложение о том, что госкомпании будут перечислять дивиденды исходя из чистой прибыли по МСФО.

— По этому вопросу нас много критиковали. Наш подход состоит в том, что мы отвечаем не только за пополнение бюджета, но и за то, чтобы развивать корпоративное управление в наших компаниях, — пояснил замминистра финансов. — Корпоративное управление явно плохое, если компания не знает, как в следующем году она будет рассчитывать дивиденды. Кроме того, это не позволит сформировать хоть сколько-нибудь понятную для внешних акционеров дивидендную политику.

Кроме того, как рассказал замминистра финансов, на совещании обсуждался еще и третий вопрос — расширение списка стратегических компаний, которые будут наряду с РСБУ составлять отчетность по МСФО. По его словам, есть предложение добавить в него около 30 компаний.

— По некоторым из них мы договорились, что, несмотря на отчетность по МСФО, они еще некоторое время будут платить дивиденды по РСБУ. По крайней мере в течение какого-то переходного периода, — отметил Алексей Моисеев. — Это также нужно для того, чтобы мы могли видеть, что реально происходит в этих компаниях. Дело в том, что когда составляются две отчетности — одна отражает активы, а другая финансовые потоки, — при сопоставлении выявляются проблемные зоны.

Это очень важно с точки зрения повышения корпоративной прозрачности, подчеркнул он. По словам замминистра финансов, в целом этот подход был поддержан.

Эксперты согласились, что предполагаемые изменения пойдут на пользу госкомпаниям.

— Выплачивать 25%, а не 50, на мой взгляд, более справедливо. Хотя речь и идет о госкомпаниях, они же существуют не в плановой экономике, а на открытом конкурентном рынке. Заставлять их отдавать половину чистой прибыли акционерам — значит поставить их в неравные условия по сравнению с конкурентами, которые могут дивиденды вообще не платить и, например, всю прибыль направлять в бюджет развития, а значит, обгонять компании с госучастием, — полагает аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко.

Он приводит данные для сравнения — компании, входящие в S&P500, в этом году в среднем направили на выплату дивидендов 38% чистой прибыли.

Что касается перехода на выплаты дивидендов исходя из прибыли по МСФО, то и тут эксперты поддерживают предложенный подход. Так, по мнению руководителя направления анализа отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Евгения Локтюхова, бюджет сможет получить больше денег, если новация будет реализована, поскольку РСБУ не учитывает ряд внутрихолдинговых операций и денежных потоков.

— Это, безусловно, правильно и целесообразно — переходить к выплатам дивидендов по МСФО. И честно по отношению к налогоплательщикам, — сказал он.

Риск-менеджер Киви банка Рамиль Шарапов акцентирует внимание на том, что международные стандарты в отличие от российских предполагают максимально реалистичный учет текущей финансовой ситуации в компании.

— Акционеру, то есть правительству, очень важно, чтобы производилась правильная оценка активов и обязательств, а также соотношения доходов и расходов с отчетным периодом. Это напрямую влияет на объективную оценку финансового положения компании, — заявил он.

При этом эксперт полагает, что с точки зрения доходной части бюджета кардинально ничего не поменяется.

— Но это стратегически важный вопрос, от которого будет зависеть дивидендная политика всех госкомпаний, так как финансовый результат по разным стандартам может существенно отличаться, — поясняет свою точку зрения Рамиль Шарапов. — Помимо дивидендной политики, госкомпании смогут четче формулировать и планировать инвестпроекты. А государство, в свою очередь, будет лучше понимать, сколько дивидендов оно недополучит из-за принятия той или иной инвестпрограммы госкомпании.

У компаний будет меньше маневров для сокрытия реальной чистой прибыли, но появится больше возможностей сократить финансовый результат за счет отрицательной переоценки валютных активов и обязательств, резюмировал эксперт в ходе обсуждения дополнительных плюсов и минусов перехода на выплату дивидендов исходя из отчетности МСФО.

Анна Каледина, Михаил Тегин

 

 

В 2016 г. Россия продала акции нефтяных компаний на 1,1 трлн руб. Иностранные компании получили сигнал, что санкции не помеха для их инвестиций. Но консолидация нефтяной отрасли продолжилась.

"Ведомости"

В 2016 г. государство объявило большую приватизацию, в том числе крупных нефтяных активов — 50,08% капитала "Башнефти" и 19,5% акций "Роснефти". Дело не только в деньгах, приватизация — это путь к структурным изменениям в экономике, который позволит добиться эффективного баланса госучастия и частного капитала в экономике страны, объяснял президент Владимир Путин. По данным ФАС, с 2005 по 2015 г. вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос с 35 до 70%, в России сложился государственно-монополистический капитализм.

Контрольный пакет в "Башнефти" решили продавать в России, основными конкурентами оказались "Роснефть" и "Лукойл" в сопровождении более мелких игроков. 12 октября 60,16% обыкновенных акций "Башнефти" без аукциона купила "Роснефть" за 330 млрд руб. Это больше, чем готов был заплатить единственный серьезный соперник "Роснефти" — "Лукойл".

Среди вариантов продажи рассматривалось и размещение небольшого пакета на бирже. "Это стало бы хорошей новостью для развития фондового рынка, но мы сразу понимали, что такой вариант вряд ли будет выбран, — говорит директор Prosperity Capital Александр Бранис. — Правительству слишком нужны были деньги, и логично, что пакет "Башнефти" продали целиком". Но рынок хорошо заработал на сделке: многие инвесторы делали ставку на приватизацию компании еще в конце 2015 г. и "Роснефть", как положено, объявила оферту, говорит аналитик АКРА Василий Танурков.

Чиновников консолидация отрасли не пугает. Это глобальные тенденции развития рынков: компании укрупняются, чтобы достичь синергетического эффекта, говорил "Ведомостям" министр энергетики Александр Новак.

"Роснефть" планирует сохранить большинство проектов "Башнефти" и увеличить инвестпрограмму, сообщала компания. Инвестпрограмма самой "Роснефти" в 2017 г. вырастет с учетом проектов "Башнефти" при неизменности стратегических целей и графика ввода новых проектов, говорит представитель "Роснефти".

"Роснефтегаз" продал 19,5% "Роснефти" за 10,2 млрд евро консорциуму, где равными долями владеют Катарский инвестиционный фонд (QIA) и швейцарский трейдер Glencore. 16 декабря деньги от сделки поступили в бюджет. Аналитики восприняли продажу с энтузиазмом: "Роснефть" не стала выкупать свои акции (такой вариант рассматривался), что грозило ростом долга и ослаблением контроля государства. Кроме того, "Роснефть" обещала направлять на дивиденды 35% чистой прибыли вместо 25%.

Но сделка оставила много вопросов: "Роснефть" спустя две недели все еще не раскрыла появление нового акционера, главный кредитор — Intesa Sanpaolo заявил, что еще не выделил деньги, после того как деньги поступили в бюджет. Сама "Роснефть" накануне сделки разместила бонды на 600 млрд руб. Сделка прошла очень быстро, детали ее не раскрыты для широкой общественности, говорит аналитик "Альпари" Анна Кокорева. "Это не лучший сигнал для инвесторов: кажется, что мы не можем продать нормально и понятно такой хороший актив, как "Роснефть", — объясняет она. С другой стороны, акции проданы дорого и привлечение западного инвестора в лице Glencore может дать положительный сигнал компаниям, которые опасаются сотрудничать из-за санкций, рассуждает аналитик.

На развитие нефтяной отрасли России приватизация "Роснефти" вряд ли повлияет: новые акционеры — финансовый фонд и трейдер, а не нефтяные компании и вряд ли они обладают нужными компетенциями в управлении нефтяным бизнесом, говорит Кокорева. Катарский фонд чаще всего является посредником, он покупает акции и через год-два их продает, заключает она. "Сделка вряд ли существенным образом повлияет на развитие нефтяной отрасли в России, хотя лоббистские возможности компании, вероятно, возрастут", — говорит младший директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.

"Роснефть" можно было продать дороже, считает аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров. Но у сделки есть политическое обременение: нужно было показать, что мы можем продавать активы реальным иностранным инвесторам и санкции их не пугают.

Алина Фадеева

<< Декабрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ