Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.01.2014

Ярославский и Рязанский заводы, обеспечивающие топливом Москву и близлежащие населенные пункты, в начале марта закрываются на длительный ремонт.

"Известия"

Сразу два крупных нефтеперерабатывающих завода — Рязанский и Ярославский НПЗ (ЯНОС), которые обеспечивают бензином Москву и близлежащие населенные пункты, в начале марта остановят часть своих технических мощностей для длительного ремонта. Об этом "Известиям" рассказали источники на рынке. Информацию подтвердило Министерство энергетики РФ. Продавцы бензина ожидают сокращения производства топлива на этих заводах, что может спровоцировать рост цен, сначала оптовых, а вслед за ними и розничных.

Согласно данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ ТЭК) при Минэнерго, Ярославский НПЗ (через "Славнефть" на паритетной основе принадлежит "Газпром нефти" и "Роснефти") c 1 марта по 8 июля текущего года закроет на реконструкцию комплекс каталитического крекинга по производству компонентов высокооктанового бензина. Это приведет к снижению производства бензина марки "Евро-5". С 16 марта закроются сразу три вида установок на этом НПЗ: установка первичной переработки АВТ-4, установка по каталитическому риформингу и гидроочистке дизельного топлива, что приведет к снижению переработки нефти на заводе, сокращению производства бензина и дизельного топлива. В общей сложности ремонты оборудования продлятся до 35 дней.

На Рязанском НПЗ 2 и 11 марта поэтапно закроются на ремонт четыре установки: каталитического риформинга, первичной переработки нефти и др. Ремонт сооружений по гидроочистке дизеля продлится 42 дня, другого оборудования — от 70 до 91 дня.

Официальный представитель Минэнерго Ольга Голант подтвердила "Известиям" информацию о ремонте установок Ярославского и Рязанского НПЗ в марте.

— Мощности Московского НПЗ ("Газпром нефть") и "Нижегороднефтеоргсинтез" ("Лукойл") будут работать в штатном режиме, что позволит обеспечить Центральный федеральный округ автобензинами. Кроме того, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сформировать на 1 апреля товарные запасы автобензина в объеме, достаточном для прохождения весеннего периода ремонтов нефтеперерабатывающего оборудования и ожидаемого сезонного роста спроса на внутреннем рынке. На 26 января объем запасов товарных бензинов на НПЗ и нефтебазах составляет около 1,5 млн т, что является достаточным для отсутствия дефицита топлива. При этом ожидается, что в условиях накопления запасов компании увеличат экспорт бензинов в январе на 0,1 млн т по сравнению с декабрем 2013 года, — сообщила она.

По информации источников на трейдинговом рынке нефтепродуктов, сбытовые предприятия "Роснефти" и "Газпром нефти", реализующие бензин и дизельное топливо производства ЯНОСа, готовятся к сокращению поставок бензина с этого НПЗ. В частности, ищут возможность заключения договоров хранения нефтепродуктов с коммерческими нефтебазами. За счет этого "сбыты" рассчитывают сформировать крупные запасы топлива на период ремонта на ЯНОСе, уточнил собеседник "Известий".

По итогам первых двух недель января крупные нефтяные компании сократили поставки топлива на внутренний рынок, а объем товарных запасов топлива на НПЗ и нефтебазах снизился с рекомендованного ранее Минэнерго в 1,7 млн до 1,4 млн т. Согласно данным ЦДУ ТЭК, они уже отправили на экспорт по итогам первой половины месяца свыше 206 тыс. т бензина.

С учетом резкого снижения курса рубля и повышения выгоды отправки нефтепродуктов на экспорт трейдеры уже сегодня активно закупают топливо впрок. Это вновь спровоцировало рост биржевых цен на бензин. Всего за три дня, с 27 по 29 января, цена на бензин марки Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже выросла на 1,32%, до 32 911 рублей за 1 т, бензина Аи-95 — на 2%, до 34 052 рублей за 1 т. Минэнерго обещает мониторить ситуацию с производством автобензинов.

По сообщению пресс-службы "Газпром нефти", сегодня на внутреннем рынке нефтепродуктов наблюдается профицит.

— "Газпром нефть" в настоящее время не снижает объем переработки на собственных НПЗ и вынуждена направлять не востребованные внутри страны бензин и дизельное топливо в страны Средней Азии для обеспечения собственной сети АЗС. Компания не видит предпосылок к возникновению дефицита нефтепродуктов в России, — объяснили в нефтяной компании.

В "Роснефти" также просят автомобилистов не беспокоиться.

— С целью приоритетного исполнения обязательств по ежемесячной реализации бензинов на бирже в объемах не менее 10% от производства и обеспечения ресурса собственной розничной сети "Роснефть" в январе начала программу накопления высокооктановых бензинов на нефтебазах предприятий нефтепродуктообеспечения. Компания инициировала перенос сроков ремонта на некоторых НПЗ с целью исключить совпадение с графиками ремонтов остальных НПЗ компании. Заключенные экспортные контракты предполагают исполнения обязательств в рамках объемов, предусмотренных балансами распределения нефтепродуктов, — прокомментировал представитель компании.

Директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов отметил, что снижение ставок экспортных пошлин на бензины с 1 февраля, а также рост курса доллара привели к тому, что экспортный паритет для бензинов экологического класса 3 и 4 сейчас существенно выше, чем их цены на бирже.

— В этой связи нефтяные компании в феврале могут увеличить поставки бензинов на экспорт, что чревато снижением предложения внутри страны, — объяснил он.

Когда заводы останавливаются на ремонт, для части оптовых и мелкооптовых покупателей бензина, не аффилированных с крупными нефтяными компаниями, это становится сюрпризом, они начинают лихорадочно скупать топливо, а продавцы поднимают цену. В декабре некоммерческое партнерство "Совет по товарным рынкам" (НП СПТР) обратилось в Минэнерго с просьбой разместить в открытом доступе статистические материалы ЦДУ ТЭК по производству и экспорту нефтепродуктов, а также сроки плановых ремонтов на НПЗ.

— В своем ответе Минэнерго отказалось от публикации сроков ремонтов на НПЗ, сочтя раскрытие этой информации преждевременным, — сообщил генеральный директор НП СПТР Александр Гудков.

По его словам, даты ремонтов ЯНОСа и Рязанского НПЗ в 2014 году были утверждены Минэнерго еще в ноябре-декабре 2013-го, однако информация дошла не до всех заинтересованных участников рынка.

— К сожалению, график ремонтов НПЗ отсутствует в свободном доступе и распространяется ЦДУ ТЭК по платной подписке, стоимость которой настолько высока, что позволить себе ее могут лишь крупные нефтяные компании. На наш взгляд, отсутствие у участников рынка исчерпывающей информации о запасах, экспорте и сроках плановых ремонтов на НПЗ провоцирует различные спекуляции на тему возможного дефицита нефтепродуктов, что дестабилизирует рынок и грозит необоснованным ростом цен, — говорит Александр Гудков.

Генеральный директор ICON Traiding Дмитрий Гусев отмечает, что цены на заправках растут примерно через 2-4 недели после взлета оптовых цен на бензин. По его прогнозам, к лету текущего года цена бензина на АЗС вырастет на 2-4 рубля за 1 л.

— Автолюбители наряду с участниками рынка торговли бензином могут хеджировать риски дефицита топлива или роста его розничной цены. Это возможно путем покупки топливных карт различных заправочных сетей, где цена на бензин фиксируется на дату покупки карты. Таким образом можно оплачивать полный бак картой по более привлекательной цене даже в условиях, когда цены на заправках подрастут. А дефицита топлива на своих АЗС крупные компании не допустят: при необходимости перебросят в Московский регион объемы бензина с других своих НПЗ, — говорит эксперт.

Людмила Подобедова

"Газпром" заключил первые контракты на поставку труб для "Южного потока".

"РБК daily"

Несмотря на претензии Еврокомиссии к "Южному потоку", "Газпром" заключил первые контракты на поставку труб для строительства газопровода на 1 млрд евро. Половина объемов досталась европейской компании Europipe, остальное — российским ОМК и "Северстали".

Компания South Stream Tran­sport B.V., подконтрольная "Газ­прому", в среду подписала первые контракты на поставку труб для строительства морского участка газопровода "Южный поток". Общая сумма договоров составляет 1 млрд евро. В сообщении "Газпрома" говорится, что Europipe поставит 50% от общего объема, "Северсталь" — 15%, а ОМК — 35%. В сообщении ОМК уточняется, что она продаст 300 км труб.

Предварительный отбор прошли восемь компаний, сообщил РБК daily источник в South Stream Transport, однако отказался назвать конкретных претендентов. Ранее в корпоративном журнале "Газпром" писал, что помимо победителей к конкурсу была допущена также компания ЧТПЗ.

Морской участок газопровода "Южный поток" состоит из четырех ниток. Протяженность каждой из них составит 931 км.

Обустройство первого участка берегового примыкания газопровода начнется в июне 2014 года, говорится в сообщении South Stream. "Настало время для перехода к стадии строительства газопровода", — заявил главный исполнительный директор South Stream Олег Аксютин (его слова приводятся в сообщении).

Однако пока проект стоимостью 738,5 млрд руб. (21,4 млрд долл.) находится в подвешенном состоянии. В начале декабря 2013 года представитель Еврокомиссии заявил, что межправительственные соглашения по "Южному потоку" не соответствуют европейскому законодательству и должны быть полностью пересмотрены. Под вопросом оказались договоры с Болгарией, Сербией, Венгрией, Словенией и Хорватией. Главные претензии были в том, что в соглашениях не учтены требования Третьего энергопакета, обязывающие предоставлять доступ ко всем трубопроводам альтернативных поставщиков газа и запрещающие поставщику газа контролировать трубопроводы и устанавливать тарифы на транспортировку. Еврокомиссия предложила странам расторгнуть соглашения с "Газпромом". Но они этого не сделали, а Венгрия и Словения даже выступили с единой позицией, что соглашения с Россией на момент их заключения в 2008-2009 годах соответствовали законодательству Европейского союза. 17 января еврокомиссар Гюнтер Эттингер и российский министр энергетики Александр Новак встречались для обсуждения этого вопроса, но конкретных решений не было принято, стороны договорились только о создании рабочей группы по "Южному потоку".

Представители "Газпрома" не раз заявляли, что не собираются отказываться от реализации проекта. Вскоре после подписания первых контрактов на поставку труб планируется разместить заказ на вторую партию, сообщила компания на днях.

Для "Газпрома" не существует рисков, что купленные трубы не пригодятся, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Он напоминает, что монополия надеется заключить 30-летний контракт на поставку в Китай 38 млрд куб. м газа в год с 2018 года, а для этого понадобится трубопроводный транспорт.

Елена Иванкина

 

 

Естественным монополиям могут сохранить доступ к бесплатным финансовым ресурсам.

"Независимая газета"

Пресловутая инвестиционная составляющая может после заморозки вернуться в тарифы естественных монополий. Окончательного решения еще не принято, но высокопоставленные чиновники Минэкономразвития (МЭР) не исключают, что дискуссия в правительстве закончится не в пользу потребителей. При таком раскладе тарифы на газ, электроэнергию, грузовые перевозки по железной дороге снова будут обгонять инфляцию, провоцируя рост цен на внутреннем рынке. Эксперты считают, что естественные монополии, сохранив доступ к фактически бесплатным финансовым ресурсам, утратят интерес к оптимизации издержек, повышению эффективности инвестпрограмм.

Замглавы МЭР Сергей Беляков вчера сообщил журналистам, что окончательного решения запретить включать так называемую инвестиционную составляющую в тарифы естественных монополий не принято. И не факт, что оно вообще будет принято. Чиновник открестился от этой инициативы. По его словам, это предложение экспертов, а МЭР ничего подобного не предлагал, следовательно, не поддерживает.

"Эта концепция — проект предложений. Там написано, что это ряд предложений для проработки и для обсуждения. Не исключаю, что эта норма оттуда уйдет, так как эффекты разные могут быть и до конца не все понимают, зачем это нужно", — цитирует Белякова Интерфакс. По его мнению, такие инициативы нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку отсутствует уверенность, к чему они могут привести.

Тема приобрела особую актуальность после того, как правительство приняло решение заморозить тарифы естественных монополий для промышленных потребителей на 2014 год. В тот момент могло создаться впечатление, что у властей хватит политической воли научить крупнейшие госкорпорации и госкомпании привлекать ресурсы для реализации инвестпроектов на рыночных условиях, а не закладывать их в тарифы на свои товары и услуги. Реакция со стороны монополий не заставила себя долго ждать. Они предупредили, что не смогут реализовать намеченные планы развития из-за образовавшегося дефицита средств. Например, "Газпром" в сентябре 2013 года подсчитал, что из-за заморозки потеряет 510 млрд руб., казна не досчитается почти 100 млрд руб. налоговых поступлений, возникнет угроза потери 300 тыс. рабочих мест. В ответ президент Владимир Путин настоятельно рекомендовал монополистам заняться снижением внутренних издержек.

Можно предположить, что слово главы государства станет решающим и в дискуссии по поводу целесообразности исключения инвестиционной составляющей из тарифов. В любом случае для Путина решение не будет простым. У монополий мощное лобби в коридорах власти, но за инициативой стоят представители бизнес-сообщества, которые видят в этом один из способов улучшения делового климата в стране.

"Естественные монополии — высоконадежные заемщики, которые могут привлекать для инвестиций кредиты на выгодных условиях, под низкую процентную ставку. Предполагается научить госкомпании занимать на эти цели деньги на рынке", — уверен вице-президент "Деловой России" Николай Остарков.

По его словам, схема, когда инвестсоставляющая закладывается в тариф, довольно спорная. Все потребители — население и предприятия, которые платят, например, за электроэнергию и газ, — фактически превращаются в инвесторов. Однако при этом дивидендов им не полагается, какие проекты следует профинансировать, также решают без их участия. "Мы подрываем метафизику частной собственности. Иностранцев наши схемы переклинивают", — резюмировал Остарков. И пообещал продолжить борьбу.

Партнер RusEnergy Михаил Крутихин высказался не менее категорично. По его мнению, тарифы на услуги некоторых естественных монополий, в частности "Газпрома", устанавливаются без должного аудита и обоснования. Это и неудивительно — ведь назвать газовый концерн полностью рыночным и прозрачным очень трудно. Поэтому рассуждать о сохранении инвестиционной составляющей в ценах на газ бессмысленно. Эксперт со ссылкой на заявление руководства "Газпрома" напомнил — рентабельность компании на внутреннем рынке превышает 23%. И жалобы на дефицит финансовых средств как оправдание сокращения инвестпроектов Крутихину представляются неубедительными. По его мнению, никаких денег не хватит, если расходовать их, не заботясь об окупаемости вложений. В пример он привел проект газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток, в котором "на одном конце трубы нет газа, а на другом — потребителя".

Естественные монополии нужно принуждать к переходу на рыночные методы работы, уверен главный экономист Центра развития Валерий Миронов. Это особенно актуально, учитывая, что российская экономика имеет сырьевую направленность, что создает неблагоприятный фон для обрабатывающих отраслей. А тут еще монополисты с их инвестиционными аппетитами, которые должно удовлетворять государство, включая заявки на финансирование в тарифы. Займы, привлекаемые на рыночных условиях, и инфраструктурные облигации вполне могут покрыть потребности монополий в инвестициях, убежден Миронов. При этом будет обеспечен контроль за эффективностью расходов со стороны инвесторов.

Игорь Наумов

 

 

Власти заказали исследования арктических кладовых, которые России пока даже не принадлежат.

"Новые известия"

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) объявило конкурс на оценку перспектив нефтегазоносности российского континентального шельфа за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны в рамках готовящейся заявки в комиссию по границам континентального шельфа при ООН. Максимальная стоимость контракта — 944 миллиона рублей. При этом международный спор о территориальной принадлежности арктического шельфа в ООН даже не разрешен. По оценкам экспертов, вопреки претензиям Кремля на обладание арктическими кладовыми, как минимум в ближайшие годы Россия не сможет начать извлечение углеводородов из-под арктической "шапки". Прежде всего по причине необходимости колоссальных инвестиций, отсутствия технологий, а также ввиду неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры.

Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ранее ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. Но если ученым удастся доказать, что эти хребты — продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку там ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 млрд. тонн условного топлива. "В соответствии с результатами исследований материковая окраина РФ в Арктике включает в себя шельф, охватывающий хребет Ломоносова, котловину Подводников и поднятие Менделеева. Речь идет об обширных подводных пространствах, простирающихся более чем на 350 морских миль от побережья России", — заявляли ранее в МИД РФ. В середине ноября 2013 года подкомиссия ООН признала анклав площадью 52 тыс. кв. км в срединной части Охотского моря частью российского континентального шельфа. В феврале 2014 года выводы подкомиссии будут рассмотрены Комиссией ООН.

Согласно международному праву, Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной стране. При этом Канада, Дания, Норвегия, Россия и США обладают правами на 200-мильную исключительную экономическую зону у своих берегов. После ратификации Конвенции ООН по морскому праву (США не подписали конвенцию) странам-участницам был предоставлен десятилетний период на предъявление требований по дополнительному расширению границ континентального шельфа своей страны. В декабре 2013 года Канада подала в ООН заявку на увеличение своих территорий в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. кв. км (включая хребет Ломоносова). Аналогичная заявка России в ООН, по данным МИД РФ, практически готова.

Эксперты отмечают, что претензии России на арктический шельф пока что выглядят не более чем бутафорией. "Это в лучшем случае задел на будущее. В ближайшие годы никакой отдачи не будет. Тем более что ООН пока не приняла решения по российской заявке. Не ясен и состав участников, равно как и есть ли там ресурсы, добыча которых может окупиться. Во многом ситуация с целесообразностью разработки арктических недр будет зависеть от мировой экономической конъюнктуры, которая пока что довольно пессимистична", — сказал "НИ" руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Объем инвестиций, нужных для освоения арктического шельфа России, по оценке Минэнерго составляет до 500 млрд. долларов до 2050 года. Согласно планам правительства, уже к 2030 году более четверти нефти Россия должна добывать на шельфах, прежде всего за Полярным кругом. По оценкам специалистов, в российском арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа. Однако ни технологических, ни финансовых предпосылок к их добыче в условиях падающей российской экономики пока не существует. "Примечательно, что недавно государство отказалось от софинансирования исследовательских работ на шельфе, предоставив это самим компаниям-претендентам на разработку ресурсов Арктики. В то же время куда более реалистичными выглядят планы по вложению в разработки трудноизвлекаемых запасов сырья на континенте, например, в той же Восточной Сибири", — отметил г-н Пасечник. Ключевые морские проекты, как Штокмановское газовое месторождение и Приразломное нефтяное месторождение, оказались чрезвычайно сложными.

"Пока далеко не очевидно, есть ли там вообще нефть и газ. Что касается заявки по Северному Ледовитому океану, то тут вопрос остается открытым — велики шансы Канады получить себе этот шельф. Хотя конкурс мы уже объявили и даже нашли деньги под эту затею в нашем проблемном бюджете", — сказал "НИ" аналитик международной инвестиционной компании Василий Якимкин.

"У нас серьезный инженерно-технический провал для разработки нефтегазопродуктов в этом регионе. Арктика, несмотря на тот факт, что теряет ежегодно ледяной покров, требует оборудования и материалов как металлического, так и композитного происхождения, подготовленных к экстремальным перепадам температур. К тому же стоимость сырья, добытого в Арктике, в сравнении с континентальным будет значительно выше", — отметил в беседе с "НИ" первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Сергей Путилов

 

 

<< Январь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ