media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.01.2015

Минприроды отказалось от единого фонда для ликвидации месторождений — идея о коллективной ответственности добывающих предприятий не учтена при доработке законопроекта.

"Известия"

Министерство природных ресурсов при доработке поправок в закон "О недрах" отказалось от ранее обсуждаемой идеи о создании единого ликвидационного фонда для добывающих предприятий. Документом предусмотрена обязанность каждой компании формировать по каждому месторождению свои фонды для ликвидации сооружений, которые использовались при добыче полезных ископаемых (шахты, буровые скважины и проч.). Сейчас предприятия нередко уклоняются от проведения таких работ, в результате все расходы ложатся на государство.

В ходе разработки законопроекта, которая идет с 2012 года, обсуждались различные механизмы формирования ликвидационных фондов. Рассматривалась, например, возможность предоставления компаниями госорганам банковских гарантий вместо отчислений живых денег в фонды. Одна из последних наработок касалась создания единого фонда для добывающих компаний по аналогии с фондом страхования вкладов. Этот фонд при Агентстве по страхованию вкладов формируется за счет ежеквартальных отчислений банков, привлекающих вклады, и предназначен для выплат вкладчикам в случае банкротства одного из них. В последней версии законопроекта (копия есть у "Известий"), отправленной ряду министерств и ведомств, эти наработки не учтены. Документом предусмотрена обязанность добывающих предприятий формировать ликвидационный фонд под каждый проект.

Величина фонда, согласно проекту закона, будет определяться в каждом случае индивидуально, исходя из комплекса мероприятий, которые необходимо будет произвести (например, на основе ранее уже понесенных затрат на выполнение аналогичных работ). Величина фонда может корректироваться, ее обоснованность будет ежегодно подтверждаться в рамках аудита отчетности компании. Законопроект вводит административную ответственность за невыполнение обязанности по созданию ликвидационных фондов — штраф в размере до 1 млн рублей.

Размер отчислений будет зависеть от объема добычи (пропорционально ее фактическому уровню). По взносам дадут отсрочку: начать отчисления компания должна будет с момента достижения выработанности месторождения на уровне 25–30% или спустя 5 лет после того, как запасы одного из видов полезных ископаемых впервые сократились на 1%. Средства фондов могут быть размещены на депозиты в банках, включенных в десятку крупнейших банков или в государственные ценные бумаги, говорится в пояснительной записке к законопроекту, — эти детали предполагается установить постановлением правительства.

Законопроектом планируется определить и послабления: так, предприятия, отвечающие ряду критериев, смогут обойтись корпоративной гарантией и не создавать ликвидационный фонд. Такая гарантия предоставляется путем заключения соглашения между компанией и Минприроды. Воспользоваться этой альтернативой смогут лишь предприятия, которые являются налоговыми резидентами России, не входят в иные группы пользователей недр, а также имеют определенные показатели деятельности (к ним могут быть отнесены уровень добычи полезного ископаемого, размер чистых активов и проч., эти критерии определит позже правительство).

Создание ликвидационных фондов обусловлено тем, что сейчас нет никаких гарантий того, что предприятия исполнят возложенные законом обязательства. По закону "О недрах" они должны за свой счет производить ликвидацию всех используемых сооружений после окончания отработки месторождения. На деле, как отмечено в пояснительной записке к проекту, на завершающих этапах отработки месторождения компании фактически устраняются от ликвидационных работ (отказываются от лицензии на добычу полезных ископаемых, лицензиат признается банкротом и т.п.). Нерентабельные шахты при этом не ликвидируются из-за недостатка денег у добытчиков. В результате "во многих случаях ликвидация последствий проведения горных работ практически полностью возлагается на государство", говорится в документе.

По словам министра природы и экологии РФ Сергея Донского, ликвидационные фонды не фискальная нагрузка, это механизм, гарантирующий, что не только крупные компании смогут выполнить необходимые работы по ликвидации инфраструктуры и рекультивации земель после отработки месторождения, но и средние, небольшие предприятия.

– Очевидно, если постепенно не откладывать средства на такие работы, возникает риск, что решать будущие экологические проблемы придется государству. Аналогично проблему решают в большинстве развитых стран, компании резервируют средства с самых первых этапов разработки месторождений, когда размер отчислений в ликвидационный фонд не оказывает существенного влияния на экономику проекта, — сказал министр "Известиям".

Согласно расчетам Минприроды, создание ликвидационных фондов повлечет за собой увеличение себестоимости добычи полезных ископаемых и снижение объема получаемой прибыли. Ежегодные выпадающие доходы бюджетов по налогу на прибыль составят около 6,4 млрд рублей. В то же время создание фондов позволит избежать расходов государства на ликвидационные работы в гораздо большем объеме. Так, например, по оценке администрации Кемеровской области, на закрытие семи шахт в Прокопьевском городском округе со стороны государства требуется 24,5 млрд рублей.

В Минэкономразвития "Известиям" сообщили, что законопроект в министерство поступил и в установленный срок позиция будет направлена в Минприроды. В Минэнерго также подтвердили, что законопроект получен и в настоящее время изучается. В Минфине указали, что министерство "в настоящее время рассматривает данные законопроекты, по существу которых замечаний и предложений не имеется".

Руководитель энергетического отдела российского отделения Greenpeace Владимир Чупров указал, что подобные фонды де-юре уже существуют, например, в атомной энергетике. Поэтому, по его словам, представленным законопроектом не предусмотрена какая-то правовая новация, а лишь предполагается распространить имеющуюся практику на другие отрасли, которые оставляют после себя много заброшенной инфраструктуры.

Представители бизнеса крайне неохотно комментируют тему о новом обременении. На запросы "Известий" не ответили в структурах "Газпрома", НОВАТЭКа, "Лукойла", "Сургутнефтегаза", угольных компаний "СДС-Уголь", СУЭК. Президент Российского газового общества Павел Завальный отметил, что идея создания ликвидационных фондов обсуждается уже не один десяток лет.

– Проблема действительно существует, и во многом это связано с тем, что закрытие месторождений требует существенных затрат — порядка 40% от расходов на его разработку. В то же время важное значение имеет тот факт, что законопроектом предусмотрено не единовременное, а постепенное наполнение компанией фонда в процессе реализации проекта добычи, — указал Завальный.

Татьяна Ширманова

 

 

Минэнерго разработало план спасения российской энергетики в кризис: сетевым компаниям предлагается компенсировать выпадающие доходы и вместе с генерирующими сократить инвестиции.

"Ведомости"

Сегодня этот план рассмотрят на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, рассказали "Ведомостям" два собеседника, знакомых с документом. Правительство уже опубликовало общий антикризисный план, но предложений в отношении энергетики в нем нет.
План (копия есть у "Ведомостей") включает общесистемные меры поддержки отрасли, а также отдельные мероприятия для компаний. В первую очередь Минэнерго просит пересмотреть прогноз социально-экономического развития на 2015 г. Также нужно ужесточить платежную дисциплину, ввести механизм оплаты лишней сетевой мощности и механизм take or pay в энергетике. Нужно снизить управленческие расходы и прибыль энергокомпаний, говорится в документе.

Самую большую заботу Минэнерго проявило о сетевых компаниях ("Россети", ФСК). "Россетям" нужно компенсировать выпадающие доходы от ликвидации договоров "последней мили" (оценивались в 57 млрд руб.), сглаживания RAB-регулирования (около 159 млрд руб.), неучтенного перекрестного субсидирования и льготного техприсоединения в том числе за счет бюджета. Общую сумму выпадающих доходов представитель компании не называет.

Компании также нужно оказать "финансовую помощь" в получении денежных средств на компенсацию процентных ставок по кредитам или создание механизма получения льготных кредитов. Вместе с тем сетевым организациям в 2015 г. нужно оптимизировать инвестпрограммы и эффективней работать с непрофильными активами, "Россети", в частности, могут продать сбытовые компании. Также "Россети" должны "применять лучшие практики" в управлении "дочками", в том числе передавать их в доверительное управление. На благотворительные программы и спонсорскую помощь должен быть введен мораторий, программы страхования надо оптимизировать. Оптимизировать инвестиции в 2015 г. должны и "Русгидро", "Интер РАО", "Росэнергоатом". В качестве мер поддержки генкомпаниям можно не увеличивать налоги (водный, экологический и т. д.) и ввести механизм вывода лишней мощности с рынка, говорится в документе. Гарантирующим поставщикам (перечисляет платежи потребителей поставщикам сетевых услуг и электроэнергии, обслуживают в том числе население) можно повысить сбытовые надбавки с учетом роста процентных ставок.

ФСК в 2015 г. может сократить инвестиции со 108 млрд до 70-75 млрд руб., "Русгидро" планирует инвестировать 95,3 млрд руб. (без БоАЗ) и будет сокращать вложения по мере необходимости, "Росэнергоатом" собирается снизить инвестиции примерно на 5% до 190 млрд руб., говорят представители компаний. Их коллеги из "Россетей" и "Интер РАО" отказались от комментариев.

Рост ставок по кредитам и неплатежей на оптовом рынке — две главные проблемы энергетиков в кризис, напоминает Наталья Порохова из ЦЭП Газпромбанка. Предложения финансировать инвестпрограммы за счет их сокращения и льготных кредитов адекватны ситуации, считает она. Правда, индексация сетевых тарифов на текущую инфляцию прибавит 0,8% к цене электроэнергии.

К плану Минэнерго есть претензии у ФАС, говорит собеседник в ведомстве, но не раскрывает их. Представитель отказался от комментариев. "Финансовую устойчивость энергокомпаний важно обеспечить не за счет реального сектора экономики (дополнительной индексацией тарифов, трансляцией высоких кредитных ставок в тарифы и надбавки), а за счет оптимизации финансовых потоков внутри самого сектора", — считает представитель Минэкономразвития. Самая правильная инициатива Минэнерго — сокращение инвестпрограмм, резюмирует он.

НП "Совет производителей энергии" (представляет большинство энергокомпаний) с предложениями Минэнерго согласно, говорит представитель. Вместо повышения эффективности отрасли и использования обширных резервов энергокомпаний, накопленных в прошедшие годы, Минэнерго предлагает в очередной раз списать все риски и финансовые проблемы энергетиков в платежи потребителям, констатирует директор НП "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев.

Алина Фадеева

 

 

Монополии пришлось обходиться короткими займами.

"РБК daily"

До конца 2015 года "Газпром" должен выплатить кредиторам 174,3 млрд руб., следует из отчетности монополии по МСФО за третий квартал 2014 года. Долг невелик, но из‑за геополитической нестабильности компания практически лишилась возможности привлекать долгосрочные займы, необходимые для стратегических проектов "Сила Сибири" и "Турецкий поток".

В четвертом квартале 2014 года "Газпром" привлек несколько займов со сроком погашения в 2015 году. В частности, в ноябре компания выпустила облигации участия в кредите на сумму $700 млн с процентной ставкой 4,3%, а в декабре — оформила заем в "ЮниКредит Банк Австрия АГ" на сумму €390 млн со ставкой EURIBOR + 2,75%. Еще один кредит компания оформила в январе этого года, подписав договор с "Интеза Санпаоло С. П. А." на €350 млн со сроком погашения в 2016 году, ставка EURIBOR + 2,75%.

Чистый долг "Газпрома" за девять месяцев прошлого года вырос на 14%, с 1,113 трлн руб. до 1,265 трлн руб. Причина — рост курсов иностранных валют, говорится в отчете компании.

Общая сумма долга с погашением в текущем году (174,3 млрд руб.) невелика, компания справится с такой нагрузкой — для этих нужд есть свободный денежный поток, говорит старший аналитик "​Уралсиб Кэпитал" Алексей Кокин. Для сравнения, по результатам девяти месяцев 2014 года "Газпром" сгенерировал 370 млрд руб., которые вполне могли бы обслужить такой долг, отмечает аналитик. "В этом году объем свободных денежных средств будет значительно ниже, но его все равно должно хватить для уплаты срочных долгов", — считает Кокин.

С выплатой этих денег проблем возникнуть не должно, но вопрос в другом: как долго "Газпрому" придется довольствоваться краткосрочными кредитами? Компания реализует масштабные проекты, на строительство которых требуется больше двух-трех лет и на которые нужно привлекать средства. "Газпром" действительно может столкнуться с недостатком финансирования капиталоемких проектов вроде "Силы Сибири" и "Турецкого потока" — на них требуются многолетние кредиты, не требующие срочной выплаты, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. Собственных средств на них будет недостаточно, в том числе из‑за ожидаемого падения цен на газ (они привязаны к цене на нефть), объяснил эксперт.

"Кредиторы закладывают геополитические риски в повышенные процентные ставки. Поэтому "Газпром" решил обходиться краткосрочными займами, пока ситуация на международном рынке не успокоится. Когда это произойдет, прогнозировать сложно", — заключил аналитик БКС Артем Усманов. Напрямую "Газпром" не включен в санкционный список — он может привлекать финансирование в европейских банках, но из‑за высоких процентных ставок компании невыгодно брать взаймы надолго.

"Политическая и экономическая нестабильность, текущая ситуация с введением санкций, неопределенность и волатильность фондового и товарного рынков и другие риски оказали и могут продолжать оказывать влияние на российскую экономику. Будущее экономическое развитие Российской Федерации зависит от внешних факторов и мер внутреннего характера, принимаемых правительством для поддержания роста и внесения изменений в налоговую, юридическую и нормативную базы. Руководство полагает, что им принимаются все необходимые меры для поддержки устойчивости и развития бизнеса группы в современных условиях, сложившихся в бизнесе и экономике", — говорится в отчете "Газпрома".

Ася Сотникова

 

 

Цены на голубое топливо окончательно отвязались от нефтяной корзины.

"Независимая газета"

Российский "Газпром" ждут непростые времена. Цены на газ снижаются вслед за нефтяными ценами. Экспорт в Украину сокращается. К тому же Киев требует от газового монополиста выплатить более 6 млрд долл. А покупатели российского газа в Европе добиваются от "Газпрома" новых ценовых уступок. Факт снижения прибыли вчера официально подтвердили в "Газпроме".

Дальнейшее снижение мировых цен на нефть может негативно сказаться на стоимости природного газа, реализуемого "Газпромом" по долгосрочным контрактам. В частности, такие данные приводились в опубликованной вчера финансовой отчетности российского газового холдинга. Действительно, привязав цены на газ к стоимости нефти, компания выигрывала в эпоху высоких цен на черное золото.

Однако сейчас, когда цены упали фактически в два раза, газовый концерн начинает нести серьезные убытки. В результате из донора для российского бюджета концерн может превратиться в получателя господдержки.

"Падение мировых цен на нефть может привести к снижению цен на природный газ, который мы реализуем по долгосрочным контрактам с европейскими или прочими потребителями, которые связаны с индексами на нефтепродукты, и может повлечь сокращение наших доходов от экспорта", — цитирует "Прайм" официальное сообщение холдинга. При этом дальнейшее снижение мировых цен, напоминают в компании, может оказать неблагоприятное воздействие не только на бизнес компании, но и на результаты ее операционной деятельности, денежные потоки, финансовое положение и возможность финансирования планируемых капитальных затрат.

К слову, чистая прибыль "Газпрома", согласно международным стандартам отчетности (МСФО), в январе–сентябре 2014 года снизилась почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила около 550 млрд руб., говорится в отчете российского газового холдинга.

Общая же прибыль компании за девять месяцев составила почти 600 млрд руб., а выручка российского газового гиганта превысила 4 трлн руб., что на 6% выше показателя прошлого года, сообщают в холдинге.

За девять месяцев прошлого года операционные расходы компании увеличились на 16% и составили более 3 трлн руб. При этом основным фактором, оказавшим влияние на рост операционных расходов, стало увеличение суммы оценочных резервов на 104 млрд руб., или на 308%. "Изменение в основном вызвано начислением резерва по дебиторской задолженности НАК "Нафтогаз Украины" в сумме 84 млрд руб. и изменением ставки по налогу на добычу полезных ископаемых", — поясняют в компании.

Чистая же выручка от продажи газа в компании, наоборот, снизилась на 2% и составила 2 трлн руб. При этом в "Газпроме" уточняют, что чистая выручка от продажи газа в Европу и другие страны практически не изменилась и составила более 1 трлн руб. Однако эта относительная стабильность объясняется ростом средних расчетных цен в рублях, что, в свою очередь, "частично компенсировало снижение реализованных объемов газа в натуральном выражении", — уточняется в финансовом отчете.

А чистая сумма долга "Газпрома" МСФО по состоянию на 30 сентября 2014 года составила более 1 трлн руб., что на 14% больше показателя прошлого года, следует из отчета. "Причины увеличения значения данного показателя связаны c ростом курсов доллара и евро по отношению к российскому рублю, что было частично компенсировано увеличением денежных средств и их эквивалентов", — уточняют в холдинге.

Вчера же информагентство Reuters со ссылкой на собственные источники частично подтвердило опасения холдинга о возможном понижении цен на природное топливо, правда, не в будущем, а уже в настоящем. Состояние мировых рынков сырья вынуждает концерн вносить изменения в уже существующие контракты с покупателями в Европе. В частности, днем ранее концерн сообщил о подписании дополнения к действующему контракту в австрийской OMV на поставку газа в Австрию. "Документ призван адаптировать контрактные условия к меняющимся рыночным реалиям и сделать российский газ более конкурентоспособным на австрийском рынке", — говорилось в официальном сообщении российского газового холдинга. К слову, источник, близкий к сделке, пояснял тогда информагентству, что новое соглашение базируется на так называемой спотовой индексации, то есть цене, формирующейся на газовых биржах.

В последние годы европейские покупатели газа добивались значительных скидок от российского экспортера, который в результате такого давления рынка был вынужден возвращать авансы, пишет Reuters. По данным СМИ, подобные корректировки за девять месяцев 2013 года составили около 73 млрд руб. В то же время в самом "Газпроме" эту информацию опровергают.

Скидки от "Газпрома" получают не только западные страны, но и ближайшие соседи. Так, вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко пояснил, что цена российского природного газа для его страны по новому трехлетнему контракту составляет 134 долл. за 1 тыс. куб. м. "У нас на границе цена на газ — 134 долл. Нигде больше такой цены нет", — цитирует его "Прайм". В то же время цена российского газа по прошлому соглашению составляла 168 долл. за 1 тыс. куб. м.

Между тем вчера появились сообщения, что "Нафтогаз Украины" обратился в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с иском о ретроактивном пересмотре транзитного контракта на 2009–2019 годы. Предварительная сумма требований составляет 6,2 млрд долл.

По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, "Газпром" фактически уже перешел на спотовое ценообразование. "Рынок газа в мире сейчас продолжает складываться как единый рынок. "Газпром" же, привязав цену на газ к стоимости нефти,  проиграл и потерял значительные средства", — сообщает он.

Однако, замечает эксперт, снижение цен на нефть еще не могло серьезно отразиться на финансовом положении компании. "За девять месяцев 2014 года эффект от падения цен на нефть еще так сильно не сказывался. Гораздо более серьезным фактором падения стал уход "Газпрома" с украинского рынка газа", — напоминает Танкаев. Второй аспект падения, добавляет он, — значительное сокращение позиций компании и на внутреннем рынке. "Десять лет назад холдинг составлял 95% внутреннего рынка газа, сейчас — не более 55%", — уточняет эксперт.

Проблема еще и в том, напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, что зачастую инвестиционная политика компании не соответствует ее стратегическим и коммерческим задачам. "Строительство таких политизированных газопроводов, как "Сила Сибири", "Турецкий поток", не имеет под собой коммерческой составляющей и не сможет окупиться", — сообщает он.

Крупные инфраструктурные проекты могут негативно влиять на платежеспособность холдинга, но это лишь кажущийся негатив. "Не стоит забывать, что речь идет о крупных капиталовложениях, способных обеспечивать стабильность на десятилетия", — говорит Рустам Танкаев.

Такие ключевые проекты, как "Сила Сибири" и "Турецкий поток", будут профинасированы компанией, тогда как другие инвестпроекты могут быть частично пересмотрены. "Те проекты, которые находятся в высокой степени готовности, будет логичнее и проще достроить, чем замораживать. А вот совсем новые проекты хоть и не будут заморожены, но вот сроки их реализации вполне могут быть перенесены на более позднее время", — предполагает ведущий эксперт компании "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
Тем не менее опубликованная финансовая отчетность "Газпрома" не повод для пессимизма, уверено большинство экспертов "НГ". "У компании ранее бывали и более трудные времена, и она их успешно переживала, продолжала развиваться дальше, переживет она и этот непростой период", — настаивает Дмитрий Баранов.

С ним, однако, в корне не согласен Михаил Крутихин. "Газпром" уже довольно давно получает субсидии из госбюджета. По некоторым оценкам, поддержка компании со стороны государства составляет более 10 млрд долл. в год", — говорит эксперт.

Ольга Соловьева

<< Январь, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ