media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.01.2017

Орган будет определять стратегию разработки новых месторождений полезных ископаемых.

"Известия"

Министерство природных ресурсов подготовило пакет предложений по реформированию президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). Предлагается передать комиссии существенный объем полномочий в части контроля сырьевой базы. Структуру самой комиссии планируется изменить, сформировав президиум. Изменения формата и полномочий комиссии по ТЭК обусловлены последними событиями на глобальном нефтяном рынке, отмечают эксперты.

Президентская комиссия по ТЭК (ПКТЭК) является отраслевым регулирующим органом, в ее состав входят представители большинства крупных энергетических компаний, а также члены правительства и руководители ряда министерств и ведомств. Ответственным секретарем комиссии является главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин.

Подготовить предложения по реформированию ПКТЭК в прошлом году поручил Владимир Путин. В первую очередь Минприроды предлагает новый формат комиссии, в составе которой должен появиться президиум со своим ответственным секретарем. "Заседания президиума комиссии проводятся по мере необходимости", — говорится в проекте положения. Предполагается, что заседание комиссии будут готовить совместно ее  ответственный секретарь и ответственный секретарь президиума.

Заседания комиссии предлагается проводить не реже двух раз в год (сейчас раз в год). Большинство задач комиссии, согласно документу, должны решаться в тесном сотрудничестве с правительством.

Новое положение, подготовленное Минприроды, также предполагает расширение сферы ответственности комиссии и конкретизирует ее полномочия. В частности, ключевым изменением может стать добавление в задачи органа развития минерально-сырьевой базы страны. Речь идет о передаче в ведение комиссии формирования и утверждения перечня участков недр федерального значения, подлежащих лицензированию. Задачей комиссии может стать и определение условий предоставления участков недропользователям.

Фактически Минприроды предлагает комиссии курировать вопросы, которыми сейчас занимается само.

В Минприроды от комментариев воздержались.

В предложениях по новым задачам ПКТЭК есть идея формировать шестилетний план целевых показателей воспроизводства ресурсной базы с постоянным мониторингом данных по балансу запасов. Также комиссия, по предложению Минприроды, должна будет не реже одного раза в три года рассматривать представленный правительством доклад по состоянию ресурсной базы, где будет прогноз обеспеченности экономики страны стратегическими видами минерального сырья.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пояснил "Известиям", что заседание комиссии готовится, повестка в стадии формирования.

В Минэнерго ситуацию не прокомментировали.

— Запрос на новое положение комиссии, а следовательно, и реорганизацию ее полномочий обусловлен прежде всего изменениями в нефтегазовом секторе страны, — считает председатель совета директоров Creon Energy Фарес Кильзие. — В 2012 году, когда создавалась комиссия, цены на ресурсы были высокими, за счет чего между крупнейшими компаниями соблюдался определенный баланс. Сейчас ситуация изменилась: цены на ресурсы значительно снизились, на российском рынке появился очень крупный игрок в лице "Роснефти", который экспортирует большую часть российской нефти.

По словам Кильзие, изменение функций комиссии позволит создать по-настоящему эффективный орган, который будет способен урегулировать разногласия между компаниями. Важным пунктом нового положения, по мнению Кильзие, является направление работы в природоохранной и экологической сферах, которые раньше рассматривались довольно формально.

— Изменения в положении о комиссии могут быть связаны с готовностью нефтяной отрасли России к координированным действиям, — полагает старший аналитик по нефти и газу "Уралсиб кэпитал" Алексей Кокин. — Совсем недавно Россия договорилась со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти, после чего договоренность была достигнута и внутри страны между компаниями.

Анна Подлинова, Егор Созаев-Гурьев

 

 

"Башнефть" подала иск к "Транснефти". Как и материнская "Роснефть", компания оспаривает методику расчета потерь при транспортировке нефти.

"Ведомости"

"Башнефть" 26 января подала в суд на "Транснефть", следует из данных Арбитражного суда Москвы. Сумма иска в карточке дела не указана, что оспаривает "Башнефть" — не известно. Представитель суда на вопросы "Ведомостей" не ответил. Представитель "Роснефти" (владеет 60,16% голосов "Башнефти") от комментариев отказался.

"Транснефть" иск от "Башнефти" не получала, говорит представитель монополии. Он предполагает: иск аналогичен тому, что подала "Роснефть", и связан с претензиями к заключению договора на 2017 г. Это так, подтверждает источник "Ведомостей", близкий к одной из сторон конфликта: иск подан в рамках разбирательств по условиям транспортировки.

"Роснефть" и "Транснефть" не смогли подписать договор о перекачке нефти на 2017 г., следует из материалов суда. "У "Роснефти" был свой договор, а у "Башнефти" — свой, по нему компаниям тоже не удалось договориться", — говорит один из участников разбирательства. "Роснефть" направила иск к "Транснефти" 24 января. Еще до подачи иска, в декабре 2016 г., "Роснефть" потребовала обязать монополию перекачивать нефть. Если бы транспортировка остановилась, это неминуемо повлекло бы остановку разработки большинства месторождений в течение 72 часов, приводилась позиция "Роснефти" в материалах суда. Суд ввел обеспечительные меры.

Обеспечительных мер по иску "Башнефти" не принято, отмечает представитель "Транснефти". "Монополия не прекращала транспортировку углеводородов "Башнефти", хотя, как и в случае с "Роснефтью", договор на 2017 г. не заключен. "Транснефть" не остановила бы прокачку и нефти "Роснефти", а обеспечительные меры были излишни и оснований для их принятия не было", — добавил представитель "Транснефти".

"Роснефть" — крупнейший клиент "Транснефти". В 2015 г. монополия перекачала 481,4 млн т нефти и 32,3 млн т нефтепродуктов. При добыче в 205 млн т "Роснефть" в 2015 г. по трубам "Транснефти" экспортировала 103,8 млн т нефти, что обошлось в 185,4 млрд руб. Поставки на НПЗ (в том числе для немецкого Ruhr Oel) составили 90 млн т на 73,3 млрд руб., следует из материалов "Роснефти". "Башнефть" произвела 19,9 млн т нефти за 2015 г., из них 6,7 млн т ушло на экспорт, 10,5 млн т — на собственные НПЗ, а остальное продано в России. В структуре экспорта лишь 9% нефти "Башнефти" проходит вне системы "Транснефти", следует из годового отчета.

У "Роснефти" и "Башнефти" разногласия с "Транснефтью" из-за методики расчета технологических потерь при транспортировке нефти, именно это не позволило компаниям подписать договор, говорит участник конфликта. "Транснефть" считает, что остатки в системе должны определяться так: количество вошедшей в систему нефти за вычетом технологических потерь, определенных по сборникам нормативов, а "Роснефть" считает, что из количества вошедшей нефти нужно вычесть фактические технологические потери в пределах норматива, утвержденного Минэнерго, объяснял ранее начальник управления ФАС Дмитрий Махонин. Методика, на которую опирается "Транснефть" менее выгодна нефтяникам, говорит представитель службы.

У нефтяных компаний есть шанс в суде обязать "Транснефть" заключить договор на своих условиях, считает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. "В 2011 г. правительство приняло постановление о недискриминационном доступе к системе транспортировки нефти, в котором говорится, что должны рассчитываться не условные, а фактические потери нефти при транспортировке, которые не могут превышать установленного Минэнерго максимума", — напоминает юрист. И если "Роснефть" и "Башнефть" докажут в суде правильность своей методики расчета фактических потерь при перекачке, то суд может обязать "Транснефть" заключить договор на их условиях, считает Тертычный.

Виталий Петлевой, Галина Старинская

 

 

Минск не платит за российское голубое топливо уже второй год подряд.

"Независимая газета"

Подвижек в вопросе белорусского долга за российский газ пока нет, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Он уточнил, что Россия настаивает на оплате долга в полном объеме. По расчетам российского правительства, недоплата за российский газ выросла до 550 млн долл. Республике неоткуда брать эти деньги, особенно если учесть, что кроме газового долга у Белоруссии есть еще обязательства по внутренним и внешним облигациям, выплаты по которым в течение года превысят 1 млрд долл.

Долг Белоруссии за поставки российского газа уже достиг 550 млн долл. Это данные правительства РФ, причем скорее всего не окончательные, так как с каждым днем задолженность растет. В конце 2016-го сообщалось, что из-за ценового спора Белоруссия за год накопила перед Россией долг в 280 млн долл. Тем самым задолженность Минска не просто выросла, а почти удвоилась.

Россия продолжает настаивать на оплате долга в полном объеме "по той формуле, которая была ранее". Но, как заявил в субботу вице-премьер Аркадий Дворкович, прогресса в переговорах нет: "Аргументация не меняется. Меняются варианты решения, но пока не нашли взаимоприемлемых".

Газовое противостояние двух стран длится больше года. Минск пытается убедить Москву в необходимости снизить стоимость газа, требуя установить вместо контрактной цены (почти 133 долл. за 1 тыс. куб. м) льготную — около 70–80 долл. Как заявлял глава белорусского Минэнерго Владимир Потупчик, в Минске уверены, что должны действовать рыночные равнодоходные цены. Глава российского Минэнерго Александр Новак ранее пояснял: "Белорусская сторона с учетом падения цен (в Европе. — "НГ") считает, что ей наиболее выгодно получать газ по равнодоходным ценам, а не в соответствии с межправсоглашением, то есть исходя из цены на газ в Ямало-Ненецком автономном округе в России плюс транспортировка до Белоруссии, которая тоже оговорена соответствующей формулой цены. Но наше действующее межправсоглашение не предусматривает такого перехода с 1 января 2016 года".

Новак тогда уточнял, что равнодоходные цены вступят в силу после создания единого газового рынка в рамках Евразийского экономического союза. Не добившись от Москвы корректировки контракта, Белоруссия в одностороннем порядке решила снизить цену, перестав в полной мере оплачивать газ. Это противостояние потом отразилось и на нефтяных поставках. Белоруссия ограничила поставки в РФ нефтепродуктов, Россия в ответ посадила братскую республику на нефтяную диету, после чего в Минске заявили о намерении поднять тариф за транзит российской нефти. В декабре 2016-го Белоруссия перечислила России авансовый платеж с расчетом, что нефтяные поставки будут восстановлены, однако Москва вернула деньги, так как ожидала полного погашения долга.

Чем дольше Белоруссия тянет с долгом, тем сложнее ей будет его выплачивать. Тем более перед республикой и так уже есть обязательства и на внутреннем, и на внешнем рынках. "Белоруссии предстоит погасить 300 млн долл. по внутренним валютным облигациям в течение 2017 года и 1 млрд долл. по евробондам в январе 2018 года", — напоминают в своих обзорах специалисты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ).

Они обращают внимание: "2016 год показал, что российские деньги стали сокращаться. Евразийский банк согласился на выделение 2 млрд долл. в траншах с жесткими условиями, что меньше 3 млрд долл., которые запросила Белоруссия". Но даже эти деньги оказались под вопросом.

Весной 2016-го Минфин Белоруссии и Евразийский банк развития подписали соглашение о предоставлении Минску кредита на 2 млрд долл. из средств Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), основной донор которого — Россия. Белоруссия тогда практически сразу получила первый транш в 500 млн долл. Летом был второй транш — 300 млн долл. Еще 300 млн ожидались осенью 2016-го. Но, как сообщается, третий транш республика так и не получила.

Специалисты ВШЭ напоминают, что у Белоруссии есть другие источники финансирования, но они скорее всего кажутся главе республики Александру Лукашенко рискованными: речь идет о помощи Китая и Запада. "Китайское финансирование выглядит обильным. Однако Белоруссия не осваивает эти средства. Во-первых, есть политические риски. Во-вторых, Китай, вероятно, заинтересован в инновационных проектах, которых не так много, — поясняют в Центре развития. — Деньги Международного валютного фонда (МВФ) представляются опцией на крайний случай".

Некоторые белорусские СМИ тоже указывают на финансовые проблемы Минска, однако отмечают, что теоретически Белоруссия могла бы вернуть российский долг за счет своих международных резервов. Как сообщил Нацбанк Белоруссии, по данным на 1 января 2017-го, международные резервы страны составляют чуть больше 4,9 млрд долл., по методологии МВФ. Но у Минска совершенно другие планы. "В 2017 году мы должны не только сохранить, но и нарастить золотовалютные резервы. Ставим для себя ориентир в плюс 500 млн долл. Задача сложная, но при согласованных действиях правительства и Национального банка — выполнимая", — заявлял ранее премьер-министр республики Андрей Кобяков.

Опрошенные эксперты в который раз предупреждают, что, похоже, Москве придется идти на компромисс. "Политика взаимного шантажа уже стала неотъемлемой частью российско-белорусских отношений. Пути решения находились всегда. Найдутся и сейчас. Только на этот раз переговоры могут несколько затянуться, поскольку появился третий участник — МВФ", — замечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. По его мнению, не исключено частичное списание белорусского долга "за счет предоставления очередного кредита или от России, или от Евразийского банка развития": "Мы даем кредит, Белоруссия платит за газ. Формально мы ничего не "простили", а только дали взаймы. Но на самом деле к нам вернутся наши же деньги".

Газовый вопрос уже давно перешел в политическую плоскость, говорит ведущий аналитик компании Amarkets Артем Деев. "Многое зависит от того, насколько принципиальную позицию займет Кремль, потому что сумма в 550 млн долл. — это уже значительное для Белоруссии бремя", — обращает внимание эксперт.

Как полагает аналитик компании "Алор Брокер" Кирилл Яковенко, конфликт, связанный с расчетами Белоруссии за российский газ, затянется еще на один-два года, "потому что затягивание вопроса выгодно белорусской стороне". "С течением времени могут появиться какие-то политические решения, которые перевесят экономические, — допускает Яковенко. — Перед выборным 2018 годом особенно будут активны лоббисты, и, возможно, у отдельных из них будет идея предложить Белоруссии частичное списание долга в обмен на политическую поддержку".

Анастасия Башкатова

<< Январь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ