media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.03.2015

"Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко без конкурса стал генподрядчиком первого участка "Силы Сибири" на 208 км. Стоимость работ может составить 75 млрд руб.

"Ведомости"

ЗАО "Стройтрансгаз" (СТГ; 31,5% у Volga Group Геннадия Тимченко) без конкурса получило первый генподряд на строительство линейной части газопровода "Сила Сибири" из России в Китай. Об этом в пятницу сообщил гендиректор "Газпром трансгаз Томск" (выступает заказчиком по проекту) Анатолий Титов на годовом собрании Российского газового общества. Речь идет о строительстве первого участка Чаянда — Ленск протяженностью 208 км. В этом году СТГ уложит первые 70–80 км трубы, сказал Титов. Стоимость контракта "рамочная", она "нарисуется" по мере строительства участка, уточнил топ-менеджер. Когда началось строительство, он не сказал. Представитель СТГ не отвечал на звонки. Представитель "Газпрома" на запрос не ответил.

"Назначение" СТГ подрядчиком по строительству первого участка "Силы Сибири" Титов объяснил необходимостью не сорвать сроки. "Нам пришлось проект переделывать в связи с импортозамещением, мы теперь вынуждены пересматривать основные технические решения, отсюда все полетело", — сказал он. В феврале зампред правления "Газпрома" Андрей Круглов говорил, что доля валютных затрат компании на инвестиционных проектах составляет 21%. "Силу Сибири" на 90–95% планируется строить из российского оборудования, сказал в пятницу Титов. Речь идет о замещении импортных систем связи и телемеханики.

В дальнейшем работа с подрядчиками станет вестись в плановом порядке на конкурсной основе, заверил Титов. Конкурсы на новые участки линейной части "Силы Сибири" могут пройти уже в апреле и во втором полугодии. Неделю назад в интервью "Ведомостям" начальник департамента по управлению корпоративными затратами "Газпрома" Михаил Сироткин говорил, что "Сила Сибири" будет разбита менее чем на 10 участков, а все конкурсы пройдут до конца года. При этом Сироткин отвергал, что СТГ уже является генподрядчиком: "Он строит очень большие объемы, но сказать, что это основной строитель, наверное, нельзя".

Официальная церемония начала строительства трубы прошла в сентябре прошлого года. Организатором церемонии выступала структура "Стройгазмонтажа" Аркадия Ротенберга. Но после основные заказы стал получать СТГ. В середине сентября он без конкурса получил подряд стоимостью не менее 1,5 млрд руб. на строительство причала на реке Лене для приема грузов для начала освоения Чаяндинского месторождения (ресурсная база "Силы Сибири"). Компания также получила подряд на строительство подъездной дороги к месторождению на 18,5 млрд руб. В марте компания получила еще два подряда — на 2,52 млрд и 1,67 млрд руб., но уже через тендер на строительство новых дорог и обустройство самой Чаянды. Таким образом, портфель заказов СТГ по "Силе Сибири" уже составляет 24,19 млрд руб. Но до сих пор речь шла только о подготовительных работах, а не о строительстве самой трубы.

Протяженность "Силы Сибири" от Чаянды до Китая составит 2136 км, напомнил Титов. Общая стоимость трубопровода оценивается в 770 млрд руб. То есть 360 млн руб. на 1 км. Таким образом, СТГ за строительство участка Чаянда — Ленск может получить почти 75 млрд руб. Сироткин рассказывал, что маржа подрядчиков по "Силе Сибири" может составлять до 20%. То есть СТГ может заработать 15 млрд руб., а подрядчики по всей "Силе Сибири" — 154 млрд руб.

Газопроводы "Газпрома" продолжают дорожать, указывает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Последний крупный проект "Газпрома" в России — "Южный коридор" стоит 295 млн руб. на 1 км, подсчитал он.

Михаил Серов

 

 

Сможет ли Украина обойтись без нашего газа.

"Российская газета"

Завтра заканчивается действие "зимнего газового пакета". Он фиксировал наши газовые отношения с Украиной до конца отопительного сезона. Украина уже поспешила заявить об отказе от потребления российского газа с 1 апреля. Вроде мы расходимся как в море корабли. Президент Украины так вообще назвал отказ от российского газа одним из достижений новой украинской власти.

Все это порождает много вопросов. Давайте попробуем разобраться в наших газовых отношениях. Прежде всего, надо понять, сможет ли Украина и вправду обойтись без российского газа. Да, это возможно, но исключительно весной и летом. И связано это не с какими-то мифическими успехами в энергополитике Украины, а сезонностью. Дело в том, что традиционно на Украине зимой резко растет потребление газа. Весной же и летом она может обходиться собственной добычей. Так что для пиара вполне можно сказать, что от российского газа отказались. Но очень ненадолго — аккурат до следующей зимы. Ну, грубо говоря, если вы летом ходите без шубы, значит ли это, что вы от нее отказались? Да нет, конечно, зимой-то снова надевать.

Раньше на Украине на население и "коммуналку" приходилось чуть более половины годового газового потребления. Они-то как раз резко и наращивают спрос на газ зимой. Другая половина приходилась на промышленность. А теперь из-за деиндустриализации начался еще больший перекос в сторону "коммуналки". Только за январь-февраль 2015 года промышленное производство на Украине упало на 22 процента — это их официальная статистика. С такими показателями и вправду можно отказаться от газа — в конце концов, на кладбище тоже газ не потребляют.

Однако города топить зимой надо, и поэтому в холодный сезон без российского газа у Украины просто нет шансов на выживание. Собственная добыча, вопреки давним обещаниям, только падает. Сланцевые проекты лопаются один за другим — иностранные компании сворачивают амбициозные инвестиции в украинские месторождения. Реверс все объемы не закроет — Европа сильно опустошила хранилища зимой, и лишних объемов у нее нет. Не говоря уже о том, что по реверсу на Украину идет тот же российский газ, который попадает туда по более хитрому маршруту. И, кстати, по чуть более высокой цене — то, что реверс обходится Украине дешевле, это очередной миф.

Кстати, о хранилищах. Хитрость в том, что Украине нужно не только резко нарастить потребление газа зимой, но еще к этой зиме худо-бедно подготовиться. А именно закачать газ в подземные хранилища. Они нужны для того, чтобы не сорвать транзит газа зимой в ЕС. Тут всплывает и третий угол "газового треугольника"  — Брюссель. Если не накопить определенные объемы газа в хранилищах, то трубопроводная система Украины может просто не выдержать резкого роста прокачки зимой.

Так что не закачали газ в хранилища — ждите беды. Брюссель понимает: если у Украины будет дилемма "воровать или замерзать", не сложно понять, что она предпочтет. За зиму Украина сократила запасы газа в ПХГ более чем на 50 процентов. На конец марта там осталась 7,74 миллиарда кубов. А потребили более 9 миллиардов. Их надо вернуть туда до начала отопительного сезона. Украина не может опуститься ниже определенного объема газа в ПХГ, что связано с технологическими причинами — скажем, если газа мало, то резко падает возможность его оперативного извлечения из-за низкого давления.

Где же Украина может взять газ для закачки? Да только в одном месте — в России. И на самом деле ей надо именно сейчас закупать газ и закачивать его в хранилища. Цены на него имеют четкую корреляцию с нефтяными, но с определенным временным лагом. Поскольку в конце 2014 года цены на нефть упали, то во втором квартале они будут максимально низкими в текущем году. А если учесть, что мы готовы были сохранить скидку для Украины, цена могла бы составить порядка 260 долларов за тысячу кубометров. А вот в начале 2015 года цены на нефть как раз пошли вверх. Теперь, с обострением обстановки в Йемене, вообще не ясно, что будет.

Одно мы точно знаем, что к концу года газ подорожает. Значит, опять придется бежать к дядечкам из Брюсселя просить дать денежек на оплату российского газа.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности

Замедление разведки на шельфе из-за санкций вызвало новый виток дискуссии о допуске на шельф частных компаний. Предложения министерства подготовят к концу апреля.

"Ведомости"

У идеи либерализации доступа к шельфу появились новые сторонники. Допуск частных компаний на шельф в целом поддерживает и Минэнерго, заявил в пятницу министр энергетики Александр Новак. Уже весной-летом этого года правительство может решить вопрос о допуске частных компаний к шельфу, сказал министр природных ресурсов Сергей Донской. Минприроды давно выступает за более гибкие условия выдачи лицензий на шельфовые участки, отметил он. Ранее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил только, что пока по этому вопросу ведется дискуссия и "есть много точек зрения".

Минэнерго, Минэкономразвития, Минприроды и ФАС должны подготовить предложения о допуске частных компаний на шельф к 20 апреля, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на источник. Минэнерго такие предложения уже готовит, сказал Новак. ФАС получила поручение 25 марта и пока готовит позицию, говорит представитель службы. Представитель Минэкономразвития не ответил на вопрос.

С 2008 г. право работать на шельфе есть только у госкомпаний с опытом работы в акваториальных водах России не менее пяти лет, тогда эти поправки пролоббировал вице-премьер (а теперь президент "Роснефти") Игорь Сечин. Под эти критерии попадают только "Роснефть" и "Газпром", которые в результате получили лицензии на 48 и 40 участков в Арктике соответственно, или около 80% всего шельфа (исключение — "Лукойл", который работает на шельфе Каспийского моря). С тех пор частные компании и правительство неоднократно пытались нарушить монополию "Газпрома" и "Роснефти" на разработку Арктики. Например, в 2013 г. Минприроды предложило выдавать лицензии на геологоразведку частным компаниям без конкурса, а в случае открытия крупного месторождения госкомпании могли бы иметь опцион на вхождение в такой проект с долей 50% плюс 1 акция. Министерство также предложило отдавать частникам лицензии на разведку и добычу на те участки, от которых отказались госкомпании. Донской тогда говорил, что предложения поддержали все министерства и компании, кроме "Газпрома".

Новый виток дискуссии о либерализации работы на шельфе в первую очередь связан с необходимостью сохранить темпы его изучения и освоения, объяснил Донской в пятницу: "Это наша основная задача — темпы работ не снижать". А из-за санкций проблемы с освоением участков уже возникли у "Роснефти": ушли иностранные партнеры ExxonMobil, Eni, Statoil, которые должны были финансировать геологоразведочные работы в Арктике, кроме того, компания осталась без буровой установки West Alpha (принадлежит North Atlantic Drilling). Она бурила первую скважину в Арктике (в результате открыто месторождение "Победа"), но свернула работу. В результате "Роснефть" попросила Роснедра изменить условия пользования лицензионными участками по 12 проектам в Охотском, Печорском, Баренцевом, Восточно-Сибирском морях. Источник, близкий к Роснедрам, говорил, что "Роснефть" просит перенести срок работ на 1,5-2 года из-за ухода иностранных партнеров и больших инвестиций.

По словам Донского, существует много механизмов, которые бы позволили расширить перечень участников, имеющих право работать на шельфе, и обеспечить их ответственность перед государством за его освоение. Источник, близкий к Минприроды, говорит, что главным критерием допуска на шельф должен стать опыт работы на шельфовых проектах (сейчас он также есть у "Лукойла", "Газпром нефти", "Зарубежнефти". — "Ведомости"). Если число участников увеличится, целесообразно проводить аукцион или конкурс, рассуждает он. Но о допуске иностранных компаний на российский шельф речи не идет, подчеркивает собеседник "Ведомостей". Представители "Лукойла" и "Газпром нефти" отказались от комментариев. Представители "Роснефти" и "Газпрома" не ответили на вопросы, комментарии "Зарубежнефти" получить не удалось.

После введения санкций смысл ограничений по допуску к шельфу исчез, теперь он и так не осваивается: "Роснефть" отложила бурение на следующий год, а "Газпром" занимается освоением очень неактивно, говорит директор Small Letters Виталий Крюков. В результате распределенные участки будут висеть на балансе компаний мертвым грузом, а государство получит меньше инвестиций, добавляет он. Нельзя утверждать, что, например, "Лукойл" сможет в полной мере заменить ушедших иностранных партнеров, но компетенций и опыта работы на шельфе у компании даже больше, чем у "Роснефти", отмечает эксперт. Частные компании давно добивались права работать на шельфе, теперь в условиях санкций и экономического кризиса они с большой вероятностью могут его получить, резюмирует Крюков.

Алина Фадеева, Галина Старинская

 

 

<< Март, 2015 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ