Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.03.2016

Правительству обещают до 60 млрд рублей допдоходов.

"Известия"

Бюджет может получать дополнительно до 60 млрд рублей при взимании акциза на бензин с АЗС, а не с НПЗ, посчитала аналитическая компания "ИнфоТЭК-Терминал". Накануне ведущие нефтяные компании страны обратились к президенту с соответствующей инициативой. Эксперты считают, что так называемый "бодяжный" бензин, доля которого на рынке составляет около 16%, при действующем порядке взимания акциза не приносит государству ни копейки. Если же ввести его в "официальный оборот", то скорее всего потребность в росте акцизов отпадет сама собой.

Действующий порядок взимания акциза предполагает, что плата берется на нефтеперерабатывающих заводах. С 1 апреля акциз увеличивается с 7530 рублей за тонну до 10 130 рублей. Письмо к президенту с призывом перенести уплату топливного акциза с НПЗ на АЗС подписали главы ведущих нефтяных компаний, включая президента "Лукойла" Вагита Алекперова и президента "Роснефти" Игоря Сечина. В "Роснефти" так прокомментировали "Известиям" изложенные в письме предложения: "Роснефть" предлагает взимать акцизы не с топлива, продаваемого НПЗ, а с топлива, реализуемого на заправках. Это совершенно естественно, поскольку, по сути, акциз является налогом с продаж. Перенос выплат акцизов с НПЗ на АЗС ставит всех участников рынка — и вертикально интегрированные компании, и небольшие сети заправок — в равные условия. Сейчас же нефтеперерабатывающие заводы, выплачивающие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет".

В обращении к Владимиру Путину нефтяники отмечают, что существующий порядок вещей "негативным образом влияет на денежные потоки и финансовое положение нефтяных компаний, маржа переработки которых значительно снизилась в связи с реализацией большого налогового маневра и принятым решением по повышению акцизов с 1 апреля 2016 года".

Расчеты компании "ИнфоТЭК-Терминал" исходят в первую очередь из того факта, что на рынке реализуются большие объемы "левого" или "бодяжного" бензина. Эксперты компании оценивают его долю в 16%, или 6,23 млн т из реализующихся на внутреннем рынке 40 млн т. "Официальные данные по продажам контрафактного бензина, естественно, отсутствуют. Однако оценить объемы продаж этого, как говорят в народе, "бодяжного" бензина можно довольно точно. "Бодяжный" бензин в промышленных количествах делают на нефтебазах смешения и на мини-НПЗ... Примерно половина прямогонного бензина преобразуется в низкосортный "бодяжный" бензин. Продажа контрафактного бензина на российских АЗС оценена как половина объема производства прямогонного бензина", — говорится в пояснении к расчетам.

Если собирать акциз в том числе и с "бодяжного" бензина — другими словами, перенести акциз на АЗС, — бюджет может получить дополнительно более 63 млрд рублей при новой ставке акциза, считают в компании "ИнфоТЭК-Терминал". При прежней ставке сумма составит почти 47 млрд. Эти цифры сопоставимы с эффектом, который ожидается от повышения акциза при действующем порядке его уплаты — 92,6 млрд рублей.

Гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев отмечает, что позиция Минфина понятна: — В России всего 38 крупных НПЗ и более 25 тыс. АЗС. Чиновникам просто не хочется возиться с большим количеством налогоплательщиков. Но если 20 лет назад это действительно была нереализуемая задача, то сегодня все АЗС оборудованы автоматизированными системами учета продаж и исчисление акциза сейчас — несложная техническая задача.

На этот же факт обращают внимание главы нефтяных компаний в письме президенту: "Реализация предложения становится возможной в связи с разработкой и внедрением со стороны ФНС новой контрольно-кассовой техники с расширенным программным обеспечением, позволяющим налоговым органам получать в режиме реального времени информацию о товарно-денежном обороте предприятий розничной торговли, включая АЗС".

В Минфине не согласны с этой аргументацией.

— Мы не поддерживаем предложение нефтяных компаний, — прокомментировал "Известиям" обращение нефтяников собеседник в министерстве. — Во-первых, есть чисто административные аргументы: делать плательщиками акциза десятки тысяч АЗС вместо тридцати НПЗ, контролировать десятки тысяч налогоплательщиков вместо тридцати — это существенный рост нагрузки на администраторов при существенном снижении собираемости. Во-вторых, взимание акциза только через заправки технически невозможно: не все топливо продается на заправках, часть может закупаться крупными потребителями (автобазы, сельхозпроизводители, транспортные предприятия, крупные заводы, армия, МЧС и т.д.) у НПЗ оптом. Предложение взимать акциз только на заправках позволяет вывести из-под акциза ту часть топлива, которая не попадает на заправки.

Однако Рустам Танкаев настаивает, что чиновники выбирают наиболее простое, но отнюдь не самое эффективное решение.
— Нужно как следует администрировать рынок бензина, и тогда бюджет получит дополнительную прибыль без увеличения акцизов и неминуемого роста цен. Население находится на грани своей покупательной способности, повышать сейчас цены на бензин неправильно, потому что это снизит потребление, — считает он.

Иван Поспелов

 

 

"Ведомости"

Директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина назначен Алексей Сазанов, сообщил представитель министерства. Место освободилось в феврале, когда предыдущий директор Илья Трунин стал замминистра финансов.

Сазанов до 2012 г. работал в Минэнерго, затем занимался нефтяными налогами в Минфине, а в феврале 2015 г. ушел в администрацию президента, где также курировал нефтегазовую отрасль. В Минфине Сазанов готовил реформу налогового маневра — снижение пошлин и повышение НДПИ до 2018 г. Это одна из немногих реформ, которая проходит гладко, рассказывают два федеральных чиновника, она не убила эффективные НПЗ и не потребовала дополнительных средств из бюджета.

Сазанов заточен на нефтяные налоги, он скорее нефтяник, чем налоговик, рассказывает работавший с ним чиновник. Минфин специально искал такого человека — если налоги и будут повышать до 2018 г., то именно нефтяные, рассуждает он. Хотя сам Сазанов против увеличения налоговой нагрузки на нефтяников, знает федеральный чиновник: девальвационной прибыли, как в 2015 г., уже нет, а любые изъятия сократят инвестпрограммы. Позиция Сазанова — продолжать налоговый маневр или ускорять его, говорит он.
Поначалу Сазанову будет сложно, считает человек, близкий к бывшему замминистра финансов Сергею Шаталову: слишком много нового и большая ответственность. Минфин теперь курирует не только налоговую (ФНС), но и таможенную службу (ФТС), и Росалкогольрегулирование (РАР). ФНС будет контролировать информационные потоки таможни и РАР, а разногласия между тремя службами предстоит снимать Минфину, говорят чиновники. Противоречий между службами достаточно, признают их сотрудники.

Еще один фронт борьбы — с отраслевыми лоббистами: чиновниками и бизнесменами, в первую очередь нефтяниками. В переговорах с Сазановым бывает трудно: если он в чем-то уверен, то до последнего стоит на своем, отмечают консультант нефтегазовой компании и чиновник Минэнерго. В условиях постоянного давления со стороны лоббистов это скорее плюс, считает чиновник, близкий к ФНС.

Елизавета Базанова, Маргарита Папченкова

 

 

Число ставок на удорожание достигло максимума с 2014 года.

"Газета РБК"

Число ставок на удорожание нефти WTI и Brent достигло 17-месячного максимума. Продолжающееся восьмую неделю ралли стимулирует закрытие позиций на удешевление двух основных нефтяных бенчмарков на биржах NYMEX и ICE.

​Двухлетний максимум

Число чистых длинных позиций по трем основным нефтяным бенчмаркам — фьючерсам/опционам на WTI на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) и на бирже Intercontinental Exchange (ICE), а также фьючерсам/опционам на Brent на ICE — достигло 17-месячного максимума. Чистые длинные позиции — это разница между общим количеством ставок на удорожание и ставок на удешевление. Количество длинных позиций (то есть непосредственно ставок на удорожание) обновило рекорд, достигнув 733 тыс. контрактов, следует из данных NYMEX и ICE, ведущих мировых площадок по торговле нефтяными фьючерсами.

Наращивание чистых длинных позиций по нефти оказывает поддержку нефтяному ралли: котировки WTI подскочили с тринадцатилетнего минимума в $26 в конце января до $41 за баррель, котировки Brent выросли, соответственно, с 30 до $42 за баррель. Как отмечает Reuters, значимая корреляция между ценами на сырье и ставками на нефть хедж-фондов наблюдается с начала 2014 года.

При этом изменение баланса на рынке нефтяных фьючерсов и опционов стало следствием не столько увеличения количества длинных позиций — их число за последние восемь недель увеличилось лишь на 39 тыс. контрактов, — сколько закрытия коротких позиций, или ставок на удешевление нефти, которые сократились за отчетный период на 205 тыс. контрактов.

Рекордные объемы

К закрытию торгов на обеих биржах 22 марта участники рынка сосредоточили в своих руках чистые длинные позиции по трем ключевым нефтяным контрактам, эквивалентные почти 579 млн барр. нефти, пишет Reuters. Таким образом, за три месяца они более чем вдвое увеличили свои чистые длинные позиции, эквивалент которых на конец 2015 года составлял 242 млн барр.

Прошлый пик чистых длинных позиций пришелся на май 2015 года, когда их эквивалент составлял 572 млн барр., а исторический максимум был зафиксирован в июне 2014 года, когда запрещенное в России "Исламское государство" наступало на нефтеносные северные районы Ирака, показатель составил 626 млн барр.

Если брать европейскую площадку отдельно, рекорд по открытым чистым длинным позициям по фьючерсам и опционам на Brent был побит. Их эквивалент достиг 364 млн барр.

Совокупные короткие позиции по WTI на NYMEX и ICE сократились с 261 млн барр. на начало февраля до 112 млн барр.

Согласно опубликованным 25 марта данным Комиссии по фьючерсной торговле США (CFTC), число коротких позиций в опционах и фьючерсах на нефть WTI на бирже NYMEX сократилось с 2 февраля на 131 617 контрактов, или на 67%, — максимум для семинедельного снижения за последние десять лет. За последние десять лет ситуация, когда число коротких позиций снижалось семь недель подряд, отмечалась лишь дважды: в сентябре 2009-го и декабре 2012 года, следует из данных CFTC. Но и в том и в другом случае ликвидация позиций происходила не так стремительно, как на прошлой неделе.

Новостной фон благоприятствует восстановлению нефтяных цен. Во встрече в апреле, на которой будет обсуждаться вопрос заморозки добычи, примут участие 15 или 16 нефтедобывающих стран, заявил на прошлой неделе в Вене генеральный секретарь Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Абдалла аль-Бадри. Добыча нефти в США упала до минимума с ноября 2014 года. При этом предложение нефти в стране остается значительным на фоне увеличения импорта, а добыча нефти Саудовской Аравией и Россией, несмотря на ее заморозку, остается на исторически рекордном уровне.

По состоянию на 17:40 мск майские фьючерсы на WTI дешевели на 2,89%, до $38,64/барр., на бирже NYMEX, фьючерсы на Brent на бирже ICE дешевели на 2,66%, на $39,2. Двухнедельного минимума котировки достигли на фоне опасений того, что рынок остается перенасыщен, чтобы поддерживать цены на уровне $40 за баррель.

Накануне конца роста котировок

Достижение рекордного уровня коротких позиций в январе-феврале отправило цены к многолетним минимумам, опустив их ниже $30 за баррель в январе и феврале. Теперь их ликвидация толкает цены вверх. Нынешний сценарий — открытие хедж-фондами большого числа шортов с последующим их закрытием — повторяется уже третий раз с начала 2015 года, и каждый раз он оканчивался бурным ценовым ралли.

Но нынешний рост котировок, судя по всему, уже окончился, так как хедж-фонды полностью закрыли рекордное число шортов, открытых с октября 2015 года. Поскольку хедж-фонды бросились из одной крайности в другую, сначала закрыв рекордное число коротких позиций, а потом, открыв почти рекордное число длинных позиций, баланс рисков сейчас сместился в сторону понижения котировок.

В краткосрочной перспективе основной риск рынку несет закрытие долгих позиций. Это произойдет, если хедж-фонды решат зафиксировать прибыль от повышения цен и станут закрывать лонги. В таком случае начнется резкое падение цен, которое уже случалось в июне 2014 года, мае 2015-го и октябре 2015 года. По мнению Reuters, эти риски очевидны участникам рынка: за последние три недели цены на нефть выросли меньше, чем можно было предположить, исходя из ликвидации ​большого количества коротких позиций. Рост стоимости WTI прекратился на уровне $40, тогда как, если учитывать число закрытых шортов, бенчмарк должен был подорожать до $50 за баррель.

Олег Макаров

<< Март, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ