Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.03.2018

Заместители министра энергетики вновь переделили полномочия.

"Газета РБК"

Заместителю министра энергетики Кириллу Молодцову вернули ряд полномочий, включая координацию освоения месторождений в рамках СРП "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Ранее эти полномочия были переданы новому замминистра Павлу Сорокину.

Полномочия возвращаются

Заместителю министра энергетики Кириллу Молодцову вернули часть полномочий, которых он лишился всего две недели назад, а именно координацию освоения нефтегазовых месторождений на основе соглашений о разделе продукции (СРП) — "Сахалин-1", в котором участвуют "Роснефть" и американская ExxonMobil, и "Сахалин-2", подконтрольного "Газпрому". Об этом говорится в протоколе совещания у министра Александра Новака от 21 марта. У РБК есть копия протокола, ее подлинность подтвердили Молодцов и представитель министерства.

Один только проект "Сахалин-2" до последнего времени приносил треть всех доходов Сахалинской области, или около 36 млрд руб. в 2017 году.

13 марта вопросы СРП вместе с кураторством двух ключевых департаментов Минэнерго — добычи и переработки нефти и газа, которые ранее подчинялись Молодцову, Новак передал своему новому заместителю Павлу Сорокину. В феврале тот стал финалистом конкурса "Лидеры России", и президент Владимир Путин, узнав о его заслугах при подготовке сделки с ОПЕК по сокращению добычи нефти, призвал министра его повысить. Сорокин, которому сейчас 32 года, пришел в Минэнерго в 2015 году на должность руководителя аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства.

Почему Молодцову вернули часть полномочий, в Минэнерго прямо не говорят. Протокол от 21 марта "конкретизирует распределение обязанностей" между заместителями министра энергетики, это решение "будет способствовать повышению эффективности исполнения ключевых задач нефтегазовой отрасли", отметил представитель Минэнерго.

Отпуск с сюрпризом

Первоначальное решение о перераспределении полномочий принималось в отсутствие Молодцова — он был отпуске, говорит источник в ведомстве. Возвращение Молодцову полномочий, касающихся координации СРП-проектов, обусловлено, скорее всего, его опытом работы в этой сфере: новому заместителю потребовалось бы время, чтобы включиться в работу по оперативному регулированию со стороны государства, сказал РБК Михаил Субботин, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, который ранее входил в рабочую группу по закону об СРП. Но ключевые решения все равно будут приниматься на более высоком уровне — через правительство или президента, предупредил он.

Вместе с СРП Молодцову также поручено, как и раньше, представлять интересы Минэнерго в Морской коллегии при правительстве и госкомиссии по вопросам развития Арктики, за ним закреплены вопросы международного сотрудничества по формированию единых рынков газа, нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза и Союзного государства России и Белоруссии, говорится в протоколе совещания от 21 марта. По этим направлениям он будет осуществлять координацию и контроль деятельности департаментов министерства.

В среду, 28 марта, Молодцов опубликовал авторскую колонку в "Российской газете" о перспективах добычи нефти и газа в Арктической зоне и в тот же день провел встречу с делегацией во главе с генеральным управляющим дивизиона газового бизнеса в России и Австралии японской Mitsui & Co, которая владеет 12,5% "Сахалина-2".

В приказе Новака от 13 марта развитие Арктики не было поручено ни одному из заместителей, но фактически закреплялось за Сорокиным вместе с другими вопросами добычи нефти и газа, говорит источник в министерстве. Нормотворческая деятельность, касающаяся развития Арктики, остается в ведении Сорокина, добавил официальный представитель Минэнерго. Сорокин не ответил на запрос РБК.

Пресс-секретарь "Роснефти" (владеет 20% в проекте "Сахалин-1" и лицензиями в Арктике) Михаил Леонтьев сказал РБК, что компания "уважает" решение министра энергетики по перераспределению полномочий его заместителей. "Это наш регулятор, мы просто принимаем его решение. С Молодцовым мы работаем давно, хорошо его знаем. У нас с ним никаких проблем нет", — отметил он.

Источник в "Газпроме" заявил РБК, что взаимодействие с Минэнерго по проекту "Сахалин-2" происходит в основном в письменной форме. "Они нам пишут письма, мы им отвечаем. По сути, все равно, кто будет курировать это направление, главное, чтобы не создавал проблем", — заключил он. Официальный представитель "Газпрома" не ответил на вопросы РБК.

Людмила Подобедова

 

 

Чиновники настаивают на повышении выплат, компания не намерена этого делать.

"Ведомости"

Менеджмент "Газпрома" предлагает сохранить дивидендные выплаты на прошлогоднем уровне, сообщил "Интерфакс" со ссылкой на зампреда правления "Газпрома" Андрея Круглова. "Такое предложение менеджмент будет формировать, а согласятся с этим акционеры или нет — это решение общего собрания акционеров, — заявил топ-менеджер. — Это около 190 млрд руб.". Согласно консенсус-прогнозу Thomson Reuters, это лишь 25% от чистой прибыли компании по МСФО.

Минфин такая сумма не устраивает. "Считаем, что норму о выплате госкомпаниями повышенных до 50% дивидендов от чистой прибыли по МСФО необходимо продлить и на текущий год", — сказал вечером 29 марта замминистра Алексей Моисеев. "В бюджет на 2018 г. заложены поступления от дивидендов госкомпаний в размере 380 млрд руб., — отметил чиновник. — 50% — справедливая оценка для всех компаний".

"Общую норму по дивидендам (50% чистой прибыли по МСФО. — "Ведомости") приняли большинство госкомпаний, остались считанные исключения", — говорил 27 марта министр финансов Антон Силуанов. "В правительстве исходят из того, что "Роснефтегаз", как и "Роснефть", заплатит в федеральный бюджет 50% от чистой прибыли по МСФО. Понимание этого у всех есть, такой консенсус достигнут", — говорил источник "Ведомостей" в финансово-экономическом блоке правительства. А вот по "Газпрому" идут сложные переговоры. Но Минфин будет бороться до последнего за 50%, обещал он.

В какой именно форме проходят эти переговоры, представители "Газпрома" и Минфина не комментируют.

Идея повысить норму выплаты дивидендов для госкомпаний до 50% от чистой прибыли обсуждается в правительстве несколько лет. В апреле прошлого года ее поддержал президент России Владимир Путин, но тот же "Газпром" каждый раз оказывался в списке исключений. По итогам 2016 г. на дивиденды компания направила 190,3 млрд руб., или около 20% от чистой прибыли по МСФО.

В ноябре 2017. предправления компании Алексей Миллер говорил, что в 2018-2019 гг. "Газпром" не планирует повышать дивиденды. У компании очень большая инвестпрограмма, указывал он. Но, несмотря на это, в ближайшие годы дивидендные выплаты останутся на том же самом уровне [190 млрд руб.]", — говорил Миллер. В 2018 г. "Газпром" планирует потратить рекордную сумму на инвестпрограмму — 1,27 трлн руб. В 2019 г. она увеличится еще почти на 10% до 1,4 трлн руб.

В Минфине размер программы капитальных вложений оправданием для снижения дивидендов не считают. "Инвестпрограмма не должна финансироваться за счет средств акционеров. Для этого существуют программа заимствований и рынки капитала", — говорит собеседник "Ведомостей" в Минфине. Более того, министерство не проводило аудит этой инвестпрограммы, поэтому оценить, насколько она эффективна, возможности не имеет, подчеркивает он.

В прогноз бюджета на 2018 г. Минфин закладывал показатель чистой прибыли "Газпрома" в размере 677,8 млрд руб. по МСФО. Исходя из этого значения, компании, по версии Минфина, следовало бы направить на дивиденды на 75% больше запланированной менеджментом суммы — почти 334 млрд руб.

"Газпром" до сих пор не перешел на расчет дивидендов исходя из чистой прибыли по МСФО, напоминает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. "Компания использует для этого показатель по РСБУ. По ней за первые три квартала "Газпром" и вовсе получил чистый убыток в размере около 9 млрд руб.", — говорит Вахрамеев. Даже если "Газпром" покажет чистый убыток по итогам года, у компании есть право направить на дивиденды часть нераспределенной прибыли прошлых лет, напоминает эксперт. "Бумажные это резервы или нет, но в отчетности по РСБУ они отражены в размере более 4 трлн руб.", — говорит Вахрамеев. Но по МСФО "Газпром" покажет прибыль — около $13,5 млрд благодаря очень хорошим экспортным показателям.

Минфин мог бы переубедить менеджмент "Газпрома", но переубедить президента России Владимира Путина финансовому ведомству не под силу, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. По его словам, сейчас денежный поток "Газпрома" отрицательный из-за высоких капитальных затрат, которые компания несет как на западных, так и на восточных направлениях. При этом строительство западных маршрутов ("Турецкий поток" и "Северный поток — 2") не принесут увеличения выручки компании, лишь помогут диверсифицировать риски. Корчемкин считает план строительства газопроводов неэффективным, компания могла бы платить дивиденды больше нынешних уровней, если бы снизила инвестпрограмму.

Артур Топорков, Галина Старинская, Елена Медведева, Виталий Петлевой

 

 

В РСПП раскритиковали программу установки "умных счетчиков".

"Независимая газета"

Эксперты и представители бизнеса в очередной раз раскритиковали предложения Минэнерго РФ и "Россетей" по массовому внедрению интеллектуальных систем учета электроэнергии. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме. Новый раунд дискуссий прошел на днях на площадке комиссии РСПП по электроэнергетике.

По мнению Минэнерго, закон даст новый инструмент для борьбы с хищениями электроэнергии. В "Россетях" посчитали: по планам, 14 млн "умных счетчиков", которые полностью охватят весь периметр ответственности компании, позволят снизить потери на 30%. Это якобы совершенно точно даст достаточную финансовую экономию, чтобы профинансировать программу за счет нетарифных источников — собственных и заемных средств. Надо лишь сохранить за сетевыми организациями эту экономию на 10-летний инвестиционный период.

Как считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев, "для этого можно просто внести изменения в закон 261-ФЗ (об энергосбережении и энергоэффективности. — "НГ") — и не надо городить огород с законопроектом, который мы рассматриваем". Правда, даже если оставить сетевым организациям сэкономленную часть тарифа, период окупаемости составит лет 100, уточнил парламентарий. По его мнению, "Россети" умалчивают о некоторых сторонах вопроса. Заявленная компанией цена "оприборивания" — 158 млрд руб., но это лишь часть более глобального проекта "Россетей" по цифровизации электросетевого комплекса стоимостью 1,3 трлн руб. (на деле, полагает Селезнев, он будет стоить в несколько раз дороже). А уже по нему точно возникает дефицит финансирования. "Россети" предлагают освободить их от льготных техприсоединений, но мы понимаем, что это утопия — не сделает этого президент, — уверен депутат. — Еще одно — введение принципа "бери или плати". Но это сразу нанесет удар по бизнесу. Получить техусловия и выйти на полную заявленную мощность — это разные вещи".

Для исполнения решения президиума Совета законодателей РФ от 24 апреля 2017 года при подготовке поправок ко второму чтению законопроекта обсуждается вопрос переноса ответственности за организацию учета с граждан на ресурсоснабжающие организации. Это может привести к увеличению перекрестного субсидирования, предупредила председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая: "В отношении многоквартирных домов и многих других случаях источником финансирования не может быть экономия сетевых компаний, так как она в этих случаях отсутствует. Если вопрос по гражданам может потребовать решения через сетевой тариф, то, учитывая его предельные ограничения, не исключено, что это увеличит перекрестное субсидирование".

Эксперт не понимает, зачем нужно решать задачу учета за прочих потребителей — юридических лиц: на них в свое время, наоборот, была возложена эта обязанность и заданы определенные требования: "Функционал систем учета, который может потребоваться потребителям, гораздо шире, чем нужен сетевым компаниям. Эти вещи нельзя "зашить" в минимальные требования (к системам учета. — "НГ"), потому что они опциональны. Придется решать задачу два раза — сначала сеть поставит свой прибор учета, а потом потребитель — тот, который нужен ему. Но тогда мы заведомо начинаем увеличивать издержки".

"Существующий порядок организации учета электрической энергии и механизмы, стимулирующие установку приборов учета, достаточны для соблюдения баланса интересов потребителей и энергоснабжающих организаций, а также для повышения эффективности электросетевых организаций в вопросах учета электрической энергии и снижения потерь, — полагает начальник департамента развития розничного рынка и сетей "Сообщества потребителей энергии" Валерий Жихарев. — Создание на базе сетевых организаций единой системы учета электрической энергии и включение расходов на оприборивание отдельных категорий потребителей в тариф на услуги по передаче электрической энергии приведет к росту перекрестного субсидирования. Определение приборов учета сетевых организаций в качестве расчетных удаляет расчетные приборы учета от точек поставки электроэнергии потребителей и ведет к росту разногласий по данным учета, не позволяя снизить потери электрической энергии. Фактически предлагается перенести учет электрической энергии на сторону сетевых организаций, не решая проблему потерь электрической энергии, а перекладывая ее на потребителей услуг по передаче электрической энергии и усиливая монопольное положение сетей".

Директор по работе с естественными монополиями РУСАЛа Максим Балашов отметил, что у потребителей складывается ощущение, что обсуждаемые преобразования планируется провести за их счет: "Между тем объем перекрестного субсидирования, который есть сейчас и который еще предстоит оплачивать, — это серьезные цифры: в сетевом тарифе 229 млрд руб., с которыми мы никак не можем справиться — решение до сих пор не найдено, хотя есть поручение правительства. Расчеты говорят о том, что без роста тарифа для потребителя сделать ничего невозможно. А если рост остается в пределах инфляции, значит, увеличатся "перекрестки". Нужно прописывать какие-нибудь ограничения, чтобы в очередной раз не ударить по потребителям".

Планы "Россетей" вызвали и другие претензии. Например, непонятно, кто должен будет оплачивать потери, возникшие в проблемных зонах, в частности, бесхозяйных сетях. Напомнили представителям Минэнерго и "Россетей" и об указе президента от 21 декабря прошлого года, согласно которому создание монополий в сферах, которые еще не монополизированы, запрещается. Примечательно, что участникам дискуссии — представителям бизнеса, привыкшим оперировать конкретными цифрами — так и не были представлены данные по финансовому эффекту от реализуемых в Калининградской, Ярославской и Тульской областях пилотных проектах "Россетей" по установке "умных счетчиков". Между тем из решения совета директоров компании, состоявшегося 22 декабря прошлого года, следует, что в целом они убыточны — менеджменту было поручено принять меры по выходу на их безубыточную реализацию.

Без ответа остался и вопрос: если "Россети" обладают возможностью за счет нетарифных источников проинвестировать программу стоимостью более чем 1 трлн руб. — означает ли это, что без этой программы нынешний тариф имеет потенциал к снижению на ту же сумму? Для потребителей это отнюдь не праздный интерес: за их счет в энергетической отрасли реализована уже целая серия масштабных проектов (например, договоры предоставления мощности — ДПМ), и им хотелось бы увидеть их плоды. А снижение тарифа — ключевая задача, ради которой все эти проекты осуществлялись. Но никаких альтернатив обсуждаемой программе представлено не было. В связи с чем возникают сомнения — не станет ли она очередным способом решить проблемы отдельных участников рынка без какой бы то ни было пользы для добросовестных потребителей, но за их счет.

Глеб Тукалин

<< Март, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ