media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.05.2014

Законодатели намерены открыть условия международных контрактов госкомпаний и госкорпораций для общественности и экспертов.

"Известия"

В весеннюю сессию фракция КПРФ в Госдуме внесет на рассмотрение парламента законопроект, касающийся регулирования деятельности государственных компаний и корпораций. Планируемые поправки относятся к раскрытию информации об условиях международных контрактов российских и иностранных компаний. Законодатели хотят установить правила, которые обяжут госкомпании публиковать на своем сайте все условия и финансовые составляющие договоров с иностранными партнерами с целью не допустить подписания невыгодных для государства контрактов и сокрытия таких фактов. Законопроект, по мнению его авторов, также будет способствовать раскрытию случаев иностранного лоббизма.

В нижней палате парламента называют нонсенсом тот факт, что некоторые руководители госкорпораций и ОАО с контрольным пакетом, принадлежащим государству, пытаются, опираясь на коммерческую тайну, скрыть условия международных договоров, как будто они являются владельцами частных компаний.

Поводом для возмущения коммунистов стал майский контракт между "Газпромом" и китайским концерном CNPC — после его подписания глава российской компании Алексей Миллер отказался раскрывать цену на газ для восточных коллег под предлогом коммерческой тайны.

Только позже, сопоставив некоторые данные по договору, эксперты пришли к мнению, что цена для Китая составит порядка $350 долларов за 1 тыс. куб. м газа. При этом эксперты заметили, что с такими условиями государству придется опустить НДПИ до нуля. Позже вице-премьер Аркадий Дворкович в кулуарах Петербургского экономического форума подтвердил информацию, что правительство обнулит НДПИ для газа, поставляемого по контракту в Китай.

— Международные контракты госкомпаний — это очень актуальная тема для нас. В советское время в этом отношении был определенный контроль со стороны не только государства, но и силовиков. И если обнаруживалось, что контракт нам не выгоден и просматривался коррупционный элемент, то причастные к контракту лица несли серьезную ответственность, даже уголовную, — рассказал депутат от КПРФ Вадим Соловьев. — Сейчас эта система не работает, а объем международных контрактов вырос. Поэтому мы готовим законопроект по выведению условий международных сделок госкомпаний из статуса коммерческой тайны в формат открытой публикации на сайтах этих компаний, чтобы общественность и эксперты могли сами увидеть схему, по которой вращаются по сути бюджетные деньги.

Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко рассказал "Известиям", что однозначной позиции по открытию условий международных договоров госкомпаниями — нет.

— С одной стороны, контроль нужен, поскольку кто-то может формировать условия сделок в частных интересах, а с другой — совет директоров вправе решать такие вопросы в частном порядке и не делиться данными, имеющими статус коммерческой тайны. Хотя, конечно, совет директоров отвечает за сделки материнской компании, а если контракт оформлен на дочерние предприятия, то там уже руководит только менеджмент компании, — сказал он. — Я считаю, что бороться с коррупцией в этом вопросе надо путем классических мер, а также более тщательным подбором лиц в совет директоров. Необходимо ориентироваться на репутацию и профессионализм кандидата в отношении характерной для госкомпании тематики. Кроме того, на мой взгляд, необходимо убрать из советов директоров чиновников и избавить их от директив, так как всё это тормозит развитие компаний и мешает работать профессионалам.

Пресс-секретарь компании "Роснефть" Михаил Леонтьев по поводу этой инициативы заметил, что все международные контракты и так проходят тщательную проверку со стороны государства, а публикация их деталей для общественного и экспертного обсуждения может только навредить компании.

— Я считаю это предложение абсурдным, поскольку все международные сделки госкомпаний осуществляются под четким руководством и контролем государства. Каждая сделка и ее условия утверждаются на собрании совета директоров, где главным акционером является государство, — рассказал он. — И, конечно, ответственность на нем. А публичное детальное полоскание и общественные обсуждения в данном случае не нужны. Напротив, эта система нивелирует право компании на коммерческую тайну и может только навредить.

Дмитрий Рункевич, Елена Малай

 

 

"Арктикгаз" должен доплатить 115,6 млн руб. налогов за 2009-2010 гг. Они насчитаны на проценты по займу от материнской "Северэнергии". ФНС считает эти выплаты дивидендами нерезиденту.

"Ведомости"

"Газпром нефть" и "Новатэк" получили "Северэнергию" в собственность лишь в этом году после сложной сделки по обмену доли "Новатэка" в "Сибнефтегазе" на выкупленную "Роснефтью" долю в Arctic Russia B. V. — втором акционере "Северэнергии". Но, как выяснилось, у налоговиков есть претензии к одной из "дочек" "Северэнергии" — "Арктикгазу". Они связаны с займом на 383 млн руб., который "Северэнергия" выдала "Арктикгазу" в 2008 г. еще при прежних владельцах компании — итальянских Eni и Enel.

"Арктикгазу" придется доплатить 115,6 млн руб. налогов за 2009-2010 гг. 7 мая Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа отклонил кассационную жалобу компании, которая пыталась оспорить претензии налоговиков, следует из материалов суда. Представители "Газпром нефти" и "Новатэка" на вопросы не ответили.

В 2007 г. Eni и Enel выиграли аукцион на газовые активы ЮКОСа и 20% "Газпром нефти". "Арктикгаз", "Уренгойл", "Нефтегазтехнологии" и доли в 15 мелких компаниях были объединены в ООО "Энинефтегаз" (впоследствии переименована в "Северэнергию"). Владельцем активов стала специально созданная нидерландская структура — Arctic Russia BV. Итальянцы пообещали "Газпрому" опцион на 20% "Газпром нефти" и 51% "Северэнергии". Долю в нефтяной компании монополист выкупил сразу, а вот долю в "Северэнергии" — лишь в 2009 г.

Между тем, как выяснилось из материалов дела, в 2008 г. "Северэнергия" выдала "Арктикгазу" заем на 383,1 млн руб. (срок не уточняется). Деньги были нужны для финансирования текущей и инвестиционной деятельности.

Налоговая проверка деятельности "Арктикгаза" за 2009-2010 гг., которую проводила Межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам Ямало-Ненецкого автономного округа, посчитала, что проценты по займу "Северэнергии" "Арктикгаз" выплачивал некорректно. Суд посчитал, что "Арктикгаз" незаконно уменьшал свою прибыль на часть процентных выплат. Суд классифицировал проценты по займу как дивиденды, выплачиваемые нерезиденту, а ставка для них в этом случае — 15%, говорит старший юрист фирмы Sameta Ксения Левина. Налоговый кодекс ограничивает выплату процентов, чтобы не допустить получение дочерней компанией необоснованной выгоды по налогу на прибыль за счет включения в состав расходов тех выплат, которые в действительности процентами не являются, объясняет Левина.

"Арктикгаз" считает, что проценты выплачивались корректно, говорит источник, близкий к одной из структур компании. "Этой историей занимался весь юридический отдел "Арктикгаза", и пока не ясно, как дальше будет развиваться эта ситуация", — замечает другой человек, близкий к одной из структур "Арктикгаза". Будет ли компания доказывать свою правоту в Высшем арбитражном суде, собеседники не говорят.

До 2011 г. суды при рассмотрении подобных дел чаще всего вставали на сторону налогоплательщиков, опираясь, в частности, на соглашение об избежании двойного налогообложения, напоминает Левина. Но в 2011 г. Высший арбитражный суд, рассматривая дело угольной компании "Северный Кузбасс" (структура ArcelorMittal), заключил, что международные соглашения не исключают возможности установления специальных правил налогообложения для борьбы с минимизацией налогооблагаемой базы, рассказывает эксперт. В деле "Арктикгаза" в решении суда отдельно отмечено, что соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Нидерландами допускает возможность переквалификации выплаченных процентов по договору займа иностранной компании — резиденту Нидерландов в качестве дивидендов. "Арктикгаз" может попробовать взыскать присужденную сумму с Arctic Russia, предполагает Левина.

Елена Ходякова

 

 

Белый антиофшорный список Минфина оказался опаснее черного.

"РБК daily"

Минфин серьезно ужесточил законопроект о контролируемых иностранных компаниях, призванный заставить российских собственников офшорных компаний платить с их прибыли налог по ставке 20%. Помимо классических офшоров действие документа распространили на такие популярные транзитные юрисдикции, как Кипр, Голландия или Люксембург.

Минфин внес в правительство доработанный проект закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК), сообщил РБК директор департамента налоговой таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. "Одновременно происходит согласование с заинтересованными ведомствами, по итогам которого в проект могут быть внесены изменения", — уточнил он.

Это уже третья версия документа, говорят юристы и источник РБК в одной из деловых организаций. Первая была опубликована 18 марта, вторую по итогам общественных слушаний направили в правительство 19 мая (копия документа за подписью замминистра финансов Сергея Шаталова есть у РБК), третья появилась в начале этой недели. Представитель Минфина говорит, что был только один доработанный вариант.

Минфин предлагает считать любую иностранную компанию контролируемой, если 10% ее уставного капитала принадлежит россиянину или российской компании. С ее прибыли нужно заплатить налог по российской ставке. Изначально чиновники собирались облагать налогом на прибыль только компании из так называемого черного списка офшоров. Сейчас в списке Минфина 41 страна, но в ведомстве не исключали, что его можно значительно расширить. Так, 23 апреля замминистра финансов Серей Шаталов, курирующий этот проект, говорил на конференции Ассоциации европейского бизнеса, что Минфин разрабатывает новый список офшоров, в который войдет более 60 стран, рассказывал ранее РБК участник конференции. Многие опасались, что в него попадет Кипр. Сейчас его нет в списке Минфина.

Но от черного списка решили отказаться, упоминания о нем нет в актуальной версии законопроекта о КИК. Его заменили списком исключений для иностранных компаний, имеющих российских собственников. Например, закон о КИК не будет касаться публичных компаний и компаний, зарегистрированных в странах Евразийского экономического союза (помимо России в него входят Казахстан и Белоруссия, в будущем к ним может присоединиться Армения).

Также законопроект вводит критерий, по которому можно определить страны, на которые не будет распространяться действие закона. Такие страны должны иметь эффективную ставку налога на прибыль (после пересчета всех льгот), которая превышает 75% от ставки налога на прибыль в России, то есть 15%. Также они должны заключить договоры об обмене налоговой информацией с Федеральной налоговой службой. Участники рынка уже окрестили это белым списком ФНС.

Под этот критерий не подпадают не только классические офшоры, такие как Британские Виргинские острова с нулевой ставкой налога, но и транзитные юрисдикции, например Кипр, где ставка корпоративного налога на прибыль составляет 12,5%. Хотя с такими странами налажен обмен налоговой информацией, соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют переводить через эти страны прибыль из России в офшоры, экономя на налогах.

Новые правила повысят налоговую нагрузку на такие популярные зарубежные структуры, как, например, холдинги и совместные предприятия на Кипре, в Люксембурге и Голландии и торговые компании в Швейцарии, говорит партнер Е&Y Алексей Рябов. Единственный вариант не подпасть под действие закона о КИК — это вести реальный бизнес за рубежом и платить высокие налоги, констатирует старший юрист "Гольцблат БЛП" Артем Торопов.

В транзитных юрисдикциях находятся владельцы крупных российских активов. Например, мажоритарным акционером "Мостотреста" с пакетом 38,6% акций является кипрская Marc O’Polo Investments. Ее бенефициары — Аркадий и Игорь Ротенберги, а также топ-менеджеры группы "Н-Транс" Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов. Получить комментарий в "Мостотресте" вчера не удалось.

Участники рынка осторожны в оценках последствий новых требований для их бизнеса. "Пока ничего переделывать в моей бизнес-структуре не надо. Сейчас меня этот законопроект никак не коснулся, в будущем при заключении сделок, безусловно, буду его учитывать", — сообщил РБК владелец Московского кредитного банка Роман Авдеев.

Совладелец сети "Магнит" и основной акционер банка "Система" Алексей Богачев считает, что выводы о новых налоговых правилах можно будет делать хотя бы после первого чтения законопроекта в Госдуме. В целом в России "либеральное налоговое законодательство при плохом его администрировании", считает бизнесмен. "Я не ожидаю, что в итоге будет принято что-то, выходящее за рамки аналогичных налоговых правил в европейских странах", — отмечает Богачев.

Совладелец крупной торговой сети, пожелавший остаться неназванным, считает ужесточение политики Минфина "правильной практикой": "Налоги нужно платить. Нас в какой-то мере уже не касаются новшества от Минфина — компания прозрачная, мы все доходы из офшора переводим в Россию и платим налоги".

"Мы, не создав каких-то льгот, возможностей компенсаций, сразу же хотим оказаться впереди планеты всей именно по исполнению налоговых обязательств и затягиванию гаек в плане налогового и финансового контроля. Все это вызывает озабоченность и тревогу, — скептичен член бюро правления РСПП, председатель совета директоров компании "Биоэнергия" Давид Якобашвили. — Мы бы хотели, чтобы законодатели обратили на это внимание и не спешили бы душить курицу, которая может принести золотые яйца".

Алиса Штыкина при участии Татьяны Алешкиной, Тимофея Дзядко,
Кристины Бусько и Анны Левинской

 

 

Старый Свет проверит стресс-тестами свою готовность к трудной зиме.

"Независимая газета"

Европа должна диверсифицировать источники газа, чтобы уменьшить зависимость от России, и расширить добычу своего собственного — сланцевого — газа. Таковы приоритеты новой стратегии энергетической безопасности Евросоюза, вызванной к жизни украинским кризисом (доля газа наиболее велика в структуре энергетического импорта стран Старого Света). Предложения Европейской комиссии, спровоцировавшие крайнее недовольство экологов, будут обсуждаться на саммите ЕС 26-27 июня.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, презентуя новую стратегию, заявил: "ЕС сделал многое после газового кризиса 2009 года, чтобы увеличить свою энергетическую безопасность. Однако он остается уязвимым. Трения вокруг Украины вновь обострили эту проблему. В свете того, что показатель общей внешней энергозависимости составляет более 50%, мы должны предпринять дальнейшие шаги. По вопросу энергетической безопасности Европа должна говорить и действовать едино".

Конкретнее о том, что предстоит сделать, рассказал еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Прежде всего Европе необходима диверсификация поставщиков, особенно в газовой сфере. По словам Эттингера, Брюссель "хочет прочных и стабильных партнерских отношений с важными поставщиками, но не должен стать жертвой политического и коммерческого шантажа". По некоторым данным, альтернативными поставщиками Евросоюза могут стать Катар, Азербайджан и США, которые предлагают сжиженный природный газ.

Согласно цифрам, представленным Европейской комиссией, 39% газового импорта ЕС приходится на Россию, 33% — на Норвегию, 22% — на Северную Африку (Алжир, Ливия). Большая часть российских поставок идет через Украину. Латвия, Литва, Эстония и Финляндия импортируют газ на 100% из РФ. Столь высокая зависимость от российского топлива на фоне украинского кризиса может привести к шантажу Кремля, например в сфере ценовой политики, опасаются в Евросоюзе. Этот страх возрос после подписания "Газпромом" контракта на 400 млрд долл. с Китаем. Уменьшение зависимости потребует новой инфраструктуры — газопроводов и портов.

В ЕС даже задумались, удастся ли пережить предстоящую зиму без сбоев в поставках. Еврокомиссия в этой связи предложила провести стресс-тесты. В рамках этого эксперимента будут симулироваться отключения газа, чтобы проверить энергосистему на прочность. В соответствии с результатами стресс-тестов специалисты разработают планы чрезвычайного реагирования и механизмы создания топливных резервов. Речь может идти об увеличении числа газохранилищ, срочном переходе на другие виды энергии (например, при отоплении помещений), развитии возможностей реверсных поставок, закачке газа в запасные хранилища.

Второй базовый пункт — наращивание энергопроизводства внутри самой Европы. Однако если до сих пор в этом случае говорилось исключительно об источниках возобновляемой энергии, то теперь фокус переместился на "устойчивое производство ископаемого топлива". Такая формулировка может означать только одно: добычу сланцевого газа, то есть прямую дорогу к войне с "зелеными", которые полагают, что "фрекинг" (гидроразрыв пласта) спровоцирует подземные толчки, загрязнение воды и повышение метановых выбросов.

И действительно, экологи уже раскритиковали энергетическую стратегию ЕС, причем не только за сланцевый газ. Тезис о диверсификации показался им не более состоятельным. "Непостижимо, что Европейская комиссия делает приоритетом сверхненадежные поставки газа из таких стран с авторитарными режимами, как Азербайджан, сжиженного природного газа из Соединенных Штатов или же широкомасштабную добычу сланцевого газа в ЕС в рамках стратегии, которая должна повысить надежность газовых поставок в ЕС, — возмутился директор экологической организации Food & Water Europe Герт Декок. — Комиссии следовало бы не искать несуществующие "обильные" энергетические поставки, а признать, что энергия в дефиците и останется таковой в обозримом будущем и что сокращение спроса на природный газ — единственная надежная альтернатива для ЕС".

По мнению экологов, авторы 14-страничного документа отвели слишком почетную роль ископаемому топливу, а вот вопросы развития "зеленой" энергетики, перехода на источники возобновляемой энергии, сокращения энергопотребления и повышения энергоэффективности поставили недостаточно остро. Защитники окружающей среды полагают, что Евросоюзу следует стремиться к энергетической независимости, вместо того чтобы наращивать число стран, откуда поставляются ископаемые ресурсы, или менять одни страны на другие.

"Большой план Европы по энергетической независимости — это скромная попытка переставить шезлонги на "Титанике", — считает представитель организации Greenpeace Луиза Хатчинс. — Зависимость блока от грязного ископаемого топлива — в корне его энергетической проблемы, но, несмотря на это, план Комиссии имеет мало отношения к преодолению этой зависимости. По сути, из-за выбора ложных решений, таких как добыча сланцевого газа и новые гозопроводы, мы только увязнем в зависимости от ископаемого топлива на грядущие десятилетия. Это как сюрреалистическая встреча анонимных наркоманов, на которой они обмениваются телефонами новых наркодилеров вместо того, чтобы им помогли избавиться от их зависимости".

Дарья Цилюрик

<< Май, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ