Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.05.2019

Обустройством Харасавэйского месторождения займется "Газстройпром".

"Газета РБК"

Новый подрядчик "Газпрома" получит контракт на обустройство Харасавэйского месторождения на Ямале. Стройка может стоить около $10 млрд, а условия для "Газстройпрома" будут выгоднее, чем по типовым контрактам с другими подрядчиками.

Первый подряд

"Газпром" планирует заключить контракт на обустройство Харасавэйского месторождения на Ямале со своим новым единым подрядчиком — "Газстройпромом". Об этом РБК рассказали источник, близкий к акционерам подрядчика, собеседник, близкий к строительной компании, и источник, знакомый с менеджерами "Газпрома".

Такое предложение также содержалось в письме зампредправления "Газпрома" Виталия Маркелова на имя руководителя компании Алексея Миллера от 13 марта. У РБК есть копия письма, собеседник в "Газпроме" подтвердил его подлинность. Миллер это предложение поддержал, сказал РБК источник, близкий к менеджерам "Газпрома".

"Газстройпром" займется обустройством части месторождения и строительством газопровода с Харасавэйского до Бованенковского месторождения, откуда газ будет поступать в Единую систему газоснабжения.

Контракт пока не заключен, сказал РБК представитель "Газпрома". Но "Газстройпром" уже ищет субподрядчиков: 17 мая компания объявила закупку на строительство автомобильных мостов стоимостью 3,5 млрд руб. в рамках прокладки газопровода с Харасавэя, следует из данных СПАРК.

Стоимость контракта на генподряд источники РБК не назвали. Замдиректора Фонда энергетической безопасности Алексей Гривач оценивает капитальные вложения в освоение месторождения в 100-130 млрд руб., в строительство газопровода до Бованенковского месторождения длиной 106 км — в 30 млрд руб. В целом затраты на освоение Харасавэйского месторождения ("Газпром" планирует в дальнейшем осваивать и более глубокие залежи) могут составить около $10 млрд, или 650 млрд руб., говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Харасавэйское месторождение относится к категории уникальных по размеру запасов газа (2 трлн куб. м), оно располагается преимущественно на суше полуострова Ямал и частично в акватории Карского моря, сообщал "Газпром". 20 марта этого года президент Владимир Путин дал старт освоению месторождения на видеоконференции. Харасавэйское должно быть запущено в 2023 году, проектный уровень добычи — 32 млрд куб. м газа в год. Это второе по размерам месторождение "Газпрома" на Ямале и крупнейшее в зоне Единой системы газоснабжения после запуска Бованенково. Новое месторождение станет одним из главных источников поддержания падающей добычи Надым-Пур-Тазовского региона, часть газа отсюда будет поставлена в Европу по газопроводам "Северный поток" и "Северный поток-2", отметил тогда Путин.

Привлечение "Газстройпрома" для освоения Харасавэя логично, говорит источник РБК, близкий к компании. Этот подрядчик создавался на базе активов "Стройгазконсалтинга" (СГК), который занимался обустройством Бованенковского месторождения и уже имеет на Ямале большой парк техники, объясняет он.

Этот контракт поможет "Газстройпрому" рассчитаться по долгам "Стройгазконсалтинга" с Газпромбанком и "Газпромом", который авансировал подрядчика, говорит источник, близкий к одному из акционеров новой компании. На конец 2018 года поручительства "Газпрома", выданные Газпромбанку по кредитным обязательствам "Стройгазконсалтинга", оценивались в 87 млрд руб., говорилось в отчете монополии. Еще около 75 млрд руб. СГК был должен самому Газпромбанку, говорит один из источников РБК. Частично эти долги кредиторы конвертировали в доли в "Газстройпром" — для этого 8 мая компания увеличила уставный капитал с 100 тыс. до 84 млрд руб., добавляет он.

Выгодные условия

"Газстройпром" получит более выгодные условия по контракту "Газпрома", чем его конкуренты, говорят два источника РБК. В письме на имя Миллера от 13 марта Маркелов перечислил некоторые условия контракта: он предложил предоставить подрядчику аванс в размере 50% от годовой стоимости работ без учета поставки оборудования, отсрочку на погашение аванса на полгода и не требовать от подрядчика банковскую гарантию на погашение аванса. Кроме того, топ-менеджер попросил не применять типовые условия монополии при работе с подрядчиками, включая "условие об оплате увеличения цены работ только в части, превышающей 10% от стоимости договора". Миллер это предложение также поддержал, сказал РБК источник, знакомый с менеджерами "Газпрома".

Все новые договоры, которые заключает "Газстройпром", содержат условие об авансе 50%, говорит источник, близкий к этой компании. Это необычно для "Газпрома", в "Стройгазконсалтинге" мы получали максимум 30%", — вспоминает он. Предоплата 50% встречалась в договорах, но крайне редко, говорит собеседник, близкий к другому подрядчику "Газпрома" — "Стройтранснефтегазу". Такие условия компания получила на некоторых объектах на Чаяндинском месторождении в Якутии, которое должно стать источником газа для поставок в Китай по "Силе Сибири". По остальным контрактам аванс был 30%, добавляет он. "Чем отдаленнее и труднее объект, тем больше должен быть аванс. А на Чаянду доехать можно было только весной и в небольшой промежуток осенью", — вспоминает собеседник РБК.

Освобождение от банковской гарантии на погашение аванса — также уступка "Газстройпрому", например, во всех контрактах "Стройгазмонтажа" требование о банковской гарантии есть, говорит собеседник, близкий к этой компании. "Газпром" всегда требовал банковские гарантии и от "Стройтранснефтегаза", но пару лет назад подрядчик добился освобождения от этого условия, рассказывает источник, близкий к подрядчику. Полугодовой отсрочки на погашение аванса, по его словам, не было еще ни у кого из крупных подрядчиков "Газпрома".

Пункт о возможности увеличить стоимость работ более чем на 10% — еще одна льгота для "Газстройпрома", рассказывает источник. Финальная стоимость часто отличается от цены контракта, поэтому "Газпром" решил не обращать внимания на отклонение стоимости работ от контрактной цены меньше чем на 10%, объяснил источник: если вы договорились построить трубу за 100 млрд руб., а построили за 109 млрд или за 91 млрд руб., "Газпром" заплатит 100 млрд руб., как было решено изначально. Если отклонение больше чем 10%, подрядчику нужно заново идти в Главгосэкспертизу и подтверждать дополнительные расходы. А "Газстройпрому" "Газпром" будет оплачивать превышение стоимости работ, даже если оно укладывается в 10%, заключает собеседник РБК.

Алина Фадеева, Подобедова Людмила

 

 

Восемь из девяти заместителей гендиректора "Газпром межрегионгаза" ушли из компании.

"Ведомости"

Восемь из девяти заместителей гендиректора головной структуры "Газпром межрегионгаза" (отвечает за сбыт продукции "Газпрома" на российском рынке) ушли из компании, следует из его сайта.

Именно в "Газпром межрегионгазе" советником уже бывшего гендиректора Кирилла Селезнева работал отец сенатора от республики Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова — Рауль. Оба они с 30 января находятся под стражей, их обвиняют в участии в преступном сообществе, двух эпизодах организации убийства по предварительному сговору из корыстных побуждений и давлении на свидетеля.

Из компании ушли заместители гендиректора по персоналу и административной работе Ирина Пестова (работала с декабря 2016 г.), по эксплуатации и развитию газораспределительных систем — Светлана Гаркушина (с января 2017 г.), по корпоративным и имущественным отношениям — Елена Михайлова (с января 2012 г.), по капитальному строительству и инвестициям — Олег Давыдов (с июля 2018 г.), а также по экономике и финансам — Наталия Коноваленко (с 2007 г.) и по реализации, транспортировке газа — Игорь Дмитриев (с 2003 г.). Компанию покинули также главный бухгалтер Наталья Пахомова (работала с 2003 г.) и заместитель генерального директора по работе с органами власти и регионами Николай Исаков.

У всех заместителей — их девять человек — 17 мая закончились срочные трудовые договоры, которые были заключены на год, так же как и у предыдущего гендиректора (12 апреля. — "Ведомости"), сказал представитель "Газпром межрегионгаза".

Несколько лет назад было принято решение заключать годовые договоры с топ-менеджерами компании, добавил он. Распространена ли практика — с менеджерами — во всем "Газпроме", представитель компании не ответил.

По словам представителя "дочки" "Газпрома", все руководители, кроме заместителя генерального директора по корпоративной защите Романа Седова (с ним заключен новый контракт), перешли на другую работу. Сейчас пока назначен только один новый замгендиректора — Михайлову сменил Александр Заварзин, работавший до того начальником юридического отдела ООО "Газпром СПГ Санкт-Петербург". "Остальные проходят согласование в "Газпроме". Такой порядок согласования был всегда", — отмечает представитель.

12 апреля в "Газпром межрегионгазе" сменился гендиректор: истекли полномочия Селезнева, на его должность назначили Сергея Густова. Сам Селезнев, который работал в компании с 2003 г., был назначен на должность гендиректора ООО "Русхимальянс", оператора проекта создания интегрированного комплекса по переработке этансодержащего газа и производству СПГ в районе Усть-Луги.

"Газпром" пытается оптимизировать структуру управления, в том числе перестановками в менеджменте и сокращением дублирующих функций, считает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Сколько всего будет заместителей гендиректора в "Газпром межрегионгазе" — представитель компании сказать затруднился: компания сейчас находится в процессе реорганизации, уточняется структура бизнеса.

"Газпром" после масштабных перестановок в правлении (два важнейших заместителя председателя правления "Газпрома" — Валерий Голубев, курировавший внутренний рынок, и Александр Медведев, отвечавший за внешний рынок, покинули компанию в феврале) решил изменить систему закупок и реорганизовать бизнес "Газпром межрегионгаза", где работал Арашуков. "Газпром межрегионгаз" передал "Газпром инвесту" функции единого заказчика по капитальному строительству "Газпрома", в том числе функции по программе газификации, говорил РБК представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.

С приходом нового руководителя команда менеджеров часто сменяется, рассуждает собеседник "Ведомостей", работающий с "Газпромом". Причиной смены руководства могла стать проблема неплатежей регионов, по некоторым из них задолженность превышает несколько миллиардов рублей, комментирует директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

"Обширная инвестпрограмма самого "Газпрома" — "Северный поток — 2", "Сила Сибири", "Турецкий поток", а также финансовое положение и необходимость повышать дивиденды больше не позволяют руководству "Газпрома" закрывать глаза на серьезный недобор денег на внутреннем рынке. Эти деньги нужны для завершения экспортных мегапроектов", — говорит Корчемкин.
Задолженность российских потребителей перед "Газпромом" составляет 180,2 млрд руб.

Виталий Петлевой

 

 

"Взгляд"

Пока Россия вместе с ОПЕК изо всех сил старается держать мировые цены на черное золото на комфортном уровне, американские нефтедобытчики только и успевают снимать сливки и завоевывать новые рынки. Такую обеспокоенность высказал министр финансов РФ Антон Силуанов. Стоит ли бояться американской нефти, которая, по некоторым прогнозам, может обогнать российский экспорт уже через пару лет?

"Конечно, нам нужна стабильность и предсказуемость цен на нефть, это правильно. Но мы видим, что все эти сделки с ОПЕК приводят к тому, что наши американские партнеры увеличивают добычу сланцевой нефти и захватывают дополнительные рынки", — признал наличие рисков первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов, передает Reuters.

В рамках ОПЕК+ встает вопрос — а стоит ли России, Саудовской Аравии и другим так "помогать" своему прямому конкуренту? Надо тщательно оценить риски и возможности американских компаний продолжать наращивать добычу и экспорт нефти перед тем, как решиться на очередную сделку ОПЕК по сокращению добычи, считает Силуанов. Российское Минэнерго уже проводит подобные расчеты, добавил он.

Раньше с такими опасениями неоднократно выступал глава "Роснефти" Игорь Сечин. В декабре 2018 года он якобы даже отправил письмо Владимиру Путину на эту тему. А эпистолярная переписка с главой государства — излюбленная практика главы "Роснефти", и зачастую она приводит к положительному результату.

Сечин уверен, что сделка по сокращению добычи нефти ОПЕК является стратегической угрозой для России и создает преференции для США. Так, доля российской нефти на мировом рынке падает. Если в 1990 году она составляла 16,3%, то сейчас — лишь 12%. При этом с 2007 года добыча нефти в России выросла лишь на 10%, в то время, как в США, Бразилии и Ираке — на 87%, 50% и 111% соответственно. Потребители нефти переориентируют закупки с российской нефти на другие сорта и перестраивают логистические цепочки. Потеря российскими компаниями рыночной доли может быть необратимой, переживал Сечин.

Сланцевая добыча в США выстрелила благодаря прорывным технологиям в 2016 году. Однако раньше Минэнерго такой угрозы не замечало, теперь же, судя по словам Силуанова, ведомство как минимум решило просчитать, насколько велики подобные риски.

В конце прошлого года международная консалтинговая компания IHS Markit выпустила исследование, в котором прогнозирует, что экспорт американской нефти уже к сентябрю 2020 года вырастет до 5 млн баррелей в сутки, а к концу 2020 года — превысит и эту отметку. Тогда как российский экспорт все это время будет сохраняться на уровне 5 млн баррелей в сутки. Таким образом, уже через два года США могут обогнать Россию по объемам экспорта нефти, считают там.

А если брать в целом экспорт жидких углеводородов из США, включая нефть, нефтепродукты и газовый конденсат, то он может превысить 10 млн баррелей в сутки уже к концу 2019 года. Это лишит Саудовскую Аравию статуса крупнейшего экспортера нефти в мире, так как саудовский экспорт сохранится на уровне 9 млн баррелей в сутки на протяжении этого периода, прогнозируют IHS.

Впрочем, эксперт Александр Пасечник из Фонда национальной энергетической безопасности не склонен доверять таким прогнозам. По его словам, ни один прогноз ни по цене нефти, ни по объемам добычи и экспорта от подобных консалтинговых компаний не сбывался. На рынке нефти с долгосрочными прогнозами вообще крайне тяжело, так как цены на нефть политизированы и зависят от огромного количества факторов, а не только от соотношения спроса и предложения. К тому же спросом и предложением опять управляют в ручном режиме.

Минэнерго США, конечно, тоже ждет роста добычи и экспорта сланцевой нефти США. Тем более, как уверяют западные эксперты, американские нефтедобытчики уже якобы добились рентабельности большой части скважин на территории Пермского нефтеносного бассейна даже при цене нефти 30 долларов за баррель. Впрочем, пока нефть стоит дороже и эти заявления еще не успели пройти проверку "боем".

При этом Пасечник отмечает несколько проблем, которые мешают росту экспорта американской нефти. Первая — это нехватка инфраструктуры. Имеющиеся нефтепроводы заполнены, а именно по ним сланцевая нефть течет с места добычи до танкеров у побережья Мексиканского залива, откуда она уходит на экспорт. Правда, американцы не стоят на месте. В 2019-2020 годах они планируют построить семь новых трубопроводов, которые позволят перевозить в сумме 4,6 млн баррелей в день. Еще одна проблема США — это растущий спрос на нефть на внутреннем рынке со стороны местных НПЗ.

Однако страхи Силуанова скорее преувеличены. Столь критичная позиция главы Минфина по отношению к сделке ОПЕК+ в принципе выглядит странно. "Если Россия в рамках ОПЕК+ не будет регулировать добычу, то цена на нефть упадет. Кто от этого больше пострадает — нефтяные компании или бюджет? Конечно, бюджет. Чем цена выше, тем больше доходов получает бюджет и тем больше накапливаем резервов. Для компаний же не так важно, сколько стоит нефть — 40, 50 или 60 долларов за баррель. Для нефтяных компаний сделка менее выгодна, чем для бюджета. Поэтому в краткосрочной перспективе Силуанов не прав", — говорит Игорь Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности. Так, бюджет России получил дополнительно 6 трлн рублей с момента заключения соглашения ОПЕК+ в 2016 году по декабрь 2018 года, посчитали в РФПИ. Нефтяные компании удвоили прибыль в 2,5 раза только за девять месяцев 2018 года.

Основания для страхов имеются скорее в долгосрочной перспективе: на наших глазах американцы становятся нетто-экспортерами.

"Сделка ОПЕК+, конечно, имеет свои минусы, но если мы откажемся от нее, то есть риск падения цены на нефть до 30 долларов за баррель. Умрет ли от этого американская добыча? У них будет кризис, банкротства, как это было в 2014-2015 годах, но полностью их добычу это не убьет. А долго ли российская экономика продержится при 30 долларах за баррель?" — говорит Юшков.

Саудовская Аравия, у которой накоплены куда более серьезные резервы, и то вынуждена была пойти на сделку ОПЕК в 2016 году, так как ее запасы слишком быстро таяли в 2014-2015 годах. Поэтому сделка ОПЕК+ имеет свои минусы, но пока плюсы от нее перевешивают страхи.

По оценке IHS, ежегодные доходы от продажи нефти России, США и Саудовской Аравии достигают около 280 млрд долларов у каждой. Однако в структуре ВВП занимают совершенно разную долю. Так, у США нефтяные доходы занимают всего 1% валового продукта, у России — 19%, а у Саудовской Аравии — целых 35%. Поэтому в целом американская экономика может даже не заметить падения цен на нефть. Более того, Дональд Трамп постоянно говорит о том, что стране нужна дешевая нефть. Это будет означать дешевый бензин на внутреннем рынке, который всегда подталкивает и потребление, и производство внутри США. То есть ровно то, за что ратует текущий президент Северной Америки.

"Возможно, Силуанов как министр финансов опасается, что на фоне снижения добычи нефти в России, снизится налогооблагаемая база, — предполагает Юшков. — Однако снизится она не из-за сделки ОПЕК+, а из-за того, что у нас не запускаются новые нефтяные проекты. А они не запускаются, потому что у нас нет рентабельных технологий добычи "сложной" нефти, например, Баженовской свиты".

Поэтому, по его мнению, Минфину надо думать не о сделке ОПЕК+, которая пока дает бюджету много денег, а о запуске новых проектов по добыче нефти. Стоит признать, что из-за естественного истощения скважин добыча нефти со временем в России будет падать.

Что касается риска завоевания американской нефтью новых рынков, то они скорее преувеличены. "Американцы еще не стали такими крупными экспортерами нефти, чтобы вытеснять нас с рынков. Пока этой проблемы нет. У России вообще проблем со сбытом нефти нет. Сколько мы добываем, столько и продаем", — говорит Юшков.

Между тем США собственными руками освобождают дополнительное место на мировом рынке нефти. Они ввели санкции против Ирана, практически обнулив его экспорт. Добыча нефти в Венесуэле тоже стремится к нулю. "В рамках ОПЕК+ надо быстрей реагировать и самим занимать место Ирана и Венесуэлы на мировом рынке. Думаю, что в этом направлении и будет происходить трансформация сделки ОПЕК+. Придем к тому, чтобы устанавливать такие объемы добычи, чтобы цена не поднималась к 80 долларам за баррель, а оставалась, например, на уровне 60 долларов за баррель. Чтобы это устраивало экспортеров нефти и не давало американцам активно наращивать добычу", — заключает эксперт.

Ольга Самофалова

Правительство не хочет оплачивать "косяки" "Транснефти".

"Ведомости"

Ситуация с грязной нефтью в экспортном трубопроводе "Дружба" — это "косяк" "Транснефти", поэтому государство не должно через пониженные дивиденды компенсировать ей убытки, заявил 29 мая первый вице-премьер Антон Силуанов. "Это будет, по сути, бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти", — сказал он (цитата по "Интерфаксу"). "Транснефть" должна сама нести финансовую ответственность, добавил Силуанов.

Реакция компании была быстрой и бурной. Ее представитель Игорь Демин напомнил, что в рамках следствия "Транснефть" признана потерпевшей стороной. "Когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов Андрея Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это "косяком" в работе Минфина. Полагаю, что в данном случае Силуанов был ориентирован на информацию, распространяемую недоброжелателями компании "Транснефть", — сказал он. Сама же "Транснефть", по словам Демина, не обращалась и не собирается обращаться в правительство с просьбой о снижении дивидендов из-за ситуации с "Дружбой".

Пресс-служба Силуанова в ответ сообщила, что там "удивлены столь эмоциональной реакцией коллег". Силуанов против перекладывания финансовой ответственности за случившееся на бюджет, на налогоплательщиков, пояснил его пресс-секретарь Андрей Лавров, а пример со взрывом автомобиля Вавилова, по его мнению, некорректный и неясный по смыслу.

Минфин уже четыре года борется за то, чтобы госкомпании отдавали акционерам половину чистой прибыли. Делают это не все. "Транснефть" (78,55% у Росимущества) тоже не выполняла это требование, но по итогам 2017 г. заплатила 50% нормализованной чистой прибыли (прибыль без учета эффектов от выбытия долей в СП, курсовых разниц и т. д.).

Дивиденды за 2018 г. еще не определены, но вице-премьер Дмитрий Козак 16 мая сказал, что в их расчет должны быть включены затраты на компенсацию ущерба от грязной нефти в "Дружбе". На что министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что пока рано говорить о пересмотре дивидендов "Транснефти", добавив, что это компания с сильным экономическим состоянием. Каким будет для "Транснефти" ущерб, пока не ясно. Речь может идти о сотнях миллионов долларов — вряд ли о миллиардах. Для сравнения: ее чистая прибыль за 2018 г. — $3,7 млрд, т. е., по логике Минфина, на дивиденды должно пойти $1,85 млрд.

"Транснефти" действительно нет причин жаловаться: у нее невысокий долг (1,4 EBITDA на конец 2018 г.), крупные инвестиционные проекты завершаются, а новых пока не ожидается. Она избавилась от валютного долга, крупные российские банки вполне охотно дают ей кредиты. "Транснефть" генерирует свободный денежный поток по итогам 2018 г. — 79,2 млрд руб. — и, по прогнозам экспертов, продолжит это делать. "Финансовой гибкости "Транснефти" достаточно, чтобы справиться с возможными расходами из-за загрязнения нефтепровода "Дружба", — уверено агентство S&P Global Ratings.

Галина Старинская

 

 

<< Май, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ