Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.06.2014

Любой потребитель, которому монополисты продали товар по завышенной цене, должен получить гарантированную компенсацию, считает ФАС. Бизнес готовится к лавине исков.

"Ведомости"

Определить новый вид компенсации Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает в поправках в закон о конкуренции (копия есть у "Ведомостей"). Она должна составлять, по мнению службы, 1-15% от стоимости товара, проданного с нарушением антимонопольного законодательства.

Это будет альтернатива существующему механизму, рассказывает начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский: сейчас монополист или сговорившиеся участники рынка должны возместить ущерб, причиненный из-за завышенных ими цен. Но суду трудно установить размер переплаты, продолжает он, у пострадавшего и нарушителя разные представления о справедливой цене. Механизм почти не работает, согласен партнер King & Spalding Илья Рачков: процедура доказывания трудоемка и затратна. Для частных лиц она слишком сложна, а компании скорее переложат дополнительные расходы на потребителя, включив их в цену товара, объясняет он. Предложения ФАС значительно упростят процедуру, ожидает Рачков: любому потребителю будет достаточно сослаться на вступившее в силу решение службы и доказать факт покупки товара в период нарушения, например предъявив чек.

Выбирать один из двух механизмов будет сам потребитель, говорит Пузыревский, размер компенсации в зависимости от тяжести нарушения установит суд, исходя из ориентира в 1-15%. Но применяться она будет только при продаже товара, если потребитель требует возмещения упущенной выгоды, компенсации быть не должно, отмечает он. От оборотного штрафа в пользу государства — 1-15% от выручки на конкретном рынке — выплата компенсации не освободит.

Бизнес опасается, что резкое упрощение процедуры обрушит на компании шквал исков. Возместить ущерб через суд действительно очень сложно, признает менеджер крупного производителя удобрений, но предложения ФАС — "произвол". Почему именно 1-15%, удивляется собеседник "Ведомостей", ущерб может быть меньше 1% и больше 15%. Из поправок следует, что это будет тот же оборотный штраф, только в пользу потерпевшего, а не государства, говорит юрист нефтегазовой компании. Должен возмещаться только прямой ущерб, призывает он, а механизм, который предлагает ФАС, создает высокие коррупционные риски. Гарантированное возмещение в 1-15% от стоимости товара в добавление к оборотному штрафу ФАС будет означать двойную ответственность за одно и то же нарушение, отмечает сотрудник нефтехимической компании, Конституционный суд это запрещает.

Штрафы в пользу потребителей могут оказаться даже выше оборотного в пользу бюджета, говорит Вадим Новиков из РАНХиГС: последний не может превышать 2% от общего оборота компании, а новый никак не ограничен. Рекордные оборотные штрафы пришлось выплачивать нефтяникам: по итогам трех волн антимонопольных дел о завышении цен на топливо они выплатили 19 млрд руб. Если бы закон о компенсациях вступил в силу в 2014 г., а ФАС уличила доминирующие на рынке компании (по данным службы, в 2013 г. 92% рынка топлива контролировали "Роснефть", "Газпром нефть", "Лукойл" и "Башнефть") в очередном нарушении, то помимо оборотных штрафов им грозила бы выплата компенсации потребителям — от 15 млрд до 220 млрд руб., подсчитал Новиков.

15% от стоимости товара — это даже не полумера, недоволен председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, а монополии такой штраф не напугает. Нужно перенимать американский подход, считает он, в США наказание может в 3 раза превышать убытки. Кратные убытки в США — основной элемент коллективных исков. Механизм компенсаций повысит эффективность коллективных исков и в России, рассчитывает Пузыревский. Его внедрение перенесено дорожной картой развития конкуренции на осень 2014 г.

С Минэкономразвития идеи ФАС не обсуждались и на рассмотрение не поступали, сообщил представитель министерства. Идея идет вразрез с заявлениями руководства ФАС о том, что служба намерена сокращать применение оборотных штрафов, недоумевает чиновник ведомства, участвующего в обсуждении антимонопольной политики. Нужно не добавлять оборотные штрафы, а улучшать доказательную базу, призывает Новиков, чтобы ФАС констатировала не только факт завышения цены, но и ее справедливое значение. Тогда пострадавшие будут апеллировать к ней и в судах не будет путаницы, заключает он.

Сергей Титов

 

 

Бизнесу удалось смягчить законопроект о контролируемых иностранных компаниях.

"РБК daily"

Правительство так активно взялось готовить антиофшорную кампанию, что бизнес напугался, объединился и стал сопротивляться. В итоге от драконовских мер, которые предлагал Минфин, мало что осталось.

Все началось с декабрьского послания президента России Федеральному собранию. "Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет", — потребовал тогда Владимир Путин и поручил "продумать систему, как эти деньги изъять".

Уже к марту Минфин разработал законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Он обязывал компании и граждан, в существенной степени (от 10% уставного капитала) владеющих иностранным бизнесом в странах из так называемого черного списка, сообщать об этом в налоговые органы и платить налоги с нераспределенной прибыли по ставке 20% (российский налог на прибыль). Также на собственников налагалась обязанность уведомлять налоговые органы о доле в КИК начиная с 1% участия в компании.

С тем, что контроль над офшорными капиталами российских предпринимателей нужен, никто из представителей бизнеса не спорил. "В России упрощенное законодательство с точки зрения контроля над активами, в том числе и за рубежом. Надо управлять этим процессом. Американские и швейцарские компании, к примеру, работают с более жестким налоговым законодательством", — говорит совладелец "Юлмарта", "Рив Гош" и "Дикой Орхидеи" Дмитрий Костыгин.

Но документ Минфина вызвал сильную негативную реакцию, причем не только со стороны частного бизнеса, но и у менеджеров госкомпаний. "У нас есть компании, зарегистрированные, например, в Швейцарии. Они созданы для реализации крупных международных проектов, для транспортировки газа. Как такую компанию можно рассматривать как созданную в офшорной юрисдикции?" — недоумевал на заседании в Госдуме на следующий день после обнародования законопроекта менеджер "Газпрома".

Одна из причин использования офшоров — снижение рисков кредиторов, которые участвуют в финансировании поставок, объяснял на той встрече представитель Внешэкономбанка. По его словам, принятие закона в редакции Минфина может сказаться на экспортных поставках, в частности, высокотехнологичной продукции. Вице-президент по налогам ЛУКОЙЛа Владимир Васильев боялся, что придется платить налог дважды — в стране, где зарегистрирован актив, и в России. "Возможно, в чем‑то мы не правы", — допускал в споре с бизнесменами представитель Минфина.

Но убедить чиновников смягчить документ оказалось непросто. В течение следующих полутора месяцев свои замечания собирали Торгово-промышленная палата, РСПП и "Деловая Россия". По ключевым положениям законопроекта их предложения совпали: бизнес предлагал поднять порог контроля с 10 до 50%, пересмотреть концепцию уведомлений либо вообще от них отказаться.

Посчитать, сколько совещаний с участием бизнеса на площадке Минфина прошло за это время, почти невозможно, говорит представитель одной из деловых организаций. "Первое обсуждение прошло еще в рамках Недели российского бизнеса (проводит РСПП) в середине марта, продолжилось на съезде РСПП, после чего встречи с Минфином и другими ведомствами проходили уже в еженедельном режиме, а последние две-три недели — по нескольку раз в неделю", — говорит он.

По его словам, ключевыми стали последние встречи с министром финансов Антоном Силуановым 16 июня и министром по делам "открытого правительства" Михаилом Абызовым 17 июня. На встрече с Абызовым, которая прошла в очень узком кругу — меньше десяти человек, представители всех заинтересованных сторон договорились, что документ с разногласиями нужно выносить на встречу бюро правления РСПП с премьер-министром Дмитрием Медведевым 18 июня.

К тому времени в Минфине уже подавали сигналы о том, что готовы пойти на уступки, правда, незначительные. В середине мая замминистра финансов Сергей Шаталов говорил РБК, что Минфин не допускает поднятия порога владения КИК с 10%. А уже в середине июня на Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге Шаталов заявил, что в его ведомстве все же согласились поднять его до 25%, но не более. Но только после совещания у Дмитрия Медведева бизнес почувствовал, что выигрывает битву за офшоры.

На той встрече предприниматели добились главного: порог участия в КИК, по крайней мере сразу после вступления закона в силу, будет повышен, а затем в течение какого-либо продолжительного периода будет постепенно снижаться. В опубликованных на прошлой неделе поручениях премьер-министра к министру финансов Антону Силуанову прямым текстом было прописано "усовершенствовать" механизм признания контролирующего лица иностранной компании "исходя из доли совокупного участия лица в капитале компании в размере 50% плюс один голос".

На этой неделе Минфин должен доработать законопроект с учетом поручений премьер-министра. Из полученного РБК в пятницу ответа министерства следует, что в обновленном документе не останется ничего из того, чего так опасался бизнес. Так, контролируемой будет признаваться иностранная компания, если доля участия в ней российского собственника будет "первоначально более 50% с постепенным снижением до более 25% для одного лица либо 10%, если в совокупности доля российских налоговых резидентов в иностранной организации составляет более 50%".

Этапность будет действовать и в отношении круга лиц, которые будут обязаны платить налоги. На совещании у премьера было решено, что сначала закон будет распространяться только на собственников — физических лиц, владеющих долей в иностранной компании. А налог на нераспределенную прибыль КИК будут начислять с 2015 года, но штрафы и пени за неуплату введут только с 2017 года.

Также ведомство Антона Силуанова готово отказаться от требования уведомлять налоговиков о собственности в иностранных компаниях при доле участия 1%. "Мы предлагаем обязать уведомлять об участии в КИК, исключив предложение об уведомлении в случае участия более 1%. Действующую норму (законопроекта) необходимо модифицировать", — пояснил представитель Минфина. Он не уточнил, какой новый порог уведомления сейчас дискутируется. Но опрошенные РБК в пятницу представители бизнес-ассоциаций восприняли эту информацию как согласие чиновников поднять планку.

Будут учтены и опасения тех, кто создавал компании в низконалоговой юрисдикции не для того, чтобы сэкономить на налогах, а для ведения реального бизнеса. Правда, пока особенности налогообложения прибыли КИК при инвестировании в осуществление активной экономической деятельности за рубежом Минфин только "предлагает предусмотреть". Также, возможно, из общего правила налогообложения КИК будут исключения для доходов, возникающих при осуществлении отдельных видов деятельности.

Есть уступки и по менее существенным вопросам. Например, в первоначальной версии законопроекта о контролируемых компаниях платить налог нужно было с прибыли, если она превышала 3 млн руб. Сейчас Минфин готов поднять минимальный порог налогооблагаемой прибыли КИК до 30-50 млн руб., говорит представитель министерства. Затем порог постепенно будут снижать до 10 млн руб.

Предпринимателям впору праздновать победу. Но как им удалось убедить правительство пойти на уступки? Сами они считают, что после долгих консультаций чиновники поняли, что, если принять законопроект в первоначальной версии, они смогли бы рассчитывать на дополнительные налоговые поступления только в теории. "Похоже, власти реально оценили свои возможности", — считает председатель налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова.

По ее словам, сейчас важнее найти владельцев, которые определяют политику компании, а это как раз те, у кого пакет 50% и больше. Кстати, после совещания у Медведева первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин сам настаивал на поэтапном введении закона: в части частных денег ФНС готова администрировать нормы, в части офшорных компаний внутри "семьи множества юридических лиц" эту работу нужно научиться выполнять.

То же самое и по поводу информирования о доле в 1%. Эта норма была абсолютно нерабочей, уверен партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. По его словам, у налоговиков нет возможности подтвердить или опровергнуть подобную информацию, а ее обработка могла стать очень обременительной для ФНС.

Повышение на переходный период планки прибыли, с которой нужно уплатить налог, — тоже правильная мера, считает старший юрист "Гольцблат BLP" Артем Торопов. "Тогда в первое время под правила о КИК не будут подпадать небольшие компании, накапливающие суммы, которые не являются существенными для бюджета. При администрировании это поможет ФНС сфокусироваться на крупных налогоплательщиках и не тратить ресурсы на небольшие компании", — отмечает он.

Но законопроект еще нужно дорабатывать, считают предприниматели. В частности, налогоплательщики пока не понимают, как они будут предъявлять информацию о расходах, которые закон будет вычитать из облагаемой базы. "Нужно ввести раздельный учет по активным и пассивным операциям", — говорит глава РСПП Александр Шохин. По его словам, в законопроекте еще много "технических моментов, которые ни Минфин, ни ФНС пока не знают, как реализовывать".

Алиса Штыкина, Яна Милюкова

 

 

В 2014 году финансирование капитальных вложений компании увеличится на 20%.

"Известия"

Годовое собрание "Роснефти" проходит в Хабаровске уже во второй раз. На сей раз рядовых акционеров "Роснефти" в зале было немного: по официальной статистике, зарегистрировались 111 человек. Представителей "Роснефти" и ее иностранных гостей, включая топ-менеджеров BP и Exxon Mobil, было вдвое больше.

Марк Уайнбергер, председатель правления, главный исполнительный директор Ernst & Young, сообщил, что темпы роста развивающихся  рынков ниже, чем можно было бы ожидать, но в долгосрочной перспективе потенциал их высок.

— Нефть  в ближайшем будущем — основное сырье в мировом энергетическом балансе. Поэтому стоимость энергетических активов будет расти, — оптимистично заметил он.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин выступил почти с часовым докладом. Он отметил рост уровня профессионализма акционеров компании, сообщив, что в зале много аналитиков ведущих банков и других крупных инвесторов.

Начал он свою речь с новости о том, что буквально сегодня завершена доставка верхнего строения платформы Беркут на месторождение Аркутун-Даги на "Сахалине-1", и попросил разрешения акционеров вернуться на Сахалин сразу после завершения доклада, чтобы проконтролировать все процессы.

— Платформа может работать без перебоев при температуре до минус 44 градусов. С учетом нахождения объекта в сейсмоопасной зоне она разработана с применением новейшей технологии, которая позволяет работать при землетрясениях до 9 баллов. Вес платформы — более 200 тыс. т, она будет обслуживать 45 скважин, может бурить скважины до 14 тыс. м в глубину, но по условиям добычи нам нужно до 8 тыс. м. Разработка месторождения Арктун-Даги позволит добавить к добыче "Роснефти" до 900 тыс. т дополнительной нефтедобычи.

Глава "Роснефти" представил впечатляющие данные операционного роста показателей компании. Запасы углеводородов в 2013 году выросли до 33 млрд баррелей нефтяного эквивалента — на 74%, добыча нефти составила 4,87 млрд баррелей н.э. — рост на 80%, добыча газа — 38 млрд куб. м, рост в 2,3 раза. Переработка нефти внутри страны подскочила на 53% — до 78 млн т в год, а с учетом международных мощностей компании составила более 88 млн т. По завершении модернизации НПЗ компании выпуск высокооктановых бензинов "Евро-4" и "Евро-5" вырастет с 18 млн т в прошлом году до 48 млн т в год к 2018-м. 46 млрд рублей составил синергетический эффект от приобретения новых активов.

Сечин сообщил, что ожидает роста газодобычи "Роснефти" свыше 100 млрд куб. м к 2020 году, отметив, что 80 млрд куб. м из них уже продано. "Роснефть" в 2014 году сохранит чистую прибыль на уровне 2013 года без учета корректировок, несмотря на убытки от курсовых разниц в связи с ослаблением рубля она составит 380 млрд рублей. Выручка возрастет более чем на 15% — до 5,5 трлн рублей.

Как пояснил журналистам в кулуарах вице-президент по экономике и финансам "Роснефти" Святослав Славинский, в 2013 году были одноразовые корректировки чистой прибыли с учетом переоценки ряда активов.

— Они могут быть или не быть в 2014 году. При текущих макроусловиях чистая прибыль будет около 380 мрд рублей, если они изменятся, может поменяться и чистая прибыль, например при росте курса доллара, изменениях цен на нефть и законодательства. 551 млрд было в 2013 году по МСФО — корректировка составила 170 млрд рублей, — сказал Славинский.

"Роснефть" в 2014 году увеличит финансирование капитальных вложений на 20%, до 730 млрд рублей в связи с переходом к активной части реализации проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, сообщил Игорь Сечин. Он также отметил, что компания будет снижать зависимость от сторонних сервисных подрядчиков, аккумулируя мощности по бурению внутри компании. Также компания планирует выделение сбытовых сетей из состава общего бизнеса.

Акционеры интересовались кадровыми решениями, в частности, тем, не будет ли уволен со своего поста вице-президент по переработке Игорь Павлов из-за многочисленных аварий на НПЗ. Игорь Сечин дал понять, что ценит работу Павлова за системность, хотя он в числе других отвечает за свои действия. Но в авариях на НПЗ он обвинил в первую очередь подрядчиков компании (по пожару на Ачинском НПЗ), а также некорректные действия рабочих РЖД (по аварии на Рязанском НПЗ).

— Ачинский НПЗ — одно из старейших предприятий в отрасли, в результате ошибок подрядчиков и нарушения сроков ввода в эксплуатацию оборудования пострадали люди. Мы обратим особое внимание на квалификацию подрядчиков, все выводы, в том числе кадровые, будут сделаны, возможно, будет введена должность зама по промышленной безопасности, сейчас такой вице-президент есть, но занимается еще и энергетикой. После разбора причин сделаем выводы по самому заводу, выплатим ущерб всем пострадавшим. Павлов — человек системный, был лучшим инженером, конечно, он тоже должен сделать выводы, — сказал Сечин.

Он пояснил, что директора одной из крупнейших "дочек" "Роснефти" — "Юганскнефтегаза" — уволили, а вернее, понизили в должности внутри компании — за невыполнение ее производственной программы.

— Он не уволен, а перемещен в другой департамент. Причина: внес предложение по объемам добычи на 2013 год и не выполнил ее. В компанию назначен новый руководитель, профессионал-нефтяник. Если кто-то эффективно не работает, должен уступать место тому, кто работает эффективно. Если нет аварий и инцидентов — работаешь спокойно, возможно, бывшему руководителю "Юганскнефтегаза" нужно получить дополнительную подготовку в рамках компании, — отметил Сечин.

Отвечая на вопрос акционера, Сечин отметил, что экспорт трубопроводного газа в Китай — прерогатива "Газпрома".

— Здесь не о чем говорить. Но вот благодаря решению президента мы имеем возможность экспортировать сжиженный природный газ (СПГ) и прорабатываем вопрос строительства завода в поселке Ильинское на Сахалине, и ожидаемые 5 млн т газа первой очереди уже проданы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но мы можем продать газ и в Китай, если они предложат лучшую цену, — сказал Сечин.

Общаясь с журналистами в кулуарах собрания, он выразил недовольство тем, что "Газпром" ставит палки в колеса "Роснефти" по развитию газопереработки на Сахалине.

— "Газпром" отказывает нам в доступе к транспортной инфраструктуре на Сахалине, говорит, что сахалинская труба не является частью единой системы газоснабжения, тем самым пытаясь немножко манипулировать. С учетом того что "Газпром" не чистая естественная транспортная монополия, а субъект рынка, они предлагают продать нам свой газ. В принципе мы готовы это сделать, чтобы не тратить деньги на строительство дополнительной газотранспортной инфраструктуры, но цена абсолютно не устраивает участников проекта. В связи с этим единственным решением мы видим самостоятельную продажу газа. Я думаю, что вопрос по доступу к газотранспортной системе будет рассмотрен и решение будет найдено, мы не видим другого способа, как налаживание нормальных отношений между субъектами рынка. В данном случае свободная мощность в системе "Сахалин Энерджи" есть и все это понимают, — отметил президент Роснефти.

Что касается влияния санкций на работу компании и на него лично, то Сечин заверил, что не имеет имущества и счетов в США, но сетует на то, что санкции сорвали его мотопоездку по дорогам Штатов.

— В США был несколько раз, хорошая страна. Теперь они не дают мне возможности изучить красоту природы Штатов, изучить их культуру, показать своим детям. Я хотел прокатиться на мотоцикле по дорогам Америки. Санкции лишают меня этой возможности. Кроме этого, я не понимаю оснований для таких санкций. Я занимался развитием экономических связей с США, если санкции — это их ответ на мои действия, то я этого не понимаю! — расстроился он. Далее Сечин отметил, что в первую очередь ужесточенные санкции в случае их введения ударят не по "Роснефти", а по ее иностранным партнерам.

— 30% проекта "Сахалин-1" принадлежит Exxon Mobil, она получит 1,5 млн т нефти на свою долю, если США хотят, чтобы Exxon получала дополнительную выгоду от реализации этой нефти, заплатила налоги, то надо поддерживать проекты своих компаний, — сказал глав "Роснефти".

В свою очередь, президент Exxon Mobil Russia Глен Уоллер заявил, что компания будет вынуждена выполнять распоряжение правительства США.

— В случае ужесточения санкций мы хеджируем наши риски, но потенциальные потери от их усиления еще не подсчитывали, потому что невозможно просчитать то, чего пока нет. Мы учитываем санкции, но смотрим на сотрудничество с Россией в нефтяной сфере в разрезе дальнего будущего, на текущую деятельность они не влияют. Сегодня и в перспективе мы готовы инвестировать в Россию столько, сколько нужно. Если найдем нефть в Карском море в результате разведочного бурения скважины в августе, то будет резкое увеличение инвестиций. Эту нефть предполагается транспортировать танкерами, трубопроводный транспорт будет нерентабелен. В случае же, если геологоразведка покажет наличие газа, тоже хорошо, но тогда могут быть другие рамки разработки месторождения, например реализация СПГ-проектов. Если геологоразведочные работы на сей раз успехом не увенчаются, мы продолжим разведку в рамках совместных проектов: у нас есть еще семь блоков с "Роснефтью" в Арктике общей площадью 700 кв. км.

По его словам, переговоров с "Газпромом" о возможности продажи ему газа "Сахалина-1", компания не вела.

— Мы полностью сосредоточены на проекте строительства СПГ-завода с "Роснефтью" на Сахалине. Будет ли он построен в рамках СРП "Сахалин-1" либо выведен за его пределы, пока не решено, — сказал он.

Роберт Дадли, глава BP, также присутствовавший на собрании акционеров, поблагодарил организаторов и Хабаровск за гостеприимство, а также отметил, что в этом году он единственный номинант в совет директоров компании, но уже с 2015 года появится второй представитель BP в этом органе управления.

Кроме того, BP Oil International Limited и "Роснефть" объявили о подписании пакета соглашений, направленных на организацию долгосрочных поставок нефтепродуктов и нефти на условиях предоплаты. Условия сделки предполагают экспортные поставки нефтепродуктов с возможностью замещения нефтью в общем объеме до 12 млн т в течение 5 лет на условиях предоплаты, которая составит $1,5–2 млрд. В организации предоплаты приняли участие восемь ведущих мировых банков. Цена будет рассчитываться по формуле, аналогичной применяемой компанией при реализации нефтепродуктов и нефти в ходе регулярных годовых тендеров. Поставки по контракту могут начаться уже в июле 2014 года.

Людмила Подобедова

 

 

Газпром анонсировал новый крупный контракт с КНР.

"Взгляд"

Глава Газпрома Алексей Миллер обещает в ближайшее время подписать второй исторический контракт с Китаем на поставку еще 30 млрд кубометров газа. На этот раз топливо будет идти не из Восточной, а из Западной Сибири, которая греет сейчас и Европу.

"В ближайшее время мы подпишем контракт на поставку 30 миллиардов дополнительно по западному маршруту", — уверил глава Газпрома Алексей Миллер. По его словам, переговоры по западному маршруту начались сразу после подписания в мае исторического 30-летнего контракта с КНР на поставку 38 млрд кубометров газа из Восточной Сибири. "Именно тогда и начались переговоры по западному маршруту", — сказал Миллер.

Таким образом, Газпром сможет поставлять в Поднебесную 68 млрд кубометров газа в год. Это почти половина того, что сейчас Россия продает в Европу (около 160 млрд кубометров) и почти в три раза больше того, что покупает (вернее, покупала в последние годы) Украина (порядка 25 млрд кубометров).

За 30 лет Газпром отправит в Китай только по одному контракту, майскому, больше, чем потребляют в год газа США, Россия и Китай вместе взятые. Эксперты подсчитывали, что речь идет о поставках более 1 трлн кубометров газа за время действия контракта. Второй контракт может вдвое увеличить этот объем.

Спрос на газ в Китае уже в 2013 году составил 170 млрд кубометров газа, а к 2020 году ожидается колоссальный рост до 420 млрд кубометров. Неудивительно, что Пекин желает зарезервировать себе большие объемы российского газа.

Стоит напомнить, что Китай изначально хотел покупать у России как раз этот объем — 68 млрд кубометров газа. Переговоры шли о поставках топлива как по восточному, так и по западному маршрутам. Однако они затянулись, потому что стороны никак не могли договориться о параметрах формулы цены на газ. В прошлом году был найден выход из тупиковой ситуации. Было решено разделить проекты и сначала подписать контракт по восточному маршруту, что и произошло 21 мая.

Восточный маршрут — это поставки газа из Восточной Сибири на запад Китая по газопроводу "Сила Сибири". Эта труба (стоимостью 55 млрд долларов вместе с сопутствующей инфраструктурой) протянется на 4800 км из Восточной Сибири (Иркутской области) и соединится с газопроводом Сахалин — Хабаровск — Владивосток. От середины трубы — в районе Благовещенска Амурской области — будет построен отвод на восточный Китай с выходом в Дацин.

Западный маршрут — это поставки газа из Западной Сибири на северо-запад Китая по газопроводу "Алтай". Длина этой трубы составит 2,6 тыс. км. Ее маршрут начинается в ЯНАО, проходит через Томскую, Новосибирскую области, по Алтайскому краю и Республике Алтай и выходит на северо-западе Китая (рядом с Монголией).

Ни тот, ни другой газопровод еще не построен. Но "Силу Сибири" Газпром собирается начать строить уже августе. И часть денег — 25 млрд долларов — на строительство инфраструктуры выделит китайская CNPC в счет аванса за поставки газа в будущем.

Из слов Миллера не совсем понятно, через неделю, месяц или к концу года планируется подписать второе соглашение с Китаем. Однако нет никаких сомнений, что проблем с этим возникнуть не должно. Все вопросы по формуле цены, от каких параметров она должна зависеть и как определяться, урегулированы майским соглашением.

Россия и Китай построили свои газовые договоренности на той же формуле, которая традиционно прописывается в газпромовских контрактах с европейскими потребителями. Цена зависит от рыночных котировок нефти и нефтепродуктов. К слову, цена газа для Китая, по экспертным оценкам, сопоставима со средней ценой для Европы — 380 долларов за тысячу кубометров.

Однако стоимость газа во втором контракте может быть прописана чуть ниже, не исключает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. "Все будет зависеть от того, как договорятся. Ниже 300 долларов она, конечно, не будет. Ближе к истине, скорее всего, 350 долларов за тысячу кубометров", — считает Пикин.

Он объясняет, что на цену оказывает влияние ряд новых факторов. Во-первых, инвестиции в строительство газопровода "Алтай", сопутствующую инфраструктуру и разработку месторождений для газовых поставок по западному маршруту будут значительно меньше, чем по восточному.

Газопровод "Алтай" в Западной Сибири в два раза короче "Силы Сибири" в Восточной Сибири. Сопутствующая инфраструктура в Западной Сибири также более развита, чем в Восточной. И наконец, в Западной Сибири не требуется разрабатывать совершенно новые месторождения, как в Восточной.

Ресурсная база для "Силы Сибири" — это совершенно новые месторождения Восточной Сибири, Чаяндинское и Ковыктинское (Якутия и Иркутская область), где совокупный объем подтвержденных извлекаемых ресурсов составляет 3 трлн кубометров газа. Ресурсная база для газопровода "Алтай" — это традиционные месторождения Западной Сибири, которые разрабатывают с советских времен. Кроме того, газ именно из этих земель идет в Европу и греет ее.

"Кроме того, надо понимать, что в западную часть Китая идут поставки газа из стран Средней Азии. Поэтому здесь Россия будет сталкиваться с конкуренцией. Туркмения уже сейчас поставляет газ в Китай", — замечает Сергей Пикин.

"Спрос в КНР растет быстро на голубое топливо, но в разных частях страны по-разному. Запад Китая менее развит, чем восток. Поэтому газ по газопроводу "Алтай" на западе Китая понадобится точно не в этом десятилетии, а скорее в следующем", — отмечает эксперт. По "Силе Сибири" поставки ожидаются уже в 2018 году. Все эти объективные факторы могут влиять на переговоры по цене на газпромовский газ по западному маршруту.

Что касается ресурсной базы Западной Сибири, то ее хватит и для обеспечения газом самой России, и для обогрева Европы и Китая, уверяет Пикин.

Однако Россия в любом случае остается в выигрыше. Майский исторический контракт не только открыл России огромный азиатский рынок, но и показал всему миру, что изолировать Москву, прикрываясь Украиной, — провальная цель. Подписание второго подобного газового контракта с Китаем окончательно укрепит эти тезисы.

Ольга Самофалова

<< Июнь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ