conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.07.2014

Россия обжалует решение по делу ЮКОСа, однако шансов избежать уплаты 50 млрд. долларов немного.

"Новые известия"

Российская Федерация будет оспаривать решение Третейского суда в Гааге по "делу ЮКОСа" и ожидает достичь справедливого результата, сообщили представители Министерства финансов РФ, комментируя решение арбитража, по которому частично был удовлетворен иск бывших акционеров НК "ЮКОС" против России на сумму в 50 млрд. долларов. Эксперты полагают, что российское правительство платить, скорее всего, откажется. Но если Москва не будет платить, то акционеры ЮКОСа, в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией, вправе требовать ареста государственных активов России по всему миру. В частности, это может коснуться предметов искусства, выставляемых за границей, российских самолетов, которые демонстрируются на зарубежных авиасалонах, недвижимости. По словам специалистов, отказ от исполнения решения международного суда может повлечь снижение инвестиционных рейтингов России и как следствие дальнейшее ухудшение экономических показателей страны.

В Минфине напомнили, что ранее Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) дважды заключил, что ЮКОС совершила масштабное уклонение от уплаты налогов, что руководство компании знало об имевших место нарушениях, что ЮКОС не был подвергнут дискриминации, а также что действия российских государственных органов не носили политический характер. "В Российской Федерации обратили внимание и на другие "серьезные изъяны" в решениях Третейского суда. В частности, отказ Третейского суда надлежащим образом учесть тот факт, что несколько подставных торговых компаний НК ЮКОС использовали различные схемы уклонения от уплаты налогов", — утверждают в Минфине.

Отметим, что еще до официального объявления о решения суда министр иностранных дел России Сергей Лавров пообещал, что Москва будет его оспаривать: "Россия будет использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции". Минфин со своей стороны отмечает, что Третейский суд в Гааге "подчинил свои действия конъюнктурным соображениям и в итоге принял политически ангажированные решения".

Как говорится в тексте решения гаагского арбитража, самую большую сумму — 39,97 млрд. долларов — должен получить кипрский офшор Hulley Enterprises Limited, связанный с GML (контролируется рядом акционеров ЮКОС). Еще 8,20 млрд. долларов присуждены кипрской Veteran Petroleum, которая выполняла роль пенсионного фонда бывших сотрудников ЮКОСа. Размер компенсации для зарегистрированного на острове Мэн офшора Yukos Universal Limited суд определил в размере 1,85 млрд долларов.

Россия должна заплатить компенсацию в течение 180 дней (до 15 января 2015 года). Если оплата не будет произведена вовремя, на сумму начинают начисляться проценты. Если Россия не расплатится, GML будет "добиваться выплат в принудительном порядке", — пообещал директор компании Тим Осборн.

"Российское правительство платить, скорее всего, откажется. Так что следует ожидать в ближайшее время начала охоты за российскими активами и собственностью за рубежом. Прежде всего речь идет о компаниях с госучастием — "Газпроме", "Роснефти", Росатоме, — сказал "НИ" директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. — Также аресты могут быть наложены на ценности, выставляемые на различных выставках, самолеты, прочую российскую собственность. Непосредственно россияне это вряд ли почувствуют в ближайшее время. Если только власти не решат выплачивать сумму по этому делу из бюджета, что маловероятно. Однако в дальнейшем вся эта история может негативно отразиться на инвестиционных рейтингах страны. Резкое падение привлекательности России с точки зрения иностранных инвесторов усугубит и без того непростую экономическую ситуацию. Особенно на фоне гигантских затрат, осуществляемых правительством в рамках различных "строек века", растущих расходов на Крым. Что касается возможности оспорить дело в суде, то шансы на это невелики. Российским властям будет трудно доказать, что история с ЮКОСом не была банальной экспроприацией в интересах государства. Особенно в европейском суде, где нас "очень любят".

"Шансы на оспаривание решения есть, но, скорее всего, результат будет зависеть от политической конъюнктуры. Скорее всего, ни о каком добровольном исполнении не может идти речи. В связи с этим изъятию может подвергнуться то российское имущество, которое находится на территории стран — участниц Нью-Йоркской конвенции. Но данная процедура осложнится необходимостью принятия в каждой стране своего собственного судебного акта для взыскания компенсации. Что касается ареста активов российских компаний, то в случае если в этих компаниях Российская Федерация имеет какую-либо долю, эта доля может быть арестована. Однако с практической же точки зрения этот процесс весьма сложный, поскольку, например, реестры акционеров российских компаний ведутся на территории России и добраться до них иностранцам будет весьма сложно", — сказал "НИ" старший партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры", член экспертного совета Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" Владислав Цепков.

Эксперты отмечают, что в условиях, когда российский бюджет и без того трещит по швам, проблемы с делом ЮКОСа могут быть частично переложены властями на плечи россиян. "Россия обязана оплатить эти долги, иначе к ней будут применены другие штрафные санкции. Дело слишком громкое, чтобы его можно было игнорировать. В случае неуплаты сначала будут назначены штрафы, затем процесс коснется ареста имущества и активов, что в текущих финансовых и политических условиях было бы тяжелым ударом по компаниям. Это действительно тяжелое бремя для российской казны, свободных средств в подобных объемах у России нет. Рядовые россияне почувствуют не "эффект ЮКОСа", а эффект от ухудшения во всей экономике — начиная с роста налоговых ставок и заканчивая сокращением финансирования соцпрограмм", — сказала "НИ" аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

Сергей Путилов

 

 

ЕС решился на секторальные санкции.

"РБК daily"

Правительства стран ЕС решили ввести реальные санкции против России. Эти санкции ударят по целым секторам российской экономики — финансовому, оборонному и нефтяному.

Сектора-мишени

Решение было принято на совещании Комитета постоянных представителей стран ЕС (COREPER). Как ранее условились европейские лидеры, оно не требует созыва нового саммита глав государств. Новые санкции будут формально подписаны Советом ЕС в среду, а вступят в силу после публикации в Официальном журнале ЕС 31 июля.

Как уже сообщалось на прошлой неделе, санкции ЕС должны коснуться нефтяной отрасли, оборонной промышленности, товаров двойного назначения. Санкции коснутся также и российских государственных банков, чьи возможности на европейском рынке капитала будут существенно ограничены, отмечает Bloomberg.

Граждане и компании Евросоюза больше не смогут покупать или продавать новые акции, облигации или "подобные финансовые инструменты" со сроком обращения более 90 дней, выпущенные российскими банками в госсобственности, банками развития (Внешэкономбанк), их "дочками" и теми, кто действует от их имени, уточняется в материалах Совета ЕС.

Вводится запрет на торговлю с Россией вооружениями и сопутствующей продукцией: запрещен как экспорт из ЕС в Россию, так и импорт в ЕС из России. Кроме того, запрещаются поставки в Россию продукции двойного назначения, если эти товары и технологии предназначаются для военных нужд.

Оружейное эмбарго распространяется только на новые контракты, поэтому поставка корабля-вертолетоносца "Мистраль", уже построенного Францией и оплаченного Россией, будет исполнена, следует из документа.

ЕС также ограничит экспорт в Россию технологий и оборудования, необходимых для модернизации российской нефтяной индустрии. Будет учрежден специальный режим экспортных лицензий, и в лицензиях будет отказано, если речь идет о технологиях для глубоководного бурения, добычи сланцевой нефти и освоения арктического шельфа.

Но проекты в сфере природного газа под режим санкций не попадают — в противном случае Европа рисковала бы остаться без российского газа, который обеспечивает треть газовых нужд ЕС.

По данным агентства Reuters, секторальные санкции вводятся как минимум на год, но могут быть пересмотрены через три месяца (31 октября 2014 года) на предмет их эффективности.

Новый пакет санкций "предназначается как мощное предупреждение: незаконная аннексия территории [Крыма] и умышленная дестабилизация соседнего суверенного государства неприемлемы в Европе XXI века", заявил президент ЕС Херман ван Ромпей.

Кто пострадает

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает хорошей новостью тот факт, что срок действия санкций потенциально может быть ограничен тремя месяцами. По его мнению, если бы они были приняты бессрочно, у России не было бы шанса снять их, так как не удалось бы добиться консенсуса. "Как ни занимайся импортозамещением, как ни сотрудничай с Индией и Китаем, передовые технологии находятся на Западе или в странах под сильным западным влиянием, например Израиле или Сингапуре", — говорит он.

В случае введения этих мер больше всего пострадают "Газпром" и "Роснефть", которым необходимы западные технологии для добычи на арктическом шельфе, считают эксперты. Они предупреждают, что под угрозой окажутся проекты по разработке трудноизвлекаемых запасов и сланцевой нефти.

В этом случае суммарная добыча нефти может снизиться на 5-10%, или на 26-52 млн т в год, подсчитал исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда "Сколково" Николай Грачев.

"Роснефть" и "Газпром" сообщили РБК, что информацию о санкциях не комментируют, пока полностью не будет ясен их характер.

По данным Минэнерго и Мин­промторга, 25% оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли, приобретается российскими компаниями за рубежом. Еврокомиссия, по данным The Financial Times, может ограничить его экспорт в рамках запрета на поставку в Россию "особо важных технологий". По подсчетам FT, европейские производители и поставщики потеряют от запрета не более 150 млн евро в год. Россия ощутит негативные последствия от санкций по прошествии нескольких лет.

Из материалов, опубликованных Советом ЕС во вторник, не ясно, какие российские банки попадут под ограничения на доступ к европейскому капиталу. Газета The Wall Street Journal в понедельник писала, что из-за новых санкций ЕС могут пострадать ВТБ и Сбербанк. Но контрольный пакет Сбербанка находится в руках у ЦБ, и непонятно, подпадает ли он под определение "госбанка" для целей санкционного режима.

Пресс-служба ВТБ отказалась прокомментировать РБК свое возможное попадание в санкционный список ЕС. Сбербанк в своем проспекте в июне писал, что у него нет никаких оснований считать, что санкции ЕС могут быть к нему применены. Во вторник вечером представители Сбербанка были недоступны для комментариев.

Согласно отчетности ВТБ за первый квартал 2014 года, объем выпущенных еврооблигаций и прочих европейских ценных бумаг составляет 426,1 млрд руб. У Сбербанка, по данным отчетности, на ноты, выпущенные в рамках MTN и ECP программ, приходится 462 млрд руб.

Представитель Уралвагонзавода сказал РБК, что специалисты корпорации оценят влияние санкций после их утверждения. УВЗ не ввозит оборонную продукцию, отметил он.

Брюссельский интернет-ресурс EUobserver со ссылкой на неназванных еврочиновников сообщил, что в ЕС оценивают возможные потери от санкций для Европы в 40 млрд евро (0,3% ВВП ЕС) в этом году, а в 2015 году — в 50 млрд евро (0,4% ВВП ЕС). Убытки для производителей ожидаются в связи с тем, что Россия может принять ответные меры на санкции.

Россия потеряет от санкций 23 млрд евро (около 1 трлн руб., или 1,5% ВВП) в текущем году и еще 75 млрд евро (около 3,5 трлн руб., или 4,4% ВВП, согласно бюджетным проектировкам) в 2015 году, приводит оценки еврочиновников EUobserver. Эта оценка значительно скромнее расчетов журнала The Economist. На прошлой неделе он подсчитал, что совокупные потери России от вызванного "агрессивной" внешней политикой Кремля ухудшения инвестклимата составят 1 трлн долл.

Иван Ткачев, Артем Филипенок

 

 

Компания требует пересмотреть действующие договоренности.

"Независимая газета"

Компания "Нафтогаз Украины", в июне подавшая иск в Стокгольмский арбитраж с претензиями к основному контракту с "Газпромом", теперь планирует пересмотреть и транзитное соглашение с российским холдингом. Об этом сообщил президент "Нафтогаза" Андрей Коболев. Подробностей он не раскрыл, однако эксперты полагают, что речь может идти о повышении транзитной ставки. Впрочем, по их мнению, "Газпром" вряд ли согласится это обсуждать. А значит, в иске против компании может появиться еще один эпизод.

"Нафтогаз Украины" предлагает "Газпрому" пересмотреть соглашение о транзите газа через Украину, заключенное на 2009-2019 годы. Об этом в понедельник сообщил глава "Нафтогаза" Андрей Коболев.

"Мы направили в ОАО "Газпром" письмо с требованием изменить транзитный контракт", — цитирует его агентство УНН. Всех деталей Коболев не раскрыл, однако отметил, что одним из предложений является изменение методики учета газа: "Где он будет учитываться, как это будет контролироваться".

Как сообщает Интерфакс, ранее "Нафтогаз" неоднократно критиковал транзитный контракт с "Газпромом" за отсутствие гарантий объемов транзита. По словам президента украинской компании, условия контракта не позволяют ей четко прогнозировать объем транзита на ближайшие периоды.

По информации агентства УНИАН, транзитное соглашение предусматривало прокачку "Газпромом" через территорию Украины не менее 110 млрд куб. м газа в год. При невыполнении этого условия в силу вступало положение "транзитируй или плати". Объем транзитного газа в 2013 году составил 86,1 млрд куб. м, в 2012 году — 84,3 млрд куб. м, подчеркивает агентство, однако "Газпром" ни разу не заплатил за недостаток прокачки.

В то же время в основном контракте "Газпрома" с "Нафтогазом" действует обратный принцип — "бери или плати", то есть уже украинская сторона должна платить, если отбирает для себя меньше газа, чем указано в соглашении. Как передавало украинское агентство ЛIГА.net, в иске против российского холдинга, который "Нафтогаз" подал в июне в Стокгольмский арбитраж, Украина требовала не только установить "справедливую", по ее мнению, цену на газ, но и изменить "завышенные контрактные объемы", которые должен ежегодно отбирать "Нафтогаз", либо же отменить принцип "бери или плати".

Тогда же стало известно о намерении компании подать второй иск к "Газпрому" уже по поводу транзитного соглашения. По информации агентства, украинская сторона планировала добиться повышения ставки транзита. Согласно расчетам по контрактной формуле, ставка составляет 3-4 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км расстояния, в то время как в европейских странах она колеблется от 5 до 9 долл. В конце июня Андрей Коболев подтвердил возможность подачи второго иска. "Стараемся этот вопрос решить путем переговоров. Если это не увенчается успехом, то, конечно, будем идти в Стокгольмский арбитраж", — заявил он.

В пресс-службе "Газпрома" "НГ" сообщили, что не отвечают на вопросы о письме "Нафтогаза". Тем не менее опрошенные "НГ" эксперты полагают, что основным пунктом в обсуждениях может стать именно повышение ставки транзита. В то же время не все наблюдатели уверены, что такие переговоры вообще состоятся.

"Вряд ли "Газпром" будет договариваться отдельно по транзиту, — полагает аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. — Действующие условия контракта устраивают "Газпром". Желание Украины увеличить транзитную ставку понятно. Также понятно ее стремление зафиксировать минимальные обязательные объемы транзита. Но для "Газпрома" это вторично, для него важнее вопросы экспорта газа в Украину и платежи за этот газ. Даже если в письме "Нафтогаза" и есть тема для обсуждения, главные проблемы все равно заключаются в основном контракте. Так что локальные изменения, которые Украина пытается внести в свою пользу, выглядят как желание поставить телегу впереди лошади".

Эксперт пояснил, что в соглашении, возможно, и были указаны 110 млрд куб. м минимального транзитного объема, "но поскольку Украина не выполняла обязательств по "бери или плати", то имело место и определенное отклонение "Газпрома" от выполнения условий контракта в пункте "транзитируй или плати". При этом, по словам Нестерова, украинская сторона заявляла, что у нее есть минимально приемлемый уровень транзита, и даже называла цифры, которые примерно в два раза меньше, чем записано в соглашении, — около 50 млрд куб. м в год. "Поэтому если сейчас "Газпром" прокачивает 70-80 млрд куб. м, то это не так и плохо", — уверен эксперт.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов также сомневается в том, что "Газпром" согласится пересмотреть условия контракта. "Раньше транзит увязывался с ценой на газ для Украины. "Газпром" делал скидку по цене, а "Нафтогаз" делал скидку по транзиту. Но в 2009 году был подписан контракт, отделивший цену транзита от цены на газ. Это было сделано по европейским лекалам, и цена транзита стала рассчитываться по денежной формуле. Вопрос пересмотра этих параметров в принципе несерьезен, потому что должны быть какие-то обоснования для таких требований. Понятно, что Украина хочет получать больше денег за транзит, но как она может аргументировать свои требования — непонятно. Контракт действует до 2019 года, и у "Газпрома" нет причин его менять", — рассказал эксперт.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что компромисс по ставке транзита может быть найден. "Если это будут переговоры между хозяйствующими субъектами, то они сядут и договорятся о приемлемом тарифе. Но есть вероятность, что проблему опять политизируют, и тогда позиции сторон предсказать будет невозможно", — отметил он.

Напомним, что "Газпром", в свою очередь, тоже подал иск в Стокгольмский арбитраж против "Нафтогаза" с требованиями уплатить долги за поставленное топливо. Как стало известно вчера, иски обеих компаний объединены в одно производство, сейчас идет процедура назначения арбитров, а после этого дело будет передано на рассмотрение.

Алина Терехова

 

 

ВР продолжает работать в России, несмотря на санкции, но предупреждает о рисках в случае введения новых ограничений для российского ТЭКа.

"Ведомости"

В марте 2013 г. ВР в результате продажи 50% ТНК-BP стала крупнейшим после государства акционером "Роснефти" с 19,75% акций. ВР будет "стоять горой" за нового партнера "Роснефть", говорил тогда президент ВР Роберт Дадли президенту Владимиру Путину. "Не могу передать, как я рад, что ВР стала акционером "Роснефти"", — сказал он (цитата по "Интерфаксу"). "Мы позитивно смотрим в будущее по поводу работы с "Роснефтью" как на зарубежных площадках, так и в России, в том числе с точки зрения привнесения новых технологий", — говорил Дадли.

В июле США ввели санкции в отношении "Роснефти", ограничив ее возможности на долговом рынке (см. врез). В апреле в санкционный список попал президент "Роснефти" Игорь Сечин. Вчера ВР в отчете за II квартал сообщила, что санкции не оказали существенного негативного влияния на ВР или Ruhr Oel GmbH (паритетное СП BP и "Роснефти"). На долю BP пришелся почти $1 млрд чистой прибыли "Роснефти" за первое полугодие ($4,8 млрд по текущему курсу). При этом чистая прибыль всей BP в первом полугодии выросла на 33% до $3,18 млрд.

Но британская компания не исключает, что проблемы могут появиться в будущем. "Любое будущее нарушение наших отношений с "Роснефтью" или воздействие новых экономических санкций может отрицательно повлиять на наш бизнес и стратегические цели в России, уровень наших доходов, добычи и запасов, наши инвестиции в "Роснефть" и нашу репутацию", — указывает ВР. Новые санкции против России "могут оказать существенное негативное влияние на <...> отношения" с "Роснефтью", бизнес и стратегические цели ВР в России, а также финансовое положение, предупреждает ВР. Вчера на Лондонской бирже BP к 19.00 мск подешевела на 1,64% до 91,7 млрд фунтов стерлингов (индекс FTSE 100 подрос на 0,62%).

Несмотря на санкции, изменений в работе с иностранными партнерами не произошло, уверял в пятницу вице-президент "Роснефти" Святослав Славинский. Представитель госкомпании не ответил на запрос.

Партнер Greenwich Capital Лев Сныков считает, что ВР может пострадать, например, в случае запрета на покупки российской нефти и нефтепродуктов. Основной ее поставщик из России — "Роснефть". Но маловероятно, что ВР придется продавать долю в "Роснефти", полагает Сныков. "Мы пришли всерьез и надолго", — заявлял в марте 2013 г. Дадли. "И если вы когда-нибудь услышите слухи о том, что мы хотим продать наши акции "Роснефти", не верьте им!" — говорил он Путину. Вчера Дадли подтвердил долгосрочный характер инвестиций в Россию. Компанию интересует развитие "нетрадиционных ресурсов в России, в частности доманиковых отложений", в которых могут содержаться крупные запасы газа "и, возможно, нефти", передает его слова "Прайм".

С начала года "Роснефть" подешевела на 9% до 2,3 трлн руб. Угроза санкций продолжит оказывать давление на котировки, отмечает заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК "Велес капитал" Василий Танурков. Еще одной негативной новостью стало решение суда в Гааге о том, что Россия должна выплатить акционерам ЮКОСа $50 млрд. "Роснефть" заявила, что к ней не должно быть претензий. "Роснефть" не является ни ответчиком по делу, ни должником. Дадли заявил, что вердикт Гаагского трибунала не имеет отношения к работе BP в России. Судом не принято никаких решений в отношении "Роснефти", согласен управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Но это создает дополнительный негативный фон, добавляет Танурков. "Роснефть" не может быть на 100% уверена в безопасности своих западных активов, предупреждал накануне президент Group Menatep Limited Тим Осборн. Отвечая на вопрос о возможности иска к британской ВР, он сказал: "Мы смотрим, все рассматриваем, но должен быть прагматичный подход" (цитата по "Интерфаксу").

Галина Старинская

<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ