conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.08.2018

"Газпром" сможет заменить выплаты по акциям на инвестиции в собственную инфраструктуру.

"Газета РБК"

Власти обсудят изменение дивидендной политики "Газпрома" для гарантированного финансирования инвестпрограмм. В отличие от акций других инфраструктурных монополий бумаги "Газпрома" — одни из самых ликвидных на российском рынке.

Дивиденды для инвестиций

Правительственные дискуссии о возможном изменении дивидендной политики государственных инфраструктурных монополий для гарантированного финансирования их инвестпрограмм могут затронуть "Газпром", следует из протокола совещания у вице-премьеров Дмитрия Козака и Максима Акимова от 13 августа (копия есть у РБК).

По итогам совещания у вице-премьеров Минфину, Минэкономразвития, Минтрансу и Минэнерго до 15 сентября поручено оценить прогнозные расходы "Газпрома", РЖД, "Россетей" и "Транснефти" на финансовое обеспечение инвестпрограмм на 2019-2021 годы с учетом выпадающих доходов федерального бюджета на 2019-й и плановые периоды 2020-2021 годов. А до 5 сентября ведомства и Федеральная антимонопольная служба должны предоставить согласованные предложения по совершенствованию дивидендной политики федеральных инфраструктурных компаний — субъектов естественных монополий, "имея в виду безусловное финансовое обеспечение проектов, согласованных актами правительства и указом президента от 16 января 2017 года".

Обсуждение возможного изменения подхода "Газпрома" к дивидендной политике будет проходить в рамках анализа выплат и других инфраструктурных монополий, включая РЖД, "Россети" и "Транснефть", часть дивидендов которых также может быть перенаправлена на финансирование инфраструктурных проектов, одобренных правительством уже с 2019 года.

"Коммерсантъ" 29 августа написал со ссылкой на протокол совещания у Козака и Акимова, что инициатива может коснуться дивидендов РЖД, "Транснефти" и "Россетей", задействованных в финансировании инфраструктурных проектов в угольной отрасли. О том, что обсуждение может затронуть дивидендную политику "Газпрома", ранее не сообщалось.

Предложение насчет дивидендов РЖД ранее уже было сформулировано в протоколе заседания президентской комиссии по ТЭК. В целях развития железнодорожной инфраструктуры правительство может разрешить РЖД до 2025 года не платить дивиденды по обыкновенным акциям, сохранив выплаты только по привилегированным бумагам. В 2017 году компания выплатила по обыкновенным акциям 8,750 млрд руб., а по префам — 5 млн руб. Сэкономленные деньги в размере дивидендов, которые должны выплачиваться на обыкновенные акции, монополия сможет направить на финансирование инвестиционных программ.

Собеседник РБК в правительстве отметил, что направление дивидендов на финансирование инвестпрограмм в первую очередь может коснуться компаний, задействованных в реализации инфраструктурных проектов для угольной отрасли. Но компании, которые не имеют к ним отношения, могут привлечь к финансированию части проектов из майского указа президента. К тому же, по его словам, у "Газпрома" есть планы по обновлению магистральных газопроводов, которые потребуют инвестиций. "Но решение пока не принято и находится в проработке", — подчеркнул источник РБК.

Представители Минтранса и Минэнерго подтвердили получение протокола совещания и сказали, что поручения из него прорабатываются. Представители Минэкономразвития и Минфина на запрос не ответили. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус от комментариев отказался. Также поступил представитель "Газпрома" Сергей Куприянов.

Источник РБК в Минэкономразвития говорит, что ведомство поддерживает выплату дивидендов инфраструктурных монополий в полном объеме. "По крайней мере до тех пор, пока компания может привлекать заемные средства", — уточнил он. Источник РБК в "Газпроме" сказал, что компания направила в Минэкономразвития необходимую информацию об инвестпланах на 2019 год и далее, но предложений о снижении или отмене дивидендов в пользу инвестиций от ведомств или правительства в компанию не поступало.

Доля миноритариев

Миноритарные акционеры "Газпрома" в совокупности владеют около 49,8% акций монополии. На держателей депозитарных расписок приходится 25,2% бумаг. Среди крупных иностранных владельцев акций "Газпрома" — фонды Vanguard, PIMCO, JP Morgan, Lazard, Templeton и другие финансовые группы.

Бумаги "Газпрома" являются одними из самых ликвидных на российском рынке акций. Вес монополии в расчете индекса РТС — почти 17%. Бумаги "Россетей" и "Транснефти" в расчет индекса не входят. А единственным акционером РЖД является государство.

Аналитик "Брокеркредитсервиса" Кирилл Таченников уверен, что в случае снижения дивидендов "Газпрома" в пользу инвестпрограммы реакция рынка будет негативной.

"С инвестиционной точки зрения одобрение такого решения было бы нерациональным и неожиданным. Стабильные дивиденды для "Газпрома" были одним из основных драйверов (роста капитализации. — РБК) последних лет. У компании хватает ресурсов на инвестиции и дивиденды. Причем крупные инвестиции предусмотрены на ближайшие два года, а затем рынок ждет снижение капвложений компании после завершения строительства ряда газопроводов", — отметил аналитик.

Александр Бранис, член совета директоров Ассоциации профессиональных инвесторов, директор Prosperity Capital Management, не верит, что государство пойдет на снижение дивидендов "Газпрома" в пользу инвестиций. Он напомнил, что в последние годы Минфин добивается роста дивидендов госкомпаний до 50% от МСФО.

"Денежный поток "Газпрома" позволяет ему и инвестировать, и платить дивиденды, кроме того, можно прибегнуть к заимствованиям. Я прогнозирую, что реакция ведомств будет отрицательна и решение не будет принято", — сказал он РБК.

Партнер инвестиционной группы UCP Михаил Трофимов в разговоре с РБК отметил, что инвесторы "крайне негативно" оценят перенаправление дивидендов на инвестиции. "Газпром" — это некий флагман российского рынка в глазах инвесторов. То, что происходит с "Газпромом", рынок тут же примеряет и на другие крупные компании с госучастием, которые на сегодня составляют более половины индекса РТС", — отметил он.

По его словам, если крупные прибыльные госкомпании перестанут выплачивать дивиденды, это нанесет "несоизмеримый" ущерб всему российскому фондовому рынку.

Людмила Подобедова

 

 

Рост выручки компаний пополнит бюджет дополнительными нефтедолларами.

"Известия"

Слабый рубль в сочетании с высокими ценами на нефть повысит прибыль российских нефтяных компаний (EBITDA) на 35-40% в 2018 году. Это произойдет при условии, что цена российского сорта Urals в среднем по году составит $70 за баррель, а обменный курс будет около 62 рублей за доллар США. К такому выводу пришли аналитики Moody’s ("Известия" ознакомились с исследованием агентства). С его оценками согласны аналитики агентства Fitch и инвестиционной группы "Атон". При этом основные дивиденды от улучшения показателей получит государство — при росте цен на ресурсы увеличиваются и налоговые сборы от нефтяников, подчеркнули эксперты.

В этом году нефтяники и игроки рынка ценных бумаг могут рассчитывать на более эффектные экономические результаты ведущих нефтегазовых компаний. Их средний показатель прибыли до вычета налогов и амортизации — EBITDA — вырастет на 35-40%. К таким выводам пришли в рейтинговом агентстве Moody’s. По расчетам агентства, нефтяники смогут рассчитывать на такой рост годовой прибыли, только если в среднем по году нефть не будет ниже $70 за бочку, а курс рубля составит 62 за американскую валюту.

В первую очередь столь бурный рост будет обусловлен увеличением цен на сырье. В первой половине 2018 года нефть дорожала гораздо быстрее, чем годом ранее. За полгода бочка марки Brent поднялась в цене сразу на 37%, подсчитали в агентстве Moody’s. Для сравнения, в первые шесть месяцев 2017 года котировки Brent, наоборот, сократились на 12,5% — с $56 до $49 за баррель.

Рост цен на углеводороды совпал с ослаблением рубля к доллару США, что также на руку нефтяникам, зарабатывающим значительную часть своих доходов в валюте. С начала года курс рубля к доллару понизился на 16,7% — до 67 рублей. Динамика рубля принесла пользу EBITDA российских нефтедобывающих компаний, усилив их рентабельность, считают в Moody’s.

Отвязка курса рубля от динамики цен на нефть привела к тому, что во II квартале этого года ее стоимость в рублях достигла фактически исторического максимума, замечают в Moody’s. По мнению агентства, именно цена на баррель в рублях и гибкая налоговая нагрузка будут способствовать поддержанию стабильных финансовых результатов компаний в национальной валюте.

Судя по отчетности за первое полугодие, крупнейшие нефтяные компании уже существенно нарастили финансовые и операционные показатели. "Сургутнефтегаз", к примеру, увеличил свою рублевую прибыль в шесть раз, "Роснефть" — в четыре раза, "Газпром нефть" — в полтора раза.

Если прогнозы аналитиков верны, то рост прибыли и EBITDA, безусловно, произойдет, подтвердили "Известиям" в пресс-службе нефтяной компании "Русснефть". Там добавили, что прогнозов по итогам 2018 года у компании пока нет.

Ослабление рубля и рост цен на нефть уже существенно улучшили финансовые показатели "Газпром нефти", заявил в ходе конференц-колла по итогам II квартала замгендиректора компании Алексей Янкевич. Во втором полугодии "дочка" "Газпрома" ожидает дальнейшего роста финпоказателей. Остальные участники рынка на запросы "Известий" не ответили.

Рост показателя EBITDA должен произойти за счет увеличения чистой прибыли. Соответственно, если у компаний не увеличатся существенным образом операционные издержки и себестоимость, то и чистая прибыль вырастет на 30-35%, заключила замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

Еще один важный фактор для роста финпоказателей — это ослабление "нефтяной сделки" ОПЕК+, благодаря которой компании смогли вернуться к росту добычи, отметил старший аналитик по нефтегазовому сектору и энергетике инвестгруппы "Атон" Александр Корнилов.

— Год для российских нефтяных компаний будет удачный, несмотря на то что значительная часть дополнительной прибыли будет выплачена государству в виде налогов, — считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Согласно бюджетному правилу, государство забирает сверхдоходы от продажи нефти. Всё, что выше $40 за баррель, уходит в Фонд национального благосостояния. И чем выше котировки, тем выше и сборы. С тем, что именно государство будет основным бенефициаром роста финансовых показателей у компаний, согласен Александр Корнилов. По его словам, благополучие нефтяных компаний отразится и на увеличении их капитальных затрат, что означает рост реальных инвестиций в экономику страны.

Арсений Погосян

Комиссия по топливно-энергетическому комплексу при президенте — действенный инструмент регулирования ситуации в отрасли.

"Независимая газета"

Президент России провел на днях в Кемерове первое за последние три года заседание Комиссии по вопросам стратегии развития Топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности. Комиссия по ТЭКу при президенте была образована еще в 2012 году, последний раз заседание этой комиссии состоялось в конце октября 2015 года. Данная структура была создана для координации деятельности по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы. Ответственным секретарем Комиссии по ТЭКу является глава "Роснефти" Игорь Сечин, в ее состав входят и другие представители крупных энергетических компаний, а также министры и руководители ряда ведомств.

"Топливно-энергетический комплекс играет важную роль в повышении темпов и качества экономического роста в нашей стране, — отметил на заседании комиссии президент России Владимир Путин. — На долю ТЭКа приходится около 22% ВВП страны, почти 60% экспорта и 40% дохода федерального бюджета. В условиях сложной рыночной конъюнктуры последних лет и искусственных внешних ограничений российский ТЭК сумел эффективно ответить на стоящие перед ним вызовы".

По итогам прошлого года, подчеркнул глава государства, Россия вновь подтвердила свой статус одного из лидеров глобального энергетического рынка: "Мы заняли первое место в мире по объему добычи нефти, второе — по добыче газа. Россия входит в число ведущих стран по объему выработки электроэнергии и добыче угля: по электроэнергии — на четвертом месте, по углю — шестое место в мире". При этом отечественные энергетические компании наращивают вложения в развитие. К примеру, в прошлом году сумма инвестиций выросла на 10% и составила 3,5 трлн руб.

"Президент России Владимир Путин нацелил компании на общую работу по наращиванию экспорта угля, речь идет о проработке серьезного инвестиционного проекта, участниками которого будут и РЖД, и мощнейшие угольные компании, регионы страны, мощности по перевалке, которые приведут к увеличению добычи российского угля в ближайшее время с основной ориентацией в восточном направлении, — резюмировал итоги заседания в Кемерове Игорь Сечин. — Международная конъюнктура позволяет в настоящее время воспользоваться ростом потребления бурого угля, особенно в Азиатско-Тихокеанском регионе, и мы обязаны воспользоваться этим окном возможностей".

По мнению экспертов, комиссия — это действенный инструмент, с помощью которого президент может осуществлять контроль за всем сектором — от программ развития отдельных отраслей, нормативно-правовой базы и налоговой политики до тарифного регулирования и ценообразования. Решения президентской комиссии по ТЭКу обязательны для федеральных органов власти, следовало из президентского указа.

"Мы приветствуем возобновление деятельности комиссии, — сказал "НГ" источник в одной из энергокомпаний, — рассматриваем эту площадку как инструмент выработки практических решений по широкому спектру вопросов. Все собравшиеся говорят на одном языке, понимают друг друга, хорошо знают нужды отрасли".

"Это институт, который может формировать перспективную политику в отрасли, задавать ориентиры для всех заинтересованных игроков: рынка, бизнес-корпораций, регуляторов, — отмечает директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Это уникальный пример комплексного подхода к решению отраслевых проблем, будь то в угольной промышленности, электроэнергетике, нефтегазовой индустрии. Если говорить об угле, то главная проблема здесь — экспортный потенциал, который в том числе связан с развитием транспортной инфраструктуры". "Судя по всему, для президента комиссия — это уникальный механизм, позволяющий структурировать ключевые проблемы отрасли, предложить не сиюминутные, а стратегические решения, которые способствовали бы развитию ТЭКа", — резюмирует эксперт.

"Темой заседания комиссии стало развитие угольной промышленности, и по его итогам мы можем сделать вывод о преимуществах данной площадки, позволяющей не только обменяться мнениями, но и выработать единую позицию по ключевым вопросам, — утверждает президент Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко. — Транспортники должны быть осведомлены о существующих объемах угля, наличии ресурсной базы, рынков. Чтобы вкладываться в развитие тех или иных бассейнов, угольным промышленникам также следует знать ситуацию на рынках, состояние железнодорожной и портовой инфраструктуры, экономические параметры проектов, налоговый режим, перспективы проектного финансирования. Без комплексного подхода крупнейшие представители отрасли будут попадать в тупиковые ситуации, такие, например, как "Газпром", четверть мощностей которого простаивает в связи с отсутствием рынков сбыта и необходимой инфраструктуры доставки до потенциальных рынков".

"Конечно, наличие такой комиссии имеет значение в любое время, так как в рамках таких встреч решаются различные проблемы отрасли, — отметила "НГ" замдиректора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева. — Наличие подобной комиссии позволяет нефтегазовым компаниям донести свою точку зрения до правительства, построить диалог и найти компромисс в решении сложных задач. Наличие комиссии демонстрирует заинтересованность государства в развитии ТЭКа и его открытость".

Сергей Никаноров

 

 

Ранее это предложение активно продвигала "Роснефть".

"Ведомости"

Законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов" был разработан Минэнерго в 2016 г. по поручению президента России Владимира Путина. Этим летом чиновники решили его доработать. Согласно протоколу совещания 22 августа у вице-премьера Дмитрия Козака ("Ведомости" ознакомились с содержанием документа, его подлинность подтвердил федеральный чиновник) правительство предлагает строить магистральные трубопроводы только в соответствии с инвестпрограммой "Транснефти" за счет инвестиционной составляющей тарифа. Вариант, когда "Транснефть" строит магистральный трубопровод в интересах отдельных нефтегазовых компаний, которые затем возмещают ей затраты, предлагается не включать. Сейчас нефтяники в таких случаях возмещают "Транснефти" расходы через так называемый долгосрочный тариф, труба при этом остается в собственности монополии.

Пресс-секретарь Козака Илья Джус подтвердил факт совещания. Он отметил, что законопроект отправлен на доработку: "Поручили доработать определение магистральных трубопроводов (считать ли таковыми ответвления, ведущие к единственному потребителю) и уточнить источники финансирования таких строек".

"Транснефть" владеет всеми магистральными трубопроводами. На них в отличие от индивидуальных труб нефтяников распространяются налоговые льготы, права доступа к ним имеют любые пользователи, а тариф на прокачку регулируется государством.

У нефтяников было много замечаний к законопроекту — больше всего у "Роснефти", она была не согласна с существующей сейчас практикой долгосрочных тарифов и предусмотренным законопроектом принципом "качай или плати".

У нефтяников пока нет консолидированной позиции по законопроекту, рассказывает сотрудник одной из нефтяных компаний. "Сейчас можно быстро договариваться с "Транснефтью" о трубе к новым месторождениям за ее счет, эти расходы она закладывает в тариф. Некоторые считают это неправильным, а сами тарифы — грабительскими, — говорит он. — Есть предложение изменить систему: учитывать строительство труб к новым месторождениям в инвестпрограмме "Транснефти". Но это может серьезно ухудшить оперативность принятия решений".

Представители "Транснефти", "Роснефти" и Минэнерго от комментариев отказались. Их коллеги из "Лукойла", "Газпром нефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

Тариф — единственный источник возмещения затрат для "Транснефти", вопрос, что в нем учитывать, сказал аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: "По сути, он должен покрывать расходы, дивиденды и приносить какую-то прибыль". Недостаток существующей системы — отсутствие внешней независимой экономической экспертизы тарифных заявок, говорится в обзоре Института развития технологий ТЭКа. А нефтяники зачастую завышают объемы по прокачке нефти по планируемым трубопроводам, что ведет к необоснованным расходам "Транснефти".

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

<< Август, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ