Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.09.2016

ФАС надеется, что это позволит избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке.

"Известия"

Антимонопольное ведомство предлагает менять ставки акциза на автомобильное топливо ежемесячно, привязав их к цене нефти. По такому сценарию сейчас ежемесячно пересчитываются экспортные пошлины на нефть, корректируется налог на добычу полезных ископаемых. По оценке ведомства, гибкое регулирование акцизов позволит "снизить негативное влияние колебания мировых цен на цены внутреннего рынка" и "стимулировать производство более качественного автотоплива".

В управлении регулирования ТЭК ФАС России "Известиям" пояснили, что вопрос о переходе на гибкий акциз сейчас находится на стадии разработки, поэтому еще преждевременно говорить о сроках реализации этого предложения. "Причина перехода в необходимости снизить негативное влияние колебания мировых цен на цены внутреннего рынка и стимулировать компании к выпуску качественного топлива. Это решение в первую очередь повлияет на нефтяные компании, а потом по цепочке на всех участников топливного рынка вплоть до потребителей", — сообщили "Известиям" в антимонопольном ведомстве.

В 2014 году нефть подешевела вдвое — со $100 до $50 за баррель, а в рублевой зоне — лишь на 10%, с 3700 рублей за баррель до 3300 рублей, а потому новый механизм помесячного пересчета акцизов вряд ли добавит стабильности в поведение оптовых цен, считает ведущий аналитик компании "Алгоритм топливный интегратор" Виктор Костюков.

— Акциз на бензин в этом году повышался два раза, в январе и апреле, в сумме на 4 рубля за литр. Можно было предположить, что цены на АЗС тоже подскочат на 4 рубля. Но не подскочили. Литр бензина Аи-92 (по мониторингу ФАС) на АЗС страны за восемь месяцев 2016 года подорожал лишь на 1,86 рубля — с 33,03 рубля за восемь месяцев 2015 года до 34,89 рубля за аналогичный период 2016 года. Остальную часть (2,14 рубля) акцизного удорожание нефтяники записали в свой пассив, — отметил Виктор Костюков.

Вчера "Интерфакс" со ссылкой на главу ФАС Игоря Артемьева сообщил о том, что правительство России обсуждает повышение акцизов на бензин, но увеличение цен на топливо будет сдержано за счет конкуренции. "Я не знаю, будут ли повышены акцизы (в 2017 году), но я могу сказать, что конкуренция сдержит увеличение цены. Точно это опять произойдет, потому что по этой емкости рынка и развитию конкуренции у нас здесь ситуация хорошая", — цитирует агентство Игоря Артемьева.

Старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева полагает, что более гибкий подход к формированию ставки акциза на автомобильное топливо может решить сразу несколько проблем.

— До последнего момента акцизы повышались довольно часто, причем мало реагируя на рыночную конъюнктуру, а больше откликаясь на проблемы российского бюджета. С начала года ставка была повышена дважды, причем в тот момент, когда цены на нефть обвалились практически в четыре раза от максимальных исторических отметок, — отметила Алена Афанасьева.

По ее словам, если будет использован гибкий подход с привязкой к цене на нефть, это позволит осуществлять более четкое планирование для нефтяных компаний и снизит градус напряженности среди населения. "Извечный вопрос, почему цены на нефть падают, а бензин дорожает, теперь будет снят", — отметила аналитик Forex Club.

— Акциз на топливо сейчас меняют соответствующими поправками в законодательство, которые принимает Госдума по мере необходимости. Акциз включается в розничную цену и платится, распределяясь между заводом — производителем бензина и конечным потребителем. Он полностью идет в доходы бюджета. Когда цены на нефть снижаются, бюджет теряет поступления, и рост акцизов призван компенсировать данные потери. Но когда цена на нефть растет, НПЗ, покупая ее у добывающих предприятий по более высокой стоимости, несет дополнительные расходы. Акцизы нужно снижать, чтобы сохранить рентабельность завода, а бюджет получает больше доходов от добывающих компаний. Если же перенести акцизы полностью на потребителя, то цены на АЗС сильно вырастут, что частично и происходит, — пояснил аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман.

По его словам, переход к гибким ставкам акцизов, зависящим от изменения стоимости нефти, даст возможность автоматически ежемесячно регулировать налоговую нагрузку на НПЗ и избегать резких колебаний рентабельности. Это позволит в период роста мировых котировок нефти ограничить повышение внутренних цен на топливо, считает аналитик ГК TeleTrade. По его мнению, переход на гибкий акциз можно будет совершить в течение 2017 года.

В части стимулирования производителей к выпуску более качественного топлива акциз потерял свою актуальность после того, как к обороту допущено топливо только высшего экологического класса 5. Хотя ранее увязка акциза с экологическими свойствами топлива мотивировала нефтяников к модернизации НПЗ, отметил Виктор Костюков.

По его его мнению, главным противником новации будет Минфин. "Министерству финансов нужна предсказуемость доходов. Неопределенность с акцизом, привязанная к неопределенности поведения барреля, внесет дополнительные риски в прогнозе доходов, а значит, и риски исполнения бюджета. А экспериментов с бюджетом без понимания конечного результата правительство не допустит", — полагает аналитик.

Виктор Жиров

 

 

"Роснефть" предложила правительству кардинально снизить транспортные тарифы, чтобы поддержать нефтепереработку. Чиновники пока против.

"Ведомости"

"Роснефть" попросила правительство снизить тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, рассказали "Ведомостям" два федеральных чиновника. Письмо с такой просьбой нефтяная госкомпания направила в правительство в августе, а в сентябре министерства и ведомства получили поручение проработать вопрос, знают они.

У "Роснефти" радикальные предложения: снизить тарифы "Транснефти" на прокачку нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке на 50%, а тарифы РЖД — на 30% и сделать это единовременно, рассказывает один собеседник. Второй цифры подтверждает, но, по его информации, тарифы "Транснефти" компания предлагает снизить только на транспортировку нефти до нефтеперерабатывающих заводов.

Такое резкое снижение — абсурд, всерьез обсуждать никто не будет, рассказывают оба собеседника "Ведомостей". Но идея снизить тарифы все-таки рассматривается — пусть и в виде концепции, без привязки к предложенным цифрам, предупреждает один из них. Например, рассуждает он, можно снизить размер индексации тарифов или вовсе ее обнулить.

Представители "Роснефти" и "Транснефти" отказались от комментариев, представители Минфина и Федеральной антимонопольной службы не ответили на вопросы. Представитель РЖД говорит, что не знает о предложениях "Роснефти". Минэкономразвития пока не знакомо с предложениями компании, но не поддерживает их: сокращение тарифов приведет к значительному выпадению доходов естественных монополий, говорит представитель министерства. Минэнерго получило такое поручение правительства, подтверждает представитель министерства и предупреждает, что замораживание и особенно снижение тарифов представляется нецелесообразным: это приведет к недофинансированию инвестпроектов "Транснефти".

"Транснефть" из-за этого может сдвинуть сроки ввода нефте- и продуктопроводов, отчего пострадают сами нефтяники, следует из объяснения Минэнерго.

За последние два года нефтепереработка сильно пострадала из-за налогового маневра и падения нефтяных цен. Маржа среднего российского НПЗ снизилась с 2014 г. почти втрое — с 2500 руб. на тонне до 800 руб.; в 2017 г. из-за завершения большого налогового маневра упадет до 400 руб. на тонне, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. У НПЗ "Роснефти" особенно плохая ситуация — из-за удаленности от границ и большой доли выхода темных нефтепродуктов (а мазут с 2017 г. предлагается обложить экспортной пошлиной в 100% пошлины на нефть), говорит один из собеседников "Ведомостей". Но поддержать налоговыми стимулами переработку не удается, Минфин, наоборот, планирует повышать налоги на отрасль и "Роснефть" предложила альтернативный способ поддержки, заключает он.

За шесть месяцев 2016 г. "Роснефть" потратила на транспортировку нефти и нефтепродуктов 282 млрд руб., это 12% выручки от переработки и логистики и 14% от всех затрат компании. С 1 января тарифы "Транснефти" на транспортировку нефтепродуктов выросли в среднем на 12%, тарифы на транспорт нефти — на 5,67%. Тарифы РЖД с начала года выросли на 9%, говорится в отчете "Роснефти". Сейчас средняя тарифная ставка для перевозки тонны нефтепродуктов по железной дороге от НПЗ в центральной части России до экспортных портов составляет порядка 2500 руб., стоимость транспортировки тонны нефти из Западной Сибири в европейскую часть России — около 1300 руб., говорит Борисов: снижение тарифов может поддержать рентабельность российских НПЗ.

В этом году выручка "Транснефти" от прокачки нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке составит около 290 млрд руб., если предложение "Роснефти" будет принято, потери составят 145 млрд, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.
По оценкам Дмитрия Маринченко из Fitch, ежегодные потери "Транснефти" могут составить 125-130 млрд руб. — почти треть от прогнозной EBITDA в 2016 г. Выполнить предложение "Роснефти" будет проблематично, маловероятно, что правительство согласится, говорят аналитики. Но, возможно, "Роснефть" сможет добиться замораживания транспортных тарифов, верит в госкомпанию Полищук.

Предложение "Роснефти" можно принять к рассмотрению только в случае, если грузовладелец увеличит перевозки по железной дороге. Если рассматривать скидки с тарифа, это может быть максимум 25%, говорит генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. Если все-таки такое понижение тарифов произойдет — в обмен на увеличение погрузки, — оно может стабилизировать бюджет РЖД, в противном случае — приведет к серьезной дестабилизации финансовых потоков компании. Потери РЖД Ивакин оценил более чем в 40 млрд руб.

Алина Фадеева, Анна Зиброва

 

 

Как решение ОПЕК скажется на нефтяных ценах и рубле.

"Газета РБК"

Поздно вечером в среду, 28 сентября, на Международном энергетическом форуме (МЭФ) представители стран — членов ОПЕК впервые за восемь лет приняли решение снизить объем добычи нефти. Объем добычи будет снижен с текущих 33,2 млн барр. в сутки до 32,5-33 млн барр. "Доходы стран — экспортеров нефти и нефтяных компаний драматически сократились, увеличив нагрузку на их бюджет и препятствуя экономическому росту", — объяснила ОПЕК это неожиданное решение.

По данным Bloomberg, в начале 2008 года, до финансового кризиса, объем добычи нефти странами, входящими в ОПЕК, находился приблизительно на том же уровне, что и сейчас, — 33,4 млн барр. в сутки. А спустя год — к марту 2009 года — он упал до 27,7 млн барр. в сутки. К этому моменту цены на нефть марки Brent, только начавшие расти после обвала в декабре 2008 года, достигли уровня $52 за баррель.

О чем договорились

Сокращение объемов добычи будет достаточно серьезным: 750 тыс. барр. в сутки (максимально возможный объем сокращения) — это более половины от прогнозируемого в 2016 году роста мирового спроса на нефть (по прогнозу ОПЕК, рост спроса в 2016 году составит 1,23 млн барр.). Впрочем, это меньше, чем в 2008 году, когда добычу сократили на 2,2 млн барр. в сутки — это было самое крупное сокращение в истории картеля.

Проблема в том, что пока по итогам переговоров в Алжире соглашение носит предварительный характер. Членам ОПЕК нужно будет выработать размер снижения добычи для каждой из 14 стран. Это должно произойти на следующей встрече ОПЕК в ноябре. Там же станет понятно, когда соглашение вступит в силу и, по словам главы Министерства нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино, в течение какого срока будет действовать.

Что может помешать ОПЕК

Основной спорный вопрос — каков будет уровень добычи Ирана. Ранее именно разногласия между Саудовской Аравией и Ираном стали причиной провала переговоров о заморозке добычи. Представители Тегерана ранее последовательно заявляли, что не будут снижать или замораживать добычу нефти до тех пор, пока она не вернется на досанкционный уровень 4 млн барр. в сутки (сейчас — 3,6 млн барр.).

Главы энергетических министерств Ирана, Саудовской Аравии и других членов ОПЕК перед началом переговоров говорили, что пока речь идет лишь о неформальных переговорах. В предыдущий раз, когда страны пытались достичь соглашения о заморозке добычи — в апреле в столице Катара Дохе, — планировалось, что договоренность будет носить "джентльменский" характер. За нарушение не планировалось вводить никаких санкций.

Что будет делать Россия

Вопрос о том, какие страны вне картеля будут участвовать в сокращении добычи, решится к ноябрьской встрече ОПЕК. Глава российского Минэнерго Александр Новак заявлял в ходе МЭФ журналистам, что Россия "обсуждала варианты заморозки" и оценила их как "приемлемые". По данным ING, объем нефтедобычи России достиг рекордных уровней: 11,1 млн барр. в сутки в сентябре против 10,7 млн барр. в сутки в августе.

В поддержку заморозки в начале сентября высказывался и президент Владимир Путин — в интервью Bloomberg он заявил, что такой шаг был бы правильным для мирового рынка. Путин также заявил, что Россия поддержала бы заморозку добычи нефти, позволив Ирану компенсировать свои позиции.

В четверг Новак в интервью телеканалу "Россия 24" заявил, что Россия намерена сохранить свою добычу минимум на текущем уровне. "Все будет зависеть и от планов добычи компаний и макроэкономики. Но мы ориентируемся на сохранение объемов добычи на достигнутом уровне, это основные принципы, которые ранее рассматривались", — сказал Новак. По данным ING, объем нефтедобычи России достиг рекордных уровней: 11,1 млн барр. в сутки в сентябре против 10,7 млн барр. в сутки в августе.

Почему выросли цены на нефть

Рынки поверили в соглашение о заморозке добычи, несмотря на то что ни о какой конкретике пока речи нет. После новости о компромиссе внутри ОПЕК нефть марки Brent выросла с $45,77 до $49,06 за баррель, WTI — с $44,41 до $47,39. Позже цены на Brent и WTI несколько скорректировались — до $48,45 и $46,99 соответственно по состоянию на 14:50 мск.

Сейчас цены на нефть растут в отсутствие фундаментальных оснований, отмечает аналитик Нордеа Банка Денис Давыдов. Аналитик УК "Альфа-Капитал" Андрей Шенк считает, что реакция рынка не такая сильная, как могла бы быть: "Мы довольно давно придерживаемся позиции, что сейчас новости от ОПЕК не будут оказывать сильного влияния на котировки".

Что с ними будет дальше

Когда рынки увидят, что договоренности окажутся более слабыми, ситуация будет отыграна назад. При этом аналитики Goldman Sachs спрогнозировали рост нефтяных цен на $7-10 к 2017 году благодаря соглашению. Давыдов считает, что пока рано говорить о влиянии встречи в Алжире на фундаментальные факторы формирования цен: объем предложения по-прежнему находится на отметках, близких к максимуму, а спрос не растет. Как только нефтяные цены начинают приближаться к отметке свыше $50 за баррель, на рынке вспоминают об огромных запасах сланцевой нефти в США, что давит на цены, напоминает Давыдов. Директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов говорит, что долгосрочная динамика цен на нефть будет определяться поведением нефтяных компаний США. Они являются третьим важнейшим игроком на рынке, помимо ОПЕК и стран, не входящих картель (в том числе России).

Будут ли банки менять свои прогнозы

Большинство опрошенных РБК аналитиков не стали менять своих прогнозов цен на нефть в связи с решением ОПЕК. "Это решение является позитивным и не более", — полагает аналитик Росбанка Евгений Кошелев. По оценке банка, на конец года цена нефти будет около $50 за баррель, а на горизонте двух-трех лет цена будет находиться в районе $55-70. Главный аналитик Нордеа Банка Ольга Лапшина говорит, что решение означает лишь, что страны условились договориться в ноябре. "Не хватает многих важных деталей — какие квоты и как они будут распределяться по странам. Решение выглядит недооформленным. Реакция, которую мы видим, подтверждает это мнение", — сказала она.

По этой причине Нордеа Банк не стал менять прогнозы цены на нефть — $46 за баррель на конец 2016 года. По прогнозам ING, цена на нефть Brent будет постепенно возвращаться к уровням, наблюдавшимся до заседания, и по итогам года опустится до уровня $42 за баррель. "До 30 ноября цены на нефть будут колебаться в привычном диапазоне $45-49 за баррель, доллар — 64-64,5 руб. До заседания ОПЕК в Вене мы не будем пересматривать прогнозы ни по нефти, ни по валютному курсу", — добавляет аналитик Danske Bank Сергей Миклашевский.

Что произойдет с рублем

Сохранение ориентиров по ценам на нефть означает, что прогнозы по курсу национальной валюты остаются теми же. По мнению опрошенных РБК экспертов, неформальный статус решения и неопределенность с распределением квот не позволяют делать долгосрочные прогнозы. По оценкам Нордеа Банка, рубль к концу года может ослабеть по отношению к доллару, который будет стоить 65 руб. "По курсу доллара наш прогноз не изменился и соответствует 65 руб. за доллар", — отметил Кошелев. Росбанк прогнозирует укрепление российской валюты в первом квартале 2017 года до 63 руб. за доллар.

По прогнозам УК "Альфа-Капитал", курс доллара до конца года сохранится на уровне 63-66 руб. Альфа-банк также сохраняет свои прогнозы. "Я ориентируюсь на прогноз по фундаментальному курсу на ближайшие полтора года: при цене на нефть в $50 он будет около 70 руб. Колебания цены нефти в течение дней и недель не влияют на этот параметр", — отметила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Главный экономист "ПФ Капитал" Евгений Надоршин считает, что доллар будет стоить 70 руб. к концу года. "Полагаю, российская экономика продолжает двигаться вниз", — считает он.

Георгий Перемитин, Екатерина Мархулия, Игорь Орлов

<< Сентябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ