media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.10.2013

Как стало известно "Ведомостям", Минприроды придумало, чем помочь бюджету: ради роста доходов оно предлагает втрое увеличить экологические платежи.

"Ведомости"

Еще во время принятия бюджета на ближайшую трехлетку, в сентябре, обсуждался вопрос повышения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, напоминает замминистра природных ресурсов Ринат Гизатулин в письме к первому вице-премьеру Игорю Шувалову (копия есть у "Ведомостей"). В 2012 г. Росприроднадзор собрал менее 30 млрд руб. экологических платежей. И правительство призвало Минприроды наращивать доходы: казне нужны деньги, рассказывает другой федеральный чиновник.

Сейчас ставки слишком низкие, сетует в письме Гизатулин: они "практически не индексировались" с 1992 г., не учтена даже инфляция, так что платежи несопоставимо малы в сравнении с затратами на внедрение более экологичных технологий. Проще заплатить, чем инвестировать — плата за негативное воздействие не является стимулом вкладывать в модернизацию производства.

Чтобы вернуть промышленности стимулы, Гизатулин предлагает втрое повысить ставки платы за негативное воздействие — выбросы в воздух, сброс загрязняющих веществ в воду, а также размещение отходов. Вместе с кнутом предусмотрен пряник: Минприроды предлагает уменьшать экологические платежи на сумму фактических затрат предприятия на охрану окружающей среды.

Поступления в бюджет вырастут до 80-90 млрд руб. в год, пишет Гизатулин, правда, этот прогноз не учитывает возможный зачет платы. Заодно активизируется модернизация производств, продолжает он.

А если ставки поднять в 10 раз, поступления вырастут еще сильнее, иронизирует федеральный чиновник, к тому же выбран простой путь: внести правки в постановление правительства, устанавливающее ставки платы, проще, чем проводить реформу экологического регулирования.

Минприроды уже больше трех лет готовит законопроект о нормировании воздействия на окружающую среду. Он предполагает реформу экологического нормирования: по замыслу Минприроды нормативы вредного воздействия должны рассчитываться на основе показателей наилучших доступных для бизнеса технологий, а не от санитарно-эпидемиологических стандартов, как сейчас. Поправки предусматривают существенный рост штрафов за превышение пределов выбросов — в 25 раз больше обычной платы. Пока законопроект все еще дорабатывается: правительство поручило Минприроды учесть мнение бизнеса, а РСПП последовательно критикует реформу и предлагает вообще отказаться от нынешнего подхода к экологическому регулированию.

Если применить и вновь предложенный Гизатулиным тройной коэффициент, и предусмотренный поправками, платежи могут вырасти и в 75 раз, удивляется сотрудник крупной промышленной компании. Непонятно, как соотносятся поправки о нормировании и это предложение, недоумевает и федеральный чиновник, участвующий в обсуждении. Представители Минприроды и Минэкономразвития не ответили на запрос "Ведомостей". Минэкономразвития идею не поддержало, говорит чиновник ведомства (содержание письма Гизатулина он подтвердил).

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего экологическую политику, сказал, что официальные предложения от имени министра природы Сергея Донского в правительство не поступали.

Бизнес обеспокоен предложениями Минприроды: НП "Русская сталь" написало замминистра промышленности Алексею Рахманову, что выступает "категорически против" идеи. Троекратное повышение ставок не может быть стимулом модернизации производства, удивляются металлурги: стимулировать инвестиции можно, напротив, предоставляя льготы по плате за негативное воздействие. Предложение Минприроды учитывать фактические затраты "Русской стали" не нравится: сейчас по законодательству зачесть понесенные затраты на охрану природы можно только по показателям, предусмотренным планом снижения выбросов, так что предложение требует доработки и уточнения. Могут возникнуть вопросы и у Минфина, замечает федеральный чиновник: зато ставки поднять проще. Представитель Минфина не смог оперативно прокомментировать инициативу Минприроды.

Экологические платежи сейчас действительно очень низкие, говорит директор по программам "Гринпис Россия" Иван Блоков: например, сброс тонны нефти в водоем обойдется немногим дороже, чем сама эта нефть. Плата должна расти, но троекратное повышение не решит ни проблем бюджета, ни экологических, сетует Блоков. Есть и другие проблемы: статистика самих предприятий о выбросах недостоверна, а Росприроднадзор просто не в состоянии контролировать выполнение законов, продолжает Блоков: в штате ведомства около 3500 сотрудников, а только в Финляндии — около 2000.
Маргарита Лютова, Филипп Стеркин

"Газпром" готов перекрыть трубу в соседнюю страну.

"Независимая газета"

Глава "Газпрома" объявил вчера, что российский газ пойдет в Украину только на условиях предоплаты. Эту позицию поддерживает и премьер Дмитрий Медведев. Если требование предоплаты не пустая угроза, то "Газпрому" пора начать техническую подготовку к перекрытию трубы. Ведь Киев не расплатился еще за августовские поставки. И лишних миллиардов долларов для оплаты российского газа в украинском бюджете сейчас просто нет.

"Нас чрезвычайно беспокоит ситуация, сложившаяся сейчас с оплатой Украиной поставок российского газа, — пожаловался глава "Газпрома" Алексей Миллер премьер-министру в ходе селекторного совещания, посвященного вообще-то внутренним проблемам. — До сих пор не оплачены поставки за август на 882 миллиона долларов, хотя контрактом предусмотрен переход на систему предоплаты в случае нарушения условий платежей".

Он напомнил, что "Газпром" в последнее время неоднократно шел украинским коллегам навстречу в вопросах выполнения ими условий контракта. В частности, чтобы "Нафтогаз Украины" мог своевременно и в полной мере обеспечить платежи за поставленный газ, "Газпром" пошел на предоплату транзита — авансировал транзит газа по территории Украины аж до января 2015 года. Также недавно, отметил Миллер, было принято еще одно важное решение — для прохождения Украиной осенне-зимнего максимума и закачки в подземные хранилища необходимого объема газа, "Газпромом" была предоставлена значительная скидка на покупку газа. Таким образом, 5 млрд. куб. м газа были проданы Украине по цене 269 долл. за 1 тыс. куб. м, что означает скидку на сумму более 500 млн. долл. "Наконец, в части оплаты текущих поставок мы регулярно предоставляли возможность отсрочить платежи. Так, по поставкам в августе на сумму 882 миллиона долларов было подписано дополнение к контракту, позволяющее оплатить их позднее — до 1 октября. Однако октябрь заканчивается, но счета до сих пор не оплачены", — сказал Миллер.

По его мнению, ситуация очень серьезная, учитывая, что по контракту в случае нарушения условий платежей предусмотрен переход на систему предоплаты за поставку газа. "Этот вопрос надо решать, — подчеркнул Миллер. — И делать это срочно!"

Премьер Медведев позицию "Газпрома" поддержал и отметил, что, если проблема не будет решена в ближайшее время, РФ может перейти на авансовые платежи за газ с Украиной. "Раз в Киеве не видят проблем, значит, платить не собираются. Будем переводить на предоплату", — подчеркнул глава правительства.

Заодно досталось и российским потребителям, которые задолжали за газ более 100 млрд. руб. "Газового коммунизма больше не будет", — пообещал Медведев. По его словам, правительство должно обеспечить условия для 100-процентного сбора платежей за газ внутри страны.

В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил вчера, что гибкость, которую проявлял "Газпром" при обсуждении с украинской стороной вопроса об оплате российского газа, небезгранична, настало время долг погашать. При этом он подчеркнул, что "это не политическая тема, а исключительно хозяйственно-коммерческая".

В правительстве Украины по поводу проблем с Россией особо не беспокоятся. Как заявил вчера же премьер-министр Николай Азаров, правительство страны держит вопрос расчетов с Россией за газ на контроле, но это проблема двух хозяйствующих субъектов — НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпрома". "Определенные проблемы есть, но они не критичны", — отметил он.

Между тем опрошенные "НГ" эксперты уверены в обратном, полагая, что ситуация накаляется. В частности, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник отмечает, что на данный момент налицо все признаки новой газовой войны. "Отношения обостряются, стороны обмениваются "уколами" и взаимными претензиями, — продолжает он. — С точки зрения закона и права "Газпром" прав, но нужно учитывать и риски дестабилизации отношений с Европой. Ситуация парадоксальная — "Газпром" дает "Нафтогазу" кредиты, которыми украинцы расплачиваются за российский газ. Судя по всему, так и будет в случае, если российский концерн перейдет на авансовую систему платежей. Но ответ на вопрос — быть новой газовой войне или нет — лежит в политической плоскости".
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов полагает, что украинские власти ведут дело к банкротству "Нафтогаза". "По крайней мере у меня складывается именно такое ощущение, — говорит он. — Возможно, что, если не получается выполнить условия существующего контракта, проще разделить "Нафтогаз" между частными компаниями и поставить вопрос о заключении нового соглашения". В этом случае, по его словам, теоретически "Газпром" мог бы получить какие-то активы "Нафтогаза". Но на самом деле проблем будет много. "Первое — непонятно, кто в результате будет обеспечивать транзит газа по территории Украины, а во-вторых, в этом случае "Газпрому" наверняка будет предлагаться неликвид, то есть неинтересные с экономической точки зрения активы", — предполагает эксперт.

"Можно ли перейти на авансовые платежи за газ со страной, которая имеет задолженность за уже осуществленные поставки — сделать это без остановки поставок?" — вопрошает содиректор аналитического отдела агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг. "Стоит напомнить, что Украина также должна около 7 млрд. долл. "Газпрому" за неотобранный в 2012 году газ, согласно условию "бери — или плати", — напоминает аналитик. — В случае, если Киев не сможет оплачивать поставки российского газа, нельзя исключать, что они будут остановлены, как уже происходило раньше. Это, в свою очередь, послужит очередным аргументом европейских потребителей в пользу диверсификации поставщиков газа в регион. Их взоры прежде всего будут устремлены на страны Средней Азии".

Впрочем, как считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, до сих пор Украина платила за газ исправно и регулярные платежи не пропускала. Так что, во-первых, не исключено, что свой долг Киев вернет, а во-вторых, может затянуться разбирательство, что это за долг и откуда он появился. При этом в международный арбитраж стороны обратиться не смогут, так что разбираться придется либо полюбовно, либо по итогам конфронтации. "Поведение российской стороны демонстрирует, что она не идет ни на какие компромиссы, что весьма печально", — констатирует он.

Решение о переходе на предоплату "Газпром" может объявить уже в среду. "У нас есть такая возможность по контракту сделать это немедленно. Поэтому сегодня, видимо, Алексей Борисович Миллер будет в офисе, мы будем эту тему рассматривать", — сказал зампред правления "Газпрома" Александр Медведев журналистам во вторник. Отвечая на вопрос о том, может ли отразиться кризис неплатежей за газ Украиной на транзите газа в Европу, Александр Медведев сообщил, что он пока не получил всей информации. "Но очевидно, что Украина не выполняет своих обязательств по оплате газа. Была предоставлена им финансовая помощь в виде предоплаты транзита, и отсрочка платежа была дана до 1 октября, и была специальная поставка 5 миллиардов кубометров газа по специальной цене. И, несмотря на все эти экстраординарные меры, мы платеж за августовский газ до сих пор не получили", — заявил вчера Александр Медведев.
Сергей Куликов

 

 

"Газпром нефть" и "Башнефть" оценили ущерб от предпринятого правительством налогового маневра, который должен пополнить бюджет.

"Ведомости"

Налоговый маневр нивелирует усилия нефтекомпаний, направленные на повышение рентабельности бизнеса, считает "Газпром нефть". "Мы делаем все, что можем, для снижения себестоимости добычи на классических традиционных месторождениях, а государство тем временем увеличивает удельную налоговую нагрузку — пресловутый налоговый маневр", — сказал руководитель департамента стратегического планирования компании Сергей Вакуленко на конференции Global Energy Intelligence Day (цитата по "Интерфаксу").

Он напомнил, что для снижения себестоимости добычи "Газпром нефть" первой среди российских компаний провела восьмиступенчатый гидроразрыв пласта (ГРП) и пробурила четырехствольную добывающую скважину. "Мы делаем один шаг вперед, снижая стоимость, пытаясь ввести новые запасы, и два шага назад, когда государство отбирает это и еще немного", — сказал Вакуленко.

"Газпром нефть" действительно в первый год теряет, но сумму меньшую, чем выигрывает от НДПИ на газовый конденсат для "Газпрома", говорит чиновник, участвующий в обсуждении налоговой политики. Ведь для "Газпром нефти" в формуле газового НДПИ ввели специальный понижающий коэффициент, напоминает он.

Отрицательный эффект от налогового маневра ждет и "Башнефть". "Определенный негативный эффект на нашу EBITDA это окажет. Но речь идет максимум об 1 млрд руб., $30-40 млн в следующем году, не более того", — заявил сегодня глава компании Александр Корсик (цитата по "Интерфаксу").

Налоговый маневр предполагает повышение нефтяного НДПИ при одновременном снижении экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты (кроме бензина). Так, ставка НДПИ в 2014 г. увеличится с 470 до 493 руб. с тонны добытого сырья, в 2015 г. — до 530 руб. и в 2016 г. — до 559 руб. Экспортная пошлина снизится в 2014 г. с 60 до 59%, в 2015 г. — до 57% и в 2016 г. — до 55%, а пошлина на светлые нефтепродукты в 2014 г. — с 66 до 65% от нефтяной, в 2015 г. — до 63%, а в 2016 г. — до 61%. Эти изменения не окажут существенного влияния на те компании, в которых объемы добычи превышают переработку, — "Роснефть", "Татнефть" и "Лукойл", сообщали ранее аналитики международного рейтингового агентства Fitch.

Замдиректора по инвестициям ИК "Универкапитал" Дмитрий Александров считает, что переброска налоговой нагрузки с добычи на переработку в той или иной мере негативно скажется на всех компаниях нефтяного сектора. "Фактически нефтепереработка начнет генерировать меньший денежный поток", — уверен он. Компании будут увеличивать инвестиции в проекты, которые уже получили налоговые льготы: месторождения с трудноизвлекаемой нефтью, проекты в Восточной Сибири, на Ямале и т. д., говорит аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. При этом недоинвестированными окажутся проекты в традиционных районах добычи, и, как следствие, на них произойдет падение добычи. Ранее генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков прогнозировал, что 64 проекта компании с общим объемом добычи 1,5-2 млн т могут стать нерентабельными.
Другие компании пока финансовый эффект от своего бизнеса налогового маневра не оценивали. Вчера представители "Роснефти" и "Лукойла" на запрос не ответили. С их коллегой из "Татнефти" связаться не удалось.
Галина Старинская, Филипп Стеркин, Виталий Петлевой

 

 

Правительство поможет "Газпрому" бороться с неплательщиками.

"Известия"

Правительство с подачи "Газпрома" ужесточает борьбу с неплатежами за газ как со стороны компаний, так и простых граждан. Вчера на совещании под председательством премьера Дмитрия Медведева было решено, что в ближайшей перспективе для населения введут систему авансовых платежей за коммунальные услуги. Крупным потребителям, которые не платят за газ, будет грозить уголовное преследование.

По словам главы "Газпрома" Алексея Миллера, сейчас общая задолженность российских потребителей газа выросла до 100,7 млрд рублей, почти вдвое превысив уровень годичной давности: на 1 ноября 2012 года она составляла 57,7 млрд рублей. На начало октября текущего года долги населения за голубое топливо составили 45,3 млрд рублей, еще 28,3 млрд рублей должны организации ЖКХ в различных регионах.

Самая сложная ситуация, по словам главы "Газпрома", в Северо-Кавказском федеральном округе, где задолженность населения составляет 80% от общероссийской. Также проблемы с оплатой газа гражданами есть в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах. По данным "Газпрома", самая высокая задолженность организаций коммунального комплекса в Московской области (5,3 млрд рублей), Республике Северная Осетия — Алания (3,3 млрд рублей), Волгоградской области (1,8 млрд рублей), Кабардино-Балкарии (1,7 млрд рублей), Брянской области (1,6 млрд рублей), Владимирской области (1,3 млрд рублей), Краснодарском крае (1,2 млрд рублей), Тверской области (0,9 млрд рублей), Ярославской области (0,3 млрд рублей).

Алексей Миллер дал понять, что проблему нужно решать с помощью жестких мер, таких, как переход на авансовую систему оплаты коммунальных платежей по всей стране. Кроме того, он предложил поменять все счетчики в организациях и квартирах на высокотехнологичные, позволяющие снимать показания приборов учета дистанционно, потому что сейчас далеко не все потребители дают энергетикам достоверные данные. Поскольку суммы на переоборудование новыми счетчиками только бюджетных организаций могут оказаться астрономическими, вице-премьер по ТЭКу Аркадий Дворкович предложил "дочке" "Газпрома" компании "Межрегионгаз" предоставить потребителям газа рассрочку по оплате установки современных счетчиков. По его словам, возможно, для этих целей будут задействованы финансовые ресурсы госпрограммы энергоэффективности, которую курирует Минэнерго. Кроме того, он поручил создать резервы топлива у организаций здравоохранения и соцсектора, чтобы их нужды не мешали отключать газ неплательщикам.

Также глава "Газпрома" предложил установить субсидиарную ответственность операторов котельных и ввести обязательные банковские гарантии их оплаты за газ. Газовая монополия готова за свой счет профинансировать аудит тарифов на теплоэнергию в регионах, поскольку многие из них считает экономически необоснованными.

— В случае несоответствия тарифов считаем необходимым компенсировать недостачу поставщикам газа из региональных и муниципальных бюджетов, — сказал Алексей Миллер.

Дмитрий Медведев одобрил все предложения как главы "Газпрома", так и Аркадия Дворковича. Он поручил правительству вместе с "Газпромом" подготовить изменения в законодательство, устанавливающие порядок ограничения поставок газа неплательщикам и их ответственность. Премьер также предложил на законодательном уровне прикрыть "всякого рода лазейки", которые позволяют задерживать оплату за газ.

— Нужно упорядочить деятельность посредников и блокировать криминальные схемы ухода от погашения задолженности. Известны случаи, когда генерирующие компании провоцируют газовиков на отключения газа, чтобы перейти на более дорогостоящее топливо, например мазут, чтобы получить более дорогой тариф. Потом компания возвращается к газу и получает завышенную прибыль, — раскрыл одну из схем глава правительства.

Премьер-министр поручил МВД и Следственному комитету разобраться с такими неплательщиками, как ТГК-2 с долгом 6,8 млрд рублей и структурой, поставляющей тепло Министерству обороны. Глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что уже возбуждено 26 уголовных дел против недобросовестных глав управляющих компаний ЖКХ и энергетики, которые обвиняются в уклонении от уплаты за газ. Некоторых из них подозреваются в уводе платежей потребителей в офшоры.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, если все эти жесткие меры по борьбе с неплатежами за газ будут приняты, это позволит как минимум не наращивать уже существующую задолженность за газ и постепенно сократить текущую. Однако он полагает, что ряд мер, которые были приняты для борьбы с неплатежами в электроэнергетическом секторе, не привели ни к полной оплате всех долгов, ни даже к значительному их сокращению. Но за электричество, к примеру, организации ЖКХ и население до сих пор платят постфактум. Что касается повсеместной установки счетчиков с дистанционным учетом показателей, то, по мнению эксперта, это окажется очень дорого, и потребители могут попросту отказаться оплачивать такие расходы, что может затормозить реформу.
Людмила Подобедова

 

 

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ