media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.10.2018

В противном случае премьер-министр введет запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты.

"Известия"

В ближайшее время правительство может принять решение о введении заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Такой мерой пригрозил премьер-министр Дмитрий Медведев в случае, если профильным ведомствам не удастся достичь соглашения с нефтяными компаниями по поддержанию сложившихся цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Об этом глава кабмина заявил на совещании по долгосрочной программе развития РЖД до 2025 года. Курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Козак уже провел консультации с предпринимателями. Сам бизнес пока либо не комментирует ситуацию, либо высказывается об ультиматуме критически.

Росстат зафиксировал повышение средних цен на бензин в России с 15 по 21 октября. По данным еженедельного мониторинга, который проводится на тысяче заправок в столицах субъектов РФ, в 45 регионах цены на бензин выросли в среднем на 0,1%, или на 5 копеек, цена дизельного топлива увеличилась на 0,3%, или на 14 копеек.

— Несмотря на принятые меры, всё равно в целом ряде случаев наблюдается рост цен на бензин. Я хотел бы, чтобы Министерство энергетики непосредственно, курирующий вице-премьер провели в ближайшие несколько дней консультации с нашими нефтяными компаниями, где вы бы договорились о том, что будут подготовлены и приняты план работы и режимное соглашение по поддержанию сложившихся цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, — сказал Дмитрий Медведев. — Либо буквально в ближайшие дни мне придется подписать решение о том, чтобы ввести запретительные пошлины на нефть и нефтепродукты для того, чтобы ситуация на рынке была более стабильной.

В тот же день Дмитрий Козак провел совещание с нефтекомпаниями, обсудив механизмы сдерживания цен на топливо. Он признал "высокую" вероятность введения заградительных пошлин, решение может быть принято на следующей неделе.

— Моторное топливо в России, в нефтяной стране, должно расти в пределах инфляции, — заявил он. По его словам, уже сейчас ситуация цены на топливо "находятся на грани" того, что правительство может применить "экстренные меры".

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев сказал "Известиям", что правительство пытается переложить ответственность за принятые им решения, формирующие условия рынка, на бизнес. По его словам, постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть в рамках налогового маневра приравнивает экономику российского рынка к мировой.

— Значит, у вас будут европейские цены. А какие цены — вот и считайте. Вы же переместили налоговую нагрузку нефтяных компаний с экспортных пошлин на обложение переработки и розницы. Это же ваш маневр, вы маневрируете. Вы маневрируете — вы и отвечайте, — отметил Михаил Леонтьев.

Для вертикально интегрированных компаний заградительные пошлины на бензин не страшны, сказал "Известиям" ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. Экспорт бензина очень невелик, он составляет около 10% от производства. Но экспорт дает небольшую возможность получения прибыли — около 11 рублей с литра. Продавать же на внутреннем рынке сейчас убыточно.

В этой ситуации, по словам эксперта, есть два варианта: первый — поднять цены на 2-5 рублей, чтобы восстановить ликвидность рынка. Если оставить его в убытке, будут закрываться заправки, возникнет дефицит топлива и скачок цен будет большим. Второй вариант — уменьшить налоговую нагрузку.

С 2019 года увеличатся ставки НДС и НДПИ, экспортные пошлины будут постепенно обнуляться и появится демпфирующий механизм — всё это вместе принесет повышение цен еще на 5 рублей за литр, отметил эксперт. Выход — отказаться от акциза на нефтепродукты: бюджет и так получает значительные доходы из-за роста цен на нефть, добавил он.

В "Лукойле" отказались от комментариев, в "Газпромнефти" и Минэнерго на запрос "Известий" не ответили.

Павел Панов, Ирина Цырулева, Дмитрий Гринкевич, Полина Гриценко

 

 

Минэнерго разработало план инвентаризации месторождений нефти.

"Российская газета"

Министерство энергетики подготовило проект "дорожной карты" по инвентаризации нефтяных месторождений России. Теперь ведомству предстоит утвердить методику определения качества запасов вместе с Минприроды, после чего будет оценена доходность недр и проведена ревизия льгот для компаний. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий ТЭК, на совещании по вопросам технологического развития нефтяной отрасли в Санкт-Петербурге.

"Ситуация пока благоприятная, но мы уже видим, что в ближайшие годы объемы добычи могут падать, если не принять срочных мер", — предупредил Дмитрий Козак, цитирует ТАСС. Таким образом, инвентаризация месторождений должна выявить неэффективные льготы, которые не стимулируют добытчиков, а ревизия — дать ответ на вопрос, как именно следует дифференцировать фискальную нагрузку.

О пересмотре преференций по нефтедобыче заговорили в правительстве в сентябре. Тогда вице-премьер рассказывал, что действующей системой льгот недовольны все компании, так как они не понимают, почему у одних условия лучше, чем у других. Ревизия будет идти на фоне завершения налогового маневра в нефтегазовой отрасли, который призван сделать субсидии нефтяникам более адресными.

Сейчас льготы есть у 51 процента запасов нефти в России, то есть льготируется около 15 миллиардов тонн, рассказывал в начале октября на Российской энергетической неделе руководитель департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он посчитал, что таких преференций хватит еще на 20 лет нефтедобычи, поэтому в новых льготах для отрасли смысла нет, текущие же могут привести к слишком сильному росту добычу, а в дальнейшем — к ее стремительному падению, обращал внимание Алексей Сазанов.

"Я не берусь судить, правильные эти запросы (на новые льготы) или неправильные, необходимы ли месторождениям дополнительные льготы или не необходимы. Я просто вижу отраслевую картинку: у нас 15 миллиардов тонн запасов, которые уже льготируются, и это все — Западная Сибирь. Почему там сейчас эти запасы не добываются? Льготы недостаточно эффективны? В чем проблема с этими запасами?" — спрашивал тогда у минэнерго Алексей Сазанов.

В ответ на это замдиректора департамента добычи и транспортировки нефти и газа в ведомстве Андрей Терешок ответил, что задача Минэнерго — создать условия, чтобы сохранить добычу на определенном уровне, а льготы — не самоцель. Первый замглавы минприроды Денис Храмов, в свою очередь, отмечал, что новые льготы необходимы, чтобы поддерживать текущие объемы запасов.

Как правило, Минэнерго старается придерживаться плавных переходов для нефтекомпаний в части изменения фискальной нагрузки, в то время как Минфин выступает за более стремительную ликвидацию выявленных неэффективных элементов. К компромиссу ведомства зачастую идут долго, но все же его находят. Так было с обсуждением налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, который в пилотном режиме будет запущен со следующего года на ряде месторождений.

"Этот закон будет максимально учитывать особенности геологии и сложности разработки, которые впоследствии можно будет учесть при реализации соответствующих проектов. Но это только первый шаг, и от того, какие налоговые льготы мы сформулируем, мы сможем перенести центр затрат и центр добычи на соответствующие регионы", — указывал ранее директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго Александр Гладков.

Александра Воздвиженская

 

 

Алексей Миллер нашел источники пополнения корпоративного бюджета.

"Независимая газета"

Руководство "Газпрома" планирует увеличить инвестиции за счет дополнительных займов. Совет директоров компании утвердил новую инвестпрограмму на 1,5 трлн руб., из которых 984,2 млрд руб. пойдут на капитальные затраты. Аналитики гадают — куда пойдут заемные деньги, если основные проекты уже профинансированы и почти все трубы уже лежат на морском дне. Есть версия, что "Газпром" решил понемногу отказываться от магистральных труб и активнее вкладываться в сжижение природного газа.

"Газпром" снова нарастил свою инвестиционную программу. Несмотря на ежегодные попытки оптимизировать затраты, газовый холдинг снова не вписался в изначальную смету, и теперь общая сумма его капвложений на 217,5 млрд руб., или 3,2 млрд долл., превысит изначальный план. В общей сложности дыра в бюджете "Газпрома" достигла 7,7 млрд долл., пишет Finanz.ru.

Издание предполагает, что связано это в основном с продолжающими дорожать мегапроектами "Газпрома" по строительству трубопроводов в обход Украины, в Турцию и Китай. "Оплатить все расходы за счет собственных средств "Газпром" не может. Хотя цены на газ в Европе рекордные за четыре года и почти вдвое превышают заложенный в бюджет холдинга уровень (310 долл. за тысячу куб. м вместо 184 долл.), компания увеличивает программу внешних займов, и без того рекордную в истории.

По итогам 2018 года "Газпром" планирует занять 518 млрд руб., или 7,7 млрд долл. Это на 101 млрд, или 1,5 млрд долл. больше изначальных проектировок. Такие поправки в бюджет и финансовый план "Газпрома" одобрил совет директоров компании.

Обращает на себя внимание, что основные капиталоемкие проекты уже либо в основном построены, либо финансирование по ним уже также совершено в значительной части. Например, морская часть "Турецкого потока" готова на 95%, а в начале октября председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер сообщал в эфире телеканала "Россия 1", что капитальные вложения в "Северный поток — 2" профинансированы на 70%. Почему же инвестпрограмма только наращивается?

"В настоящее время "Газпром" проходит пик инвестиционной программы. У концерна самые высокие затраты: строит "Силу Сибири", "Турецкий поток", "Северный поток — 2", готовится строить газоперерабатывающий завод в Амурской области. Соответственно и затраты в 2018-2019 годах будут максимальными, — пояснил "НГ" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Дополнительной проблемой для "Газпрома" стала необходимость резервирования средств в рамках Стокгольмского арбитража. Концерн выделил на отдельный счет всю сумму, которую должен выплатить "Нафтогазу" в рамках существующего решения стокгольмского арбитража, хотя и продолжает оспаривать вердикт" (речь идет о 2,6 млрд долл. — "НГ").

"Кроме того, угроза санкций против "СП-2" приводит к тому, что "Газпром" фактически страхуется от варианта, когда под угрозой штрафов иностранные участники потребуют вернуть им выданные ранее на строительство газопровода кредиты", — продолжает Юшков.

Эксперт считает, что беспокоиться о способности "Газпрома" привлечь деньги не стоит. "Долговые бумаги компании продавались на внешних рынках очень хорошо. Кроме того, государство в случае возникновения существенных проблем выделит "Газпрому" средства из резервных источников. Такую практику мы видели раньше: если компания или бизнесмен попал под санкции, ему дают либо кредит из госисточников, либо обеспечивают госзаказами. Ранее было объявлено, что в случае введения санкций против "СП-2" "Газпром" сможет рассчитывать на помощь государства".

Корректировка параметров инвестиционной программы "Газпрома" на 2018 год связана и с увеличением вложений в сжижение и транспортировку природного газа (СПГ). Долгое время "Газпром" выступал оппонентом частного проекта "Новатэка" по производству и экспорту такого газа из Арктики. Но после того как с Ямала газ пошел в Европу, "Газпром", видимо, решил резко оживить свои находившиеся в анабиозе СПГ-проекты. Среди них строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ в районе компрессорной станции "Портовая" в Северо-Западном регионе России.

И с 6 сентября у него появился еще один стимул: созданный с нуля "Новатэк" впервые стал дороже бывшей советской газовой империи. В этот день капитализация "Новатэка" составляла 3,491 трлн руб., а "Газпрома" — 3,490 трлн.

На днях зампред правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что для сохранения ведущих позиций на мировом рынке необходимо диверсифицировать поставки за счет сжиженного газа. К тому же есть поддержка и в правительстве. Премьер Дмитрий Медведев говорил, что суммарная проектная мощность российских производств составляет около 21 млн т газа в год, а доля РФ на рынке СПГ в 2017 году составила около 6%, но в ближайшие 15 лет страна будет стремиться нарастить ее до 17-20%.

Есть только одно "но". "Новатэк" — частная компания, и около половины инвестиций в нее сделали иностранные партнеры, и расширяться она собирается за счет миллиардов долларов не то из Саудовской Аравии, не то из Китая. Не суть важно. "Газпром" же идет в СПГ, обремененный огромной задолженностью, падающей капитализацией, ждет по итогам 2018 года отрицательный денежный поток. И финансируется за счет российских пенсионных фондов.

Возможно, проекты СПГ теперь кажутся "Газпрому" более прибыльными, возможно, за их счет он планирует частично отбить огромные вложения в тянущиеся на все стороны света трубы и, по сути, убыточные поставки по ним газа. Напомним, что, по оценке аналитиков Сбербанка (тут же уволенных за нее), "Турецкий поток" сможет окупиться только через 50 лет и принесет компании убыток на 13 млрд долл. "Сила Сибири" даст минус 11 млрд долл.

В управлении информации "Газпрома" нашей газете сообщили: "Традиционно "Газпром" планирует бюджет на предстоящий год, исходя из консервативных сценарных условий, включая цены на нефть, экспортные цены, курс рубля к доллару. Инвестиционная программа формируется так, чтобы обеспечить своевременную реализацию всех важнейших проектов компании и выполнение обязательств по надежному газоснабжению потребителей в период пикового зимнего спроса.

По итогам работы в первом полугодии "Газпром" корректирует параметры бюджета и инвестиционной программы с учетом результатов прохождения зимнего сезона, хода реализации инвестиционных проектов и текущей рыночной конъюнктуры.

С учетом имеющихся финансовых возможностей может быть принято решение о включении в инвестиционную программу дополнительных проектов или увеличении объемов строительства по текущим проектам, в том числе для сокращения инвестиционной нагрузки на следующий год. Стоимость реализации инвестиционных проектов при этом не увеличивается.

Размер программы заимствований зависит, в частности, от ситуации на долговом рынке и необходимости рефинансирования долговых обязательств. За последние годы коэффициент чистый долг к EBITDA значительно снизился и достиг 1,0 по итогам I полугодия 2018 года".

Анатолий Комраков

 

 

Контракт на поставку до 100 млн т сырья от обанкротившейся частной компании CEFC может перейти государственной CITIC Resources.

"Ведомости"

"Роснефть" может начать поставлять нефть "дочке" китайского госфонда CITIC — CITIC Resources, рассказали два человека, близкие к разным сторонам переговоров. Речь идет о контракте, который в сентябре прошлого года "Роснефть" подписала с частной китайской CEFC China. По нему российская госкомпания обязалась поставлять по 10 млн т в год на протяжении пяти лет. Контракт также предусматривал механизм автоматического продления еще на пять лет без снижения количества поставок, в случае если стороны не предъявят взаимных претензий. Таким образом суммарные отгрузки по этому контракту могли составить 100 млн т. Также CEFC обязалась купить 14,16% "Роснефти" у СП катарского инвестфонда QIA и швейцарской Glencore.

Но стать крупным акционером "Роснефти" CEFC не успела. Компания обанкротилась и была вынуждена распродавать свои активы.

После краха CEFC контракт на покупку нефти достанется государственному фонду, рассказывают два собеседника "Ведомостей". Как конкретно CITIC Resources получит контракт с "Роснефтью", собеседники не рассказывают.

Один из собеседников уточняет, что CITIC рассматривает возможность перезаключить с "Роснефтью" этот контракт, но уже без участия CEFC China. Второй подтверждает, что такой план был, но на данный момент предполагается передать контракт CEFC Singapore, который в конечном счете все равно будет принадлежать CITIC. Вполне возможно, желание перезаключить контракт связано с тем, что CITIC не желает оставлять на CEFC China часть прибыли, рассуждает партнер юридической компании TA Legal Consulting Иван Тертычный.

Представители CITIC Resources и CITIC не ответили на вопросы "Ведомостей". Представитель "Роснефти" сказал лишь, что контракт, заключенный между госкомпанией и китайской CEFC в 2017 г., реализуется согласно изначально определенным условиям.

CITIC забирает этот контракт исключительно для того, чтобы не возникло проблем с поставками, рассуждает аналитик АКРА Василий Танурков. Исключение из цепочки "дочки" CEFC Танурков считает техническим моментом. При этом он подтверждает, что Китаю нужна российская нефть, страна демонстрирует солидные темпы роста экономики и спрос на нефть в регионе будет в ближайшее время расти.

Всего Китай импортировал в 2017 г. 422,1 млн т нефти, в том числе из России — 61,9 млн т (15%), следует из отчета BP Statistical Review. На "Роснефть" пришлось 2/3 поставок — 40 млн т, рассказывал в декабре 2017 г. главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин. С китайским контрактом CEFC (а теперь в пользу CITIC) поставки должны увеличиться до 50 млн т в год.

На CITIC придется 20% поставок "Роснефти" в Китай, но крупнейший покупатель "Роснефти" в Китае — CNPC, российская госкомпания должна ей поставить по предоплатам суммарно 360 млн т нефти до 2037 г. Контракт действует с 2013 г., и если поставки были равномерные (по 14,7 млн т в год), то "Роснефти" осталось поставить 288 млн т.

CITIC Resources занимается добычей и торговлей нефтью, нефтепродуктами, углем и алюминием. Организована в виде холдинга, 30% выручки получает от торговли нефтью и нефтепродуктами. У компании есть активы как в Китае (блок Хайнань — Юйдун в Желтом море), так и два совместных предприятия — в Индонезии (51%) и Казахстане (50%), в прошлом году добыча на месторождениях составила 10,6 млн барр. (1,4 млн т), приходящиеся на долю CITIC Resources.

Виталий Петлевой

<< Октябрь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ