Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.10.2019

Газовый концерн запросил разрешения использовать в Арктике суда иностранных портов приписки.

"Газета РБК"

"Газпром" попросил Минэнерго определить случаи, когда в Арктике для проведения определенных технических операций можно использовать суда под иностранными флагами в отсутствие российских аналогов. Об этом говорится в письме, которое 13 сентября зампред правления "Газпрома" Виталий Маркелов направил замминистра энергетики Павлу Сорокину. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердили два федеральных чиновника.

С 1 января 2019 года в России действуют поправки в Кодекс торгового мореплавания (КТМ), запрещающие использовать суда под иностранным флагом для перевозки грузов в Арктике по Северному морскому пути, в том числе нефти, газа и угля, а также вести каботаж. Они были разработаны для поддержки российского судостроения Минпромторгом.

Зампред правления "Газпрома" также предложил определить условия использования иностранных судов, ввезенных по специальной таможенной процедуре для работы на континентальном шельфе за пределами 12-мильной зоны и в территориальных водах России. Совещание по этому вопросу при участии "Газпрома" и ряда профильных ведомств прошло в Минэнерго 16 октября, следует из материалов, приложенных к письму Маркелова.

Источник РБК в Минэнерго подтвердил факт проведения совещания по предложениям "Газпрома". По его словам, конкретных решений на нем не приняли, так как ведомство не уполномочено определять правила судоходства в Арктике. После этого компания обратилась со своей просьбой в Минтранс, сказал собеседник РБК.

"Минтранс не выступал с инициативой по разрешению "Газпрому" использовать суда под иностранным флагом в Арктике", — сообщил РБК представитель ведомства. Но Минтранс подготовил законопроект о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания, которые предполагают, что правительство получит полномочия по определению порядка привлечения судов под иностранным флагом в случае отсутствия таковых под российским, в том числе на виды работ, о которых говорит "Газпром", добавил представитель Минтранса. Эти изменения Госдума планирует принять уже в осеннюю сессию.

Представитель "Газпрома" не стал комментировать служебную переписку с ведомством. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

Глава правительства Дмитрий Медведев только 28 октября подписал стратегию развития судостроительной промышленности, в соответствии с которой число строящихся в стране судов и объемы поставки продукции судостроения на экспорт к 2035 году должны вырасти в несколько раз.

НОВАТЭК заказал 15 танкеров-газовозов на российской судоверфи "Звезда", которая только строится при участии "Роснефти". "Газпром" ранее обещал заказать там же 32 судна для перевозки грузов в Арктике", — говорил глава "Роснефти" Игорь Сечин в 2017 году. Но пока "Газпром" законтрактовал только пять судов обеспечения, говорил РБК высокопоставленный источник на судоверфи. Без новых заказов на российских верфях "Газпрому" может не хватить судов под отечественным флагом для перевозки нефти и газа по СМП в случае подтверждения запасов на своих арктических проектах, полагает собеседник РБК.

По словам источника РБК в "Газпроме", сейчас компания использует для геологоразведки в Арктике суда исключительно под российским флагом, а из техники — только одну буровую установку, арендованную в Китае. Но, по-видимому, компания хочет подстраховаться в случае форс-мажора — тогда ей могут понадобиться и суда под иностранным флагом, и буровая техника, отмечает источник.

Эксперт WWF по СПГ для Арктической зоны Александр Климентьев сказал РБК, что при принятии изменений в Кодекс торгового мореплавания для перевода арктического флота для газа, нефти и угля под российский флаг не были учтены реальные возможности российского судостроения. "После получения исключения для НОВАТЭКа подобные обращения будут множиться. Передача полномочий по решению вопроса правительству решит эту проблему. Но исключения из правила по ограничению использования судов под иностранным флагом в Арктике целесообразно предоставлять до того, пока верфь "Звезда", производящая российские танкеры, не заработает в полную силу", — полагает аналитик.

Людмила Подобедова

 

 

Какие риски для России несет в себе сделка по приобретению активов крупнейшего игрока на рынке ресурсов.

"Российская газета"

Федеральная антимонопольная служба сообщила (и об этом можно прочесть в ряде СМИ), что до конца текущего года в Закон № ФЗ-57 об иностранных инвестициях в стратегические предприятия могут быть внесены изменения. Поправки позволят, в частности, одобрить сделку двух компаний: немецкой Uniper и финляндской Fortum. Судьба отношений иностранного бизнеса решается в России? По сути дела, да. Сделка еще не состоялась, но эксперты уже спорят о ее возможных последствиях, а также о том, каким образом она может повлиять на газовый проект "Северный поток-2".

Для начала немного истории. Германская компания E.ON, один из крупнейших в Европе игроков на рынке энергетики, в 2007 году приобрела контрольный пакет акций российского ОАО "ОГК-4". В июле 2011-го последнее было переименовано в ОАО "Э.ОН Россия", а в июне 2016-го — в ПАО "Юнипро".

С 1 января 2016 года из состава E.ON был выделен концерн Uniper, которому достались "углеводородные" активы, в том числе в России. Он получил подземные газовые хранилища в Германии, Австрии и Великобритании, что сделало его нашим стратегическим партнером. Эти резервуары "Газпром" использует в периоды обострения "газовых войн" с Украиной, заранее закачивая туда такие объемы газа, которые позволяют бесперебойно снабжать европейских потребителей.

Сама же E.ON взяла курс на развитие "чистой" энергетики в рамках проекта правительства Германии, известного как "энергетический поворот". Он предусматривает постепенный отказ от использования ископаемого углеводородного топлива и переход на возобновляемые источники энергии.

В состав "Юнипро" входят пять тепловых электростанций общей мощностью 11 235 МВт: Сургутская ГРЭС-2, Березовская ГРЭС в Красноярском крае, Шатурская ГРЭС в Подмосковье, Смоленская ГРЭС и Яйвинская ГРЭС в Пермском крае. Заметим, сама компания специализируется на производстве и продаже электро- и тепловой энергии. Почти 84% ее акций принадлежат компании Uniper.

И что важно еще. "Не просто получает от своих российских активов львиную долю прибыли, но и является акционером "Северного потока-2" (СП-2) и владельцем газовых хранилищ в Евросоюзе, — говорит известный экономист Михаил Хазин, академик Международной академии менеджмента. — Тех самых хранилищ, которые могут позволить "Газпрому" вести себя более независимо (то есть в интересах России) в вопросе о газовом транзите через Украину".

Активы Uniper несколько лет назад заинтересовали корпорацию Fortum, 52,4% капитала которой контролирует правительство Финляндии. Ее штаб-квартира расположена в финском городе Эспоо, но это — активный игрок российского рынка, крупный, авторитетный и влиятельный.

Российская компания "Фортум" входит в дивизион "Россия" корпорации Fortum. "Мы производим электрическую и тепловую энергию на восьми тепловых электростанциях, расположенных на Урале и в Западной Сибири", — так презентует себя эта организация.

"Начиная с 2017 года Fortum активно пытается поглотить Uniper, причем это поглощение на рынке расценивается исключительно как "враждебное" и "недружественное", — считает доктор экономических наук Никита Кричевский. — Fortum уже владеет 49,99% немецкой энергокомпании и хочет получить еще 20,5% акций. Уже есть договоренность о покупке такого пакета с миноритарными акционерами Uniper".

В начале октября 2019 года финская корпорация подтвердила: ею заключены соглашения о приобретении всех акций Uniper, принадлежащих инвестиционным фондам Elliott Management Corporation (Elliott) и Knight Vinke Energy Advisors Limited (Knight Vinke), а также их аффилированным лицам.

В совокупности эти акции составляют упомянутые 20,5% немецкой компании. Доля Fortum в капитале Uniper после завершения сделки может составить 70,5%, а общая сумма инвестиций, по данным финской корпорации, превысит 6,2 миллиарда евро.

"Я рад, что сегодня мы сделали этот важный шаг на пути к созданию лидера в энергетическом переходе Европы. Я убежден, что это создаст привлекательные возможности для обеих компаний и их сотрудников. Для акционеров Fortum сделка означает рост доходов", — заявил президент и главный исполнительный директор Fortum Пекка Лундмарк.

ерситета при правительстве РФ Игоря Юшкова, ничего существенного Россия от этой сделки не получит — просто одна иностранная компания покупает другую иностранную компанию.

"Экономических рисков здесь меньше, чем политических, — считает Игорь Юшков. — Fortum давно работает в России, это состоятельная компания, деньги у нее есть. Какого-то банкротства этой компании ожидать не стоит".

Так почему же "рядовая" сделка привлекла столько внимания экспертного сообщества и вынудила задуматься об изменении федерального законодательства?

"В составе российских компаний Uniper есть, в частности, магистральный водоканал на Сургутской ГРЭС-2, который в соответствии с российским законодательством относится к стратегическим активам как объект водоснабжения и очистки, — поясняет Никита Кричевский. — По Закону "О порядке осуществления иностранных инвестиций…" иностранные государства или иностранные компании с 50-процентным и более участием иностранного государства не могут владеть контрольным пакетом в российских стратегических компаниях".

Uniper является на 100 процентов негосударственным концерном и не подпадает под действие этого закона. А финской компании в данном случае мешает приобретать стратегически важные активы на территории нашей страны то, что она более чем на 50% является государственной. Вот почему роль России для проведения сделки стала очень важной, а ФАС превратилась в ключевое действующее лицо.

Сургутская ГРЭС-2 имеет статус естественной монополии. Она владеет не только станцией водоочистных сооружений, но и артезианскими скважинами. ГРЭС считается самым рентабельным активом "Юнипро". Компания Fortum подала в ФАС ходатайство на покупку доли в Uniper, но сделка "уперлась" в сургутский водоканал. Эксперты называют его вторичным активом, но по закону это — актив стратегический.

"Это попадает под ограничение 57-го закона (об иностранных инвестициях в стратегические предприятия. — прим. "РГ"), — сообщил журналистам глава ФАС Игорь Артемьев. — Нужно решить эту проблему в законодательстве с тем, чтобы, как я думаю, если доля этого вторичного актива не превышает 1% от совокупной стоимости актива, чтобы комиссия правительственная, которая работает по этому закону, могла дать временное разрешение приобрести больше контроля, отдать на аутсорсинг этот актив и затем вернуться в ту долю, которая ей полагается".

По словам главы ФАС, это "большой системный вопрос, который требует изменения закона". Однако эксперты видят риски для России в желании Fortum получить контрольный пакет Uniper. Учитывая политизацию энергетики в последние годы, их просто нельзя не учитывать. Например, Германия зарекомендовала себя на международной арене как последовательное государство.

"Именно Германия в отличие от финнов активнее всех в Европе жестко отбивает все попытки остановить "Северный поток-2". Uniper является основным лоббистом интересов "Газпрома" в Германии. Этим теперь будет заниматься финская компания?" — задается вопросом Никита Кричевский.

И действительно, Германия уже показала себя как надежный партнер России в строительстве газопровода "Северный поток-2" — того самого, который вызывает столько труднообъяснимой критики со стороны США.

"Мы видим, что под нажимом американцев государства с меньшей экономической мощью обладают и меньшим суверенитетом, поскольку они в большей степени прогибаются под давлением, — говорит Игорь Юшков. — Например, та же Дания, которая никак не может под тем же давлением американцев выдать какой-то ответ по строительству "Северного потока-2". Она не дает ни отказа, ни согласия на прокладку газопровода в своей акватории".

Припомнил эксперт и Болгарию, которая в свое время отказалась от строительства "Южного потока". По странному стечению обстоятельств это произошло после того, как страну посетила делегация американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном.
В то же время в июле 2019 года главный исполнительный директор концерна Uniper Андреас Ширенбек встретился с министром энергетики РФ Александром Новаком. Стороны обсудили текущие вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе ход строительства газопровода "Северный поток-2".

"В этой стране (Финляндии. — прим. "РГ") влияние "зеленых" становится все больше и больше, — указывает и еще на один нюанс Михаил Хазин. — Ну и не забудем, что "зеленые" — это видная часть либерального атлантического лобби, которое активно поддерживает любую русофобскую активность, в том числе украинскую".

О "зеленых" эксперт заговорил не просто так: Fortum позиционирует себя как ведущая компания в области экологически чистой энергетики. "Мы побуждаем потребителей и общество стать активными участниками изменений, цель которых — сделать мир более чистым", — говорится на сайте корпорации.

Означает ли это, что финны, купив немецкие активы, начнут наводить на российской земле свой порядок? То есть закрывать "углеводородные" предприятия и открывать энергетически "чистые"? Эксперты скептически относятся к такой возможности. Это ведь бизнес, и вряд ли кто-то начнет уничтожать активы, в которые вложены громадные средства. Но и гарантии, что случится наоборот, тоже нет.

По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергобезопасности Станислава Митраховича, если финны займут место Uniper в "Северном потоке-2", то проект будет дополнен еще одной страной-участником.

"Но скептики правы, есть и риски, — считает Станислав Митрахович. — Действительно, на долгосрочную перспективу Fortum будет двигаться к доминированию возобновляемой энергетики. И давить на него "зеленые" силы в Финляндии и в Европе определенно будут".

По его словам, это создает существенные риски для реализации и дальнейшей эксплуатации "СП-2". Большой бизнес зачастую идет рука об руку с большой политикой. Случаи с неопределившейся Данией или дрогнувшей Болгарией — не единичные примеры этого.

"Риск того, что финны откажутся от участия в "Северном потоке-2" под давлением США гораздо больше, чем в случае, если бы "Юнипро" владели бы немцы, — такое мнение выразил Игорь Юшков. — Нет, конечно, уверенности, что финны вот сейчас начнут "вставлять палки в колеса" и окажут какое-то влияние на "Северный поток-2". Такое необязательно, но риск того, что они поддадутся внешнему влиянию, гораздо больше, чем у немцев".

Есть и еще один принципиальный момент, который неожиданно вскрыла эта сделка. Федеральный закон можно изменить только одним способом: снять упомянутые выше ограничения для всех иностранных компаний, потому что снимать их конкретно для одной-двух компаний запрещено законодательством. Иначе возникнет риск того, что иностранные государства, учредив некие концерны и корпорации, ринутся в нашу страну, скупая стратегически важные и ценные активы.

"С моей точки зрения, это — создание крайне опасного прецедента, поскольку заведомо враждебные нашей стране силы получат и возможность влиять на нашу энергетику (например, закрывать наши угольные станции), и навязывать нам совершенно невыгодные работы по реструктуризации, и, наконец, смогут просто заблокировать и СП-2, и наш доступ к газовым хранилищам в ЕС, чем сильно ослабят нашу позицию в споре с Украиной о газовом транзите", — считает Михаил Хазин.

Иными словами, делать для единичных конкретных иностранных компаний исключение из общих правил нельзя, потому что тогда решение важных для России вопросов может переместиться из нашей страны за границу. Причем принимать эти решения формально будут даже не политики, а бизнесмены, например, члены совета директоров.

По мнению экспертов, основные правила изменять нельзя, иначе это подорвет доверие потенциальных инвесторов. А заключаются они в следующем: все инвесторы должны получать одинаково привлекательные условия и ко всем ним должны применяться одни и те же требования российского законодательства. Российским властям еще предстоит принять взвешенное решение, отвечающее интересам нашей страны.

Екатерина Некрасова

 

 

Развитие рынка нефтесервисных услуг пока сдерживает сделка ОПЕК+.

"Ведомости"

Российские нефтесервисные компании в 2018 г. получили на 3% больше выручки, чем годом ранее, — 1,45 трлн руб., пишут эксперты Deloitte и Центра стратегических разработок (ЦСР) в "Обзоре нефтесервисного рынка России — 2019". Основным драйвером роста рынка стало увеличение почти в 1,5 раза выручки от ремонта скважин. Этот сегмент вырос на 70 млрд руб. Спрос на разведочное и эксплуатационное бурение увеличился всего на 1,3% (6,6 млрд руб.). При этом отсутствие роста добычи и темпов бурения вызвано ухудшением условий добычи и ростом спроса на более дорогое горизонтальное бурение.

У "Роснефти" впервые количество новых горизонтальных скважин превысило 50% от общего фонда новых скважин, при этом удельная добыча на одну такую скважину в первом полугодии 2019 г. увеличилась на 15% до 5000 т. Выросло и количество скважин, использующих многостадийный гидроразрыв пласта, — до 33% от общего количества новых скважин.

Рост себестоимости добычи на 14% до $31 за 1 барр. в 2018 г., утверждают Deloitte и ЦСР, произошел из-за роста налогов почти на 40%, до $18 за 1 барр., в структуре себестоимости российской нефти.

"Последние годы рынок нефтесервисных услуг консолидировался, происходило это вокруг якорных крупных нефтедобывающих компаний", — говорит управляющий партнер консалтинговой компании Bright Денис Абакумов. Он считает, что предел консолидации достигнут. "Следующим циклом будет фокус на специализации и дроблении компаний. Это произойдет за счет появления новых технологий и узкоспециализированных цифровых решений, которые будут намного эффективнее работать в условиях раздельного сервиса", — считает Абакумов.

"Развитие рынка нефтесервисных услуг сдерживает сделка ОПЕК+", — напоминает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Он считает, что для поддержания текущей добычи, особенно на зрелых проектах, российским компаниям нужно активно бурить, поэтому общее количество пробуренных метров падает слабо. К примеру, у "Роснефти" в 2018 г. снизилось на 0,6%, пишет компания. "Газпром нефть" за первое полугодие этого года также рапортует об увеличении бурения на зрелых месторождениях. "В среднесрочной перспективе нефтесервисный рынок может вырасти за счет поддержанного правительством мегапроекта "Восток ойл" в Арктике, который, вероятно, увеличит спрос на бурение, что может привести не только к росту количества пробуренных скважин, но и к некоторому росту ставок", — полагает Маринченко. Рынок будет расти, уверен и аналитик АКРА Василий Танурков, но он считает, что рост будет в основном за счет старения месторождений и разбуривания этих участков для поддержания нефтеотдачи. Кроме того, выручку нефтесервисным компаниям обеспечит разработка более сложных месторождений.

Представители "Роснефти", "Газпром нефти", "Лукойла", "Сургутнефтегаза", "Татнефти" не ответили на запросы "Ведомостей".

Виталий Петлевой

 

 

Украина может предложить свой трубопровод для перекачки топлива между европейскими странами.

"Независимая газета"

Украина готовит новый иск к "Газпрому". Об этом сообщил исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. Так он отреагировал на закончившийся без результата четвертый раунд переговоров (Украина-ЕС-Россия) о транзите российского газа по украинской территории.

Через два месяца истечет срок действия 10-летнего контракта на транзит, заключенного в 2009 году. Второй подписанный в то же время контракт — на прямые поставки российского газа в Украину — не выполняется с ноября 2015 года. С тех пор "Нафтогаз" и "Газпром" судились в Стокгольмском арбитражном суде. Российская сторона доказывала, что Украина в предыдущие годы отказалась получать оговоренные в контракте объемы газа и не платила за них вопреки обязательствам. Киев пытался оспорить обязательность законтрактованных объемов, цену поставок, отдельно — условия транзита.

В декабре 2017 года "Нафтогаз" заявил, что выиграл арбитраж по поставкам газа, добившись уменьшения обязательных объемов. В феврале того же года украинская компания сообщила, что арбитраж удовлетворил требования "Нафтогаза" к "Газпрому" по иску на транзит газа. По результатам двух судебных решений, как подсчитала украинская сторона, "Газпром" должен был выплатить "Нафтогазу" 2,56 млрд долл. плюс пеня, в сумме — 2,8 млрд долл.

К настоящему моменту "Нафтогаз" подал иски в суды ряда стран, чтобы взыскать указанную сумму путем конфискации активов "Газпрома". В то же время в Стокгольмском арбитраже с 9 октября начались слушания по апелляции на решение 2017 года. Российская сторона ранее предложила Украине так называемый нулевой вариант, предполагающий отказ от всех судебных тяжб и претензий ради заключения новых контрактов. Глава "Газпрома" Алексей Миллер, по сообщению российских информагентств, заявил в ходе встречи с премьер-министром Дмитрием Медведевым: "Украинским партнерам, европейским партнерам наша позиция доказана: несомненно, к заключению нового контракта необходимо полностью урегулировать все судебные споры". По его словам, прежние судебные решения "внесли дисбаланс" в отношения между "Нафтогазом" и "Газпромом".

Начавшиеся весной с.г. трехсторонние переговоры о транзите российского газа по украинской территории (и, возможно, о возобновлении прямых поставок российского газа в Украину) теоретически должны были привести к заключению нового контракта. Но решения до сих пор нет. Замглавы Еврокомиссии Мирош Шефчович, представлявший европейскую сторону на переговорах, которые состоялись в понедельник в Брюсселе, заявил: "Я разочарован сегодняшним результатом, говорю это открыто. Я подготовил встречу так, что при наличии политической воли мог бы быть позитивный прогресс".

МИД Украины на своей странице в соцсети сообщил, что у Киева и ЕС — единая позиция: "Новый контракт должен быть долгосрочным и на значительный объем. Он должен быть заключен с новым оператором украинской газотранспортной системы (ГТС), который с 1 января 2020 года будет выведен из группы "Нафтогаз" (процесс анбандлинга). Отношения между оператором ГТС Украины и "Газпромом" должны отвечать требованиям европейского энергетического законодательства, которые Украина внедряет как член Энергетического сообщества".

Источники в Киеве сообщают, что предлагалось заключить контракт на 10 лет, в котором российская сторона обязалась бы транспортировать по территории Украины 60 млрд куб. м газа в год с возможностью увеличения объема еще на 30 млрд куб. м в год. Но осталось много вопросов, на которые нет публичного ответа, — о тарифах, о точке продажи газа европейским компаниям (на входе в Украину или на западной границе страны), о подписании нового контракта не с "Нафтогазом", как прежде, а с компанией — оператором ГТС.

Ранее предполагалось, что в состав этой компании войдут европейские структуры. Некоторые политические силы в Украине выступили против такого решения, поскольку считают, что ГТС окажется в руках иностранцев. Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев, комментируя состоявшиеся в Брюсселе переговоры, призвал Верховную раду поторопиться с решением вопросов об управлении ГТС. Он отметил, что в бельгийской столице отдельно состоялись российско-европейские переговоры, на которых украинская делегация не присутствовала. "Как мне сообщили источники из Еврокомиссии, среди аргументов "Газпрома" был один интересный тезис: "Наш проект (то есть Северный поток — 2) — не только чисто коммерческий, но и вполне проевропейский, потому что в нем есть европейские компании-партнеры. Мы готовы делиться доходами от транспортировки газа с вами". Коболев отметил, что украинской стороне нужно как можно скорее привлечь европейских партнеров к работе в качестве оператора ГТС: "Мы не можем проиграть конкурентную борьбу за европейских партнеров с "Газпромом".

Ранее министр энергетики РФ Александр Новак допустил, что пока решаются все вопросы, можно было бы "продлить договор по транзиту газа, который действует на сегодняшний день, на 2020 год". Он призвал к пакетному решению, которое включало бы "вопросы, касающиеся урегулирования судебных споров, которые на сегодняшний день являются важной составляющей взаимоотношений между "Газпромом" и украинскими партнерами. Это важный момент, чтобы с 2020 года реализация взаимоотношений была без тех споров, которые сегодня находятся в суде".

Но украинская сторона, вернувшись из Брюсселя, сообщила, что официальных предложений об урегулировании судебных споров не поступало. "Мы попросили прислать нам официальную копию на бумаге, чтобы мы не полагались на публикации в российских СМИ… Говорить о каких-либо "пакетных решениях всех проблем", включая вопросы погашения долга "Газпрома" (по решению Стокгольмского арбитража), до этого невозможно", — сказано в сообщении "Нафтогаза". Министр энергетики Украины Алексей Оржель в ходе пресс-конференции отметил, что вопрос о вынесенных ранее судебных вердиктах — "это будет отдельный разговор. Мы стоим на позиции защиты интересов Украины. Это не может быть односторонняя отмена решений арбитражей. В ближайшее время мы проведем консультации, которые приведут к определенным результатам".

В то же время исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко сообщил в соцсети, что компания начала готовить новый иск к "Газпрому". Вероятно, речь идет о тех претензиях, которые Витренко озвучивал раньше, — 11 млрд долл. в виде компенсации за потерю транзита. Украинская сторона считает вполне вероятным сценарием прекращение транспортировки газа по своей территории с 1 января 2020 года. Юрий Витренко в интервью "24 каналу" пояснил, из чего исходят в Киеве: "Если государство прибегает к военной агрессии, то оно будет готово прибегать и к экономической агрессии. Мы не должны быть наивными и думать, что Россия заинтересована в том, чтобы просто зарабатывать деньги, поддерживая и свою компанию, и давать зарабатывать Украине. Нам наивно было бы ожидать продолжения транзита газа через Украину".

Если контракт не будет подписан, то, по словам Витренко, ГТС будет использоваться иначе: "Есть новые технологии, например водород, используемый как механизм энергосбережения. Водород может быть той субстанцией, которая поможет сохранять для дальнейшего использования энергию, которая генерируется из возобновляемых источников — ветра или солнца, или энергию, которая генерируется на АЭС". Вторым вариантом использования газопроводов, по его словам, может стать создание газового моста между странами ЕС, "чтобы можно было, например, транспортировать газ из Румынии, где есть профицит, в такие страны, как Словакия, Польша или Молдова. Вопрос транспортировки газа в Молдову, кстати, будет актуальным и этой зимой, поскольку Молдова тоже останется без российского газа, если не будет транзита. Все эти возможности изучаются, использование их не является простым, но перспектива есть".

Что касается обеспечения газом самой Украины, то, по сообщению "Укртрансгаза", к началу отопительного сезона в подземных газовых хранилищах накоплен рекордный за последние 10 лет объем запасов: около 22 млрд куб. м (примерно 70% объема хранилищ). "Такие запасы гарантируют стабильное прохождение отопительного сезона", — заявили в "Нафтогазе".

Директор экономических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко сказал изданию "Сегодня": "Честно говоря, я бы на месте правительства не расслаблялся… Хотя и запасы газа серьезные, и в принципе осень достаточно теплая, но неизвестно, какой будет зима… В случае прерывания транзита газа "Газпромом" и нового витка газовой войны с 1 января 2020 года — проблемы могут возникнуть в феврале-марте достаточно серьезные". По словам эксперта, украинской стороне предстоит еще многое сделать для начала работы оператора ГТС: "А пока реформа затягивается, "Газпром" будет подталкивать Киев к тому, чтобы продлить действующий, невыгодный Украине транзитный контракт".

Следующий раунд трехсторонних переговоров в Брюсселе запланирован на вторую половину ноября.

Татьяна Ивженко

<< Октябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ