media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

30.11.2020

Госсовет Коми против отмены льгот на добычу сверхвязкой нефти.

Российская газета

Депутаты Госсовета Республики Коми (ГСРК) приняли обращение к Совету Федерации и Госдуме. Они просят рассмотреть вопрос о сохранении льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенным пошлинам для сверхвязкой и высоковязкой нефти.

Обращение связано с тем, что с января 2021 года намечена отмена отдельных понижающих коэффициентов к ставке НДПИ. Изменения затронут и проекты по добыче сверхвязкой и высоковязкой нефти. Также предусмотрена отмена льгот по ее экспортной пошлине.

В ГСРК предполагают, что отсутствие преференций не лучшим образом скажется на рентабельности добычи такой нефти. Предприятия задумаются о сокращении своих производственных и инвестиционных программ. Это может привести к потерям доходов бюджета. Объем извлекаемых запасов сверхвязкой нефти в РФ составляет около 2 млрд тонн. Из них более 15% приходится на Коми. По данному показателю республика — один из лидеров в стране. Социальная инфраструктура не только Коми, но и других нефтедобывающих регионов во многом зависит от нефтяной промышленности. Если отрасль испытывает трудности, это отражается на жизни всего региона.

В Коми доля сверхвязких нефтей в текущих извлекаемых запасах превышает 40%. Крупнейшими являются Ярегское и Усинское месторождения. На первом из них пробурено более 600 поверхностных и 1800 подземных горизонтальных скважин, построено 36 км горных выработок. Введены в строй мощные объекты парогенерации, сбора, подготовки и транспортировки сверхвязкой нефти. Вложения в Ярегское месторождение превысили 100 млрд рублей. Сумма инвестиций на Усинском месторождении оценивается более чем в 80 млрд рублей.

Многие эксперты считают, что успешной реализация этих проектов стала благодаря пониженной ставке НДПИ для вязкой нефти. Первые стимулы нефтяникам государство дало в 2007 году, когда была введена нулевая ставка НДПИ. Технология добычи сверхвязкой нефти довольно сложная и требует солидных инвестиций, что и было учтено 13 лет назад. На тот момент основным сдерживающим фактором считалось "отсутствие апробированных высокоэффективных технологий добычи и оптимальных способов транспортировки и переработки сырья".

Внедрение таких технологий невозможно без значительных затрат. В то же время специалисты говорят, что извлечение углеводородов возможно только при снижении вязкости до уровня традиционных нефтей. Для этого нужно строить дорогостоящие шахты, бурить горизонтальные эксплуатационные и паронагнетательные скважины, монтировать парогенераторы и паропроводы — словом, нужно вкладываться...

Высвободившиеся от введения нулевой ставки НДПИ средства предприятия вложили в инновационные технологии. Но рентабельной промразработка таких месторождений быстро стать не могла. Потребовались допвливания. Новым шагом государства стало введение в 2012 году льготной ставки экспортной пошлины на сверхвязкую нефть с коэффициентом 0,1. Вскоре разработка технологий была завершена, проекты заработали. Мультипликативный эффект для экономики страны составил порядка 0,9 трлн руб., в том числе за счет роста налоговых поступлений и создания рабочих мест. В ГСРК считают, что инвестиционная привлекательность региона заметно повысилась. Практически решены были проблемы импортозамещения на объектах разработки, то есть развитие получили и смежные отрасли. Добыча сверхвязких нефтей производится двумя основными способами: парогравитационным дренированием и термошахтным методом. Последний применяется только в России, на Ярегском месторождении. Не зря, значит, вкладывали силы и деньги, а преференции дали ожидаемый эффект.

Именно льготы, так сказано в обращении депутатов, "в сочетании с инновационными решениями и позволили приступить к интенсивной реализации проектов по разработке месторождений сверхвязких нефтей". Поэтому их предполагаемая отмена дает повод для размышлений.

"Дальнейшая разработка данной категории запасов станет просто нерентабельной, — такое мнение выразил председатель Госсовета Коми Сергей Усачев. — Во-первых, это приведет к сокращению добычи нефти, консервации действующих скважин и отказу от бурения новых, вследствие чего — к сокращению производственных и инвестиционных программ предприятий. Во-вторых, это повлияет на количество рабочих мест в нефтяной отрасли и других смежных отраслях, а также снизит объемы как региональных и местных, так и федеральных налогов".

Расчеты показали, что после вступления изменений в силу поступления в бюджет Коми по налогу на прибыль организаций снизятся на 7,8 млрд рублей. Предрекают отрасли и падение эффективности разработок месторождений до 10 раз. Это существенно затормозит социально-экономическое развитие региона, финансирование соцсферы, возможно, придется сокращать.

По мнению депутата из Ухты Вячеслава Завальнева, из-за отмены льгот в сложном положении может оказаться поселок Ярега, который является монотерриторией. Большая часть местных жителей попросту может лишиться работы, и они с тревогой следят за происходящим. "Это важный для нас вопрос, и мы просим его поддержать", — сказал депутат.

Мировой опыт показывает, что для выхода на рентабельную добычу сверхвязкой нефти требуется много времени и инвестиций. Однако вложения оправдывают себя. Канада и Венесуэла в лице таких проектов получили стабильный источник госдоходов. Вот почему в Коми считают, что с отменой льгот на добычу сверхвязкой нефти стоит подождать — отрасль только встает на ноги после пандемии.

Павел Арсеньев

 

 

Главное — осознать, что переход на зеленую энергетику неизбежен.

Ведомости

Кризис углеводородной энергетики все заметнее — мировое сообщество, похоже, решило взяться за водородную энергетику всерьез. Тренд на декарбонизацию выводит на первый план водород, который позволяет минимизировать выбросы СО2. Россия является активным экспортером сырья и продукции на зарубежные рынки, и во избежание угроз трансграничных налогов при поставках продукции в Европейский союз нам придется следовать стандарту чистого производства.

Главное здесь — осознание того, что переход на зеленую энергетику неизбежен. Необходим транзит от ископаемого топлива к энергии от ВИЭ, аккумулирование этой энергии в виде водорода в качестве емкого и универсального топлива. Сделав это своевременно, мы сможем создать основу для безуглеродной энергетики и, как следствие, прийти к промышленному производству с высокой научной составляющей.

С принятием в 2020 г. плана развития водородной энергетики до 2024 г. Россия наконец вступила в "большую водородную гонку". Документ предполагает проекты строительства установок, производящих водород без выбросов СО2, создание газовых турбин и железнодорожного транспорта на метано-водородном топливе. Ответственными за водородную революцию государством назначены "Росатом" и "Газпром", которые начинают налаживать процесс генерации водорода в масштабах страны.

Несмотря на замедленную реакцию на водородные тренды, Россия имеет хорошую научную базу в данной области — сказывается советский опыт. Вопрос лишь в стратегии технологического развития. Пока мы используем способ электролиза воды. Он самый чистый, но не слишком эффективный. Другой способ — это паровая конверсия метана, запасы которого в стране огромны. Начать можно с него — для отработки технологии транспортировки водорода. Однако паровая конверсия дает значительный углеродный след, поэтому следующим этапом развития должно стать использование высокотемпературного газоохлаждающего реактора. В этом случае используется меньше метана и, таким образом, получается более экологичный водород. У нас есть все для того, чтобы не отстать от лидеров индустрии, а может, и перегнать их. Разработать генератор водорода с минимальным выбросом CO2 мы можем — "Росатом" для этого уже практически все сделал.

Однако ничего не получится и без развития логистики — потребуется разработать и производить современные баллоны для перевозки водорода, спроектировать пути транспортировки, определить, кто будет первичным пользователем. Нужен четкий план действий с перспективой на 5-10 лет, и важно не потерять время. У нас есть возможности "догнать и перегнать", но пока нет жесткой мотивации. С введением пошлин она еще как появится. К тому же кроме кнута есть и пряник: согласно "Водородной стратегии для климатически нейтральной Европы", опубликованной ЕС в этом году, уже к 2030 г. потребуется 40 ГВт электролизеров для экспорта в Евросоюз из соседних стран, в том числе из России.

Важно понимать, что водородное топливо — это не новинка. Мы используем его в космосе, химической промышленности и других отраслях, но в незначительных объемах. Водород — это инструмент, который позволяет аккумулировать электрическую чистую возобновляемую энергию. Для широкой общественности развитие водородной энергетики будет заметно на транспортных средствах, оно уже влияет на индустрию электромобилей. Водородные автомобили — это тоже электромобили, и именно они смогут поддержать тренд на снижение выбросов CO2. Если Европа уже переходит на аккумуляторные батареи, то следующий шаг — это именно водород: вместо больших аккумуляторных батарей в зеленой энергетике будут использоваться электролизеры. В моменты спада потребления электроэнергии ее будут накапливать, преобразовывая излишки в водород. Использование водорода в качестве топлива очень важно в первую очередь для транспортных средств с большим пробегом — от 500 до 1000 км на одной заправке. Это прежде всего магистральные грузовики и автобусы, а также электровозы и маневровые тепловозы, работающие на неэлектрифицированных участках дорог.

Перемены необходимы — все факты налицо. И Россия, похоже, решила не выбирать собственный особый путь энергетической революции, логично отдав предпочтение водороду. Но важно, чтобы правительственные инициативы не остались лишь на бумаге. Поддержка частных компаний, работающих с экологической тематикой, позволит стимулировать переход на водородную энергетику не "сверху", а естественным образом. Ведь только комплексные меры помогут изменить рынок, позволив избежать роли энергетического аутсайдера и экологического диссидента.

Сергей Иванов, генеральный директор инжиниринговой группы Drive Electro

 

 

Добытые пробы скважин Карского моря позволят прогнозировать расположение месторождений региона.

Известия

Впервые в истории геологических исследований в стране "Роснефть" пробурила малоглубинные скважины на севере Карского моря. Многолетняя научная работа компании в арктическом регионе стратегически важна в масштабах всей страны, считают опрошенные "Известиями" эксперты. Также в 2020 году "Роснефть" получила десятки патентов на микробные препараты по утилизации нефтепродуктов в условиях морской среды и холодного климата. Это особенно ценно для дальнейшей разработки сырьевых богатств Арктики и обеспечения экологической безопасности в регионе, заявляют специалисты.

Научная ценность

"Роснефть" ведет исследования в Арктике с 2012 года. Это самая масштабная программа изучения региона с советских времен. В ходе более 20 научных экспедиций по всему побережью Северного Ледовитого океана проводились исследования ледников и айсбергов, морской и прибрежной зон, редких видов животных и птиц, рассказали в компании. А геологические и экологические исследования 2020 года позволят уточнить перспективы освоения Северо-Карского региона.

В этом году у компании был самый длинный полевой сезон, рассказал директор департамента научно-технического развития и инноваций "Роснефти" Александр Пашали. В сентябре-ноябре 2020-го компания совместно с негосударственным институтом развития "Иннопрактика" впервые в истории геологических исследований арктического шельфа России пробурила малоглубинные скважины на севере Карского моря. Для этого буровое судно "Бавенит" оснастили долотами для бурения скального грунта. Одновременно с буровым работало геофизическое судно. Поэтому можно было оперативно менять оптимальное положение точек строительства скважин, отметили в компании.

Экспедиция отобрала керн (пробы) со всех целевых горизонтов Северо-Карского осадочного бассейна. В "Роснефти" подчеркнули, что это уникальный материал.

Это важный шаг в исследовании региона, пробы позволят построить его геологическую модель и позднее делать точные прогнозы о расположении нефтегазовых месторождений, отметил глава "ИнфоТЭК Терминал" Рустам Танкаев.

Сейчас компания "Иннопрактика" на базе геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова ведет лабораторные исследования отобранного керна. Когда работа будет закончена, специалисты составят достоверную геологическую модель Северо-Карского региона.

— Потенциал этих работ очень велик. В этом году в Карском море получен самый северный керн, исследования которого будут вестись в течение ближайшего года. В 2021 году аналогичные исследования продолжатся на участках в море Лаптевых, — рассказал директор по исследованиям и разработкам "Иннопрактики" Владимир Лакеев.

Экологическая безопасность

"Роснефть" совместно с "Иннопрактикой" и биологическим факультетом МГУ в этом году также продолжили работу по созданию микробного препарата для утилизации нефтяных загрязнений. Он решит проблему утилизации углеводородов в приполярных широтах.

— В ходе совместных научно-исследовательских работ получено 39 патентов на микробные препараты и психрофильные штаммы микроорганизмов с показанной эффективностью утилизации нефтепродуктов в условиях морской среды и холодного климата, — сообщили в "Роснефти".

В компании отметили, что это принципиально выделяет препарат среди других подобных разработок, не рассчитанных на минусовые температуры. Средство планируют создать до конца 2023 года.

Подобными разработками "Роснефть" демонстрирует высокую экологическую ответственность, считает руководитель Российского экологического общества Рашид Исмаилов.

— В наши дни именно активность компаний в решении вопросов экологической безопасности может говорить об их лидерстве в отрасли. В арктической зоне из-за особенностей климата особенно высока сложность использования новых технологий, а разработка препаратов по утилизации нефтепродуктов — важное достижение, — сказал эколог.

Как отметили в "Роснефти", специалисты Арктического научного центра компании совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и Центром морских исследований МГУ в 2020 году также провели экспедицию по изучению атлантического подвида моржа и белого медведя, занесенных в Красную книгу. Кроме того, в сфере исследований "Роснефти" — популяции белой чайки и дикого северного оленя. До конца этого года компания планирует завершить полевые исследования дикого северного оленя, добавили там.

— Фактически "Роснефть" сегодня является главным драйвером экологического и геологического изучения Арктики. Объемы проделанной работы в этом году огромны, — отметил Рустам Танкаев.

Эксперт напомнил, что с советских времен программы изучения и развития Арктики были свернуты. При этом треть территорий России находится на арктическом шельфе, в этих местах огромные объемы полезных ископаемых. Развитие региона стратегически важно для страны, заключил он.

Валерий Воронов

<< Ноябрь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ