Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

31.01.2018

Варшава не оставляет попыток осложнить строительство газопровода.

"Ведомости"

Польша предлагает Еврокомиссии поскорее принять поправки в Газовую директиву (2009/73/EC). Они предусматривают распространение европейских норм регулирования на газопроводы из третьих стран. Комментарии на проект поправок были переданы Польшей в Еврокомиссию в январе. "Ведомости" ознакомились с копией документа. Его подлинность подтвердил европейский чиновник.

Ситуация, когда "отдельные газопроводы из третьих стран действуют за пределами энергетического права ЕС, является пагубной и дискриминационной", говорится в документе. Аргументы против распространения норм Третьего энергопакета на морские газопроводы "носят чисто политический характер", "юридических препятствий для этого нет", считает Польша и предлагает рассматривать поправки в Газовую директиву "без неоправданной задержки". Представитель Еврокомиссии отказался от комментариев. В министерстве энергетики Польши не ответили на запрос "Ведомостей".

Комментарии польской стороны стали продолжением споров вокруг возможных изменений в европейское энергетическое законодательство. Проект поправок в Газовую директиву, представленный Еврокомиссией 8 ноября, должен создать правовую базу для экстерриториального распространения норм Третьего энергопакета на входящие в Европу морские газопроводы из третьих стран. Утверждение поправок даст Еврокомиссии основания требовать от этих проектов разделения функций поставщика и транзитера или допуска к трубе третьих сторон. Формально еврокомиссары не связывают подготовку законопроекта с планами "Газпрома" по строительству "Северного потока — 2". Но поправки могут коснуться именно этой трубы, так как для всех уже действующих газопроводов европейские чиновники готовы заранее сделать исключение.

"Еврокомиссия надеется до конца года принять поправки к Газовой директиве, а затем возобновить процесс получения мандата на переговоры с Россией по газопроводу "Северный поток — 2", — передал "Интерфакс" слова руководителя отдела по внутренним энергетическим рынкам генерального директората по энергетике Еврокомиссии Клауса-Дитера Борхардта.

Но далеко не все европейские страны готовы поддержать новый документ. Ранее юридическое заключение на проект поправок представила Германия. Она нашла его "неприменимым ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права". "Ряд стран, в том числе Германия и Австрия, настаивают на детальном анализе возможных последствий изменения Газовой директивы, — говорит европейский чиновник. — Многие пока воздерживаются от оценок".

Польша последовательно пытается блокировать любые инициативы "Газпрома", которые могут привести к изменению маршрутов и увеличению транзита российского газа в Европу. Из-за сопротивления польской стороны в 2014 г. был объявлен закрытым проект трубы Ямал — Европа — 2 через Белоруссию и Польшу мощностью 15 млрд куб. м в год. В 2016 г. польский антимонопольный регулятор UOKiK отказал "Газпрому" в создании консорциума с пятью европейскими компаниями для строительства "Северного потока — 2" (55 млрд куб. м год). В конце 2016 г. польская PGNiG и правительство Польши через суд запретили "Газпрому" доступ к части мощностей (14,6 млрд куб. м в год) сухопутного продолжения "Северного потока" — газопровода OPAL. Запрет удалось снять лишь в августе 2017 г.

Сейчас у "Газпрома" есть три варианта поставки газа в Европу: "Северный поток", Ямал — Европа (через Болгарию и Польшу) и через Украину и далее в Словакию. Первые два стабильно загружены выше проектной мощности, остальное качается через Украину. К концу 2019 г. "Газпром" рассчитывает построить "Северный поток — 2" и "Турецкий поток". Они увеличат экспортные мощности компании на 86,5 млрд куб. м газа. При этом контракты на поставку газа в Польшу и транзит через территорию страны заканчиваются в 2022 и 2020 гг. соответственно. Условия первого страну не устраивают. "Поставки газа в Польшу осуществляются по куда более высоким ценам, чем в Германию, хотя мы ближе", — сообщал летом прошлого года "Коммерсанту" министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Рассматривать продление транзитного контракта Польша готова "при условии, что цена нас заинтересует", уточнял он.

Борясь с инфраструктурными проектами "Газпрома", Польша преследует в первую очередь собственные интересы, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Строительство "Газпромом" новых экспортных трубопроводов ставит под угрозу не только транзит российского газа через Украину, теоретически он может привести к уменьшению транзита и через территорию Польши, — говорит Маринченко. — Это, в свою очередь, может ухудшить переговорную позицию польской PGNiG по цене на закупаемый у "Газпрома" газ, а также делает менее вероятной возможность существенного пересмотра ставок за транзит".

Принятие же поправок в Газовую директиву может поставить под вопрос судьбу проекта "Северный поток — 2", считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Впрочем, он не уверен, что поправки будут приняты. Они противоречат юридическим практикам Евросоюза, здравому смыслу и интересам ЕС в развитии конкурентного газового рынка, полагает Гривач.

Артур Топорков, Виталий Петлевой

<< Январь, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ