Польша предлагает Еврокомиссии поскорее принять поправки в Газовую директиву (2009/73/EC). Они предусматривают распространение европейских норм регулирования на газопроводы из третьих стран. Комментарии на проект поправок были переданы Польшей в Еврокомиссию в январе. "Ведомости" ознакомились с копией документа. Его подлинность подтвердил европейский чиновник.
Ситуация, когда "отдельные газопроводы из третьих стран действуют за пределами энергетического права ЕС, является пагубной и дискриминационной", говорится в документе. Аргументы против распространения норм Третьего энергопакета на морские газопроводы "носят чисто политический характер", "юридических препятствий для этого нет", считает Польша и предлагает рассматривать поправки в Газовую директиву "без неоправданной задержки". Представитель Еврокомиссии отказался от комментариев. В министерстве энергетики Польши не ответили на запрос "Ведомостей".
Комментарии польской стороны стали продолжением споров вокруг возможных изменений в европейское энергетическое законодательство. Проект поправок в Газовую директиву, представленный Еврокомиссией 8 ноября, должен создать правовую базу для экстерриториального распространения норм Третьего энергопакета на входящие в Европу морские газопроводы из третьих стран. Утверждение поправок даст Еврокомиссии основания требовать от этих проектов разделения функций поставщика и транзитера или допуска к трубе третьих сторон. Формально еврокомиссары не связывают подготовку законопроекта с планами "Газпрома" по строительству "Северного потока — 2". Но поправки могут коснуться именно этой трубы, так как для всех уже действующих газопроводов европейские чиновники готовы заранее сделать исключение.
"Еврокомиссия надеется до конца года принять поправки к Газовой директиве, а затем возобновить процесс получения мандата на переговоры с Россией по газопроводу "Северный поток — 2", — передал "Интерфакс" слова руководителя отдела по внутренним энергетическим рынкам генерального директората по энергетике Еврокомиссии Клауса-Дитера Борхардта.
Но далеко не все европейские страны готовы поддержать новый документ. Ранее юридическое заключение на проект поправок представила Германия. Она нашла его "неприменимым ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права". "Ряд стран, в том числе Германия и Австрия, настаивают на детальном анализе возможных последствий изменения Газовой директивы, — говорит европейский чиновник. — Многие пока воздерживаются от оценок".
Польша последовательно пытается блокировать любые инициативы "Газпрома", которые могут привести к изменению маршрутов и увеличению транзита российского газа в Европу. Из-за сопротивления польской стороны в 2014 г. был объявлен закрытым проект трубы Ямал — Европа — 2 через Белоруссию и Польшу мощностью 15 млрд куб. м в год. В 2016 г. польский антимонопольный регулятор UOKiK отказал "Газпрому" в создании консорциума с пятью европейскими компаниями для строительства "Северного потока — 2" (55 млрд куб. м год). В конце 2016 г. польская PGNiG и правительство Польши через суд запретили "Газпрому" доступ к части мощностей (14,6 млрд куб. м в год) сухопутного продолжения "Северного потока" — газопровода OPAL. Запрет удалось снять лишь в августе 2017 г.
Сейчас у "Газпрома" есть три варианта поставки газа в Европу: "Северный поток", Ямал — Европа (через Болгарию и Польшу) и через Украину и далее в Словакию. Первые два стабильно загружены выше проектной мощности, остальное качается через Украину. К концу 2019 г. "Газпром" рассчитывает построить "Северный поток — 2" и "Турецкий поток". Они увеличат экспортные мощности компании на 86,5 млрд куб. м газа. При этом контракты на поставку газа в Польшу и транзит через территорию страны заканчиваются в 2022 и 2020 гг. соответственно. Условия первого страну не устраивают. "Поставки газа в Польшу осуществляются по куда более высоким ценам, чем в Германию, хотя мы ближе", — сообщал летом прошлого года "Коммерсанту" министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Рассматривать продление транзитного контракта Польша готова "при условии, что цена нас заинтересует", уточнял он.
Борясь с инфраструктурными проектами "Газпрома", Польша преследует в первую очередь собственные интересы, предполагает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. "Строительство "Газпромом" новых экспортных трубопроводов ставит под угрозу не только транзит российского газа через Украину, теоретически он может привести к уменьшению транзита и через территорию Польши, — говорит Маринченко. — Это, в свою очередь, может ухудшить переговорную позицию польской PGNiG по цене на закупаемый у "Газпрома" газ, а также делает менее вероятной возможность существенного пересмотра ставок за транзит".
Принятие же поправок в Газовую директиву может поставить под вопрос судьбу проекта "Северный поток — 2", считает замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Впрочем, он не уверен, что поправки будут приняты. Они противоречат юридическим практикам Евросоюза, здравому смыслу и интересам ЕС в развитии конкурентного газового рынка, полагает Гривач.
Артур Топорков, Виталий Петлевой