Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

31.05.2017

Туркменистан не идет на уступки Ирану по вопросам газоснабжения.

"Независимая газета"

Газовый спор между Ираном и Туркменистаном ужесточается. Тегеран предлагает Ашхабаду снизить цену на газ и возобновить поставки, угрожая в противном случае судом. Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов требует сначала погасить долг за поставленный газ и лишь после этого готов обсудить нюансы сотрудничества. Эксперты считают, что у Ашхабада одной проблемой становится больше.

Если Туркменистан не согласится принять условия Ирана, то Исламская Республика обратится в Международный арбитражный суд с иском, касающимся сокращения объемов подачи газа туркменской стороной минувшей зимой. С таким заявлением выступил в понедельник исполнительный директор National Iranian Gas Company (NIGC) Хамид Реза Араки. Ашхабад с 1 января 2017 года прекратил поставки топлива в северные провинции Ирана. Араки, как сообщает агентство IRNA, заявил, что документы для подачи в суд подготовлены и Ашхабад поставлен в известность. Иран составил против Туркменистана три кейса: по цене поставляемого в Иран газа; по ущербу, нанесенному иранской стороне в связи с прекращением подачи газа в зимнее время;  относительно неудовлетворительного качества газа. Тегеран рассчитывает на успех. Официальный Ашхабад молчит. Единственное заявление было сделано в январе нынешнего года. В нем МИД Туркменистана объяснил, что прекращение поставок газа связано с накопившейся у NIGC задолженностью.

Напомним, что конфликт между "Туркменгазом" и NIGC начался после того, как туркменская сторона потребовала от Ирана погасить долг в размере  2 млрд долл. Задолженность образовалась в период 2007-2008 годов, когда из-за аномальных холодов в своих северных провинциях Иран был вынужден увеличить количество закупаемого в Туркменистане газа. При этом туркменская сторона повысила и цену сверх оговоренных в контракте. Если законтрактованный газ поставлялся по цене 40 долл. за 1 тыс. куб. м, то цену на дополнительные объемы Ашхабад взвинтил до 360 долл. Иранская сторона долг признает, но не в таком масштабе. Тем более что все эти годы Тегеран расплачивался с Ашхабадом по бартеру: поставками промышленного и энергетического оборудования, транспортными средствами и сельскохозяйственной продукцией.

"В заявлении исполнительного директора NIGC Хамида Резы Араки о передаче материалов спора в Международный арбитражный суд нет ничего сенсационного. Спор между Ираном и Туркменистаном принял затяжной характер, в определенной степени он политизирован, как и многое другое, что связано с туркменским экспортом", — сказал "НГ" исполнительный директор АНО "ЦПТ "ПолитКонтакт" Андрей Медведев. По его мнению, Ирану не стоит быть слишком оптимистичным по будущему решению суда, так как Туркменистан не является участником Нью-Йоркской конвенции по признанию иностранных арбитражных решений. "В газовом вопросе между Туркменистаном и Ираном много подводных камней, например, когда в общем объеме поставляемого по газопроводу природного газа одновременно находятся два разных товара: так называемые инвестиционный и товарный газ. Их стоимость может серьезно отличаться. Что и произошло в данном случае", — сказал Медведев.

По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, газовые поставки из Туркменистана в Иран с точки зрения туркменских интересов изначально осуществлялись без учета меняющейся ситуации вокруг туркменского газового экспорта. "В 1997 году, когда открывался магистральный газопровод Корпедже — Курт-Куи, основным потребителем туркменского газа являлся "Газпром", ежегодные торги по цене носили больше тактический, не особо принципиальный характер, поскольку общий уровень мировых цен на газ вполне позволял  Ашхабаду и Москве удовлетворять свои запросы на прибыль. О китайском направлении экспорта тогда речи не шло. И туркменскую сторону вполне устраивало иранское направление как по количественным характеристикам, так и по существу сделки — бартерные поставки иранской продукции в обмен на газ", — сказал "НГ" Александр Князев. По мнению эксперта, ситуация принципиально изменилась после того, как "Газпром" стал резко снижать объемы закупок, а затем и вовсе их прекратил. "К этому времени подоспели китайские контракты, но их содержание оказалось "с двойным дном", живых денег они не принесли даже при нынешних низких ценах, поскольку "газовые деньги" идут на покрытие китайских же кредитов, потраченных на обустройство месторождений и всей иной инфраструктуры газодобычи. Этих денег даже не хватает. Уже около двух лет в различных судах рассматриваются иски китайских кредиторов по долгам "Туркменгаза". В определенной мере усугубляет для Туркменистана эту ситуацию и позиционирование Узбекистана и Казахстана не как просто транзитных стран для туркменского газа, но как полноправных поставщиков в Китай газа с собственных месторождений по тем же трубопроводам. Вероятно, этой ситуацией объясняется настойчивое желание Ашхабада перевести отношения с Тегераном из товарного измерения в денежное", — отметил эксперт. Однако, по словам Князева, для Ирана весь смысл поставок газа из Туркменистана изначально состоял лишь в том, чтобы удовлетворить небольшие потребности на северо-западе страны и заодно, пусть и не глобально, войти на туркменский товарный рынок. На протяжении многих лет было много случаев срыва поставок газа, и сегодня иранская сторона вынужденно создала инфраструктуру по обеспечению своих северо-западных провинций собственным газом.

"Иран практически не зависит от туркменского газа, а потому менять условия контрактов Тегеран не захочет. Это одна сторона проблемы. Другая же состоит в чрезмерной политизации вопроса туркменским руководством. Поддаваясь на посулы США и ЕС, Ашхабад делает ставки на проекты, изначально противоречащие интересам Ирана — Транскаспийский газопровод (по дну Каспия) и ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Первый, кстати, создает конфликтную ситуацию с Россией. При этом в Ашхабаде ведут себя вне категорий реальной политики, не понимая, что помимо мифических денег за экспорт газа по этим направлениям это создаст серьезные проблемы Туркменистану. Вплоть до блокады региональными странами", — сказал Князев.

Виктория Панфилова

 

 

"Взгляд"

Москва ожидает от Брюсселя железобетонных гарантий по реализации второй нитки проекта газопровода "Турецкий поток", чтобы не повторился печальный опыт "Южного потока". Такое заявление сделал замглавы МИД России Алексей Мешков.

"Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь, в первую очередь, идет о проекте "Северный поток — 2". Неясности со стороны Еврокомиссии в отношении второй нитки газопровода "Турецкий поток", которая будет ориентирована на потребителей Южной и Юго-Восточной Европы. Чтобы не повторялся печальный опыт "Южного потока", мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта", — цитирует Мешкова РИА "Новости".

Россия начала поторапливать Европу с решением по "Турецкому потоку", потому что проект уже стартовал. В начале мая Газпром начал прокладку морского участка. В порт Анапы сначала прибыло судно-трубоукладчик Audacia, а во вторник турецкие СМИ написали об идущем к нему на помощь крупнейшем судне-трубоукладчике Spirit.

С первой ниткой "Турецкого потока" мощностью 15,75 млрд кубометров все ясно. Она предназначена для обеспечения внутреннего турецкого рынка, все документы подписаны. Однако вторая нитка такой же мощностью предназначается для европейских потребителей. Предполагается, что Газпром будет доставлять газ европейцам на границе Турции и Греции (далее на юг Италии). Однако на прошлой неделе стало понятно, что варианты поставки газа по южному маршруту для европейских покупателей еще обсуждаются.

Тогда премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Россия ведет переговоры с некоторыми европейскими странами о том, где лучше разместить точку входа второй нитки трубы. Есть разные предложения, переговоры ведутся с целым рядом европейских государств: это и Греция, и Болгария, развитие может быть разное, сказал Медведев. Он особо подчеркнул, что при принятии решения по точке входа второй нитки "Турецкого потока" Россия будет ориентироваться на экономические, а не политические факторы. При этом принятие решения находится полностью в ведении стран ЕС, Россия не будет никому навязывать этот газопровод, подчеркнул российский премьер.

"Мы уже давно нашим европейским партнерам намекали, а теперь перешли к прямому разговору о том, что пора уже решать, с кем дальше Европа сотрудничает, — говорит доцент высшей школы РАНХиГС, старший научный сотрудник сектора энергетической политики ИЭ РАН Иван Капитонов. — Как труба будет проходить по южному маршруту? Ведь со стороны Европы по-прежнему неопределенность. Плюс проект "Северного потока — 2" пока не движется. Ведь нам тоже необходимо определяться, например, с месторождениями, с которых будет идти газ, кто и сколько будет покупать ресурсов".

И простого обещания, по его мнению, России уже будет недостаточно. "Обещать не значит жениться, и мы с Европой это уже проходили. Поэтому пусть ЕС предоставляет письменные гарантии, например, в форме соглашения о намерениях или договора на строительство", — добавляет эксперт.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что Россия ведет закрытые переговоры с Европой о вариантах южного маршрута. Одним из таких вариантов является восстановление старого маршрута "Южного потока". То есть одна ветка из Черного моря пойдет в Турцию для турецких потребителей, а вторая — сразу в Болгарию без захода в Турцию (усеченный "Южный поток"). Это выгодно всем, кроме самой Турции.

Особых гарантий для прокладки второй нитки "Турецкого потока" до границы с Грецией не нужно. А вот гарантии того, что ЕС не будет мешать строительству трубы мощностью 15 млрд кубов напрямую в Болгарию и далее по старому маршруту до Австрии, еще как нужны.

"Этот вариант был бы оптимальным для всех. У Европы с Турцией сейчас негативные отношения, у нас с Турцией тоже нестабильные отношения — то помидорные, то зерновые войны. Поэтому в долгосрочной перспективе никто не хочет стать еще более зависимым от Турции. Зачем заходить специально на юг, чтобы получить дополнительного транзитера, который еще и так себя ведет", — считает Юшков.

"К тому же, Турция и так станет транзитером азербайджанского газа. Если дать ей возможность решать еще и судьбу доставки российского газа в Европу, то Брюссель попадет в очень сильную зависимость от Анкары, как сегодня Россия зависит от транзита Украины", — говорит Юшков.

Для России труба через Болгарию, а не через Турцию и Грецию, тоже выгодна. В этом случае не надо менять во всех долгосрочных договорах с европейцами точку входа российского газа. Во-вторых, не надо будет конкурировать с азербайджанским газом. Плюс распределить из Болгарии российский газ по имеющейся инфраструктуре по всем странам Южной и Юго-Восточной Европы будет легче, чем из Греции.

Но чтобы решиться на такой выгодный для всех шаг, России нужны стопроцентные гарантии Брюсселя — чтобы не повторилась история с "Южным потоком". Тогда под угрозами ЕК и после переговоров с американцами болгары просто разорвали все уже заключенные договоры и проект был закрыт.

"По сути, Россия требует гарантии того, что Брюссель будет самостоятельным в этом вопросе. А когда Брюссель даст добро, переговоры вернутся в двусторонний формат переговоров России и Болгарии. Технические детали проекта уже давно были проработаны", — говорит Юшков.

"Если Туск (председатель Евросовета Дональд) и Еврокомиссия сделают общее заявление или выпустят меморандум о том, что они поддерживают проект в южном направлении, этого будет достаточно. Нужно хотя бы что-то, на что можно ссылаться. Какой формат будет иметь — не играет большой роли", — рассуждает собеседник.

Официально версия о возрождении "Южного потока" пока не озвучивается, однако ее точно рассматривают как наиболее выгодную. "Хотя в межправсоглашении с Турцией фигурирует вторая нитка "Турецкого потока", но это не обязывающий пункт. В то же время Газпром сейчас нанял трубоукладчика, который начал работать для первой нитки, но для второй нитки только опцион заключен. То есть мощности зарезервировал, но контракта пока нет", — говорит эксперт из ФНЭБ.

Недавнее заявление Газпрома о том, что после 2019 года он может оставить транзит через Украину в объеме 15 млрд кубометров в год, также может быть связано со второй ниткой южного газопровода в обход Украины. "Это как раз мощность второй нитки "Турецкого потока". Газпром тем самым показывает, что не спешит и дает возможность побороться за вторую нитку трубы Турции, Болгарии и ЕС. Нас еще ожидает развязка по этому вопросу", — заключает Юшков.

Ольга Самофалова

"Лукойл" выходит на канадский рынок: компания заключила трехлетний контракт на поставку нефти на один из местных НПЗ.

"Ведомости"

В конце 2016 г. компания группы "Лукойл" заключила соглашение по переработке нефти с НПЗ в Канаде, рассчитанное до 2019 г., сообщила компания в отчете по МСФО за I квартал 2017 г. В отчетном квартале производство нефтепродуктов по этому соглашению составило 1,336 млн т. Название НПЗ и своей структуры, заключившей контракт, "Лукойл" не раскрывает.

За рубежом торговые операции "Лукойла" осуществляет его "дочка" — Litasco (штаб-квартира в г. Хьюстоне, США). Согласно отчету, в I квартале 2017 г. переработка на сторонних НПЗ увеличилась до 1,396 млн с 92 000 т в I квартале 2016 г. Группа перерабатывает нефть на сторонних заводах в Белоруссии и Казахстане. Собственные заводы за рубежом у нее есть в Болгарии, Румынии, Италии, Нидерландах.

Выручка "Лукойла" от оптовой реализации нефтепродуктов за пределами России выросла на 28,3% до 714,3 млрд руб. в результате роста цен и продаж, говорится в отчете. Так, цены реализации, выраженные в долларах и рублях, возросли на 48,4 и 17% соответственно. В целом переработка нефти выросла на 9,5% до 17,6 млн т. Представитель "Лукойла" отказался комментировать контракт.

В ноябре 2016 г. Reuters со ссылкой на источники сообщало, что "Лукойл" и канадская NARL Refining подписали контракт по поставке нефти на НПЗ Come by Chance. Завод расположен в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор на Атлантическом побережье. Мощность завода к концу 2016 г. составила 130 000 барр. в сутки (6,5 млн т в год), говорится на сайте NARL Refining. Получить комментарии его представителя не удалось. Новое соглашение о поставках дает NARL Refining больше контроля над тем, какая нефть проходит через завод, больше участия в вопросах продажи переработанных продуктов, говорил источник агентства.

Между прежними поставщиком нефти — британской ВР и владельцами завода — SilverRange Capital Partners LLC идет судебный спор по поводу отбора поставляемой нефти и процессов переработки. Поводом для разбирательств в суде стали утверждения BP о том, что NARL Refining управляет заводом по высоким ставкам, что не является экономичным. Использование специальной статьи в контракте позволило бы NARL получать большую прибыль от переработки нефти в объеме более 90 000 барр. В ответной жалобе NARL утверждала, что BP поставляет нефть низкого качества, что приводит к повреждению перерабатывающего оборудования. Перерабатывающие мощности Канады — 1,96 млн барр. в сутки (98,3 млн т), добыча — 215,5 млн т (данные ВР за 2015 г).

"У "Лукойла" давно принята стратегия по увеличению бизнеса за пределами России. Этот контракт — часть стратегии и попытка закрепиться на новом рынке", — считает эксперт Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Екатерина Грушевенко.

Перерабатывать нефть дешевле всего там, где есть потребитель, производить бензин экономически рентабельно в пределах 300-400 км от АЗС, а у "Лукойла" есть заправочные станции в США, размышляет портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. На продажу нефтепродуктов в США у компании приходится 3% от общего объема, говорится на сайте "Лукойла", а сбытовая сеть в США находится в 11 штатах, вполне возможно, что часть АЗС расположена на границе с Канадой (локализация не раскрывается), тогда это имеет смысл, предполагает Вахрамеев.

Галина Старинская, Виталий Петлевой

 

 

<< Май, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ