Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

31.05.2018

Швейцарские власти начали опись активов "Газпрома".

"Газета РБК"

Швейцарские судебные приставы 30 мая провели опись имущества в офисе компании Nord Stream AG — операторе морского газопровода "Северный поток", по которому в Германию доставляется российский газ, сообщает ТАСС со ссылкой на свои источники. По их данным, визит приставов в офис Nord Stream AG в Цуге состоялся в рамках исполнения решения, вынесенного Стокгольмским арбитражем, разбиравшим спор между "Газпромом", которому принадлежит 51% в Nord Stream AG, и "Нафтогазом Украины".

Это подтвердили представители "Газпрома" и Nord Stream AG.

Без официального уведомления

"Газпрому" стало известно, что "Нафтогаз Украины" предпринимает на территории Швейцарии действия по принудительному исполнению решения Стокгольмского арбитража от 28 февраля 2018 года по делу о транзитном контракте, сообщил представитель российской компании журналистам. По его словам, "Газпром" на текущий момент не получал никаких официальных уведомлений в рамках этой процедуры.

Nord Stream AG получила приказ о наложении обеспечительных мер 29 мая, он выдан в рамках решения Стокгольмского арбитража, сообщил представитель компании. По его словам, это не повлияет на проект Nord Stream 2 — газопровод, который "Газпром" с европейскими партнерами планирует направить в Германию по дну Балтийского моря.

28 февраля Стокгольмский арбитраж частично удовлетворил требования "Нафтогаза" к "Газпрому" и постановил, что российская компания должна заплатить компании-истцу $4,63 млрд за недопоставку газа по транзитному договору; с учетом долга "Нафтогаза" за поставленный газ сумма выплат должна будет составить $2,56 млрд. "Газпром" не согласился с решением арбитража и 28 мая подал апелляционную жалобу в суд округа Свеа в Швеции. По словам представителя монополии, большую часть решения Стокгольмского арбитража писал не арбитр, а какое-то третье лицо.

При этом "Газпром" зарезервировал всю сумму штрафа в $4,63 млрд в своей отчетности. Киев, в свою очередь, начал арест российских активов в республике, а "Газпром" после безуспешных переговоров с украинским партнером направил в Стокгольмский арбитраж заявление о расторжении контрактов с "Нафтогазом".

Что у "Газпрома" есть в Европе

Помимо доли в Nord Stream AG "Газпром" владеет долями в различных совместных с европейскими партнерами предприятиях, самая крупная — 50% в WIGA Transport Beteiligungs-GmbH & Co. KG (WIGA); это СП с немецкой BASF, среди активов которой доли в европейских газопроводах, говорит аналитик S&P Елена Ананкина. Компании не торгуются, и адекватно оценить стоимость этих долей невозможно, оговаривается она.

Согласно отчетности "Газпрома", балансовая стоимость его доли в Nord Stream AG — 436,5 млрд руб. (около €6 млрд), в WIGA — 266 млрд руб. (€3,6 млрд), но это формальные цифры, оговаривается аналитик. По словам Ананкиной, вряд ли для уплаты $2,6 млрд приставам придется реализовывать активы — у "Газпрома" есть необходимые деньги на счетах. Самый ликвидный актив — газ в Европе, предназначенный европейским потребителям, добавляет аналитик.

"Газпром" также единолично владеет швейцарской Nord Stream 2 AG, которая построит "Северный поток-2", при этом все 100% акций российская монополия передала в залог европейским партнерам — структурам Shell, Wintershall, OMV, Engi и Uniper.

Приоритет в отношении залогового имущества принадлежит залогодержателю, потому возможность ареста этих акций будет рассматриваться в соответствии с национальным законодательством каждой страны, уточняет управляющий партнер УК "Право и бизнес" Александр Пахомов. По его словам, взыскание этих акций ничего не даст Украине — очевидно, что "Северный поток-2" может быть реализован только при участии "Газпрома".

Что грозит российскому концерну

Решение Стокгольмского арбитража вступает в силу сразу после вынесения решения и подлежит исполнению сторонами без промедления, говорит Пахомов. По его словам, апелляционный суд при наличии таких полномочий мог бы приостановить решение арбитража до вынесения решения по жалобе, но о такой приостановке по делу "Газпрома" и "Нафтогаза" не сообщалось. Апелляционная инстанция может отменить решение арбитража только в случае серьезных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, но такие случаи в международной практике — редкость.

Решение Стокгольмского арбитража вступает в силу немедленно, но его принудительное исполнение в других юрисдикциях возможно только после прохождения стадии национального оспаривания — в данном случае решения суда округа Свеа, объясняет юрист Art de Lex Артур Зурабян. Но суд может наложить обеспечительные меры в поддержку будущего исполнения решения международного коммерческого арбитража, такой институт есть и в России, и для его применения решения суда округа Свеа не требуется, отмечает юрист.

Дочерняя компания не отвечает по долгам материнской, так что арестовать собственно имущество и счета Nord Stream AG приставы не имеют права, считает Пахомов. Но швейцарские компании зачастую сами ведут реестр акционеров, в этом случае приставы могли прийти, чтобы арестовать акции Nord Stream, рассуждает юрист. Возможно, приставы искали обязательства Nord Stream в пользу "Газпрома", они также могут быть предметом ареста в рамках исполнения решения арбитража. Кроме того, приставы могут арестовать здание офиса Nord Stream AG, если компания арендует его у "Газпрома", заключает Пахомов.

Приставы могут арестовать любое имущество "Газпрома", но это будет не так эффективно, как арест акций дочерних компаний — наиболее ликвидного актива, говорит Зурабян. По его словам, это будет болезненно для "Газпрома", так как ставит под угрозу весь проект. В случае ареста активов "Газпром" может не дожидаться решения суда в округе Свеа, а попытаться обжаловать соответствующий приказ в швейцарском суде, заключает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Решения Стокгольмского арбитража могут быть исполнены более чем в 150 странах мира, заключает Александр Пахомов.

Алина Фадеева, Людмила Подобедова, Юлия Лымарь

"Турецкий поток" может дойти до Болгарии.

"Российская газета"

О продлении газопровода "Турецкий поток" в Болгарию шла речь на переговорах президента РФ Владимира Путина и болгарского премьера Бойко Борисова в Кремле.

Совсем недавно российский президент принимал болгарского коллегу Румена Радева в Сочи.

"Надеюсь, что и ваш визит, наша с вами сегодня встреча, ваши переговоры в правительстве РФ создадут хорошие условия для развития наших отношений", — сказал болгарскому премьеру Путин.

А они включают и экономику, и политические контакты, и сферу культуры, и гуманитарную область. Одной из главных тем стало сотрудничество в торгово-экономической сфере. Ключевое направление — энергетика. Наша страна — единственный экспортер газа в республику, ежегодные поставки — 3 млрд кубометров.

"Россия готова вернуться к идее реализации проекта строительства АЭС "Белене"", — объявил Путин. Конечно, если София примет такое решение.

Но главная новость оказалась другой.

"Мы всегда обсуждали с нашими турецкими партнерами вопрос о возможности выхода "Турецкого потока" в Европу, в том числе через Болгарию. И вчера президент Турции господин Эрдоган в нашем телефонном разговоре еще раз это подтвердил. Мы прорабатываем это в практическом плане с турецкими друзьями, с болгарскими, знаю, что создаются определенные транспортные мощности на территории Болгарии. В каком объеме, по каким ценам, это должны уже определять хозяйствующие субъекты", — заявил президент России.

"Путин сообщил нам, что вчера разговаривал с президентом Турции, и никто не возражает против того, чтобы трубопровод "Турецкий поток" продлился в сторону Болгарии", — подтвердил Борисов. По его словам, Болгария будет вести переговоры с "Газпромом", чтобы покупать газ и осуществлять транзит в другие страны. "Сейчас мы можем заявить, что поступать по дополнительной линии газ в Болгарию будет", — объявил он.

Естественно, нельзя было не вспомнить печальную судьбу "Южного потока". "Мы понимаем, и болгарская сторона это прекрасно понимает, что при реализации проектов большого масштаба нужны гарантии, прежде всего финансовые, которые выражались бы либо в суверенных гарантиях правительства Болгарии, либо в соответствующих решениях Еврокомиссии. Другое дело, все понимают, никто не хочет повторять каких-то срывов, все хотят, наоборот, идти вперед", — сказал Путин.

"Мы сожалеем. Я вижу, что и болгарская сторона сожалеет по поводу срыва проекта "Южный поток", потому что — никто в этом не сомневается — его реализация была бы очень выгодна Болгарии. Но попробуем зайти с другой стороны, в данном случае через Турцию", — объяснил российский лидер.

"Я очень благодарен, что на нас не держат зла по этому поводу. Но старшие, они всегда большие и всегда прощают", — сказал Борисов.

"Меня очень смущает, кто старший, кто младший, имея в виду, что старшего все время побуждают к тому, чтобы заплатить", — парировал Путин и напомнил, что потери "Газпрома" составили примерно 800 млн евро.

"Я принимаю на себя часть вины за развитие ситуации", — кивнул Борисов.

"Благодарим, что не проявляете злопамятности и не определяете степень вины какого-либо из политиков", — заверил он.
Путин прокомментировал и проект "Южный коридор" из Азербайджана.

"Мы приветствуем диверсификацию поставок энергоносителей на европейский рынок, потому что это создает рыночные условия для работы", — сказал он.

"Единственное, что нас все время беспокоит, и мы всегда дискутируем на этот счет с нашими партнерами в Брюсселе, это то, что рыночные условия подразумевают равные условия для всех. И, насколько мне известно, этому "Южному коридору" в свое время особые были предоставлены льготы, в том числе он выведен из действия Третьего энергетического пакета", — напомнил он.

"Но если это так, то почему такой проект, который, к сожалению, не состоялся, — "Южный поток", почему ему не предоставили такие условия? Чем Болгария хуже, чем другие страны?" — спросил президент. "В конечном итоге, все заинтересованы в том, чтобы складывалась благоприятная ситуация на энергетическом рынке Европы в интересах всех — как продавцов, так и покупателей", — заключил российский лидер.

"Сейчас активно дискутируется вопрос строительства "Северного потока-2". Сколько будет по нему поставляться — вопрос; сколько мы сохраним транзита через Украину, а мы готовы сохранить украинский транзит, — тоже вопрос. Вопрос также, сколько потребуется нашим потребителям", — заметил президент.

Кира Латухина

 

 

У правительства есть несколько вариантов стабилизации ситуации на топливном рынке.

"Известия"

Правительство ищет возможности удержания розничной цены топлива от роста. В ближайшее время кабмин проведет ряд заседаний, на которых будут рассмотрены дальнейшие варианты снижения цен на бензин. Одна из возможных мер — увеличение объемов торгов моторным топливом на бирже. Об этом "Известиям" рассказал начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Опрошенные эксперты при этом отмечают, что стоимость бензина перестанет увеличиваться со следующей недели: поможет падение нефтяных котировок и ожидающееся снижение акцизов.

Золотой литр

На фоне дорожающей нефти и растущей привлекательности экспорта бензина и дизеля российские нефтяные компании и их заводы (НПЗ) резко подняли стоимость моторного топлива в опте. В итоге только за прошлую неделю цены на бензин на московских АЗС выросли сразу на 88-90 копеек, до 45,5 рубля за литр АИ-95, следует из данных Московской топливной ассоциации.

Чтобы минимизировать влияние нефтяных котировок на стоимость бензина, правительство рассматривает разные варианты. На прошлой неделе кабмин поручил Минфину, Минэнерго и ФАС проработать снижение акцизов на бензин и дизельное топливо. Речь идет об уменьшении акцизов на бензин на 2-4 рубля за литр.

Но правительством рассматриваются и другие варианты стабилизации цен — к примеру, увеличение объемов торгов топливом на бирже. Оно будет обсуждаться в ближайшее время, рассказал "Известиям" начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Информацию о том, что кабмин действительно рассматривает этот вопрос, "Известиям" подтвердили в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего ТЭК. При этом там отметили, что о результатах говорить пока преждевременно. Сейчас компании обязаны продавать на бирже как минимум 10% производимого бензина, 5% — дизельного топлива.

Также рассматривается введение гибкой шкалы акциза — при такой системе акцизы подстраиваются под мировые цены на нефть и не растут даже при ее повышении, добавил Дмитрий Махонин.

Правительство надеется стабилизировать цены на бензин начиная с июля — именно к началу этого месяца акцизы должны понизить, ранее говорил Дмитрий Козак.

— Вместе со снижением акциза увеличение продаж как минимум поможет стабилизировать цены в рознице. Мы следим за реакцией рынка, и, собственно, нынешние тенденции уже говорят о том, что розничные цены не будут расти столь стремительно, — отметил Дмитрий Махонин.

Речь идет об оптовой цене, по которой частные и принадлежащие нефтяникам АЗС закупают топливо, пояснил аналитик компании "Алгоритм Топливный интегратор" Виктор Костюков. По его словам, она начала плавное снижение еще во вторник, и это продолжилось в среду. Но поскольку розничные цены следуют за оптовыми с лагом в 3-4 недели, ожидать именно уменьшения стоимости топлива на заправках пока преждевременно, уточнил он.

Для снижения розничных цен пришлось бы уменьшать акциз не на 2-4 рубля, а на 4-8 рублей, либо укреплять национальную валюту до 50 рублей за доллар, добавил близкий к кабмину источник "Известий". По данным ФАС, налоги составляют порядка 60% от конечной стоимости бензина.

Зарождающийся тренд на снижение объясняется сразу несколькими факторами, отметил Виктор Костюков. Во-первых, это начавшееся падение цены на нефть, произошедшее на фоне готовящегося смягчения сделки ОПЕК+. Во-вторых, в этом есть и заслуга властей, постоянно находящихся в диалоге с нефтяниками, считает эксперт.

В ожидании стабилизации

Стоимость бензина перестанет расти и будет заморожена на нынешних уровнях уже с будущей недели, следует из прогноза опрошенных "Известиями" аналитиков. При этом представители крупнейших топливных компаний не ответили на вопросы "Известий" о своих планах по корректировке отпускных цен на топливо.

Рост нефтяных котировок является ключевым фактором столь сильного подъема цен на бензин, а увеличение акциза обычно сглаживается в рознице, говорит ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. Но в этот раз весеннее повышение акцизов совпало с быстрым ростом стоимости нефти. По мнению эксперта, эффект от снижения акцизов должен стабилизировать и, возможно, даже снизить розничные цены, но значительного падения всё же ожидать не стоит.

Вероятнее всего, на фоне падения нефтяных котировок и давления властей топливные компании начнут снижать цены уже с будущей недели, хотя это и оставит их в минусе, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. С ним согласен и аналитик компании "Алгоритм Топливный интегратор" Виктор Костюков.

Но правительству стоило бы обратить внимание и на рост потребительского спроса. Вместе с увеличением экспорта бензина и падением производства из-за ремонта ряда крупных НПЗ этот фактор в том числе препятствует снижению цен, считает гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. По его мнению, затягивать обсуждение новых предложений правительству нельзя, так как до снижения акцизов очень вероятны и дальнейшие существенные скачки цен.

Первое, что должно сделать правительство, — любыми способами восстановить баланс спроса и предложения, хотя это будет и нерыночный метод, согласен с ним президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, растущий спрос на бензин и привлекательность экспорта уже привели к тому, что розничные цены оказались даже ниже оптовых.

По мнению экспертов, правительству в итоге удастся найти выход и стабилизировать цены в течение ближайших двух месяцев. Впрочем, предупреждают они, кабмину стоило бы начать действовать на опережение.

Арсений Погосян, Тимур Хасанов

 

 

Она просит увеличить поставки бензина на внутренний рынок.

"Ведомости"

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала "Роснефти" предупреждение, касающееся продажи топлива на внутреннем рынке. Розничные цены на бензин в России с начала года по конец мая выросли на 5,3%, на дизельное топливо — на 5,9%, привел данные Росстата замруководителя ФАС России Анатолий Голомолзин. К этому привел рост оптовых цен на бензины и дизельное топливо, что связано со снижением поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, объяснил он.

В основном поставки топлива уменьшила "Роснефть", сообщила ФАС, поступили жалобы, что компания снизила отгрузки нефтепродуктов мелким оптом на внутренний рынок. "Роснефти" было предписано до 8 июня устранить нарушение, "обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок".

"ФАС пытается перевести на нас стрелки, вместо того чтобы купировать реальную проблему — дисбаланс в фискальной политике, — заявил представитель "Роснефти" Михаил Леонтьев. — Мы с ФАС работаем вполне эффективно, и предупреждение от ведомства — это рабочая ситуация, и мы их слушаем и исправляем". Он указал, что к росту розничных цен на бензин привели три причины: "Первая — системная. Это налоговый маневр, который создал экономическую модель, стимулирующую экспорт сырья в ущерб переработке, переработка стала убыточной на большинстве НПЗ. Вторая причина — увеличение налоговой нагрузки, а также рост акцизов. 70% стоимости бензина — налоги, кроме того, акцизы выросли за последний год на 7%. Все это совпало с третьей причиной — ростом цен на нефть". "Все, кто может, поставляет нефть и нефтепродукты за рубеж, — констатировал представитель "Роснефти", — но мы поставляем на внутренний рынок, продаем больше остальных". А снижение отгрузки топлива на российский рынок представитель "Роснефти" объясняет плановым ремонтом НПЗ.

Налоговый маневр в нефтяной отрасли не проводится, он был приостановлен в 2016 г., говорит представитель Минфина. Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке растут темпами, существенно опережающими инфляцию, поэтому правительство решило снизить акцизы, напомнил он.

За игнорирование предупреждения ФАС может возбудить в отношении компании дело о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, что влечет оборотный штраф, говорит старший юрист компании BMS Law Firm Тарас Хижняк. Речь может идти о 1-15% от суммы выручки за предыдущий год на соответствующем рынке (но не менее 100 000 руб.), уточняет он. "Роснефть" продала в 2017 г. 27,1 млн т дизельного топлива и бензинов, выручила от этого на внутреннем рынке 1 трлн руб. (шестую часть всей выручки за год), следует из отчета. За рубежом "Роснефть" продала 15,8 млн т дизеля за 426 млрд руб.

С конца марта розничные цены на бензин и дизельное топливо в Московском регионе выросли в среднем на 9,1%, а средний рост биржевых цен, по данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи и Московской топливной ассоциации, составил 23,24%. Больше всего в рознице, по данным Московской топливной ассоциации, подорожал бензин Аи-92 — до 42,21 руб. за 1 л, или на 9,38%, а его оптовая цена в пересчете на литр достигла 41,68 руб., т. е. выросла на 29,8%.

Этим предупреждением ФАС не удастся исправить ситуацию с ценами, уверен гендиректор агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов: "Компании делают то, что выгоднее: продают товар туда, где цена выше, это нормальная коммерческая логика". По его мнению, для снижения цен необходимо увеличить продажи через биржу до 50 000-60 000 т бензина и 35 000-40 000 т дизельного топлива в сутки, говорит Турукалов. Сейчас продается по 17 000 т бензинов и 11 000 т дизеля, следует из данных биржи.

ФАС также указала, что "Газпром нефтехим Салават", "Газпром" и "Газпром нефть" увеличили поставки на экспорт бензина и дизельного топлива. До 3 июня ведомство ждет от них обоснования роста экспорта. По данным ФАС, в апреле 2018 г. по сравнению с мартом "Газпром нефтехим Салават" увеличил экспорт прямогонных бензинов (нафты) в 4,7 раза, "Газпром" с января по апрель 2018 г. (по сравнению с тем же периодом прошлого года) — на 9%, а "Газпром нефть" — на 58,6%. Представители первых двух на вопросы "Ведомостей" не ответили, представитель последней отказался от комментариев.

Виталий Петлевой

 

 

<< Май, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ