media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

31.07.2018

Построенные для американцев терминалы могут занять танкеры из РФ.

"Независимая газета"

Чтобы разойтись с американцами по торговым пошлинам, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал на прошлой неделе Дональду Трампу, что Европа построит еще больше терминалов для импорта из США сжиженного природного газа (СПГ). Это также должно успокоить американцев по поводу излишней зависимости от трубопроводных поставок газа из России (в прошлом году доля "Газпрома" составила уже 36%).

Соединенные Штаты с начала 2016 года отправили в Европу более 40 грузов СПГ, и это около 10% экспорта американского СПГ. Трамп уверяет, что его страна может и хочет поставлять больше (по некоторым оценкам, речь может идти о 10-30 млрд куб. м, притом что Европа потребляет больше 500 млрд, из которых "Газпром" поставляет свыше 190 млрд).

Впрочем, увеличение количества терминалов в Европе не обязательно приведет к росту импорта именно американского топлива. Россия также наращивает производство и экспорт СПГ.

В РФ СПГ производится с 2009 года примерно по 11 млн т ежегодно. Запущенный в декабре 2017 года "Ямал СПГ" в августе прирастет второй очередью, а до начала 2019-го обещают запустить третью, всего на 16,5 млн т. Вместе с другими проектами это будет уже под 30 млн т, с этим количеством РФ может войти в пятерку крупнейших в мире производителей.

С недавних пор Америка сама стала покупать российский газ: в воскресенье специализированные агентства сообщили, что танкер с газом от "Ямал СПГ" идет через Атлантический океан прямиком к Восточному побережью США. И это уже третья партия.

Получается, что новые терминалы Юнкера могут пригодиться и российским поставщикам. В декабре 2017-го одна из первых партий с Ямала пошла как раз в Европу, в Великобританию. Из-за сильных холодов там случился первый за восемь лет дефицит топлива, промышленные предприятия переходили на режим экономии, цены достигли пика за последние 12 лет. Британские СМИ выразили протест против покупки российского газа, но холод не тетка, пришлось греться им.

А вот здесь возникает коллизия, и на авансцену выходит главный конкурент российского сжиженного газа — российский же "Газпром". Компания поставила в 2017 году в Великобританию 16,3 млрд куб. м газа, и это, между прочим, четвертый результат среди всех западноевропейских импортеров и примкнувшей к ним Турции.

Еще весной "Газпром" обратился в правительство с предложением исключить конкуренцию российского сжиженного и трубопроводного газа на экспортных рынках. Под это определение попадает не только Европа, но и Китай, куда "Газпром" тянет "Силу Сибири", а "Ямал СПГ" недавно торжественно доставил свою продукцию по восточному плечу Севморпути.

В "Газпроме" аргументировали, что любой поставленный на европейский рынок кубометр СПГ из РФ автоматически приводит к уменьшению на такое же количество газа из российской трубы, и предлагали развитие отрасли СПГ осуществлять поэтапно.

Судьба этого предложения неизвестна. А вот эксперты считают, что если отказ от угля и АЭС будет продолжен, то Европе потребуется 200-300 млрд куб. м дополнительного импорта, и эти объемы можно обеспечить только за счет мобилизации всех источников. На это в "Газпроме" почти всерьез предлагали построить третий "Северный поток".

Аналитики уверяют, что главным препятствием для поставок американского СПГ в Европу является не нехватка терминалов, а более низкие цены в первую очередь на российский трубопроводный газ. По ценам "американец" уступает также СПГ из Катара и... России.

Если "поэтапность" применяться не будет, то у российского СПГ есть шанс занять очень серьезную долю на мировом рынке этого вида топлива.

 

 

Пока она требует резко ужесточить наказание за картели, бизнес просит вовсе их декриминализировать.

"Ведомости"

"Более жестокого наказания, чем за нарушение антимонопольного законодательства, можно было представить себе только за государственную измену и за убийство. Я хочу, чтобы все это тоже услышали", — ответил президент Владимир Путин в апреле на критику президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина законопроекта Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В январе 2018 г. ФАС предложила пакет поправок, которые ужесточают ответственность для владельцев бизнеса и расширяют полномочия антимонопольных инспекторов.

Не найдя понимания у президента, бизнес обратился за защитой к председателю правительства Дмитрию Медведеву — 19 июля Шохин, а также президенты Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин и "Деловой России" Алексей Репик отправили ему письмо, в котором предупредили: идеи ФАС крайне негативно повлияют на экономику, а именно — могут привести к увеличению необоснованного давления на бизнес, нарушению законных интересов предпринимателей и коррупционным злоупотреблениям.

"Ведомости" ознакомились с этим письмом, представители ТПП, РСПП и "Деловой России" подтвердили подлинность документа.

В законопроекте ФАС предлагает ввести для акционеров компаний, топ-менеджеров и членов совета директоров отдельную ответственность — более жесткую, чем для обычных сотрудников: срок лишения свободы за антимонопольные преступления — от четырех до восьми лет против максимальных четырех лет, а штраф — в 5 раз выше: от 2 млн до 4 млн руб. против 300 000-500 000 руб. ФАС предлагает не ограничиваться штрафом и лишением свободы. Нужно, по мнению службы, еще и конфисковывать имущество, деньги и ценности, полученные благодаря картельному сговору. Сейчас такого наказания не предусмотрено.

28 марта бизнес проводил встречу с ФАС, но позиция предпринимателей не нашла понимания, говорится в письме. Здоровая конкуренция может быть обеспечена и при полной декриминализации картельных соглашений — если сохранится административная ответственность.

Увеличение срока лишения свободы необоснованно и противоречит зарубежным практикам, указано в письме. ФАС предлагала освобождать от уголовной ответственности тот бизнес, который совершил преступление впервые, но если нанесенный ущерб или полученный доход будет уплачен в двойном размере. Такой подход противоречит общим принципам уголовной политики, сказано в письме, в бюджет должно быть перечислено столько, сколько он недополучил. Бизнес против конфискации имущества, уголовной ответственности собственников, а также против введения нового состава преступления — заключение соглашения при организации и проведении торгов, это не всегда является картельным сговором.

ФАС предлагает увеличить срок давности по картельным делам до пяти или до 10 лет (сейчас — три), по мнению бизнеса, это приведет к нестабильности для участников гражданского оборота и существенно ухудшит инвестиционный климат.

Расширение полномочий сотрудников ФАС может привести к ущемлению прав и интересов бизнеса, предупреждает письмо. Например, антимонопольные инспектора получают доступ к тайне переписки, телефонных переговоров и иных сообщений, смогут изымать документы при выездных проверках.

Фактически у ФАС появятся полномочия правоохранительного органа, опасаются авторы письма.

ФАС пока не получала письмо с предложением о декриминализации картелей, говорит ее представитель: проект согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство, положения об уголовной ответственности и конфискации имущества сохранены. Формирования здоровой конкурентной среды точно невозможно достичь путем декриминализации картелей, уверен представитель ФАС. Служба действительно предлагает вдвое повысить пороговые значения ущерба и дохода, а после обсуждений законопроекта с РСПП ФАС считает возможным еще больше поднять суммы дохода и ущерба, без учета которых привлечение к уголовной ответственности за картель будет невозможно.

Санкция предлагаемой нормы предусматривает в качестве альтернативы штраф, принудительные работы и лишение свободы, причем Уголовный кодекс устроен так, что лишение свободы применяется в случае такой законодательно предусмотренной альтернативы редко, указывает представитель ФАС: "В таких условиях говорить, что все причастные к уголовно наказуемым картелям будут лишаться свободы, абсолютно неверно".

Бизнес в письме обращает внимание на правильные вещи: ключевая проблема не в мере наказания, а в том, что ФАС плохо отличает картели, говорит старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков: "Слишком высоки риски того, что наказывать будут законопослушных предпринимателей". В картельных делах почти не используются инструменты экономического анализа, сотрудники службы отчитываются за количество возбужденных дел, из-за чего страдает их качество, считает Новиков.

Закон уже предусматривает ответственность, проблема в невысоких стандартах доказывания преступлений, согласна и руководитель антимонопольной практики Art de Lex Ирина Акимова. Сейчас этими делами занимаются следственные органы, которым часто не хватает квалификации для доказательства вины компании. Уголовных наказаний за картели единицы, констатирует она.

Сейчас ФАС уделяет пристальное внимание картелям, но вопрос, не чрезмерны ли полномочия сотрудников, которыми наделяет их законопроект, остается актуальным, считает партнер адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Анна Нумерова. Но в законопроекте, по ее мнению, есть и очевидные плюсы: сегодня сотрудник правоохранительных органов может возбудить уголовное дело за ограничение конкуренции без какого-либо решения ФАС, а по законопроекту — только если есть заключение ФАС.

Бизнес небезосновательно опасается, говорит руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский, конфискация имущества — точно избыточная мера, прибыль от преступления получает, как правило, компания, получить ее обратно можно за счет штрафа или взыскав убыток. Кроме того, по уголовному процессу взыскать убытки можно и с менеджера компании, считает Вознесенский. Если взыскать имущество по законопроекту, денег, чтобы расплатиться с потерпевшими, может не хватить, кроме того, есть риск двойного взыскания. Лишним кажется Вознесенскому и усиление уголовной ответственности за картель, полезнее улучшить доказывание таких дел, чем ужесточать ответственность за неработающую статью.

Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова в понедельник вечером не ответила на запрос.

Анна Холявко

 

 

У Ашхабада появился шанс продавать свой газ России.

"Независимая газета"

Переговоры о закупке газа у Туркменистана "Газпром" может возобновить уже этой осенью. Об этом заявил журналистам заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский. Это политическое решение, поскольку Россия заинтересована в расширении своего присутствия в энергетическом секторе Средней Азии, а Туркменистан — в избавлении от монопольной зависимости Китая, кризиса и наполнении казны живыми деньгами.

Президента РФ Владимира Путина ожидают с визитом в Туркменистане. Нынешней осенью у него состоится турне по странам Центральной Азии. В Ашхабаде рассчитывают, что российский лидер откликнется на приглашение туркменского коллеги Гурбангулы Бердымухамедова, которое он озвучил в ходе телефонного разговора еще в марте нынешнего года. В сообщении для прессы отмечалось, что "стороны обменялись мнениями по ряду актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня, представляющих взаимный интерес". Последний раз Владимир Путин посетил Ашхабад в октябре 2017 года, тогда же был подписан стратегический договор, в рамках которого Туркменистан рассчитывает получить от России помощь. В частности, как считает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, Туркменистану сегодня важно решить два вопроса: финансовый и обеспечение собственной безопасности. "Ситуация в афганском приграничье всегда обостряется в весенне-летний период. Туркменской власти пока удавалось с ней справляться самостоятельно. В случае обострения Ашхабаду придется искать внешнюю силу, на которую можно будет опереться. Под вопросом — сохранение социальной стабильности в Туркменистане. По сообщениям СМИ, страна испытывает дефицит продовольствия и проблемы с наполнением бюджета", — сказал "НГ" Грозин. Поэтому, по мнению эксперта, Туркменистан выступает в роли просителя, слабого переговорщика. "Ашхабад мог бы пойти на военно-стратегическое сотрудничество с РФ. Однако у Туркменистана масса шлагбаумов, которые мешают встречному движению двух стран. Например, нейтральный статус, который закреплен резолюцией ООН, не позволяет стране участвовать в любых военных коалициях, изменить статус практически невозможно", — отметил эксперт. При этом перспектива сотрудничества остается.

По мнению Андрея Грозина, ситуацию усугубляет китайская монополия на экспорт туркменского газа и отсутствие возможности продать этот газ другому покупателю. "Отсюда, видимо, и движение в переговорах с "Газпромом", — считает эксперт. По его словам, "Газпром" — единственный в течение последнего десятилетия платежеспособный покупатель. Причем платил "живыми деньгами". После прекращения "Газпромом" закупок туркменского газа бюджет страны "покатился по наклонной".

Причина, по которой "Газпром" приостановил закупки туркменского газа, коммерческая. "Газпром" настаивал на снижении цены за газ с 240 долл. за 1 тыс. куб. м до среднеевропейской — 160 долл. за 1 тыс. куб. м. Напомним, в июне 2015 года "Газпром" подал иск на "Туркменгаз" в Международный арбитражный суд в Стокгольме, требуя пересмотра цен по контракту, а в ответ был обвинен в неплатежах за уже поставленное топливо и назван "неплатежеспособным". Сумма иска российской компании составила 5 млрд долл. На фоне этих споров снижался и объем закупок с 10 млрд куб. м в год в 2014 году до 4 млрд в 2015 году. В январе 2016 года "Газпром" досрочно расторг контракт по закупкам газа. Но уже в сентябре стороны приостановили судебные разбирательства и начали переговоры. Коммерческая пауза была взята до конца 2019 года.

Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов сказал "НГ", что "Газпром" не испытывает необходимости в туркменском газе, у него есть возможности наращивания объемов собственного газа. "Без туркменского газа можно обойтись. Тем более что "Газпром" закупает узбекский газ. Этот газ идет на нужды обеспечения Киргизии. Как известно, "Газпром" выкупил всю газотранспортную систему Киргизии и занимается газификацией этой страны. А значит, возрастет и потребление газа. У "Газпрома" связи со среднеазиатскими республиками традиционные. Поэтому возобновление закупок газа у Туркменистана возможно, но все будет зависеть от цены этого газа", — сказал Сергей Правосудов. Он отметил, что сейчас монопольным покупателем туркменского газа является Китай.

Пекин платит, по некоторым данным, около 185 долл. за 1 тыс. куб. м. Этими платежами покрываются восьмимиллиардные китайские инвестиции в разработку туркменских месторождений, строительство газопроводов и пр. Прекращение газового экспорта в Россию стало болезненным ударом по экономике Туркмении, ведь закупки даже 4 млрд куб. м в год давали Ашхабаду почти 1 млрд долл. Таким образом, разрыв газового сотрудничества с Россией стал одной из "болезней" туркменского бюджета. Многочисленные сообщения о повышении уровня безработицы в Туркмении, увольнениях госслужащих, отменах социальных льгот служат этому подтверждением. И если визит Владимира Путина в Ашхабад состоится, то можно предположить, что "газовый" вопрос станет центральным в рабочей повестке глав двух государств. Вполне возможно, что стороны смогут прийти к компромиссу и экспорт газа в Россию в будущем возобновится.

"Туркменистану выгодно иметь много покупателей своего газа. В этом случае Ашхабад мог бы торговаться по цене, правда, только в том случае, если бы цена "Газпрома" сохранялась высокой. Но это, как мы понимаем, невыгодно российской компании. Поэтому если "Газпром" и согласится пойти на сотрудничество с Туркменистаном, то будет закупать больше 5 млрд куб. газа в год", — сказал Правосудов.

Виктория Панфилова

<< Июль, 2018 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ