Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

31.10.2013

Но в Украине надеются, что "Газпром" не станет банкротить "Нафтогаз".

"Независимая газета"

Вчера делегация во главе с руководителем "Нафтогаза" Евгением Бакулиным прибыла на экстренные переговоры в Москву. Решался вопрос о переходе на предоплату при поставках российского газа в Украину. В Киеве продолжали настаивать, что долг за август — не очень большая проблема. Министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий заявил: "Мы всегда рассчитывались и рассчитаемся в этот раз с нашими партнерами. Мы никогда не были никому должны. Бывают неувязки, вопросы по срокам, связанные с общеевропейским кризисом. Поэтому и есть небольшие задержки по платежам".

Министр сообщил, что результат переговоров в Москве станет известен либо к вечеру вчерашнего дня, либо уже сегодня. "Надеюсь, что наши партнеры будут исходить не из политических, а из бизнес-интересов", — сказал он.

В Киеве признают, что претензии "Газпрома" обоснованны. Но утверждают, что денег для оплаты нет.

О проблемах "Нафтогаза" источники "НГ" рассказали в начале текущего месяца. По их словам, перебои с оплатой поставок "Газпрому" начались летом и были связаны с неплатежами внутренних потребителей. Коммерческие структуры-посредники задолжали национальной компании более 1,5 млрд. долл., а долги предприятий тепловой энергетики за два последних года превысили 2 млрд. долл. "Такого никогда не было за все годы независимости. Тут проблема с тарифами, которые власть не повышает до рыночного уровня, а пытается компенсировать разницу за счет субсидий из госбюджета в местные бюджеты. Платежи проводятся в лучшем случае несвоевременно, а поэтому местные компании не могут расплатиться с "Нафтогазом", — пояснил "НГ" руководитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

В Киеве отмечают, что "Газпром" был информирован о проблемах "Нафтогаза" и до последнего времени шел навстречу. "Любой кредитор заинтересован в том, чтобы не загонять должника в безвыходную ситуацию, а дать ему возможность вернуть долг. Если, конечно, не применяется абсурдная политическая логика. В данном случае она, возможно, применяется: до выходных, когда состоялась закрытая встреча президентов Виктора Януковича и Владимира Путина в Сочи, газовая ситуация считалась некритичной, а после выходных была признана критичной", — отметил в комментарии "НГ" украинский эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут. Он напомнил, что ранее "Газпром" переводил украинской стороне авансовые платежи за транзит, снижал цену для закачки газа в подземные газовые хранилища, позволял проводить оплату поставок с отсрочкой платежей. А теперь вдруг предъявил претензии. "Украинские чиновники молчат, потому что нечего сказать", — полагает эксперт.
Дмитрий Марунич отметил, что в Киеве не ожидали резких заявлений, прозвучавших из Москвы. "Понятно, что о долге знают: вначале платеж за август — последний месяц, когда "Нафтогаз" закупил сколько-нибудь значимый объем газа — перенесли на 1 октября, потом время оплаты продлили до конца месяца. Но теперь выясняется, что денег все равно нет из-за пиковых выплат МВФ. Платить все равно придется. И заплатят в конце концов, но скандала избежать не удалось. Если же будет введен режим предоплаты, то это, можно сказать, безвыходная ситуация, она для "Нафтогаза" смерти подобна", — отметил он.

В эти дни в Киеве завершила работу миссия МВФ, от выводов которой зависит, может ли Украина рассчитывать на новый кредит. Сумма, ранее озвученная в прессе, составляет 15 млрд. долл. Премьер-министр Николай Азаров, провожая миссию, сказал: "В целом я оптимистично расцениваю течение консультаций. Думаю, что компромисс возможен. И мы в нем заинтересованы". Правда, украинская власть по-прежнему не готова выполнить одно из ключевых требований западного кредитора: реорганизовать "Нафтогаз" и повысить до рыночного уровня цену на газ для всех категорий потребителей, в том числе для населения. Но даже если МВФ решит отложить решение этой проблемы, эксперты в Киеве уверены, что кредитные деньги поступят в лучшем случае через несколько месяцев. И что МВФ, давно критикующий украинскую власть за нереформированность газового сектора, не позволит использовать средства для расчетов с "Газпромом". Поэтому выход украинской власти придется искать самой.

Нарбут уверен, что без реформы "Нафтогаза" невозможно решить газовые проблемы Украины. "Не знаю, что будет предпринимать власть. Но логика последних действий не позволяет ожидать каких-то радикальных шагов. Думаю, будет продолжен курс на субсидирование "Нафтогаза". Хотя невозможно спасти этот "Титаник", уже напоровшийся на айсберг. Нужно спасать пассажиров: выделять отдельные структуры, деятельность которых может и должна быть прибыльной, прекращать практику дотаций", — сказал эксперт "НГ".

Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко сказал украинским СМИ, что власть пытается избежать повышения цен на газ, ведь до президентских выборов осталось всего полтора года. "Если не будут повышать цену, то кризисное состояние "Нафтогаза" будет углубляться. Что, в свою очередь, будет повышать нагрузку на госбюджет и золотовалютные резервы Украины", — уверен он. Эксперты отмечают, что сейчас власть ориентируется на другие меры: внутри страны разрешено погашать газовые долги векселями, как в 1990-х годах. Но это ухудшает положение "Нафтогаза", который не может рассчитаться с "Газпромом".

Есть только два выхода из сложившегося положения: повышение тарифов на тепло и цен на газ до экономически обоснованного уровня или возврат "Нафтогазу" права поставлять газ платежеспособным промышленным потребителям, сказал украинским СМИ президент международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук. Он уверен, что эти меры позволили бы в течение полутора-двух месяцев аккумулировать необходимые для расчета с Россией средства.

Иначе ситуация будет ухудшаться и может привести к новой газовой войне. Ведь нынешний демарш "Газпрома" — это только начало проблем, полагают эксперты в Киеве. Они напоминают, что еще на прошлой неделе из Москвы прозвучало предупреждение о том, что по итогам года "Газпром" выставит "Нафтогазу" счет в 10 млрд. долл. за недобор газа. "По нашим оценкам, счет может быть больше. Ведь в этом году "Нафтогаз" закупит значительно меньше газа, чем в прошлом, не говоря уже об объемах, закрепленных контрактами. Если за 2012 год ситуация была спорной, то сейчас "Газпром" вполне может обратиться в международный суд с иском к "Нафтогазу".

Единственное, почему российская сторона в этом не заинтересована, — потому что еще недостроен "Южный поток" и украинская ГТС является важнейшим для "Газпрома" маршрутом поставок газа в Европу", — сказал Дмитрий Марунич.

Хотя некоторые эксперты в Киеве предполагают, что "Газпром" умышленно взял курс на банкротство "Нафтогаза", Александр Нарбут уверен, что это предположение неверно. "В политической плоскости просматривается желание российской стороны давить на партнера, который не желает отказаться от евроинтеграции, по всем направлениям. Чтобы заставить приползти на четвереньках и просить о пощаде. Но это политика". А в экономике, по мнению Нарбута, "Газпрому" не имеет смысла банкротить "Нафтогаз". Потому что, во-первых, придется проводить сложные переговоры о выплате долгов. Во-вторых, не станет структуры, с которой были подписаны газовые соглашения 2009 года, а поэтому нужно будет подписывать новые контракты с другими структурами. В-третьих, "Газпром" не может претендовать на получение газовой инфраструктуры в счет оплаты долгов. "На балансе "Нафтогаза" столы, стулья да недостроенное здание. Вся стратегическая инфраструктура закреплена в госсобственности, ею управляют правительство и Фонд госимущества, над которыми еще и Верховная Рада", — подчеркнул Нарбут.

В Киеве склоняются к мнению, что газовое обострение связано в первую очередь с политикой. "Видимо, Янукович и Путин в Сочи не нашли точек соприкосновения. Возможно, возникло напряжение и желание стукнуть кулаком по столу", — сказал Марунич. Правда, вчера СМИ цитировали источник в "Газпроме", который утверждал, что никаких переговоров в Москве не было.
Татьяна Ивженко

     

РБК daily

Следственный комитет возбудил второе дело о выводе средств из филиалов МРСК Центра: в августе был задержан бывший директор "Тверьэнерго" Павел Поляк, которого связывают с "Энергостримом". А теперь в выводе почти миллиарда рублей подозревают бывшего главу МРСК Центра Евгения Макарова.

Летом гендиректор МРСК Центра Олег Исаев обратился в Следственный комитет с просьбой разобраться в ситуации, которая происходила в компании с 2004 по 2010 год, когда ей управлял Евгений Макаров. В результате проведенной проверки следователи возбудили в отношении г-на Макарова уголовное дело по ст. 201 ч. 2 УК ("Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия"). То же преступление, а также соучастие вменяется некоему Станиславу Милькину и "неустановленным лицам", говорится в постановлении Следственного комитета.

По версии следствия, будучи гендиректором МРСК Центра (бывшая МРСК Центра и Северного Кавказа), Евгений Макаров в 2005-2009 годах перевел не менее 1000 сотрудников 11 филиалов МРСК в ОАО "КорСсис", которое сам же и контролировал через офшорные компании. Возглавил "КорСсис" по просьбе г-на Макарова Станислав Милькин. Все переведенные сотрудники занимались обслуживанием информационных и технологических систем филиалов МРСК Центра. То есть без участия бывшего персонала филиалы МРСК Центра не могли продолжать работу, поэтому заключили с "КорСсисом" контракты на обслуживание.

"Это были экономически невыгодные сделки", — утверждает источник РБК daily в Следственном комитете. Евгений Макаров, по версии следователей, "обеспечил заключение экономически невыгодных договоров" в 2009-2010 годах. Общая сумма ущерба составила 880 млн руб. Все завышенные расходы филиалов МРСК легли в тариф потребителей, ущерб на киловатт составил 60-70 коп., говорит собеседник в Следственном комитете. "Теперь потерпевшей могут признать не только МРСК Центра, но и все население Центрального округа", — объясняет он.

Оставляя должность в конце 2010 года, Евгений Макаров "заметал следы", считают в СК. "За несколько недель до увольнения он одним приказом вернул назад все 1500 человек", — говорит собеседник РБК daily. В ближайшее время бывшего главу МРСК Центра объявят в розыск.

Следователи нашли и "неустановленных лиц": недавно обыски прошли у депутата Виктора Филатова (бывший глава "Белгородэнерго"), Александра Ейста (бывший директор "Тверьэнерго"), Алексея Зеленского (работал в "Белгородэнерго" и "КорСсис") и Дмитрия Лагунина (бывший замгендиректора в МРСК Центра).

"Обыск прошел 23 октября, когда я был в Москве, выступал в РАН. В семь утра с криком "откройте, иначе взломаем" к моей жене и двум дочкам (5 и 13 лет. — РБК daily) ворвались следователи с автоматчиками", — рассказал РБК daily Виктор Филатов. По его словам, уголовное дело носит заказной характер, "а кто и для чего его сфабриковал, можно догадываться".

"Во время реформы из АО "Белгород­энерго" были выделены сетевая, генерирующая, сбытовая компании, а в самом "Белгородэнерго" остался управленческий персонал. Эту компанию затем и переименовали в "КорСсис". Соответственно, ни один сотрудник нашего филиала МРСК никуда не переходил", — объясняет г-н Филатов. "КорСсис", как и все выделенные из АО энергокомпании, контролировалась РАО "ЕЭС", подчеркивает он.

Все договоры, которые следствие считает экономически невыгодными, заключались в 2005 году на основании решений советов директоров выделенных компаний. Они, в свою очередь, принимали такие решения исходя из заключения оценщика, выбранного РАО "ЕЭС" на конкурсе. "В последующие годы договоры только пролонгировались. Но даже если бы затраты по договорам с "Кор­Ссисом" были завышены, их не утвердили бы региональные энергетические комиссии, которые регулируют сетевые компании", — объясняет г-н Филатов. По его словам, пакет "КорСсиса", принадлежавший РАО "ЕЭС", был приватизирован в 2006-2007 годах "лицами, не аффилированными с МРСК Центра и Северного Кавказа".

После вторжения макси-шоу г-н Филатов подал жалобу в Белгородскую думу, а также готовит обращения в прокуратуру и правоохранительные органы.
Получить комментарий в МРСК Центра, а также от господ Макарова, Лагунина, Ейста и Зеленина вчера не удалось.
Алина Фадеева

 

 

Он станет реальным, если на место действующей системы обложения придет налог на добавленный доход.

"Известия"

В ближайшей перспективе в России может снова измениться фискальное законодательство в нефтяной сфере. Глава правительства Дмитрий Медведев поручил чиновникам оценить целесообразность введения налога на добавленный доход (НДД) вместо действующей системы налогообложения, включающей налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на прибыль. По подсчетам экспертов, это может дать нефтяным компаниям возможность в некоторых случаях экономить до 35% от текущей налоговой нагрузки.

Идею об ускорении налоговой реформы в нефтегазовом комплексе в части "перехода от налогообложения выручки к обложению финансового результата" высказал вчера на заседании правительства глава Минэнерго Александр Новак. Он дал понять, что о такой реформе просят нефтяные компании, а также напомнил, что изменение системы налогового регулирования прописано в "Энергостратегии России до 2030 года". Кроме того, подобная система исчисления налога уже действует во многих развитых нефтедобывающих странах, в том числе в Канаде и Норвегии. Министерство энергетики ранее планировало разработать проект внедрения НДД до конца 2013 года, опробовать новую модель еще в течение одного года и внедрить ее в 2016 году.

Предложение Минэнерго не нашло отклика у главы Минфина Антона Силуанова. Он не видит смысла менять существующую систему налогообложения в нефтяной отрасли. По словам министра, сейчас через сбор НДПИ государство, по сути, изымает природную ренту, а переход к налогообложению дохода приведет к возможным существенным потерям в доходах бюджета.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, курирующий ТЭК, выразил удивление реакцией Минфина. По его словам, финансисты 15 лет поддерживали переход на налогообложение чистого дохода. Однако в целом вице-премьер прислушался к новой позиции ведомства.

— Если Минфин не готов, то масштабный переход мы осуществлять не будем, но коллеги предлагают отдельные пилотные проекты, поэтому мы продолжим проработку такого рода предложений на основе отдельных пилотных проектов, — сказал Дворкович.

Ряд опрошенных "Известиями" нефтяных компаний — "Лукойл", "Газпром нефть" и "Башнефть" — поддерживают введение НДД и даже предлагают свои пилотные проекты для апробирования этой налоговой системы.

По словам представителя "Лукойла", компания предложила правительству задействовать новую налоговую систему на еще не разрабатываемом Имилорском месторождении. Лицензию на него "Лукойл" приобрел лишь в прошлом году. Несмотря на то что компания планирует осваивать это месторождение при любом налоговом законодательстве, данная реформа принесла бы ей финансовую выгоду, поскольку позволила бы не платить налоги на этапе инвестиций в обустройство месторождения и налаживания добычи сырья.

По словам президента "Башнефти" Александра Корсика, компания предложила Минэнерго использовать все свои месторождения для тестирования нового налогового исчисления:

— На многих наших месторождениях обводненность более 90%. То, что можно сделать для повышения коэффициента извлечения нефти с помощью современных технологий, мы уже сделали, но всему есть предел. Чтобы продолжать добычу в регионе не 5-10, а много-много лет, сохранить рабочие места, необходимо переходить на принцип налогообложения прибыли. Добыча "Башнефти" в масштабах России — около 3%. Риск для доходов бюджета небольшой. Поэтому мы предлагаем себя в качестве полигона для эксперимента по отработке новой налоговой системы.

Изменение фискального законодательства позволит создать стимулы для осуществления дальнейших инвестиций в добывающие проекты, в том числе в регионах со сложными природно-климатическими условиями и неразвитой инфраструктурой, напоминает представитель "Газпром нефти". Компания уже предлагала использовать ряд своих проектов в качестве пилотных, в частности Новопортовское и Мессояхские месторождения.

Источник "Известий" в "Роснефти" говорит, что введение НДД — "экономически обоснованная мера", однако ее эффект для компании может быть понятен только тогда, когда будет известна уточненная формула расчета исчисления налога. Пока компания вполне довольна той серией налоговых послаблений, которые она получила в последние месяцы, в частности, льготами при освоении новых месторождений и месторождений на шельфе. Официально компания не комментирует отношение к введению НДД.
Использование схемы НДД, по словам директора нефтегазового центра EY Дениса Борисова, обеспечит стимулирование внедрения инновационных технологий в нефтедобыче и увеличит добычу нефти и коэффициент нефтеотдачи. По мнению эксперта, чтобы уровень доходов был приемлемым для компаний, при цене барреля нефти в $110 объем налогов не должен превышать $45, тогда как сегодня он составляет порядка $77. Если же нефть упадет в цене до $90 за баррель, налоговые изъятия не должны будут превышать $25.

Как пояснила Анна Кокорева из финансовой компании "Альпари", в отличие от фиксированного НДПИ ставка НДД будет зависеть от отношения дохода от реализации углеводородов к затратам на их добычу (включая капвложения) и может варьироваться от 15% до 60%. Соответственно, введение НДД будет невыгодно компаниям, не развивающим добычу. Наибольшую выгоду получат нефтяники, осваивающие новые месторождения, так как налог не будет взиматься до полной окупаемости капитальных вложений. На месторождениях в Западной Сибири добыча нефти падает, компенсировать спад планируется за счет новых месторождений в Восточной Сибири и Арктике. Они очень капиталоемкие, поэтому НДД в данной ситуации выгоднее, говорит эксперт.

По расчетам Кокоревой, налоговые платежи нефтяных корпораций в случае налоговой реформы могут сократиться на 10%, а при самом лучшем раскладе экономия составит до 35%. Сопротивление Минфина понятно: ведь выплаты по НДПИ — это очень существенная доля доходов федерального бюджета. Госфинансисты боятся сокращения доходов и, как следствие, дефицита бюджета, объясняет Кокорева.
Людмила Подобедова

 

 

Сжиженный газ пойдет на экспорт в обход "национального достояния".

"Независимая газета"

Вчера в правительстве произошло знаковое событие — министры лишили "Газпром" экспортной монополии. Теперь российский сжиженный природный газ (СПГ) смогут продавать за границу и другие компании. В отношении традиционного трубопроводного газа монополия сохраняется. Отмены экспортной монополии СПГ добивались защитники интересов "Роснефти" и НОВАТЭКа.

Правительство на заседании в среду одобрило законопроект о либерализации экспорта сжиженного природного газа. Как пояснил премьер-министр Дмитрий Медведев, одобрение законопроекта влечет за собой отказ от экспортной монополии. Законопроектом предлагается предоставить право на экспорт СПГ помимо самого "Газпрома" и его дочерних компаний пользователям недр, лицензия которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству СПГ, а также госкомпаниям, доля участия государства в которых составляет более 50% и являющимся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря.

"Заложены критерии, которым должна удовлетворять компания, занимающаяся экспортом газа. Но это уже изменения весьма существенные на нашем газовом рынке, который весьма и весьма монополизированный в силу известных причин", — уточнил Медведев, выразив надежду, что законопроект будет способствовать развитию энергокомплекса и укрепит позиции РФ на рынках растущих экономик, прежде всего в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Опрошенные "НГ" аналитики считают, что победу могут праздновать "Роснефть" и НОВАТЭК. Тем более что ранее глава Минэнерго Александр Новак уже говорил о том, что самостоятельный экспорт сжиженного природного газа на первом этапе либерализации будет разрешен проекту "Ямал СПГ", а также СПГ-заводам "Роснефти" и "Газпрома". Он рассчитывает, что решение о либерализации вступит в силу с января 2014 года.

Будем надеяться, что это создаст дополнительные возможности для развития всего энергетического комплекса, позволит нам укрепиться именно в быстро растущих экономиках, в значительной мере сконцентрированных на Азиатско-Тихоокеанском побережье", — заметил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В соответствии с документом предлагается предоставить право на экспорт природного газа в сжиженном состоянии (далее — СПГ) двум категориям: пользователям недр на участках федерального значения, лицензия на недропользование которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству СПГ или направление добытого газа для сжижения на завод по производству СПГ.

Вторая категория, которая получит право экспорта: государственные компании, доля участия РФ в уставных капиталах которых составляет более чем 50%, являющиеся пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая Черное и Азовское моря, и их дочерние общества, в уставных капиталах которых доля участия таких госкомпаний составляет более 50% уставного капитала, производящих СПГ из газа, добытого из указанных участков недр, или из газа, добытого при реализации соглашений о разделе продукции.

"Необходимость расширения субъектного состава экспортеров СПГ обусловлена изменениями на мировых рынках, более высокими темпами роста потребления СПГ в мире, особенно в АТР", — сообщил министр энергетики РФ Александр Новак. "Если мы ожидаем темпы роста потребления газа в целом до 2030 года на 0,9% в год, то темпы роста потребления СПГ составят 4-5% в этот период. Если сегодня потребляется 240 миллионов тонн СПГ в год, к 2020 году эта цифра достигнет 360 миллионов тонн, к 2030 — 480 миллионов тонн", — цитирует Прайм главу Минэнерго. "Реализация закона и инвестиции, которые ожидаются, если будет принят закон, позволят увеличить долю РФ на мировых рынках с 4,5 до 10% к 2020 году", — сказал министр.

Как отметил в беседе с "НГ" руководитель отдела инвестиционного анализа компании "Универ" Дмитрий Александров, за нынешним решением вполне логично будет и другое — либерализация поставок за рубеж и трубопроводного газа. "Правда, ждать этого момента придется не менее нескольких лет", — полагает аналитик.

"Целесообразно развиваться именно в направлении увеличения доли рынка в странах АТР. На них приходится 69% мирового импорта СПГ, поэтому строительство СПГ-мощностей — наиболее очевидный способ увеличить поставки на эти рынки", — уверен содиректор аналитического отдела агентства "Инвесткафе" Григорий Бирг.
"В области СПГ наша страна отстает, ее доля на рынке составляет всего 4,5%, а лидером является Катар. Основными потребителями СПГ в АТР являются Япония, Южная Корея и Китай, при этом спрос постоянно растет. Япония и Южная Корея в 2012 году в сумме импортировали 168,5 миллиарда кубометров, что составляет 51,4% от всего мирового рынка СПГ. Растущее потребление в АТР — шанс для России", — считает аналитик компании "Альпари" Анна Кокорева. Вопрос лишь в том, сможет ли она этим шансом воспользоваться…
Сергей Куликов

 

 

<< Октябрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ