Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

31.10.2016

Без участия США любые договоренности по нефтедобыче бессмысленны.

"Независимая газета"

"Дорожная карта" по заморозке нефтедобычи до сих пор не согласована: члены Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) продолжают спорить об объемах добычи и призывают Россию сократить производство нефти на 4%. Россия не согласна сокращать добычу, наоборот, по прогнозу Минэкономразвития (МЭР), в 2016 году РФ увеличит ее на 2%, но тем не менее  в 2019 году исчерпает возможности роста. Эксперты обращают внимание, что в прениях ОПЕК и стран вне картеля не принимает участие один из крупнейших игроков рынка — США, без участия которых любые договоренности сейчас бессмысленны.

Первое заседание спецкомитета ОПЕК по заморозке добычи нефти, которое два дня — в пятницу и субботу — проходило в Вене, закончилось ничем.

Представители экспортеров сошлись только во мнении, что дальнейшие консультации можно провести в следующем месяце, до саммита на уровне министров государств — членов картеля, намеченного на 30 ноября. К тому времени должны быть уточнены данные по возможной заморозке или снижению добычи нефти каждой из участниц ОПЕК. Напомним, в конце сентября ОПЕК сенсационно сумела договориться о заморозке добычи на уровне 32,5-33 млн барр. в сутки.  О готовности присоединиться к этому процессу заявлял глава Минэнерго России Александр Новак, решимость которого на энергосаммите в Стамбуле поддержал затем и президент Владимир Путин.

Бодрые заявления весь месяц подпитывали рынок, нефтяные цены сначала превысили 50 долл. за баррель, но потом без словесных интервенций опять начали проседать. Ожидалось, что работа ОПЕК над "дорожной картой" по распределению квот на ограничение добычи простимулирует рост нефтяных цен, но по итогам минувшей недели контуры "карты" так и не прояснились. Стало известно только, что в первый день заседания, в котором принимали участие исключительно члены ОПЕК, Иран и Ирак возражали против оценки величины их добычи. После второго дня с участием нерезидентов картеля представитель Казахстана сообщил, что его страна не готова пока подписаться под ограничением добычи, а  представитель Бразилии и вовсе заявил, что его страна планирует увеличивать добычу. В этот день в заседании принимали участие представители России, Азербайджана, Бразилии, Казахстана, Омана и Мексики.

Представители Минэнерго РФ воздержались от комментариев после встречи в Вене, а министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия готова к дальнейшим консультациям.

Генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо предупредил, что нефтедобывающие страны подвергают себя риску, затягивая решение. "Если договоренности о заморозке не будут реализованы, то это приведет к удлинению процесса ребалансировки рынка с дальнейшим ухудшением финансовых условий и спадом инвестиций", — сказал он в Вене.

Накануне встречи в Вене Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива призвали Россию сократить добычу нефти на 4%, на что Новак моментально отреагировал отказом, хотя и подтвердил возможность заморозки на сегодняшнем уровне.

А в пятницу стал известен прогноз Минэкономразвития, судя по которому Россия и без договоренностей с ОПЕК вынуждена будет заморозить добычу. Правда, не сейчас, а через три года. По данным МЭР, в 2016 году добыча нефти вырастет в стране на 2% и составит 544 млн т, в 2017 году будет рост на 0,7% — до 548 млн т, в 2018 году — на 0,9% — до 553 млн т, а в 2019 году рост прекратится и уровень добычи сохранится на уровне 2018 года.

В качестве основной причины прекращения роста добычи МЭР указывает истощение рентабельных запасов в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье, сложные природные условия и неразвитость инфраструктуры в новых регионах добычи, а также сложности при добыче на шельфовых месторождениях, которые усугубляются проблемами с импортом оборудования и технологий.

Многие эксперты верят в искренность намерений ОПЕК и стран вне картеля, готовых примкнуть к заморозке добычи. Но они все же сомневаются, что эта мера "наведет порядок" на рынке и вернет высокие цены на нефть. США в последние годы резко нарастили добычу и впервые за 40 лет разрешили экспорт своей продукции. При желанном для ОПЕК и России росте цен на рынок опять могут вернуться объемы сланцевой нефти из США. Без участия этого крупнейшего игрока в нефтяных переговорах любые решения ОПЕК и стран вне картеля теряют свой смысл.

"В мае 2015 года американцы достигли максимальной добычи в 9,6 млн барр. в сутки, но сейчас добыча у них упала более чем на 1,1 млн. При нынешних ценах их добыча будет продолжать падать, а чтобы вернуться к росту, им нужна цена в 75 долл. за баррель, — сказал "НГ" директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Тем не менее США в своей озвученной стратегии исходят из низких цен на нефть. Например, при их влиянии в Ираке они вполне могли бы ограничить там добычу, но, несмотря на идущую в стране войну, там происходит заметный рост".

Правосудов согласен с прогнозами МЭР. По его мнению, Россия вынуждена будет ограничивать добычу нефти независимо от того, присоединится она к соглашению с ОПЕК или нет. "Уровень добычи нефти в России сейчас находится на максимуме, прирост возможен только при очень значительных инвестициях, но вряд ли они будут делаться в месторождениях с высокой себестоимостью", — уверен эксперт. По его мнению, Россия должна будет сосредоточиться на поддержании уровня добычи на действующих месторождениях.

Анатолий Комраков

Новый порядок налогообложения нефтяной отрасли будет запущен с 2018 года.

"Известия"

Минфин и Минэнерго после двух лет напряженных дискуссий пришли к согласию о введении налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли, который затронет как старые, так и новые месторождения. Финансовое ведомство уже приступило к разработке соответствующего законопроекта. Планируется, что новый налог появится уже в 2018 году. По планам Минфина изменения будут способствовать увеличению количества разрабатываемых месторождений. Хотя новая схема и реформирует налогообложение всей отрасли, риски недополучения налогов из-за возможных уловок нефтяных компаний остаются высокими, опасаются эксперты.

За основу нового налога принимается идея Минфина о налогообложении свободного финансового потока. Победивший в правительстве вариант фактически является позицией Минфина, поскольку риски для бюджета сейчас высоки, подтвердил "Известиям" близкий к обсуждению источник. О том, что согласие достигнуто, сообщил и представитель Минэнерго.

— Да, можно сказать, что по основным параметрам договорились, — сказал собеседник "Известий".

Новый порядок налогообложения отрасли будет запущен в январе 2018 года, предполагает Минфин. В своих материалах ведомство указывает, что реформа позволит увеличить инвестиционную привлекательность новых проектов, разработка которых нерентабельна или обусловлена значительными затратами на разработку, а также стимулировать повышение коэффициента извлечения нефти и рационального недропользования.

Более двух лет Минфин и Минэнерго спорили о новой схеме налогообложения нефтяной отрасли. Финансовое ведомство настаивало на введении НДД для всех месторождений, а Минэнерго предлагало налог на финансовый результат (НФР). Идея Минфина — это постепенная отмена экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых в пользу нового налога на доход для всех проектов, который будет уплачиваться только после достижения их окупаемости. В качестве альтернативы Минэнерго предлагало НФР, который освобождал бы компании от НДПИ и облагал только прибыль от реализации нефти. Концепция Минэнерго была более выгодна зрелым месторождениям, но создавала больше рисков для выпадения бюджетных доходов.

НДПИ облагает всю выручку нефтяных компаний независимо от их затрат. Такая схема создала проблемы для разработки ряда месторождений, которые требуют значительных инвестиций. Сейчас фактически не имеет значения, сколько средств компании вкладывают в разведку: НДПИ нужно платить с объема добычи независимо от того, получена прибыль или нет, объясняет проблему юрист BGP Litigation Наталия Юрченкова. При этом резкое снижение мировых цен на нефть (со $110 до $45 за баррель) вынуждает нефтяные компании разрабатывать только высокорентабельные месторождения и снижать темпы роста добычи.

Хотя Минфин и указывает, что закон "не должен негативно повлиять на формирование доходной части бюджетной системы", эксперты видят риски недопоступления налогов.

— Можно предположить, что в первое время применения новой схемы доходы бюджета могут несколько снизиться. Но впоследствии — по мере разработки месторождений и увеличения добычи — доходы должны вырасти за счет дополнительного объема добычи сырья. Он образуется за счет льготных налоговых условий, — считает главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк.

Для нефтяных компаний, налоговая нагрузка которых и без того достаточно велика, любое изменение так или иначе несет риски, а в данный момент, в условиях нестабильной экономической ситуации, в особенности, отмечает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.

— Также негативным моментом выступает тот факт, что в последние годы нет стабильности в отношении налогообложения, что затрудняет для компаний формирование стратегических планов на длительный период. При увеличении фискальной нагрузки очевидно, что компании будут сокращать инвестиции. Тем не менее, скорее всего, это коснется нефтепереработки, а не добычи, — считает она.

С точки зрения отрасли переход на НДД — позитивная новость и она будет способствовать развитию новых месторождений, уверен аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. При этом он отмечает, что сначала будет переходный этап, в котором НДД будет применяться параллельно с НДПИ, однако впоследствии месторождения перейдут на новый налог. Вместе с тем он признает — есть риски того, что компании будут завышать сметные инвестиции, чтобы снизить налогооблагаемую базу.

Страны, перешедшие на условный НДД, столкнулись и с проблемой переинвестирования и занижения доходов — так называемым gold plating, поддерживает Наталия Юрченкова.

— Есть риск завышения расходов нефтяными компаниями, это было основным опасением Минфина. Но финансовое ведомство может сравнивать стоимость проектов с аналогичными у других компаний, чтобы избежать этой ситуации, — считает Андрей Полищук.

По его словам, если два месторождения находятся рядом, а объемы инвестиций в них расходятся в два раза, то это уже выглядит подозрительно.

Алина Евстигнеева, Анна Подлинова

 

 

"Роснефть" намерена приобрести 100% "Башнефти".

"Газета РБК"

"Роснефть", которая приобрела 60,16% "Башнефти" у Росимущества, направила в ЦБ проект оферты на выкуп оставшихся обыкновенных акций у миноритариев. Исходя из первой сделки этот пакет может обойтись ей в 205,58 млрд руб.

"Роснефть" подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявку на приобретение 100% акций "Башнефти", сообщил замглавы ведомства Анатолий Голомзин в пятницу утром. Он отметил, что заявка "Роснефти" поступила в антимонопольную службу "на днях буквально" и, скорее всего, будет рассмотрена в течение месяца, передает "РИА Новости".

Пресс-секретарь "Роснефти" Михаил Леонтьев подтвердил РБК, что компания подала в ФАС такую заявку. "Речь идет о формальном действии со стороны компании, для того чтобы иметь возможность и право на покупку любой другой меньшей доли в "Башнефти", чем та, что "Роснефть" уже приобрела по распоряжению правительства", — сказал он РБК.

По распоряжению правительства 12 октября "Роснефть" купила у Росимущества 50,08% уставного капитала (60,16% обыкновенных акций) "Башнефти" за 329,6 млрд руб. Через несколько дней после этого руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что "Роснефть" должна обратиться в ведомство с заявкой в связи с этой сделкой. При этом он признавал, что ведомство не может ответить на ходатайство отказом, "потому что правительство приняло решение (о сделке. — РБК)".

Заявка о покупке 100% может означать и покупку госкомпанией доли Башкирии в "Башнефти" (25,79% обыкновенных акций), и выставление оферты миноритариям компании (11,73%), сказал РБК источник, близкий к "Роснефти". В пятницу вечером, после закрытия торгов на Московской бирже, "Роснефть" как раз сообщила, что направила для согласования в Центробанк проект обязательного предложения по выкупу обыкновенных акций "Башнефти" у всех остальных акционеров. Речь идет о 55 466 137 обыкновенных акциях "Башнефти" (37,5%), но цену выкупа компания не раскрыла.

Представитель главы Башкирии Рустэма Хамитова заявил РБК, что сейчас Башкирия не ведет переговоров с "Роснефтью" о продаже региональной доли в компании. После встречи с главным исполнительным директором "Роснефти" Игорем Сечиным в середине октября Хамитов сказал, что вопрос выкупа доли республики в компании не обсуждался. "Мы будем совместно с "Роснефтью" управлять "Башнефтью", — подчеркнул он.

Компания должна выставить оферту миноритариям — владельцам обыкновенных акций через 35 дней после покупки контрольного пакета, то есть до 17 ноября, говорил РБК партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн" Павел Герасимов. Указанная в оферте цена акций не может быть ниже их средневзвешенной стоимости за последние полгода либо цены сделки, по которой приобретались акции. Выкупать привилегированные акции она не обязана.

"Роснефть" купила обыкновенные акции "Башнефти" у Росимущества на 24% дороже средневзвешенной цены на бирже за последние шесть месяцев. Исходя из этой цены (3706,4 руб. за акцию), выкуп всех оставшихся обыкновенных акций может обойтись ей в 205,58 млрд руб. Без учета республиканского пакета компании придется потратить на выкуп миноритариев ?76,98 млрд руб., подсчитал управляющий партнер GL Financial Group Сергей Вахрамеев.

"Роснефть" 27 октября сообщила, что ее совет директоров принял решение о совершении сделок, которые влекут или могут повлечь расходы в размере $1,5 млрд. Детали возможной сделки в материалах компании не раскрывались. Представитель "Роснефти" отказался комментировать предмет этой сделки. В начале октября "Роснефть" также, не раскрывая детали, сообщила о том, что совет директоров одобрил проведение "крупной сделки", после чего последовало приобретение контрольного пакета "Башнефти".

"Роснефть" обычно стремится поглощать крупные активы в России целиком, не оставляя в них миноритариев, замечает аналитик "Открытие Капитала" Артем Кончин. Так было при поглощении "дочек" ЮКОСа и покупке ТНК-BP. Поэтому, наверное, в итоге она консолидирует 100% "Башнефти", считает он. Это позволит "Роснефти" не делиться ее прибылью с другими акционерами и самостоятельно принимать решения.

На новостях о заявке "Роснефти" в ФАС обыкновенные акции "Башнефти" на Московской бирже подорожали на 5,58%, привилегированные — на 2,86% (данные на 12:08 мск). Но по итогам торгов, когда еще не было известно о подготовке оферты, рост скорректировался до 4,43 и 1,84% соответственно. Капитализация "Башнефти" составила 527,16 млрд руб.

Тимофей Дзядко, Людмила Подобедова, Юлия Котова

 

 

"Газпром" получит доступ к дополнительным мощностям газопровода Opal. Это снизит стоимость транспортировки газа по "Северному потоку".

"Ведомости"

Европейская комиссия (ЕК) одобрила исключение 50% мощностей газопровода Opal из Третьего энергопакета, сообщила ЕК в пятницу. Оно даст возможность "Газпрому" увеличить прокачку газа в Европу. Решение принято до 2033 г. "Пока воздержимся от комментариев", — сказал представитель "Газпрома".

Газопровод Opal мощностью 36 млрд куб. м соединяет морской газопровод "Северный поток" с Германией и Чехией. Газопровод дает выход на рынки Центральной и Восточной Европы в обход Украины. "Газпром" имел право лишь на 50% его мощностей. Это ограничение было наложено ЕК в 2009 г. Решение даст возможность концерну приобретать квоты еще на 40% мощностей, передал ТАСС.

Согласно сообщению ЕК использование 50% мощностей Opal должно будет соответствовать более строгим правилам европейского рынка. "Они обеспечивают прозрачный и недискриминационный доступ для всех газовых компаний", — говорится в пресс-релизе. ЕК оставляет за собой право пересмотреть решение об исключении для Opal. "Это решение принято не по политическим мотивам, — подчеркнул чиновник ЕК. — Этим решением мы открываем газопровод Opal для более активной конкуренции" (цитата по "Интерфаксу").

В своем решении ЕК зафиксировала новые условия. Доминирующие поставщики газа на рынке Чешской Республики или поставщики, контролирующие более 50% природного газа, прибывающего в немецкий Грайфсвальд, могут претендовать на дополнительные мощности только по базовой цене.

Предложение выставлять свободные мощности Opal на торги поступило в ЕК в мае от немецкого регулятора Bundesnetzagentur. "Газпром" должен предоставлять при необходимости до 20% оставшейся мощности магистрали другим поставщикам, писала во вторник WSJ со ссылкой на свои источники.

Разрешение на увеличение прокачки не стало неожиданностью, говорит старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Технически оно было принято еще в начале 2014 г., но политически отложено. "Газпром" при необходимости прокачивал по Оpal больше газа, занимая более половины мощности, указывает она. Разрешение на Opal позволит увеличить прокачку по "Северному потоку", но не до проектных уровней. Производительность "Северного потока" — 55 млрд куб. м в год. В 2015 г. "Газпром" экспортировал в Европу 158,6 млрд куб. м газа. За 10 месяцев, по прогнозу Interfax GGA, будет около 143 млрд куб. м. В середине года "Газпром" рассчитывал поставить в Европу более 165 млрд куб. м газа. Разрешение дает "Газпрому" больше гибкости в поставках, но существенно на их увеличении не скажется, скорее это будет замещение транзитных объемов по Украине, полагает Белова.

Решение ЕК даст возможность оптимальнее загрузить мощности "Северного потока" и Opal, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Это, соответственно, позволит снизить эффективную стоимость транспортировки газа по балтийскому маршруту, сделав ее еще более привлекательной для "Газпрома". Экономия составит около $300-350 млн в год, подсчитал Гривач.

Алена Махнева

 

 

<< Октябрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ