media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

31.10.2019

Дания слишком поздно дала согласие на строительство газопровода.

"Ведомости"

30 октября Датское энергетическое агентство сообщило о выдаче разрешения на прокладку "Северного потока — 2" в пределах своей исключительной экономической зоны. Одобренный маршрут проходит юго-восточнее острова Борнхольм и представляет собой кратчайший (147 км) из вариантов укладки трубы вне территориальных вод страны. Дания стала последней страной, давшей разрешение на строительство газопровода. Ранее то же самое сделали все другие страны, через воды которых будет проложена труба, — Россия, Финляндия, Швеция и Германия.

"Газпром" собирался ввести в эксплуатацию "Северный поток — 2" в конце этого года, чтобы сократить зависимость от Украины. Именно в конце этого года истекает контракт на транзит газа через эту страну. Россия, Украина и ЕС ведут переговоры о заключении нового контракта, но пока безрезультатно.

Но разрешение Дания выдала поздно — "Газпром" уже не успеет ввести трубу в эксплуатацию до конца года.

Несмотря на формальное получение разрешения, строительство в датских водах не может начаться до вступления решения датского регулятора в силу, говорит один из европейских чиновников, курирующих энергетику. Фактически начать укладку трубы там можно будет лишь в конце ноября. Месяц отводится на возможность оспорить решение, объясняет собеседник "Ведомостей".

О том же в начале октября говорил замначальника департамента внешнеэкономической деятельности "Газпрома" Дмитрий Хандога. По его словам, проектной компании Nord Stream 2 AG для возобновления работ необходимо будет дождаться окончания периода апелляции. "Как в любом разрешении — его можно оспорить... С момента выдачи разрешения датским энергетическим органом должно пройти четыре недели", — цитировало Хандогу агентство "Прайм". Это стандартный процесс, подчеркивал Хандога, после вступления разрешения в силу можно будет сразу начинать строительство газопровода. Таким образом, самым ранним сроком, когда "Газпром" сможет приступить к строительству "Северного потока — 2" в водах Дании, может стать 27 ноября.

Представитель Nord Stream 2 AG не называет точных сроков начала работ в датских водах: "Строительство датской секции газопровода начнется своевременно. Точное начало трубоукладки зависит от ряда юридических, технических и климатических факторов". "Надеемся, что окончание проекта будет в плановые сроки", — передал вчера "Интерфакс" слова предправления "Газпрома" Алексея Миллера. В подробности он вдаваться не стал.

"Северный поток — 2" мощностью 55 млрд куб. м газа в год — новая экспортная труба "Газпрома", которая должна напрямую соединить Россию и Германию. Предполагалось, что две нитки газопровода повторят маршрут уже проложенного по дну Балтийского моря "Северного потока". Стоимость строительства морского участка новой трубы компания оценивала примерно в 9 млрд евро.

Nord Stream 2 AG уже построила более 2100 км "Северного потока — 2" (по обеим ниткам). Необходимо проложить еще 168 км трубы для каждой из ниток: по 5 км в Швеции, 147 км в Дании и 16 км в Германии, сообщил представитель проектной компании.

На укладку участка "Северного потока — 2" в водах Дании потребуется около пяти недель, напомнил Миллер.

Но после завершения строительства трубы ее еще необходимо наполнить газом. Такая же процедура на "Силе Сибири" (2157 км трубы, что сравнимо по протяженности с длиной обеих ниток "Северного потока — 2") заняла у "Газпрома" чуть менее двух месяцев. С учетом того что приступить к работе в датских водах "Газпром" сможет только в конце ноября, а также времени, необходимого на пусконаладочные работы и заполнение трубы, коммерческие поставки газа по "Северному потоку — 2" могут начаться не ранее весны 2020 г., считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова.

Принимающая инфраструктура для "Северного потока — 2" в следующем году будет готова только наполовину. Поэтому разумно предполагать, что "Газпром" сможет прокачивать через него около 25 млрд куб. м, говорит старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Вместе с первой ниткой "Турецкого потока" это снизит потребности по прокачке через Украину вдвое, до 40-50 млрд куб. м в год. Поэтому договариваться о транзите все равно придется. Другой вопрос, что по мере полного ввода в эксплуатацию "Северного потока — 2" и "Турецкого потока" потребности "Газпрома" в транзите через Украину будут снижаться, поэтому Москва будет продолжать настаивать на коротком контракте, резюмирует Маринченко.

Получение козыря в виде альтернативного маршрута в газовых переговорах с Украиной и ЕС — это хорошая новость для "Газпрома", соглашается Белова. Но "Газпром" лишен возможности заполнять европейские продолжения обоих трансбалтийских газопроводов на 100%, напоминает Белова. А поскольку Eugal, отвод от "Северного потока — 2", выйдет на полную мощностью только через год, суммарные поставки "Газпрома" по "Северному потоку" и "Северному потоку — 2", при отсутствии исключений из Третьего энергопакета, в 2020 г. составят около 50-55 млрд куб. м. Это меньше, чем поставлялось в 2018 г. по одному "Северному потоку".
Представители "Газпрома" и "Нафтогаза Украины" возможное влияние решения Дании на ход переговоров о продлении транзита не комментируют. Их коллега из Еврокомиссии в среду вечером на запрос "Ведомостей" не ответил.

Артур Топорков

 

 

Госдуму предупредят о рисках для населения и промышленности после ратификации Парижского соглашения.

"Известия"

Ратификация Парижского соглашения по климату и, соответственно, введение углеродного налога может повысить стоимость электроэнергии до 50%. А российским налогоплательщикам придется заплатить за реализацию положений документа около 3-4% ВВП в год. Такие выводы сделали в Институте проблем естественных монополий, который по заказу Госдумы проводит исследование (документы госконтракта есть в распоряжении "Известий") последствий ратификации документа. Придать юридическую силу соглашению в нижней палате планируют уже в ближайшее время.

Снять риски

При этом депутаты считают, что решение о ратификации Парижского соглашения по климату принималось правительством без учета мнения Госдумы. Как ранее заявляли некоторые из них (например, лидер фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов), таким образом кабмин хотел избежать неприятных вопросов.

Однако ратифицировать документ нижняя палата всё же намерена. Рассмотрение этого вопроса в ГД может состояться до конца нынешнего или в начале следующего года. Эту информацию подтвердил "Известиям" первый зампред думского комитета по международным делам Дмитрий Новиков. Перед принятием решения парламентарии заказали Институту проблем естественных монополий исследование для оценки социально-экономических последствий ратификации соглашения по климату.

Депутаты должны учесть все риски, которые могут возникнуть у российской экономики, пояснил "Известиям" зампред комитета по международным делам Алексей Чепа.

— К примеру, в разных странах сегодня существуют различные методики подсчета площади территории леса. В конечном итоге это влияет на оценку его поглощающей способности. Поэтому соглашение носит и экономический, и политический характер, — заявил парламентарий.

В техзадании к исследованию отмечается, что его актуальность обусловлена стратегическим характером соглашения, которое может отразиться на перспективах развития экономики и сохранения социальной стабильности в РФ.

Сокращение и рост

Как пояснили "Известиям" в Институте проблем естественных монополий, депутатам расскажут о рисках ратификации соглашения, но решение о принятии документа парламентарии примут самостоятельно.

По словам замдиректора института Александра Григорьева, один из рисков напрямую касается введения углеродного налога (этот пункт содержится в законопроекте о государственном регулировании выбросов парниковых газов, который готовится в рамках присоединения России к Парижскому соглашению).

И хотя Минэкономразвития на этой неделе решило отложить этот вопрос до запуска системы отчетности и мониторинга выбросов, в институте допускают, что правительство вернется к рассмотрению этой меры позднее.

Налог ощутимо ударит по карману простых россиян, считают авторы исследования. Так, исходя из их расчетов, введение углеродного сбора в размере $15 за тонну эквивалента CO2 потребует от налогоплательщиков выплат в размере 3-4% ВВП в год.

Кумулятивный эффект от ввода налога и активного развития ВИЭ-генерации может привести к существенному росту цены на электроэнергию. Причем для крупных промышленных потребителей повышение, говорится в документе, станет очень существенным — вплоть до 40-50%.

Как отмечают ученые, основными объектами рисков станут отрасли с высокой энергоемкостью. В том числе это может коснуться электро- и теплоэнергетики, алюминиевой и нефтегазовой промышленности, черной металлургии, добычи угля, производств удобрений и цемента.

При этом данные отрасли — основа российской экономики, напомнили "Известиям" в институте.

Например, в 2015 году ТЭК обеспечил 63% экспорта и 27% ВВП, а более 43% доходов федерального бюджета формируются за счет нефтегазовых компаний. Появление налога может стать причиной закрытия предприятий и ликвидации целых отраслей либо переноса издержек на потребителей, считают авторы исследования.

— Для наших геополитических и экономических конкурентов новые оковы для российской промышленности, безусловно, выгодны. Но это не понравится населению, так как грозит сокращением рабочих мест и увеличением стоимости электроэнергии и тепла. Так что минусы очевидны, а плюсы нет, — пояснил "Известиям" Александр Григорьев.

Идут лесом

Еще одной скрытой угрозой в Институте проблем естественных монополий считают несправедливый учет поглощающей способности российских лесов. Как отмечают ученые, на территорию РФ приходится около 20% мировой площади лесов, а сибирская тайга является одним из основных поглотителей CO2 в мире. Однако действующие международные методики это не учитывают.

Например, считается, что один гектар леса в Германии поглощает углерод в пять раз лучше, чем тот же гектар в России. Выше ценятся и породы деревьев в соседних Финляндии и Белоруссии. Всё это в конечном итоге сказывается на оценке вклада РФ в мировую эмиссию парниковых газов.

Поэтому в Институте считают целесообразным на национальном уровне утвердить и продвигать методики, которые будут учитывать поглощающую способность российских лесов. А при выборе действий по ограничению выбросов приоритет должен отдаваться "мягким" мерам, отличающимся низкими удельными затратами.

— Все страны по-разному участвуют в Парижском соглашении, тем не менее свои интересы они защищают. Ярчайший пример — Китай, который сформулировал свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов очень хитро: не в абсолютных значениях, в тоннах, а в удельных, относительно ВВП. А так как структура ВВП страны к 2030 году будет меняться, будет увеличиваться доля сектора услуг и так далее, он станет развиваться не за счет энергоемких отраслей. И это даст возможность КНР при сохранении прежних объемов производства в энергоемких отраслях спокойно выполнить взятые на себя обязательства, — отмечает Александр Григорьев.

Если говорить о России, то наша страна, по словам эксперта, обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 25-30% уже выполняет. Это обусловлено несколькими причинами: спадом производства в 1990-е годы и повышением энергоэффективности, которое произошло за счет модернизации — ввода новых мощностей в электроэнергетике.

Давить на газы

Однако в Минприроды напоминают и о плюсах присоединения к соглашению. В ведомстве "Известиям" заявили, что участие России в соглашении при условии сохранения заявленного уровня обязательств по ограничению выбросов парниковых газов не скажется отрицательно на ее экономике.

— Усилия РФ по укреплению глобального реагирования на угрозу изменения климата окажут положительное влияние на ускорение структурных сдвигов в национальной экономике в сторону технологической модернизации, увеличение доли несырьевого экспорта и повышение энергетической эффективности, — пояснили в пресс-службе ведомства.

Вместе с тем в Минприроды считают, что РФ должна учитывать свои национальные интересы и не применять модели углеродного регулирования, приводящие к увеличению необоснованной финансовой нагрузки на базовые отрасли экономики, росту затрат промышленности и ухудшению качества жизни и снижению благосостояния населения.

— В связи с этим необходимо отметить целесообразность детальной проработки подготавливаемого проекта федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов, обеспечивающего достижение целей РФ в рамках Парижского соглашения, — пояснили в пресс-службе.

Глава общественной организации "Зеленый патруль" Андрей Нагибин в беседе с "Известиями" также обратил внимание на то, что плюсом ратификации действительно является активизация работы по сокращению выбросов, а следовательно, улучшение экологической обстановки.

Наталья Башлыкова

<< Октябрь, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ