media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Причины роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов и меры, принимаемые Правительством РФ по сдерживанию их роста
27.02.2006
Для целей анализа причин роста рассмотрим затраты, которые формируют цену нефтепродуктов по всему циклу от момента добычи до залива топлива в бак.
В первую очередь, это затраты на добычу и транспортировку нефти, переработку, транспортировку нефтепродуктов, оптовую и розничную продажу.
Во-вторых, это налоги, которые составляют более половины стоимости ГСМ. Основных налогов всего четыре: налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, НДС и самая большая составляющая — акциз.

Добыча нефти

Себестоимость добычи нефти по данным Росстата в целом по России в III квартале 2002 г. составила с учетом НДПИ 1635,8 рублей за тонну, в том числе НДПИ 759,5 руб./т, в III квартале 2005 года — 3340,3 руб./т, в т.ч. НДПИ 2212 руб./т. Мы видим, что себестоимость добычи, без учета НДПИ выросла за этот период на 28,8%, а НДПИ вырос в 2,9 раза.
Рост себестоимости добычи нефти объясняется ростом затрат: так за последние 3 года стоимость электроэнергии, отпущенной промышленным потребителям, увеличилась на 36%, теплоэнергии — на 47,2% , газа — в 1,9 раза, продукции металлургической промышленности — в 1,9 раза. А также ростом налоговой нагрузки, особенно за счет резкого роста налога на добычу полезных ископаемых вследствие роста мировых цен на нефть, т.к. формула расчета НДПИ привязана к мировой цене нефти, да и ставка НДПИ увеличилась с 340 в 2002 году до 419 руб. за тонну в 2005 году. На сегодняшний день НДПИ в себестоимости добычи нефти составляет 66,2%.
В настоящее время Минэкономразвития России, Минпромэнерго России совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти рассматривают возможность применения понижающих коэффициентов относительно действующей единой ставки НДПИ с целью создания условий для вовлечения в разработку новых месторождений и освоения новых регионов, а также для продления сроков эффективной добычи из запасов, находящихся на поздних стадиях разработки. В частности, предлагается применять коэффициент "0" для начального периода добычи на новых месторождениях на территории Восточной Сибири и Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции и понижающие коэффициенты для месторождений с высокой выработанностью извлекаемых запасов. Соответствующий проект Федерального закона находится на рассмотрении в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти и после согласования будет внесен в Правительство Российской Федерации.
Если рассматривать данные о себестоимости добычи нефти в основных странах-производителях, то Россия находится где-то посередине: Саудовская Аравия — 3,0 $/барр., США (Мексиканский залив) — 14,5 $/барр., Россия — 5,4 $/барр. (без НДПИ).

Переработка нефти

Как уже было отмечено, российская нефтепереработка представлена сегодня 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний и организация товарно-финансовых потоков осуществляется внутри компаний. Поэтому основная часть нефти, поступающая на НПЗ, перерабатывается по давальческой схеме. Вследствие этого наблюдается широкий диапазон цен на внутреннем рынке. Себестоимость производства 1 тонны нефтепродуктов колеблется от 157,8 до 1284,1 рублей и в среднем сегодня она составляет 452,1 рублей, причем по сравнению с 2002 годом она увеличилась 1,5 раза.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Из-за ежегодных инфляционных темпов развития российской экономики за период с 2002 года по 2005 год услуги и тарифы железнодорожного транспорта выросли на 61,4%, трубопроводного транспорта — на 55,6% и автомобильного транспорта — на 45,5%.
В структуре затрат нефтеперерабатывающих заводов доля затрат на транспортировку нефти составляет порядка 2%. Эти затраты не оказывают существенного влияния на ценообразование.
Транспортная составляющая в цене нефтепродуктов колеблется от 8% (Самара) до 26% (Камчатка). Причины такой разницы обусловлены территориальным размещением нефтеперерабатывающей отрасли. Из 7 федеральных округов четыре являются дефицитными: Дальневосточный, Северо-Западный, Южный, а в Уральском федеральном округе заводов вообще нет. Поэтому большая часть субъектов федерации этих округов вынуждены завозить топливо и нести дополнительные транспортные расходы.

Оптовая продажа

Степень монополизации региональных рынков следует признать формально отвечающей законодательным ограничениям: не выше 35% рынка на одну компанию. Фактически же внутренний рынок поделен между 6-ю нефтяными компаниями.
Сложившийся за последнее десятилетие территориальный принцип развития рынка нефтепродуктов фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны. В целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов ФАС России разработала проект Федерального закона "О защите конкуренции", который Государственная Дума Российской Федерации рассмотрит в ближайшее время во втором чтении, а также подготовила к внесению на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части ужесточения санкций за нарушения антимонопольного законодательства.
Для демонополизации рынка нефтепродуктов движущей силой должна стать конкуренция, а не государственное регулирование цен, которое является значительным шагом назад. Если мы идем по мировому пути рыночной экономики, то должны и придерживаться мировых правил. В этой ситуации является необходимой организация системы распределения нефтепродуктов на условиях конкурсов, создания бирж нефтепродуктов. Это позволит сохранить конкурентное поле и в итоге привести к стабилизации цен.

Розничная продажа

Здесь существуют те же факторы, что и в оптовой продаже. В то же время следует отметить неэластичность розничного рынка светлых нефтепродуктов на котором, в основном, формируется повышательная ценовая тенденция и на котором ВИНКи занимают всего 30-40%, а остальные — это независимые трейдеры, единственной мотивацией которых является повышение размера прибыли.

Налоги

Если рассматривать структуру цены на бензин, то она включает около 10 параметров, причем более половины стоимости — это четыре налога: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 8% стоимости бензина, налог на прибыль — 10%, НДС — 15% и самая объемная составляющая — акциз — на который приходится порядка 22%. Необходимо также отметить, что акцизы на нефтепродукты с 2002 года по 2005 год выросли на 75%. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в 2006 году ставки акцизов на нефтепродукты утверждены на уровне ставок 2005 года.
В разработанном Минпромэнерго России проекте Технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам" предусмотрено введение двух классов автобензинов, соответствующих стандартам качества Евро-2 и Евро-4, а также трех классов дизельных топлив, соответствующих Евро-2, 3 и 4. При этом разделение всех производимых бензинов и дизельных топлив на классы будет производиться в зависимости от их экологических характеристик, т.е. появляется возможность дифференцировать ставки акцизов на моторные топлива в зависимости от их класса.
В связи с этим Министерство считает, что схема взимания акцизов на моторные топлива должна быть основана на дифференцированных ставках акцизов в зависимости от экологических характеристик топлива.
Вместе с тем действующий порядок таможенно-тарифного регулирования экспортных поставок нефти и нефтепродуктов также законодательством привязан к ценам мирового рынка на нефть и их рост с 2002 по 2005 год составил по нефти — в 8,5 раза, по светлым нефтепродуктам — в 3,9 раза. При этом необходимо учесть, что экспортные пошлины носят исключительно фискальный характер. Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике с марта 2005 года установлен новый порядок определения ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты: предусмотрена дифференциация ставок таможенной пошлины на нефтепродукты "светлые" и "темные", при которой на "темные" нефтепродукты предусмотрена ставка таможенной пошлины ниже, чем на "светлые".
В связи с этим можно сказать, что при современных мировых тенденциях и выработанной налоговой политике в российском нефтяном секторе рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке является закономерным.
В итоге с ростом цены нефти на мировом рынке от 25 долларов США за баррель и выше у нефтяных компаний после начисления НДПИ и экспортной пошлины выручка снижается в связи с тем, что за каждый доллар прироста цены нефти на мировом рынке производитель начисляет 0,95 долларов США налогов на реализуемую нефть. Чтобы компенсировать увеличение налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нефтяные компании вынуждены поднимать цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке.
Также следует учесть, что нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке.
Цены на нефтепродукты на мировом рынке с декабря 2004 г. по декабрь 2005 года на бензин автомобильный увеличились на 49,2%, на дизельное топливо — на 28,2. При этом стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке по состоянию на конец декабря 2005 года составляет на автомобильный бензин 74,8% от цен мирового рынка (в одинаковых налоговых условиях), на дизельное топливо — 81,5.
Годовая динамика цен на нефтепродукты с декабря 2004 года по декабрь 2005 года при росте потребительских цен на 10,9% показывает, что за этот период цены на бензин автомобильный низкооктановый у производителей (с учетом акциза и НДС) выросли на 8,3%, в рознице — на 15,4%, на дизельное топливо - на 19,5%, и 23% соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что реально цены производителей на бензин автомобильный снизились на 2,6%, на дизельное топливо выросли на 8,6%, а розничные цены на бензин автомобильный выросли на 4,5%, на дизельное топливо — на 12,1%.
В 2006 году федеральные органы исполнительной власти продолжают начатую в конце 2004 года реализацию комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р был утвержден План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), в котором предусмотрены следующие мероприятия, направленные на стабилизацию цен внутреннего рынка:
- внесение в главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в части установления "налоговых каникул" при разработке новых месторождений на территории Восточной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, дифференциации налога на добычу полезных ископаемых по критерию "выработанность месторождения" и стимулирования повышения качества российской нефти (срок внесения в Государственную Думу — май 2006 г.);
- внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части упрощения порядка возмещения налога на добавленную стоимость, а также снижения основной ставки указанного налога в среднесрочной перспективе (срок внесения в Государственную Думу — июнь 2006 г.);
- внесение изменений в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения принципа установления акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки акциза на топливо более высокого качества (срок внесения в Государственную Думу — апрель 2006 г.);
- подготовка поправок Правительства Российской Федерации для рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе проекта федерального закона "О защите конкуренции" (срок внесения в Государственную Думу — февраль 2006 г.);
- внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (срок внесения в Государственную Думу — март 2006 г.);
- корректировка (снижение, отмена) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации в целях обновления основных производственных фондов.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить темпы роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

ЦОС Минпромэнерго России


в начало

<< Февраль, 2006 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
ДОСЬЕ СОБЫТИЙ