Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Причины роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов и меры, принимаемые Правительством РФ по сдерживанию их роста
27.02.2006
Для целей анализа причин роста рассмотрим затраты, которые формируют цену нефтепродуктов по всему циклу от момента добычи до залива топлива в бак.
В первую очередь, это затраты на добычу и транспортировку нефти, переработку, транспортировку нефтепродуктов, оптовую и розничную продажу.
Во-вторых, это налоги, которые составляют более половины стоимости ГСМ. Основных налогов всего четыре: налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, НДС и самая большая составляющая — акциз.

Добыча нефти

Себестоимость добычи нефти по данным Росстата в целом по России в III квартале 2002 г. составила с учетом НДПИ 1635,8 рублей за тонну, в том числе НДПИ 759,5 руб./т, в III квартале 2005 года — 3340,3 руб./т, в т.ч. НДПИ 2212 руб./т. Мы видим, что себестоимость добычи, без учета НДПИ выросла за этот период на 28,8%, а НДПИ вырос в 2,9 раза.
Рост себестоимости добычи нефти объясняется ростом затрат: так за последние 3 года стоимость электроэнергии, отпущенной промышленным потребителям, увеличилась на 36%, теплоэнергии — на 47,2% , газа — в 1,9 раза, продукции металлургической промышленности — в 1,9 раза. А также ростом налоговой нагрузки, особенно за счет резкого роста налога на добычу полезных ископаемых вследствие роста мировых цен на нефть, т.к. формула расчета НДПИ привязана к мировой цене нефти, да и ставка НДПИ увеличилась с 340 в 2002 году до 419 руб. за тонну в 2005 году. На сегодняшний день НДПИ в себестоимости добычи нефти составляет 66,2%.
В настоящее время Минэкономразвития России, Минпромэнерго России совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти рассматривают возможность применения понижающих коэффициентов относительно действующей единой ставки НДПИ с целью создания условий для вовлечения в разработку новых месторождений и освоения новых регионов, а также для продления сроков эффективной добычи из запасов, находящихся на поздних стадиях разработки. В частности, предлагается применять коэффициент "0" для начального периода добычи на новых месторождениях на территории Восточной Сибири и Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции и понижающие коэффициенты для месторождений с высокой выработанностью извлекаемых запасов. Соответствующий проект Федерального закона находится на рассмотрении в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти и после согласования будет внесен в Правительство Российской Федерации.
Если рассматривать данные о себестоимости добычи нефти в основных странах-производителях, то Россия находится где-то посередине: Саудовская Аравия — 3,0 $/барр., США (Мексиканский залив) — 14,5 $/барр., Россия — 5,4 $/барр. (без НДПИ).

Переработка нефти

Как уже было отмечено, российская нефтепереработка представлена сегодня 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний и организация товарно-финансовых потоков осуществляется внутри компаний. Поэтому основная часть нефти, поступающая на НПЗ, перерабатывается по давальческой схеме. Вследствие этого наблюдается широкий диапазон цен на внутреннем рынке. Себестоимость производства 1 тонны нефтепродуктов колеблется от 157,8 до 1284,1 рублей и в среднем сегодня она составляет 452,1 рублей, причем по сравнению с 2002 годом она увеличилась 1,5 раза.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Из-за ежегодных инфляционных темпов развития российской экономики за период с 2002 года по 2005 год услуги и тарифы железнодорожного транспорта выросли на 61,4%, трубопроводного транспорта — на 55,6% и автомобильного транспорта — на 45,5%.
В структуре затрат нефтеперерабатывающих заводов доля затрат на транспортировку нефти составляет порядка 2%. Эти затраты не оказывают существенного влияния на ценообразование.
Транспортная составляющая в цене нефтепродуктов колеблется от 8% (Самара) до 26% (Камчатка). Причины такой разницы обусловлены территориальным размещением нефтеперерабатывающей отрасли. Из 7 федеральных округов четыре являются дефицитными: Дальневосточный, Северо-Западный, Южный, а в Уральском федеральном округе заводов вообще нет. Поэтому большая часть субъектов федерации этих округов вынуждены завозить топливо и нести дополнительные транспортные расходы.

Оптовая продажа

Степень монополизации региональных рынков следует признать формально отвечающей законодательным ограничениям: не выше 35% рынка на одну компанию. Фактически же внутренний рынок поделен между 6-ю нефтяными компаниями.
Сложившийся за последнее десятилетие территориальный принцип развития рынка нефтепродуктов фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны. В целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов ФАС России разработала проект Федерального закона "О защите конкуренции", который Государственная Дума Российской Федерации рассмотрит в ближайшее время во втором чтении, а также подготовила к внесению на рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в части ужесточения санкций за нарушения антимонопольного законодательства.
Для демонополизации рынка нефтепродуктов движущей силой должна стать конкуренция, а не государственное регулирование цен, которое является значительным шагом назад. Если мы идем по мировому пути рыночной экономики, то должны и придерживаться мировых правил. В этой ситуации является необходимой организация системы распределения нефтепродуктов на условиях конкурсов, создания бирж нефтепродуктов. Это позволит сохранить конкурентное поле и в итоге привести к стабилизации цен.

Розничная продажа

Здесь существуют те же факторы, что и в оптовой продаже. В то же время следует отметить неэластичность розничного рынка светлых нефтепродуктов на котором, в основном, формируется повышательная ценовая тенденция и на котором ВИНКи занимают всего 30-40%, а остальные — это независимые трейдеры, единственной мотивацией которых является повышение размера прибыли.

Налоги

Если рассматривать структуру цены на бензин, то она включает около 10 параметров, причем более половины стоимости — это четыре налога: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 8% стоимости бензина, налог на прибыль — 10%, НДС — 15% и самая объемная составляющая — акциз — на который приходится порядка 22%. Необходимо также отметить, что акцизы на нефтепродукты с 2002 года по 2005 год выросли на 75%. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в 2006 году ставки акцизов на нефтепродукты утверждены на уровне ставок 2005 года.
В разработанном Минпромэнерго России проекте Технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам" предусмотрено введение двух классов автобензинов, соответствующих стандартам качества Евро-2 и Евро-4, а также трех классов дизельных топлив, соответствующих Евро-2, 3 и 4. При этом разделение всех производимых бензинов и дизельных топлив на классы будет производиться в зависимости от их экологических характеристик, т.е. появляется возможность дифференцировать ставки акцизов на моторные топлива в зависимости от их класса.
В связи с этим Министерство считает, что схема взимания акцизов на моторные топлива должна быть основана на дифференцированных ставках акцизов в зависимости от экологических характеристик топлива.
Вместе с тем действующий порядок таможенно-тарифного регулирования экспортных поставок нефти и нефтепродуктов также законодательством привязан к ценам мирового рынка на нефть и их рост с 2002 по 2005 год составил по нефти — в 8,5 раза, по светлым нефтепродуктам — в 3,9 раза. При этом необходимо учесть, что экспортные пошлины носят исключительно фискальный характер. Межведомственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике с марта 2005 года установлен новый порядок определения ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты: предусмотрена дифференциация ставок таможенной пошлины на нефтепродукты "светлые" и "темные", при которой на "темные" нефтепродукты предусмотрена ставка таможенной пошлины ниже, чем на "светлые".
В связи с этим можно сказать, что при современных мировых тенденциях и выработанной налоговой политике в российском нефтяном секторе рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке является закономерным.
В итоге с ростом цены нефти на мировом рынке от 25 долларов США за баррель и выше у нефтяных компаний после начисления НДПИ и экспортной пошлины выручка снижается в связи с тем, что за каждый доллар прироста цены нефти на мировом рынке производитель начисляет 0,95 долларов США налогов на реализуемую нефть. Чтобы компенсировать увеличение налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нефтяные компании вынуждены поднимать цены на нефтепродукты, реализуемые на внутреннем рынке.
Также следует учесть, что нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке.
Цены на нефтепродукты на мировом рынке с декабря 2004 г. по декабрь 2005 года на бензин автомобильный увеличились на 49,2%, на дизельное топливо — на 28,2. При этом стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке по состоянию на конец декабря 2005 года составляет на автомобильный бензин 74,8% от цен мирового рынка (в одинаковых налоговых условиях), на дизельное топливо — 81,5.
Годовая динамика цен на нефтепродукты с декабря 2004 года по декабрь 2005 года при росте потребительских цен на 10,9% показывает, что за этот период цены на бензин автомобильный низкооктановый у производителей (с учетом акциза и НДС) выросли на 8,3%, в рознице — на 15,4%, на дизельное топливо - на 19,5%, и 23% соответственно. Таким образом, можно сделать вывод, что реально цены производителей на бензин автомобильный снизились на 2,6%, на дизельное топливо выросли на 8,6%, а розничные цены на бензин автомобильный выросли на 4,5%, на дизельное топливо — на 12,1%.
В 2006 году федеральные органы исполнительной власти продолжают начатую в конце 2004 года реализацию комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р был утвержден План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), в котором предусмотрены следующие мероприятия, направленные на стабилизацию цен внутреннего рынка:
- внесение в главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в части установления "налоговых каникул" при разработке новых месторождений на территории Восточной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, дифференциации налога на добычу полезных ископаемых по критерию "выработанность месторождения" и стимулирования повышения качества российской нефти (срок внесения в Государственную Думу — май 2006 г.);
- внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части упрощения порядка возмещения налога на добавленную стоимость, а также снижения основной ставки указанного налога в среднесрочной перспективе (срок внесения в Государственную Думу — июнь 2006 г.);
- внесение изменений в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения принципа установления акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки акциза на топливо более высокого качества (срок внесения в Государственную Думу — апрель 2006 г.);
- подготовка поправок Правительства Российской Федерации для рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе проекта федерального закона "О защите конкуренции" (срок внесения в Государственную Думу — февраль 2006 г.);
- внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (срок внесения в Государственную Думу — март 2006 г.);
- корректировка (снижение, отмена) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации в целях обновления основных производственных фондов.
Реализация указанных мероприятий позволит снизить темпы роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.

ЦОС Минпромэнерго России


в начало

<< Февраль, 2006 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
ДОСЬЕ СОБЫТИЙ