Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Энергетический диалог Россия — ЕС (справка)

 

Россия была и остается традиционным, надежным и важным поставщиком энергоносителей в Европейский Союз. В ЕС поступает 53% российского экспорта нефти, что составляет 16% всего потребления нефти в ЕС, и 62% российского экспорта природного газа, что составляет 20% общего потребления природного газа в ЕС.

ЕС серьезно заинтересован в сохранении и повышении роли России как поставщика нефти и природного газа, а также в укреплении России как верного и надежного поставщика. Необходимо отметить, что не существует никаких количественных ограничений на экспорт российского углеводородного сырья в ЕС.

Одним из главных результатов саммита между ЕС и Россией в Париже в октябре 2000 г. стало решение о начале энергетического диалога с целью создания широкого и стабильного партнерства в этой области и повышения надежности энергетических поставок как в ЕС, так и в Россию.

На последующих саммитах ЕС — Россия были определены важные принципы практической реализации стратегического партнерства сторон, в том числе путем усиления энергетического диалога. Регулярно готовятся обобщающие доклады1, которые затем рассматриваются и одобряются на саммитах ЕС — Россия.

Цель диалога состоит в развитии долгосрочного энергетического партнерства между ЕС и Россией в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Диалог сосредоточен на нефти и природном газе, сотрудничестве по объединению электросетей ЕС и России и торговле ядерными материалами.

По словам Президента России В.В. Путина, "энергетический диалог является важным аспектом сотрудничества, включая в себя поставки российских энергоносителей странам Центральной и Западной Европы, с параллельным привлечением инвестиций европейского капитала в развитие энергетичес- кого сектора России"2.

Для успеха энергетического диалога необходимо создать условия для поощрения инвестиций и передачи технологий в энергетический сектор России. Это касается в том числе производства, транспортировки и потребления. Масштаб инвестиций, необходимых для российской энергетики, значителен. В соответствии с Энергетической стратегией России на 2001-2020 годы требуется инвестировать около 450-600 млрд евро для обновления стареющих производственных мощностей и поддержания запланированного ежегодного экономического роста на уровне 4-5%. Около 150 млрд евро из этой суммы требуются на период до 2010 г. (ожидается, что 30% из них придется на иностранные инвестиции). Для привлечения инвестиций из ЕС и отечественных капиталовложений России необходимо улучшить предсказуемость и прозрачность делового и инвестиционного климата.

Диалог ведется с прицелом на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Это диалог двух сторон, которые в равной степени выиграют от его успеха.

ЕС главным образом заинтересован в долгосрочных и надежных энергетических поставках. Важно достичь с Россией договоренности по ряду реалистичных и взаимовыгодных обязательств, которые бы содействовали сотрудничеству сторон, и определить конкретные шаги для быстрого улучшения инвестиционного климата и осуществления инициатив, поддерживаемых ЕС, в энергетическом секторе России.

России важно привлечь инвестиции для расширения своего экспорта нефти и газа, восстановления и модернизации энергетической инфраструктуры, а также использования знаний и передачи технологий как средства усиления экономического роста. "Переменными величинами" являются качество, определение времени и реализация стратегических реформ, реструктуризация естественных монополий, либерализация тарифов на энергию, доступ к энергосетям, защита инвестиций, вопросы транзита и т.д.

Диалог с российской стороны возглавляет Министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко, а со стороны ЕС — Генеральный директор Генерального директората по энергетике и транспорту Европейской комиссии Франсуа Ламурё. Диалог ведется через структуры, установленные Соглашением о партнерстве и сотрудничестве.

После изучения на первоначальном, исследовательском этапе диалога конкретных вопросов энергетических стратегий и балансов, инвестиций, передачи технологий и энергетической инфраструктуры, а также энергоэффективности и связанных экологических аспектов в настоящее время создаются четыре тематические группы экспертов ЕС и России для обсуждения следующих ключевых областей, представляющих взаимный интерес: торговля энергоресурсами, инвестиции, энергетическая инфраструктура, энергетическая эффективность.

На основе результатов исследовательского этапа диалога, была достигнута договоренность продолжить подготовительную работу в отношении инфраструктурных проектов, представляющих взаимный интерес, а именно:

- Североевропейский трансбалтийский газовый трубопровод;

- Освоение Штокмановского месторождения природного газа;

- Объединение газопровода Ямал — Европа;

- Объединение нефтяного трубопровода "Адрия" — "Дружба";

- Объединение электросетей ЕС и России.

В рамках энергетического диалога ряд проектов финансирует Программа сотрудничества ЕС и России (Тасис).

Энергетический диалог также внесет свой вклад в разработку совместно с заинтересованными финансовыми институтами механизма гарантий для содействия долгосрочному финансированию проектов, представляющих взаимный интерес. В рамках диалога идет работа по созданию скоординированной системы мониторинга нефтегазовых рынков и инфраструктуры. Более того, в настоящее время российские и европейские эксперты изучают технико-экономические возможности объединения электросетей ЕС и России.

В ноябре 2002 г. в Москве состоялось официальное открытие Энергетического технологического центра ЕС — Россия3 с целью более эффективной передачи технологий. Этот Центр содействует реализации проектов с использованием передовых технологий в области энергетики, привлекая субъектов частного сектора экономики — малые и средние предприятия.

Договор к Энергетической хартии был подписан в декабре 1994 г. и вступил в силу в апреле 1998 г. На сегодняшний день Договор подписала 51 страна Европы и Азии4. Россия подписала Договор в 1994 г.

Договор является многосторонним юридически обязательным инструментом межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, основанном на принципах рыночной экономики, взаимного содействия и отсутствия дискриминации.

Одним из наиболее важных вопросов для ЕС является осуществление Россией экономических реформ в энергетическом секторе. Через Программу сотрудничества и другие инструменты Европейский союз готов содействовать России в дальнейшем развитии ряда основных рыночных принципов в энергетическом секторе, таких как стратегия энергосбережения, поощрение и защита инвестиций, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость сетевых операторов от естественных монополий, отраслевое регулирование, реформирование монополий и реформа тарифной политики.

___________________
1 http://www.europa.eu.int/comm/energy/russia/progress/
2 Выступление Президента Российской Федерации В. Путина. www.eur.ru
3 http://www.technologycentre.org
4 http://www.encharter.org

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА