Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Мощная гидро-ОГК — точка опоры государства в электроэнергетике

В конце октября премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление правительства о создании единой гидро-ОГК. В результате, в процессе реализации реформы примерно половина гидроэнергетического комплекса страны окажется в рамках единой компании, которая по установленной мощности будет одной из самых крупных, среди формирующихся ОГК. О том, что будет представлять собой новая компания, RBC daily рассказал член правления РАО "ЕЭС России", управляющий директор Бизнес-единицы "Гидрогенерация" Вячеслав Юрьевич Синюгин. По его мнению, главная цель формирования единой гидро-ОГК — создание механизма эффективного управления гидрогенерирующими активами, находящимися в государственной собственности, а также дальнейшее освоение гидропотенциала нашей страны.

— Идея создания единой гидро-ОГК публично была озвучена в начале лета на заседании у вице-премьера Александра Жукова. Не прошло и полгода, и премьер Михаил Фрадков подписывает постановление Правительства РФ о создании компании. В чем секрет такой оперативности?

— Никакого секрета нет, идея сама по себе обсуждалась еще до того, как в сентябре 2003 г. было подписано постановление правительства, определяющее конфигурацию оптовых генерирующих компаний. При этом сама мысль объединить в единую компанию существующие гидроэлектростанции, находящиеся под контролем государства, возникла еще в 2001 г. на этапе подготовки законов о реформе электроэнергетики. В 2003 г. была принята "Энергетическая стратегия России до 2020 г", в которой поставлена достаточно амбициозная цель по использованию и развитию возобновляемых источников энергии (в частности, ввод до 2020 г. новых гидрогенерирующих мощностей на 11,2 тыс. МВт). С учетом этих документов, а также той модели рынка электроэнергии, которая начала работать, произошел возврат к идее создания единой гидро-ОГК. В процессе детального изучения выяснилось, что создание такой компании не несет угрозы рынку со стороны ограничения конкуренции, а напротив, создает ряд конкурентных преимуществ. Только после проведенных расчетов эта идея создания гидро-ОГК была публично озвучена. Таким образом, говорить о том, что кому-то внезапно упало яблоко на голову, и он принял спонтанное решение о создании гидро-ОГК, - нельзя.

— Насколько это решение о создание единой гидро-ОГК было продиктовано желанием ряда частных структур включить ГЭС в сферу собственных интересов, построить свои собственные мини гидро-ОГК?

— Этот факт не использовался как аргумент в пользу необходимости создания единой гидро-ОГК, но в процессе дискуссии у ряда чиновников возникала гипотеза о том, что собирание ГЭС в единую компанию под управлением государства позволит эти активы наилучшим образом защитить от недружественных поглощений.

— Что из себя будет представлять единая гидрокомпания?

— В настоящее время установленная мощность всех ГЭС в России составляет 44 тыс. МВт, из них половину (22 тыс. МВт) планируется включить в единую гидро-ОГК. По установленной мощности гидро-ОГК будет являться одной из самых крупных компаний в энергетическом секторе России. Однако вот к финансовым показателям деятельности это пока не относится, по традиции тарифы на гидроэнергию у нас значительно ниже, чем на энергию, вырабатываемую тепловыми и атомными станциями, а значит, и объем выручки у ГЭС значительно меньше.

— Насколько вероятно, что в будущем единая компания будет разделена?

— Я не вижу причин для такого разделения. Представители антимонопольных органов изучали проект единой гидро-ОГК очень детально, но не нашли никаких противопоказаний для создания подобной компании. Возможно, что после того, как гидро-ОГК станет работать на рынке, будет поднят вопрос об изучении степени влияния компании на рынок. В любом случае, это — компетенция государственных органов власти.

— Какова миссия гидро-ОГК?

— С точки зрения стратегического планирования миссия будет закреплена в документах, которые примет совет директоров РАО "ЕЭС России" в первом полугодии 2005 г. Со своей стороны, я могу предположить, что, достаточно важным является создание механизма эффективного развития того гидрокомплекса, который уже имеется в России. Нужно понимать, что в стране формируется конкурентный энергетический рынок, и у государства должны существовать рычаги влияния на ситуацию на этом рынке, особенно в переходный период. И одним из таких рычагов будет являться гидро-ОГК. Важно сделать все возможное, чтобы после вхождения на рынок этот рычаг внезапно не рассыпался. Скажем, мы рассчитываем, что у нас есть резервы для покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме (ГЭС выполняют именно эту функцию). В действительности может случиться так, что этих резервов не существует. Поэтому первая цель — это модернизация и ремонт существующих мощностей. Вторая — формирование механизма не только простого воспроизводства, но и расширения использования возобновляемых источников энергии. В России в целом освоено около 20% гидроресурсов, причем, чем дальше на восток страны, тем меньше степень их освоения (Европейская часть России — 48,2%, Сибирь — 24,8%, Дальний Восток — 3,3%). Для сравнения: в некоторых развитых странах этот показатель близок к 100% (например, в Норвегии). Некоторые страны строят свою энергостратегию только на возобновляемых источниках, а невозобновляемые источники (нефть, газ) предпочитают сохранять для будущих поколений или экспортировать. Создание единой гидро-ОГК, с моей точки зрения, способно создать механизм, поддерживающий развитие гидроэнергетики под государственным контролем, обеспечивая ее воспроизводство и развитие. Наконец, одной из ключевых функций гидро-ОГК станет обеспечение безопасности и надежности работы энергосистемы страны в целом, поскольку оборудование ГЭС наилучшим образом приспособлено для покрытия пиковых нагрузок.

— Из Ваших слов следует, что гидро-ОГК будет под полным контролем государства?

— Что касается вопроса собственности, то в законе "Об электроэнергетике" особо отмечается, что в процессе реформирования электроэнергетики крупные ГЭС должны остаться под преобладающим контролем государства.

— Но, надеюсь, не сложится такой ситуации, что гидро-ОГК станет на 100% государственной, а миноритарные акционеры конкретных ГЭС будут "выкинуты"?

— Я думаю, нет. Изначально гидро-ОГК будет создаваться как 100%-ная "дочка" РАО "ЕЭС", как и все другие ОГК. В дальнейшем, исходя из общей логики преобразований в отрасли, в гидро-ОГК доля государства должна составить не менее 52%, а остальные акции будут принадлежать миноритарным акционерам.

— Вячеслав Юрьевич, Вы назвали одной из задач создания единой гидро-ОГК воспроизводство и развитие существующего гидрокомплекса страны. Но как это возможно при существующих тарифах на электроэнергию, производимую ГЭС?

— Вы совершенно правы: из ничего ничего не образуется. В настоящее время тарифы в основном покрывают только текущие потребности ГЭС — обеспечивают зарплату персоналу и необходимый ремонт оборудования. В рамках существующей системы тарифообразования в гидроэнергетике сложно рассчитывать на воспроизводство и развитие отрасли. Тут необходимо принять стратегическое, государственное решение о расширении использования возобновляемых источников энергии, а значит, необходимо включать в тариф амортизацию (на рыночную стоимость активов) и инвестиционную составляющую, чтобы обеспечить дальнейшее развитие.
Не так давно мне довелось посетить крупнейший гидроэнергетический узел, который в настоящее время строится в Китае, — "Три ущелья". Установленная мощность только одной из станций, которая сейчас постепенно вводится в эксплуатацию, будет больше, чем мощность всей нашей гидро-ОГК — 24 тыс. МВт. Как Вы думаете, по какой цене эта строящаяся станция продает энергию сетевой компании?

— Шесть центов?

— По три цента! В дальнейшем сетевая компания продает энергию потребителям с надбавкой, зависящей от провинции и категории потребителей. Такой тариф позволяет окупить затраты на строительство и эксплуатацию станции. И что, наверное, Вас еще больше поразит, - это структура финансирования этого огромного инфраструктурного проекта, который, кроме всего прочего, выполняет функции не только обеспечения снабжения энергией, но и обеспечения безопасности судоходства, а также учитывает экологические факторы. Львиная доля инвестиций обеспечивается бюджетом, кредитами, которые выдаются банками по поручению государства и облигациями, гарантированными китайским Минфином. Для китайских гидроэнергетиков, работающих в таких условиях, остается загадкой, как можно развивать гидроэнергетику в ситуации, когда кое-где в России встречается тариф 1,2 цента за кВт/час.

— Поэтому китайский вариант Вам нравится все больше и больше?

— Мы давно изучаем передовой зарубежный опыт использования гидроресурсов. Анализировали ситуацию в Бразилии, Канаде, США, Норвегии, Китае и т. д., везде есть свои наработки. Что же касается китайского примера, то он, в частности, показывает, что достаточно высокие (на нашем фоне), экономически обоснованные тарифы на электроэнергию не являются преградой для роста ВВП и поступательного развития экономики страны. У каждой страны, безусловно, своя ситуация, свои условия, которые невозможно в точности воссоздать у нас. Необходимо определить, чья практика является лучшей, перенять все рациональное и ценное, внедрить и попытаться максимально использовать это в российской гидроэнергетике.

RBC daily

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА