Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Нефтяников нацеливают на финансовый результат

Правительство готовит корректировки в Генеральную схему развития нефтяной отрасли, в которую Минэнерго готово внести революционную поправку: заменить налог на добычу полезных ископаемых на налог с финансового результата. Это позволит предотвратить снижение добычи нефти и обеспечит нефтяникам рентабельность месторождений трудноизвлекаемой нефти даже при низких мировых ценах. Новый налог позволит вдвое сократить период окупаемости вложений в разработку месторождений, что приведет к ускорению освоения новых и следовательно повышению доходов бюджета в будущем. Дополнительный эффект: увеличение спроса на услуги российских нефтесервисных компаний, что простимулирует импортозамещение.

В декабре 2014 года правительству России предстоит принять проекты Энергетической стратегии России и Генеральной схемы развития нефтяной отрасли. Корректировки в целом плановые, но в них следует учесть и новые реалии нефтегазовой отрасли как то наложенные странами запада санкции на технологии добычи трудноизвлекаемых запасов, заморозку многими компаниями разработки новых месторождений и падение цен на нефть. Проблема уже стала заметна статистикам: объем добычи газа в России с января по октябрь этого года снизился на 5,2% по сравнению с прошлогодним показателем и составил 516,685 млрд кубов. Замедлились почти вдвое и темпы роста добычи нефти. 

Платить меньше, но больше

Для поддержания и увеличения добычи нефти в будущем Минэнерго предлагает принципиально новый подход к налогообложению нефтяной отрасли. А именно — замену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на налог на финансовый результат (НФР). Об этом шла речь на последнем заседании экспертного совета в Аналитическом центре при правительстве РФ.

Несмотря на то, что Совет Федерации уже одобрил налоговый маневр для нефтегазовой отрасли (увеличение НДПИ при снижении экспортной пошлины), эксперты полагают, что проблему постепенного падения уровня добычи это не решит. Суть НФР в том, что он взимается в зависимости от размера прибыли компании и учитывает понесенные затраты на разработку месторождения. По сути это несколько видоизмененный обсуждавшийся еще с начала 2000-х годов налог на добавленный доход.

"Для многих маневр оказался внезапным, хотя он и обсуждался около года — отметил "Эксперт Online" Григорий Выгон, директор Энергетического центра бизнес-школы "Сколково". — По-хорошему отрасли требуется ясность в отношении дальнейшего повышения НДПИ и снижения экспортной пошлины. А НФР как раз решает сразу две задачи: во-первых, создает налоговую стабильность, поскольку налог не придётся менять при изменении мировых цен на нефть. Во-вторых, он позволит создать дополнительные стимулы для бурения новых скважин и в итоге пополнит бюджет больше, чем НДПИ".

По словам Григория Выгона, с помощью НФР появится возможность уже до 2020 года увеличить добычу сырой нефти, потенциал прироста составляет около 50 млн тонн (при нынешних боле 520млн тон в год).

НДПИ взимается с объема добытой нефти, поэтому легко администрируется. Минфин выступает против введения НФР в первую очередь как раз потому, что его будет сложнее администрировать: придется проверять представленные компанией документы о понесенных затратах и полученной в результате добычи прибыли. Как пояснил "Эксперт Online" представитель ведомства, в таком случае не исключено мошенничество и завышение затрат. "Составить липовые документы о затратах не составляет большого труда, особенно, когда речь идет о больших деньгах", — пояснил источник.

Большой эксперимент для маленьких компаний

"Правительство не зря именно сейчас вернулось к обсуждению введения НФР — темпы роста добычи упали, цена на нефть тоже, — говорит Сергей Ветчинин, представитель Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций (Ассонефть). — Последний прирост добычи был обеспечен в основном за счет трудноизвлекаемых запасов, на которые идут большие затраты в разработку. А эти технологии как раз и попали под санкции, ввиду чего многие компании свернули свои проекты. И только НФР сможет вернуть эти месторождения в разработку за счет использования отечественных, пусть и пока несколько более дорогих технологий разработки".

В ответ на опасения Минфина о возможных выпадающих доходах бюджета, Григорий Выгон предложил провести эксперимент на примере ряда месторождений. Идею поддержал  заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов.

"Чтобы добиться результата — увеличения добычи и пополнение бюджета, заменять НДПИ на НФР следует постепенно, — говорит Григорий Выгон. — Поэтому мы предлагаем сначала опробовать его на пилотных проектах. И, разумеется, размер ставки надо будет тщательно просчитать с учетом изменений экспортной пошлины и существующих льгот".

В итоге Ассонефть объявила среди малых нефтяных компаний о возможности участия в эксперименте по внедрению НФР. Отозвалось большинство. Когда будет объявлен эксперимент, не известно, в том числе по причине сопротивления Минфина.  Планируется начать его с 2016 года.

"Математика простая: мы начали разрабатывать месторождение, для которого бурение обходится в 150 млн рублей, это в три раза больше, чем в среднем, — пояснил источник в одной из нефтяных компаний. — Через два года уже пойдет первая нефть, и мы будем вынуждены платить НДПИ. Если бы мы перешли на НФР, то первые налоги стали бы платить после выхода на самоокупаемость — это в среднем пять лет. С НПДИ период окупаемости растянется на 10-12 лет. Но быстро выйдя на окупаемость, мы бы уже через пять лет начали разработку нового месторождения. Таким образом, отложенный налог помог бы увеличить нефтедобычу в России. И соответственно, у Минфина увеличилась бы налогооблагаемая база. А опасаясь сейчас за выпадающие доходы бюджета, Минфин по сути отказывается от будущих повышенных поступлений".  

Условия эксперимента, предлагаемого Минэнерго, таковы: налоговая ставка после получения первых доходов от реализации нефти (исключительно реализуемой внутри страны) устанавливается в размере 60% от существующей сейчас налоговой базы (НДПИ +налог на прибыль). В течение четырех налоговых периодов можно будет включать в состав расходов, учитываемых при исчислении налога, расходы в размере, не превышающем 10 процентов от первоначальной стоимости основных средств. Компании согласились на эти условия, поскольку в этом случае  у них будет стимул вкладывать в разработку последующих месторождений ввиду того, что начатый проект быстрее выйдет на окупаемость.

"По нашим расчетам для одной из компаний, которая сейчас приступила к разработке месторождения, она бы выплатила всех налогов по нынешней системе 46,8 млрд рублей, а в условиях эксперимента — 29,9 млрд, — пояснила "Эксперт Online" советник по экономике Ассонефти, д.э.н. Маргарита Козеняшева. — Условия эксперимента постоянно меняются, в каком виде он в итоге будет запущен, непонятно. Но пока речь идет об эксперименте с компаниями общим объемом добычи не более 50 млн тонн, то есть 10% от общей добычи — чтобы не рисковать доходами бюджета".

Кроме того, по проекту эксперимента в нынешнем виде не исключено, что под него попадут и дочерние  компании крупных нефтяных компаний, в том числе с госучастием. В "Газпромнефти" и "Роснефти" запрос "Эксперт Online" об их взгляде на введение НФР оставили без ответа. Но известно, что практически все крупные компании являются сторонниками этого налога. Это несмотря на то, что они уже пользуются многочисленными льготами по НДПИ и экспортным пошлинам. Та же "Роснефть" объявила о заморозке около 80 своих месторождений ввиду их неочевидной окупаемости и отсутствия средств. 

"Вполне понятно, что если налоговая система построена на сплошных исключениях в виде множества льгот, то ее надо менять, — пояснил "Эксперт Online" Александр Дмитров, заместитель генерального директора по инвестициям "Универ Капитал". — Крупные нефтяные компании прекрасно понимают, что НФР позволит им иметь минимальную рентабельность при любых ценах на нефть даже в случае разработки самых дорогих месторождений. 

Упрощение импортозамещения

После введения санкций в отношении нефтегазовой отрасли России все заговорили о том, что в стране нет  подходящих технологий для эффективной разработки месторождений трудноизвлекаемой нефти. Это либо нефть на больших глубинах, либо залегающая в сланцевых пластах, для которой необходимо горизонтальное бурение и способы гидроразрыва. Технология горизонтального бурения разработана впервые в СССР, но сейчас используется с применением зарубежного оборудования и материалов. Технологию довели до степени эффективности в Канаде и США, она широко применяется и европейскими нефтесервисными компаниями. Яркий пример санкций — отказ французской Total вести горизонтальное бурение для Лукойла на месторождении Баженовской свиты. Корректировки Генсхемы предполагают активное импортозамещение в нефтегазовой отрасли. Переход на НФР также будет содействовать этой задаче.  

"Введение НФР будет стимулировать компании больше вкладывать в разработку новых месторождений, а значит они больше будут пользоваться услугами нефтесервисных компаний, — пояснил "Эксперт Online" Виктор Орлов, президент Российского геологического общества. — Следовательно, последние смогут больше вкладывать средств в производство тех материалов и комплектующих, которые сейчас компании покупают за рубежом. Наш нефтесервис со временем станет конкурентоспособным. Тем более, что у нас есть по многим видам оборудования собственные наработки, их просто надо завершить. Наше общество сейчас как раз составляет перечень того, что мы можем производить сами в первую очередь".

По мнению Виктора Орлова, в Генсхеме развития нефтяной отрасли следует также прописать стимулы, которые регионы, получающие доходы от нефти и газа, могут предоставлять нефтесервисным компаниям.

"В случае, если компании не смогут быстро заместить услуги и оборудование зарубежных подрядчиков по таким операциям как горизонтальное бурение и ГРП, есть риски существенного сокращения добычи нефти к 2020 году. В 2014 году уже произошло снижение объемов эксплуатационного бурения практически на 8%, а рост добычи обеспечен ростом именно горизонтального бурения и ГРП", — говорит Григорий Выгон.

Идея введения НФР безусловно либеральная. Его идеологи считают, что в случае поэтапного введения он не причинит ущерба бюджету на период внедрения даже в условиях низких цен на нефть. А для увеличения добычи и импортозамещения послужит лучшим стимулом, чем налоговый маневр с НДПИ и экспортным налогом. Проще говоря, эффект в том, что пока одни будут платить НДПИ и не развивать добычу, другие за счет НФР нарастят ее и компенсируют тем самым выпадающие доходы тех, кто потом перейдет на новый налог. Вопрос только в том, решится ли нынешняя финансовая власть на этот эксперимент. Условия форс-мажора в виде санкций и падения цен на нефть самое лучшее время для принятия нестандартных решений.

Александр Лабыкин

22.11.2014
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА