media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Последние изменения в электроэнергетическом секторе России

В.А. Зубакин, член правления РАО "ЕЭС России"

Сегодня во многих странах осуществляются структурные реформы, в первую очередь связанные с реструктуризацией естественных монополий. Реформированию подверглись такие отрасли, как грузовая и пассажирская авиация, железнодорожный транспорт, электроэнергетика.
Либерализация отношений в электроэнергетике была осуществлена во многих развитых и развивающихся странах мира. Великобритания, Венгрия, Германия, страны Скандинавии, Дания ≈ это примеры стран, где электроэнергетика перестала быть естественной монополией, а рынок электрической энергии этих стран полностью либерализован. В Англии и Уэльсе потребители могут выбирать и менять поставщика электрической энергии.
В Российской Федерации сегодня осуществляется реформирование электроэнергетики по плану, предложенному Правительством РФ, одобренному Президентом РФ и Федеральным Собранием. Законодательной основой реформы является принятый в марте 2003 г. пакет из шести законов о реформировании электроэнергетики, ключевым из которых является Закон "Об электроэнергетике".
Закон "Об электроэнергетике" закрепляет разделение отрасли на естественно-монопольные и конкурентные сектора. Согласно норме закона, естественными монополиями признаны функции по передаче и распределению электрической энергии, а также диспетчеризация; конкурентные сферы деятельности в электроэнергетике ≈ генерирование и сбыт. Инфраструктурные субъекты естественных монополий (Федеральная сетевая компания и Системный оператор) будут находиться под государственным контролем. При этом к 2008 г. должно быть обеспечено увеличение доли государства в уставном капитале этих компаний до уровня 75% + 1 акция.
Закон "Об электроэнергетике" также устанавливает необходимость введения конкурентного рынка в сфере производства и сбыта электрической энергии, устанавливает централизованный характер оперативно-диспетчерского управления и передачи электроэнергии для повышения надежности и бесперебойности энергоснабжения потребителей.
Федеральное законодательство об электроэнергетике было дополнено рядом подзаконных актов. В частности, принято распоряжение Правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 885 о плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2003—2005 гг., содержащее 49 нормативно-правовых актов, необходимых для рассмотрения и принятия Правительством РФ с целью уточнения или закрепления отдельных положений, в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Правительством РФ подписано распоряжение от 1 сентября 2003 г. № 1254 о составе генерирующих компаний оптового рынка электрической энергии. Это распоряжение правительства формирует структуру будущих участников рынка электрической энергии на принципах равенства величины установленной мощности электростанций, рыночной силы электрических станций, износа основных фондов. Согласно постановлению РФ, гидравлические электростанции одного каскада объединяются в рамках одной генерирующей компании.
24 октября 2003 г. было принято постановление Правительства РФ № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", 1 ноября впервые в Российской Федерации был запущен конкурентный рынок электрической энергии с добровольным участием потребителей и производителей электрической энергии.
В мае 2003 г. советом директоров РАО "ЕЭС России" была принята Концепция стратегии РАО "ЕЭС России" на 2003—2008 гг. "5+5" в целях реализации норм федеральных законов о реформировании электроэнергетики. Концепция стратегии определяет аспекты формирования новых субъектов рынка, принципы формирования конкурентных рынков электроэнергии, устанавливает этапы и механизмы реформирования РАО "ЕЭС России", содержит методы оптимизации работы и развития холдинга.
На сегодняшний день в части реформирования электроэнергетики менеджментом РАО "ЕЭС России" выполнен огромный объем работ: создан Системный оператор ЕЭС России, приняты решения об укреплении диспетчерской вертикали посредством передачи субъектов оперативного диспетчерского управления из АО-энерго в ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС". Создана Федеральная сетевая компания, в уставный капитал которой были переданы магистральные высоковольтные сети в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. № 881. Разрабатываются корпоративные механизмы формирования и обособления оптовых генерирующих компаний. На сегодняшний день начата реализация реформирования пилотных проектов региональных энергосистем: в ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго" прошли внеочередные собрания акционеров, принявшие решение о реорганизации этих компаний.
Согласно стратегии "5+5", реформирование РАО "ЕЭС России" планируется осуществлять в три этапа. На начальном этапе реформирования, который должен закончиться к 2005 г., будет осуществлено реформирование АО-энерго, запущен и отлажен конкурентный рынок переходного периода, сформирована необходимая нормативно-правовая база. На втором этапе реформы (2005—2006 гг.) должно быть завершено создание инфраструктуры оптового рынка электрической энергии, завершена реструктуризация региональных энергокомпаний. Окончание второго этапа знаменует собой завершение переходного периода от регулируемого к либерализованному рынку электрической энергии. На третьем этапе реформы (2006—2008 г.) предполагается запуск полностью либерализованного рынка, где цена на электрическую энергию будет устанавливаться посредством спроса и предложения.
Более подробно хотел бы остановиться на конкурентном оптовом рынке переходного периода. Рынок состоит из трех секторов: регулируемого, сектора свободной торговли и отклонений.
Регулируемый сектор на сегодня составляет 85% объема рынка электроэнергии; вместе с тем тарифы на производство и потребление электрической энергии в этом секторе устанавливаются Федеральной энергетической комиссией.
Для участия в секторе свободной торговли допускаются только те организации, которые прошли процедуру регистрации в НП АТС (Администратор торговой системы). Производители электрической энергии имеют право продать на рынке не более 15% вырабатываемой электрической энергии, тогда как потребители могут купить до 30% свой потребности, но в совокупности не более 15% на всех. Таким образом, создаются ценовые сигналы, способствующие определению реальной цены рынка, которая могла бы сложиться в условиях полной либерализации. В основе рынка — узловое ценообразование, где цены складываются под влиянием реального спроса и предложения.
В секторе отклонений торговля электрической энергией осуществляется в размере отклонения фактических объемов производства от плановых.
Конкурентный рынок переходного периода функционирует с 1 ноября 2003 г. Анализ результатов торгов свидетельствует о том, что, как и ожидалось, 1 МВт∙час электрической энергии, продаваемый в свободном секторе рынка, в ноябре в среднем был на 8 руб. дешевле, чем в регулируемом секторе.
Полная либерализация рынка электрической энергии будет осуществлена постановлением Правительства РФ. По оценкам РАО "ЕЭС России", полностью либерализованный рынок электрической энергии в России будет запущен в 2006 г. Однако для этого необходимо, чтобы в отрасли были созданы все субъекты рынка, которые обеспечивают функционирование инфраструктуры и свободное конкурентное ценообразование.
К 2008 г. электроэнергетика России будет представлена следующими субъектами рынка:
- Федеральной сетевой компанией (частным акционерам будет принадлежать менее 25% уставного капитала);
- компанией, выделившейся из РАО "ЕЭС России" и владеющей акциями межрегиональных распределительных сетевых компаний со структурой собственности, аналогичной РАО "ЕЭС России";
- шестью оптовыми генерирующими компаниями на базе теплогенерирующих активов (65—100% акций принадлежит миноритарным акционерам);
- четырьмя оптовыми генерирующими компаниями на базе гидрогенерирующих активов (менее 48% принадлежат миноритарным акционерам);
- около 20 территориальных генерирующих компаний (75—100% акций принадлежит миноритарным акционерам);
- системным операторам (менее 25% акций принадлежит миноритарным акционерам);
- холдингом гарантирующих поставщиков и изолированных АО-энерго, имеющим структуру собственности, как и у РАО "ЕЭС России".
Приоритетами в области реформирования электроэнергетики на 2004 г. являются принятие нормативно-правовых актов, подготовка аукционов по оптовым генерирующим компаниям, реализация проектов реформирования АО-энерго, а также повышение операционной эффективности и развитие новых бизнес-направлений.
Основным принципом механизма выделения ОГК является аукцион, согласно которому в качестве основного платежного средства будут использованы акции РАО "ЕЭС России". При этом каждому акционеру гарантируется соблюдение права пропорционального участия в создаваемых компаниях.
К концу 2004 г. планируется создание первой, пилотной ОГК, в состав которой должны войти имущественные комплексы РАО "ЕЭС России".
Говоря о реформировании региональных энергокомпаний и реализации проектов их реформирования, стоит отметить, что до конца 2003 г. реорганизация начнется более чем в 30 АО-энерго. В случае если до 1 января 2005 г. общее собрание акционеров АО-энерго не примет решения о реорганизации компании, то, согласно Закону "Об электроэнергетике", решение о реорганизации будет принято простым большинством голосов.
Говоря о возможностях для зарубежных партнеров участия в проектах инвестирования в электроэнергетику и заключения договоров на управление, стоит отметить следующее:
- приобретение акций РАО "ЕЭС России", АО-энерго и федеральных электростанций для портфельных и стратегических инвесторов;
- управление энергетическими активами в России;
- приобретение акций оптовых и территориальных генерирующих компаний;
- пямые инвестиции в энергетические проекты;
- поставка новых технологий и инноваций для предприятий холдинга.

 

 

в начало

 

 

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА