media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Наше законодательство действительно вышло на новый, более качественный и фундаментальный уровень"

Ануар Тугел, руководитель аппарата Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Опыт поисков и развития
Все меньше времени остается до выборов депутатов Мажилиса третьего созыва. После 19 сентября в стены Парламента придет немало людей, которые, возможно, впервые попробуют силы в законотворческой работе. Словом, возникает хороший повод окинуть взглядом некоторые направления работы предыдущего состава Парламента РК, чтобы определить те рубежи, с которых пойдет отсчет новых законотворческих поисков.
Как известно, депутаты Мажилиса второго созыва приступили к работе в декабре 1999 года — в тот период, когда многочисленные кризисные явления, сопровождавшие становление независимого Казахстана, начали сменяться подъемом производства и укреплением социальной сферы. Государство все увереннее вступало на путь устойчивого развития. Как следствие законодательная работа предыдущих лет (а по целям и задачам нормативные правовые акты 1992—1999 годов вполне можно назвать "законодательством выживания") должна была продолжиться принятием более продуманных, взвешенных, стратегически дальновидных законов. Теперь уже можно с уверенностью сказать: народные избранники второго созыва научились соответствовать этим новым требованиям, вывели процесс создания современной законодательной базы Республики на качественно новые рубежи.
Об этом говорит и статистика. За время деятельности Парламента второго созыва — с декабря 1999 по июнь 2004 года — Мажилис детально рассмотрел и одобрил более 600 законопроектов, из них после подписания главой государства обрели статус законов почти 570. Заметно активизировалась законодательная инициатива депутатов: они стали авторами более 170 законопроектов, касающихся всех областей жизни общества.
Одним из абсолютных приоритетов в деятельности парламентариев всегда являлась социальная поддержка сограждан. Об этом свидетельствует, например, принятый депутатами Закон РК "Об обязательном социальном страховании", обеспечивающий дополнительную социальную защиту населения в случаях потери кормильца, трудоспособности или работы.
Парламентарии достаточно успешно выполняли свою социальную миссию и в ситуациях, связанных с ежегодным принятием законов о республиканском бюджете, из года в год добиваясь более эффективного планирования затратной и доходной частей бюджета, увеличения расходов на социальные нужды.
Например, расходы республиканского бюджета в 2004 году впервые превысили 1 триллион тенге, в том числе на социальные цели выделено 339 миллиардов тенге (с учетом 15 миллиардов тенге на обеспечение бесплатного гарантированного объема медицинской помощи) — почти 35 процентов всех расходов. Этот показатель вырос по сравнению с 2000 годом в 1,9 раза.
Можно отметить закон, инициированный и принятый депутатами, согласно которому многодетные матери, родившие и воспитавшие пятерых и более детей, наделяются правом льготного выхода на пенсию в 50 лет. А также все те законодательные предложения, согласно которым повышены пособия Героям Советского Союза, Труда, награжденным орденами многодетным матерям, различным категориям инвалидов. За последнее время повышены размеры стипендий учащимся на основе государственных грантов, выросла заработная плата и введены доплаты научным сотрудникам и работникам культуры.
Вполне закономерно, что народные избранники уделяли повышенное внимание реформированию сферы государства и права. За минувшие пять лет появились на свет 47 законов, призванных повысить эффективность государственного строительства и общественного устройства. Их главная задача — укрепление защиты конституционных прав граждан, обеспечение свобод человека и гражданина.
Следует особо выделить вклад Мажилиса и в совершенствование гражданского законодательства. Гражданское право все глубже проникает в трудовые, семейные и иные общественные отношения. Идет процесс разделения правовой системы государства на публичное право, защищающее государственные и общественные интересы, и частное, обеспечивающее удовлетворение и защиту частных интересов. В связи с этим возникает необходимость найти оптимальное законодательное сочетание частных, общественных и государственных интересов.
В этих поисках депутаты Мажилиса всегда неукоснительно следовали принципу неприкосновенности собственности и свободы деятельности участников товарно-денежных отношений. В целях дальнейшего развития права собственности, в том числе института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, принят Земельный кодекс РК. К сожалению, в результате определенной политической игры со стороны исполнительной власти этот закон не смог вобрать в себя огромный блок предложений депутатов Мажилиса, обеспечивающих действенный механизм защиты прав собственности сельчан. В результате возникают серьезные правоприменительные проблемы, которые, впрочем, не остаются без внимания со стороны многих депутатов Мажилиса.
Проведено существенное реформирование правовой базы судебной системы. Важным событием стало принятие Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей", Закона РК "Об органах юстиции", поправок в законодательные акты по вопросам судопроизводства, прокурорского надзора, адвокатской и нотариальной деятельности. Во имя обеспечения приоритета прав личности осуществлена гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Ряд нормативных правовых актов касается реабилитации жертв массовых политических репрессий, миграции населения, гражданства, прав ребенка.
Одобренные палатой законопроекты "О третейских судах" и "О международном коммерческом арбитраже" призваны восполнить правовые пробелы в таком актуальном вопросе, как внесудебное решение споров между субъектами гражданского права, приблизить наше законодательство к международным стандартам.
Одним из приоритетных направлений развития гражданского права является дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего право на объекты интеллектуальной собственности. Парламент одобрил законопроект, вносящий поправки в ряд законодательных актов по данной проблематике. Принятие подобного акта обусловлено необходимостью подготовки Казахстана к вступлению в ВТО, для чего необходимо привести национальное законодательство в соответствие с международными требованиями по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), которые обязательны для всех стран — членов ВТО.
Разнообразие и сложность существующих в рыночной экономике форм трудовых отношений потребовали инициирования и тщательной разработки депутатами нового Трудового кодекса, который в настоящее время опубликован для всенародного обсуждения. Особенность этого проекта — приоритет интересов казахстанцев. (В развитие этой темы Парламент одобрил и законопроект, обязывающий иностранного недропользователя использовать в работе определенную часть казахстанского персонала, товаров, работ и услуг казахстанского происхождения.)
Вообще же за последние пять лет Парламент принял семь масштабных кодифицированных актов: Кодекс об административных правонарушениях, Таможенный, Налоговый, Бюджетный, Лесной, Водный, Земельный кодексы. Это беспрецедентное явление свидетельствует о том, что наше законодательство действительно вышло на новый, более качественный и фундаментальный уровень.
Одна из главных задач в сфере экономики — предоставить государству законодательно закрепленные полномочия, способствующие эффективной реализации инвестиционной, тарифной, налоговой и торговой политики. Этому призваны способствовать принятые Парламентом законодательные акты "Об инновационной деятельности", "Об инвестициях", "О регулировании торговой деятельности". А чтобы обеспечить государственную поддержку отечественного товаропроизводителя, занятого в сфере малого и среднего бизнеса, а также в аграрном секторе, депутатами Мажилиса инициирован законопроект "О малом и среднем бизнесе".
В новых условиях столь же закономерно возникла потребность поиска новых юридических форм для выражения политической активности населения. В связи с этим в первую очередь необходимо отметить принятый Закон РК "О политических партиях". В апреле текущего года вступил в силу Конституционный закон, вносящий изменения и дополнения в выборное законодательство. Его принятие позволяет говорить о дальнейшем развитии институтов гражданского общества и процессах децентрализации, выразившихся в повышении политической роли маслихатов, о внедрении более совершенных избирательных механизмов. Значительным достижением Парламента является закрепление нового принципа формирования избирательных комиссий. Теперь их будут формировать не местные исполнительные органы, а маслихаты по представлению политических партий. Конкретизированы нарушения, за которые налагается уголовная или административная ответственность, существенно расширены права СМИ, наблюдателей и доверенных лиц кандидатов.
Этот Закон впервые на постсоветском пространстве предусматривает возможность использования автоматизированной информационной системы при проведении выборов. Это, по мнению разработчиков, позволит наилучшим образом гарантировать соблюдение принципов тайного голосования. Впрочем, совершенно очевидно, что в полной мере продемонстрировать правомерность внедрения электронного голосования способна лишь его практическая "обкатка".
Остается добавить, что принципиально важная идея о расширении прав маслихатов нашла параллельное развитие в одобренном депутатами Законе РК "О местном государственном управлении". Он детально регламентирует правовое положение, статус, полномочия и сферу деятельности местных представительных и исполнительных органов. Таким образом, продолжается строительство эффективной системы государственного управления при безусловном соблюдении требований унитарности. На очереди — законодательное оформление институтов и принципов местного самоуправления.
Но эту задачу, как и многие другие задачи, будет решать уже Парламент следующего, третьего созыва, нацеленный на творческое осмысление и развитие опыта своих предшественников.

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА