Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Правовые и организационно-экономические аспекты применения дифференцированного налогообложения в природно-ресурсном секторе Российской Федерации
Информация Министерства финансов Российской Федерации к парламентским слушаниям в Государственной Думе 19 апреля 2004 года

В последнее время широко обсуждается вопрос об усилении рентной составляющей при налогообложении добычи полезных ископаемых (прежде всего нефти) и высказываются мнения о целесообразности изъятия дополнительных доходов, не зависящих от деятельности недропользователей. При этом предлагаются различные механизмы изъятия таких доходов.
Главной проблемой действующего налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) является единая ставка для всех месторождений, не позволяющая изымать часть ренты, связанной с неоднородностью фактора производства (добыча нефти на освоенных месторождениях более прибыльна, чем на истощающихся или удаленных).
Рабочей группой, состоящей из представителей ряда нефтяных компаний, был произведен анализ возможности дифференциации ставок НДПИ при добыче нефти по большому числу показателей, характеризующих такие факторы как природные характеристики месторождений, определяющие исходное качество сырья, стадию освоения месторождения и территориальный фактор. Из рассмотренных горно-геологических и геолого-физических характеристик месторождений не найдено приемлемого показателя, отвечающего требованиям прозрачности и простоты администрирования, но предложена концепция, включающая два фактора дифференциации - стадию освоения месторождения и территориальный фактор.
Не оспаривая, в принципе, предложенный подход, считаем необходимым отметить, что в случае учета этих факторов дифференциации остается нерешенным вопрос мониторинга тех индикаторов, на основании которых будет корректироваться размер ставки. В частности, в действующем законодательстве о недрах отсутствуют нормы, регламентирующие понятие выработанности месторождений. Необходима организация раздельного и достоверного учета добычи нефти в разрезе месторождений, которая в настоящее время по большинству месторождений отсутствует. Нужно также учесть, что степень выработанности запасов является величиной, подвергающейся изменению, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в результате доразведки или изменения технологического процесса разработки месторождения. Поэтому, в результате пересмотра запасов может быть выявлена необоснованность применения понижающего коэффициента, что, в свою очередь, приведет к пересмотру налоговых обязательств налогоплательщиков в прошлые налоговые периоды. При признании коэффициента необоснованным налог будет подлежать восстановлению и уплате в бюджет с учетом пени. Что касается учета географического положения и природно-климатических условий, то применение для учета этого фактора действующих районных коэффициентов к заработной плате не может быть признано обоснованным.
По нашему мнению, предусматривать дифференциацию ставки НДПИ можно только после выработки единого подхода к данной проблеме и установлению абсолютно прозрачных, объективных, защищенных от возможной коррупции и легко отслеживаемых показателей.
Следует отметить, что в сложившихся условиях наиболее привлекательным, с точки зрения изъятия рентных доходов, является НДПИ. Ставка этого налога устанавливается в расчете на 1 тонну добытой нефти и это важно, поскольку объем добытой нефти государство в достаточной мере контролирует благодаря монополии на транспортировку нефти. Теоретически возможно такое изменение формулы расчета ставки НДПИ, чтобы при росте цен на нефть изымалась значительная часть дополнительного дохода, вплоть до полного изъятия прибыли, получаемой нефтяными компаниями от роста мировой цены на нефть выше определенного уровня.
Однако такой подход будет означать переложение суммы налога на внутренних потребителей, что напрямую приведет к росту внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Кроме этого, в большей степени от такой меры "пострадают" компании, имеющие меньший объем экспорта, а также добывающие и реализующие "рисковую" нефть, т.е. нефть, добыча и реализация которой характеризуется наименее благоприятными экономическими условиями. Поэтому более предпочтительным является обеспечение большей части изъятия за счет увеличения экспортных пошлин.
Рассмотрев различные варианты изменения ставок НДПИ и экспортных пошлин Минфин России, Минэкономразвития России и Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации наиболее целесообразным считают комбинированный вариант, в соответствии с которым должны быть изменены как ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, так и формула расчета ставки НДПИ. При этом должно быть обеспечено следующее:
- объем дополнительного изъятия, а также его доля в цене реализуемой нефти должны прогрессивно увеличиваться с ростом мировой цены на нефть;
- возможный рост НДПИ и экспортных пошлин не должен привести к убыточности организаций, занятых преимущественно добычей и реализацией "рисковой нефти";
- при сравнительно низких мировых ценах на нефть (менее 18 дол. за баррель) совокупная сумма НДПИ и экспортных пошлин должна быть ниже существующего уровня. Это обеспечит сохранение у нефтяных компаний части средств, необходимых для технического поддержания нефтедобычи. Одновременно в формуле расчета следует несколько повысить уровень мировой цены на нефть ниже которого НДПИ не взимается.
Произведенный анализ показал, что с соблюдением указанных выше условий и ограничений при цене нефти на уровне 24 долл. за баррель совокупная сумма дополнительного изъятия средств из нефтяной отрасли может составить 0,9 - 1,0 млрд. долл. в год, при цене 27 долл. за баррель -около 2,0 млрд. долл. в год. При этом, примерно две трети дополнительного изъятия средств при высоком уровне цен на нефть должно приходится на экспортные пошлины и одна треть на увеличение НДПИ.
В целях изъятия дополнительной ренты у нефтедобывающих компаний Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации подготовлен и 8 апреля 2004 года одобрен Правительством Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий увеличение с 1 января 2005 года базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти с 347 до 400 рублей за одну тонну нефти, с одновременным изменением формулы расчета коэффициента, учитывающего динамику мировых цен на нефть - Кц и шкалы экспортных пошлин на нефть.
В формуле расчета коэффициента Кц предлагается вместо курса рубля к доллару в размере 31,5 руб. за доллар, применяемого для корректировки ставки НДПИ на уровень инфляции, принятого первоначально, установить курс рубля к доллару в размере 29,0 руб. за доллар. Кроме того, в целях недопущения роста НДПИ при сравнительно небольших ценах на нефть цена нефти, при которой не взимается НДПИ, устанавливается в размере 9 долларов за один баррель, вместо 8, предусмотренной в действующей формуле расчета ставки НДПИ.
Таким образом, предлагается вместо действующей формулы расчета Кц {(Ц-8) * курс/ 8 * 31,5} предусмотреть формулу {(Ц - 9) * курс/ 9 * 29,0)}.
Внесение указанных изменений в формулу расчета ставки НДПИ увеличит размер налоговых изъятий у нефтяных компаний только при цене нефти свыше 18 долларов за баррель, так как при цене ниже 18 долларов за баррель сумма поступлений НДПИ будет соответствовать сумме, которая могла бы быть получена при применении действующего порядка определения ставки. Соответственно, при более высоких ценах суммы дополнительных поступлений от указанного налога увеличатся, а при более низких - снизятся.
Одновременно законопроектом изменятся действующая шкала экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Законопроектом предлагается в шкалу экспортной пошлины на нефть добавить дополнительный интервал при цене нефти от 20 до 25 долларов за баррель со ставкой в размере 45% и установить при цене нефти свыше 25 долларов за баррель ставку экспортной пошлины в размере 65%.
Таким образом, принятие указанного закона позволит усилить рентную составляющую при налогообложении нефти, обеспечив дополнительное изъятие доходов, не зависящих от деятельности нефтедобывающих организаций и, в то же время, не приведет к негативным последствиям в экономики нефтяной отрасли, поскольку объем дополнительно изымаемых из нефтяной отрасли средств напрямую зависит от уровня мировых цен на этот товар.
Следует также отметить, что, рентный подход к недропользованию может быть реализован с принятием главы "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НДД).
НДД носит выраженный рентный характер, т.к. его концепция заключается в налогообложении доходов от добычи нефти после возмещения всех понесенных на разработку проекта затрат с целью изъятия природной ренты по каждому конкретному лицензионному участку и уплачивается только после достижения определенного порога доходности. Налогом облагается только та часть прибыли, которая превышает этот порог. Размер налога на дополнительный доход от добычи углеводородов впрямую зависит от экономических условий деятельности организаций, от доходности добычи.
В течение 2002 - 2003 г.г. проект главы Налогового кодекса "Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов" разрабатывался Минфином России. Однако, учитывая отсутствие в законодательстве о недрах концептуальных положений, позволяющих взимать данный налог, соответствующим министерствам финансово-экономического блока поручено разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект указанной главы, имея в виду внесение данного законопроекта в Государственную Думу в 2005 году и введение его в действие с 01.01.2006 года.
Одновременно с этим предполагается урегулирование в рамках законодательства о недрах вопросов, связанных с определением критериев, характеризующих горно-геологическую характеристику месторождений полезных ископаемых, дебитность месторождения, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и другие технические и экономические характеристики месторождений.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА