Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

О развитии законодательства и нормативно-методического обеспечения в области экологического страхования.
И.К. Яжлев, директор "Международного центра экологической реконструкции и строительства"


В рекомендациях парламентских слушаний "Экономический механизм охраны окружающей среды и законодательное обеспечение платы за негативное воздействие на окружающую среду", состоявшихся в Государственной Думе 18.03.2004 г. отмечалось, что происходящее в России на современном этапе общественного развития становление рыночной экономики связано с решением экологических проблем. Неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в ряде регионов, в значительной степени предопределена тем обстоятельством, что стратегия экономических преобразований, осуществляемая обществом и государством, не учитывает экологических факторов развития. Успешное же решение экологических проблем невозможно без мобилизации материально-финансовых ресурсов в этом направлении.
Задача по мобилизации ресурсов может быть решена посредством введения системы экологического страхования. Что позволит создать дополнительные финансовые возможности проведения природоохранных мероприятий и сохранения благоприятной окружающей природной среды, а также повысить экологическую безопасность предприятий- источников повышенной опасности для окружающей природной среды.
Экологическое страхование необходимо рассматривать как инструмент экономического механизма охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, позволяющий создать финансово-экономическую основу для возмещения вреда. Ущерб, наносимый сегодня в результате аварийного загрязнения окружающей среды, практически не компенсируется. Происходит это по ряду причин, главные из которых — несовершенное правовое поле, отсутствие утвержденных методик расчета характеристик экологического страхования и механизма его реализации.
В настоящее время в ряде регионов страны осуществляются меры по реализации экологического страхования и принимаются документы, регулирующие этот процесс. Однако правовое регулирование экологического страхования является институтом гражданского законодательства, которое в соответствии со статьей 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации. Такой позиции придерживается Министерство финансов, считающее, что субъекты РФ не могут осуществлять свое правотворчество в этой сфере и регулировать деятельность страховщиков.
Вместе с тем необходимо отметить, что проделана определенная работа по созданию правовой базы экологического страхования и на федеральном уровне. Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ принят модельный закон стран содружества независимых государств "Об экологическом страховании". В 2000г. разработан и одобрен Консультативным советом по экологическому страхованию Госкомэкологии Проект Концепции развития страхования в области охраны окружающей природной среды. На это были направлены ряд ведомственных документов в свое время Госкомэкологии, Министерства природных ресурсов РФ такие как: приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 05.11.97 г. № 486 "Об организации работ по обязательному страхованию ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте в Российской Федерации (обязательному экологическому страхованию)"; приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 10.03.98 г. № 138 "Об организации эксперимента по отработке механизма экологического страхования"; приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.98 г. № 175 "О развитии страховой деятельности в сфере природопользования".
Правовое регулирование экологического страхования осуществляется рядом нормативных актов, в первую очередь, Гражданским кодексом РФ. Обязательное экологическое страхование оговорено Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На практике обязательное страхование экологических рисков осуществляется в следующих случаях. В рамках обязательного страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). В этом законе заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов признается обязательным для соответствующих организаций (ст. 9), а в лицензиях на эксплуатацию объекта делается запись о наличии такого договора (ст. 6). Вред окружающей природной среде рассматривается как часть общего, возможного в случае аварии, вреда. Установлен минимальный размер страховой суммы, зависящий от критериев опасности объектов, названных в самом же законе (ст. 15, Приложение 1 и 2). Особенностью данного закона является наличие определенного понятия опасного производственного объекта, на которое замкнута идея страхования.
Обязательное страхование ответственности организаций, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии (в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии") является одним из видов финансового обеспечения на случай возмещения убытков, причиненных радиационным воздействием, и соответственно - необходимым условием для получения разрешения на эксплуатацию ядерного объекта (ст. 56).
Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (№117-ФЗ от 21.7.1997г.) рассматривает страхование риска гражданской ответственности собственников гидротехнических сооружений в качестве одного из вариантов обеспечения ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения. Закон устанавливает обязательность страхования риска гражданской ответственности на время строительства и эксплуатации объекта. Условия и порядок такого страхования регулируются путем отсылки к специальному федеральному закону (ст. 15).
В ряде разрабатываемых законопроектах уже предусматриваются соответствующие нормы. Так в проекте федерального закона "О магистральном трубопроводном транспорте" предусмотрена статья ст.33 Финансовое обеспечение безопасности магистрального трубопроводного транспорта и страхование риска гражданской ответственности.
Некоторые правовые акты предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности за причинение любого вреда третьим лицам, и хотя в них прямо не говорится о страховании экологических рисков, тем не менее, учитывая возможные последствия аварий, можно предположить возможность применения этих законов к экологическому страхованию.
На основе анализа законодательства, регулирующего страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде, можно сделать вывод:
1) Устранение административных барьеров в регулировании производственной, хозяйственной деятельности, природопользования не сопровождается повышением экономической ответственности хозяйствующих субъектов.
2) Экологическое страхование регулируется в законодательстве как страхование гражданской ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды.
3) Законодательное регулирование страхования экологических рисков не носит целостный характер. В отношении одних видов экологически опасной деятельности такое страхование закреплено, а в отношении других - нет. К примеру, отсутствуют соответствующие нормы в федеральном законе "Об отходах производства и потребления" и ряде других, тогда как степень экологической опасности здесь весьма высока.
4) Существует узкая трактовка экологического страхования. В законодательных актах среди объектов страхования не указана деятельность, связанная с землепользованием, недропользованием, водопользованием, лесопользованием. Не решен вопрос о страховании природопользования и деятельности природопользователей, которые не эксплуатируют опасные объекты, но могут причинить вред окружающей среде. Также не решена проблема ретроспективных, "старых" загрязнений.
5) Зачастую в правовых актах делаются ссылки на специальный закон, регулирующий условия и порядок экологического страхования. Ни один действующий нормативный акт не осуществляет правовое регулирование в объеме, достаточном для практического внедрения обязательного экологического страхования.
7) Существуют различия в подходах к определению круга страхователей. В одних законах приводятся четкие критерии отнесения к таковым, а в других - лишь отсылки к некоему перечню, устанавливаемому либо федеральным законом, либо Правительством.
8) Отсутствует единство в понимании страхового случая. Очевидно, что, по смыслу страхования, таковым может считаться только аварийное (случайное, внезапное, непреднамеренное) загрязнение окружающей среды. Вред, наносимый окружающей среде в процессе нормальной производственной деятельности, страховым случаем не является. Здесь следует заметить, что в отличие от России, в некоторых странах под ответственность страховых компаний иногда попадают случаи так называемого "накапливаемого" вреда, когда загрязнение ведется в течение многих лет деятельности опасного объекта, однако масштаб экологической катастрофы достигается не сразу, а по прошествии определенного периода
Все это дает основание говорить о необходимости упорядочения правового регулирования и принятия специального Федерального закона "Об экологическом страховании", что позволит вместе с расширением деятельности поля деятельности страховых компаний активизировать и рынок "природоохранных" услуг.
Планом законодательной деятельности Совета Федерации РФ на 2004г., в развитие статьи 18 закона "Об охране окружающей среды" за Комитетом по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии закреплена разработка законопроекта "Об обязательном экологическом страховании". В соответствии с решением вышеуказанного комитета от 9.03.2004г. создана рабочая группа.
Проект закона должен быть предложен к рассмотрению вместе с пакетом нормативно-методических документов, устанавливающих перечень видов хозяйственной и иной деятельности, ответственность за ущерб от которой подлежит экологическому страхованию.
В связи с принятием закона "О техническом регулировании", где в ст.4 говорится, что федеральные органы исполнительной власти в области технического регулирования вправе издавать акты только рекомендательного характера возникает вопрос о статусе документов методического обеспечения экологического страхования. До настоящего момента это осуществлялось ведомственными инструкциями, приказами, методическими указаниями, правилами страхования страховых компаний. В нынешнем варианте в поддержку реализации законопроекта предлагается принять нормативные акты в виде национальных стандартов, процедура разработки и принятия которых, через Технические комитеты по стандартизации и Национальный орган по стандартизации, позволяет максимально возможно учесть законные интересы всех заинтересованных сторон. Такая работа уже начата в Техническом комитете ТК 409 МПР России и Госстандарта РФ "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование". Ведется обобщение существующего опыта и анализ действующих методик оценки ущерба окружающей среде и экологического риска с целью составления достаточного для реализации экологического страхования перечня методических документов.
Надо также отметить и благоприятную экономическую ситуацию для принятия закона. Инициативы Правительства по проведению налоговой реформы позволят предприятиям высвободить значительный объем средств, часть которых необходимо направить в природоохранную сферу. Тем более, что через резервы превентивных мероприятий (РПМ) эти средства вернуться к ним в виде инвестиций в технологии и оборудование.
Отдельно хотелось бы остановиться на реформах в сфере технического регулирования. Нет необходимости подчеркивать важность знания и учета его требований и положений в области экологического страхования и аудита, а также и то, что в ближайшем будущем качество всей системы технического регулирования в Российской Федерации, а следовательно и нормативное обеспечение хозяйственной деятельности будет зависеть от того насколько активно экономическое сообщество примет участие в процессах стандартизации.
Проектом "Общих положений национальной системы стандартизации Российской Федерации" цели стандартизации определены, как повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности жизни и здоровья животных и растений; повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами при этом являются создание систем технического регулирования и национальной стандартизации, отвечающих требованиям конкурентной способности, обеспечение открытости и максимального учета интересов изготовителей, потребителей, а также государства и общества в целом.
Правительство Российской Федерации осуществляет государственное регулирование стандартизации на федеральном уровне и обеспечивает реализацию государственных интересов в области технического регулирования, включая взаимосвязь стандартов с техническими регламентами и законами через Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, Межведомственный совет по стандартизации и Национальный орган по стандартизации.
Национальный орган по стандартизации ведет работу по международной и региональной стандартизации, а также работу по основополагающим и общетехническим стандартам, представляющим общегосударственный интерес, и требованиям безопасности и охраны окружающей среды.
Технические комитеты (ТК) по стандартизации, рабочие органы Национального органа по стандартизации, создаются на добровольной основе для организации и осуществления работ по стандартизации определенных видов продукции, технологии, услуг.
ТК по стандартизации должны быть самофинансируемыми организациями. ТК изыскивают необходимые, в том числе, материальные, профессиональные и финансовые ресурсы для разработки стандартов и обеспечивают разработчиков, экспертов и других исполнителей финансированием в требуемом объеме. Членство в ТК должно подтверждаться выполнением обязательств по членским взносам.
Разработчики национальных стандартов в качестве обратной связи должны обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Для разработки любого стандарта должен быть реальный заказчик, готовый оплатить расходы на его разработку.
В заключении, хотелось бы вернуться к теме конференции и высказать предложение о создании Технического комитета по стандартизации в системе Госстандарта (Национального органа по стандартизации) по системному управлению рисками, с целью объединения усилий по нормативному обеспечению этого направления. Мне кажется, что у этого ТК есть хорошие перспективы в оказании методической помощи предприятиям и экспертизе стандартов организаций (СТО), статус которых особо отмечен в ст.17 закона "О техническом регулировании".

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА