media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Правовой режим охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации

О.С. Ростунова, научный сотрудник Центра правовых проблем СОПС при Президиуме РАН

 

В литературе по международному праву под Арктикой понимается часть земного сфероида, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей — Северный полярный круг (параллель 66 — 33' северной широты). Нормативных документов, закрепляющих это или иное определение понятия "Арктика", нет.

В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и далее, одобренных 18 сентября 2008 г. Президентом Российской Федерации, дано не столь четкое определение Арктики: "Арктика — северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки". Здесь вызывает сомнение удачность использования слова "глубоководный", поскольку, как известно из данных естественных наук, в отличие от Тихого, Атлантического, Индийского океанов Северный Ледовитый океан мелководный.

В обозначенных основах впервые введено понятие "Арктическая зона Российской Федерации". Еще в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" отечественные специалисты по международному праву такой термин не использовали и район действия данного постановления называли "сектором полярных владений" государства.

Считалось, что именно в пределах этого сектора и действует природоохранное законодательство СССР и впоследствии России. Соответственно, возникают вопросы о применимости советского, российского природоохранного законодательства к Арктической зоне Российской Федерации.

В России отсутствует единый законодательный акт, который регулировал бы отношения, связанные с сохранением окружающей среды и экономической деятельностью в Арктике. Предпринимались попытки принятия такого закона. Например, были разработаны проекты федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации" и федерального закона "О законодательном обеспечении развития арктических и северных территорий Российской Федерации".

На сегодняшний день действуют следующие федеральные законы: "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА