Особенности института права собственности на природные объекты
И.О. Краснова, доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и природоресурсного права МГЮА им. О.Е. Кутафина
С начала 90-х гг. на территории Российской Федерации еще в составе СССР принимаются меры по реформированию отношений собственности на природные объекты. Правовую основу реформы составил блок законов и подзаконных актов, подробно регламентирующих отношения, связанные с приобретением и реализацией права собственности. В этот период реформа отношений собственности на природные объекты осуществлялась в следующих двух направлениях:
1) децентрализация государственного управления отношениями собственности при помощи механизма разграничения природных объектов на объекты, признаваемые федеральной собственностью, и объекты, признаваемые собственностью субъектов Российской Федерации;
2) приватизация, допускающая передачу в частную собственность принадлежащих государству отдельных природных объектов.
В дальнейшем, наиболее заметно с конца 90-х гг., реформа отношений собственности подверглась корректировке. Основными ее направлениями стали:
- переход преимущественно к федеральной собственности на природные объекты с сохранением некоторых управленческих полномочий за субъектами Российской Федерации через процедуру передачи федеральных полномочий субъектам Российской Федерации;
- существенное ограничение приватизации природных объектов, а в большинстве случаев и полный запрет на передачу их в частную собственность.
Экономическая реформа и политика денационализации собственности дали толчок и создали условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на природные объекты. Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм собственности, заменивших исключительную собственность государства на землю, недра, воды, леса и другие природные объекты.
-
5 февраляМастер-класс
-
6-7 февраляВсероссийский практикум
-
12-14 февраляВсероссийский практикум
- Создана Правительственная комиссия по ликвидации последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе
- Правительство РФ утвердило порядок взимания экологического сбора
- Правительство РФ утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 г.
- В. Путин внес изменения в закон о защите конкуренции
- Определён порядок заключения соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности в области газоснабжения (регуляторных контрактов)
- За 9 месяцев 2024 г. ФАС России оштрафовала газораспределительные организации на 275,7 млн руб.
- Россия предъявила ФРГ претензии по расследованию подрыва "Северных потоков"
- Суд удовлетворил иск "Зарубежнефти" о взыскании с Euroclear $58 млн
- ФАС России оштрафовала топливные компании на 110 млн руб.
- "Русхимальянс" подал в суд новый иск на 105,5 млрд руб. к германской Linde
- Д. Патрушев: Государственная политика должна обеспечивать эффективное управление сырьевой базой
- Количество лицензий на УВС в Арктике может снизиться с 2027 г.
- ФАС России предлагает поэтапное внедрение эталонов в теплоснабжении
- А. Новак провёл заседание Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики
- Подписано отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике РФ на 2025-2027 гг.
- Утверждён состав Правкомиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, развития лесного и водохозяйственных комплексов
- Роман Маршавин назначен заместителем Министра энергетики РФ
- Михаил Мишустин назначил руководителем Роснедр Олега Казанова
- Омар Бахрам назначен новым членом Совета директоров Polymetal International
- Сергей Дрегваль назначен генеральным директором ПАО "Интер РАО"