media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Министр природных ресурсов РФ Ю.П. Трутнев 4 июля 2004 г. принял участие в программе "Времена" на Первом канале с Владимиром Познером

Расшифровка эфира программы. Ведущий программы — Владимир Познер, участник - писатель-сатирик Лион Измайлов.

ВЕДУЩИЙ: Я хотел бы сейчас перейти к следующей теме. Вот последние месяцы обсуждается ситуация с усадьбой "Архангельская", это бывшее имение Юсуповых под Москвой. Стоимость вот этого леса, который там вокруг, рыночная стоимость от 15 до 20 тысяч долларов за сотку, а этот лес был продан за 50 долларов за сотку. Причем в бумагах он был назван лесом низшей категории. Ну, уже успели начать вырубку, чтобы дорожки разметить, но Министерство природных ресурсов все-таки вмешалось, прокуратура Московской области тоже, остановили разрушение, подали иск в суд об аресте арендованных земель. Эта история кончилась, или кончается, все-таки хорошо. Но сколько таких историй далеко от Москвы? Множество. Природные ресурсы и частная собственность - это серьезный вопрос и об этом мы поговорим с министром природных ресурсов Юрием Петровичем Трутневым.

ВЕДУЩИЙ: Итак, наш гость - министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Петрович Трутнев. Добрый вечер.

Юрий ТРУТНЕВ, министр природных ресурсов РФ: Добрый вечер.

ВЕДУЩИЙ: Вот ситуация с усадьбой "Архангельское", продажа земель под коттеджи, вот она вообще ограничиваются какими-то законами или можно продавать что хочешь и сколько хочешь, и как хочешь?

Юрий ТРУТНЕВ: Все всякого сомнения ограничивается. Тем не менее, я не очень давно в Москве, но очень многому приходится удивляться как раз вокруг Москвы. Мы заслушали в министерстве вопрос о том, как делятся в Московской области земля, как идет застройка в лесах. Завершение было такое: пришлось снять начальника главного управления природных ресурсов по Московской области с работы, поданы материалы в прокуратуру, застройка остановлена, возбуждены уголовные дела и по "Архангельскому", и еще по части территорий в Московской области.

ВЕДУЩИЙ: Если сотка стоит 15-20 тысяч долларов, а речь идет не о сотке, речь идет о гектарах, и не об одном, то есть речь идет гигантских деньгах, то есть криминал там просто неизбежен. Вы думаете, вы с этим можете справиться?

Юрий ТРУТНЕВ: Я думаю, да.

Лион ИЗМАЙЛОВ: А больше ничего и не надо говорить. Да - и все.

ВЕДУЩИЙ: А сами вы приватизацией лесов вот в принципе, потому что вокруг этого тоже много споров, многие люди говорят: "Не надо вообще приватизировать", кто-то говорит: "Какие-то категории можно", но мы уже знаем, как из элитарного леса вдруг делают непригодный лес. Сегодня он был элитарный, а завтра оказался плохой, и так далее. Вот в принципе как вы относитесь к этому вопросу.

Юрий ТРУТНЕВ: Вы понимаете, в законодательстве, к сожалению, на мой взгляд, нарочито оставлен ряд лазеек, которые позволяют ими пользоваться, позволяют пользоваться именно в силу вот тех немалых денег, о которых вы сказали. Тем не менее, мне кажется, что привести ситуацию в порядок можно. Если говорить о вопросах приватизации, мы очень внимательно работали над лесным кодексом. Вы помните, что первоначальная редакция предусматривала собственность, сегодняшняя редакция в том виде, в котором она вносится, предусматривает долгосрочную аренду. Почему мы считаем это важным? С одной стороны, если мы не сделаем отношения в лесу долгосрочными, то люди постоянно будут думать о дне сегодняшнем: вот спилить, продать, получить деньги - все замечательно.

ВЕДУЩИЙ: Разумеется.

Юрий ТРУТНЕВ: В то же самое время переходить на собственность в России в рамках вот начала вашей передачи, на мой взгляд, сейчас преждевременно и опасно.

ВЕДУЩИЙ: А дырки эти вы сумеете залатать?

Юрий ТРУТНЕВ: Мы сейчас смотрим всю конструкцию закона, останавливаемся на всех спорных вопросах. Мы надеемся, что нам удастся сформировать закон, который будет работать корректно.

ВЕДУЩИЙ: Ваш предшественник перед тем, как его освободили от должности, подписал 62 лицензии, быстро-быстро, которые выдал в последний день своего пребывания на посту министра природы. Вы приостановили вот эти лицензии, когда заняли этот пост. Но если у меня верная информация, служебное расследование показало, что, в общем, там ничего противозаконного не было. Так не вернулись ли эти 62 лицензии к тем, кому они уже были подписаны вашим предшественником Артюховым?

Юрий ТРУТНЕВ: Там очень интересная ситуация. Дело в том, что до этого министерство эти 62 лицензии держало в течение двух лет, то есть практически два года в России не велось лицензирование как таковое. Я не хочу сейчас брать на себя ответственность за диагноз, почему это делалось, какие условия предъявлялись недропользователям, но, конечно, то, что это было выдано в последний день, достаточно показательно.

ВЕДУЩИЙ: Это очевидно. Ну, так все-таки, вы это остановили или все-таки лицензии все равно попали в конечном итоге к тем 62 адресатам, которым они были...

Юрий ТРУТНЕВ: Понимаете, нарушение не в том, что они должны были попасть к тем или иным адресатам. Мы провели очень внимательно экспертизу всей выдачи, с точки зрения законодательства наши коллеги поступили корректно, нарушений нет. Проблема в том, что когда ты что-то не даешь два года, а потом выдаешь, за эти два года о многом можно поговорить с недропользователей, правда?

ВЕДУЩИЙ: Я полагаю.

Юрий ТРУТНЕВ: Вот мы сейчас работаем над новой редакцией закона о недрах, считаем это очень важным. Предыдущая редакция работала в России 12 лет. Работала не так плохо. Вы знаете, 50 процентов бюджета страны все-таки в отрасли. Тем не менее накопилось очень много деформаций. Вот наша задача сейчас вот эти деформации убрать, убрать те лазейки, о которых мы говорим.

ВЕДУЩИЙ: Кстати говоря, закон о недрах. Процесс выдачи лицензии на разработку месторождений, вот ваше предложение, сократить с 3 или 6 месяцев до 45 дней, вот в новом варианте, как я понимаю. Такая спешность к чему?

Юрий ТРУТНЕВ: Достаточно простой ответ на вопрос. Дело в том, что в любом случае выдача месторождений полезных ископаемых в разработку - это дополнительный вклад в экономику страны. В любом случае у государства есть одна простая задача - давать людям рабочие места, давать возможность работать, кормить семьи. Вот сейчас у нас есть месторождения разведанные, причем, к большому сожалению, разведанные не в последний период, разведанные в годы советской власти. Они простаивают, лицензии на них не выдаются.

ВЕДУЩИЙ: Почему не выдаются? Это кому-то выгодно?

Юрий ТРУТНЕВ: Я могу, во всяком случае, сказать, что это не позиция министерства сегодняшнего состава. Мы считаем, что это невыгодно стране, прежде всего.

ВЕДУЩИЙ: Но кому-то это было выгодно?

Юрий ТРУТНЕВ: Любому чиновнику, к сожалению, достаточно часто выгодно быть барьером на пути людей, создавать препятствие, чтобы они его стремились обходить. Вот моя задача сейчас научить работать Министерство природных ресурсов таким образом, чтобы оно было не барьером, а все-таки помощником и, извиняюсь, вот слугой людей, которые платят заработную плату всем чиновникам.

ВЕДУЩИЙ: Вот то, что ваше Министерство отбирает у региональных властей право выдачи лицензии, это не ущемляет ли права все-таки регионов? Там же люди живут на этой земле и так далее?

Юрий ТРУТНЕВ: Это самый остро обсуждаемый вопрос. Проблема в том, как права использовать. И у региона, и у Федерации есть сегодня действительно права на распоряжение недрами. Вопрос только в том, что, на мой взгляд, из этого права нельзя создавать еще один барьер. Как работает право сейчас? Право работает очень просто: вот человек, который хочет заниматься разведкой месторождений полезных ископаемых, просто хочет пойти в лес, нанять людей, нанять технику и начать искать, не важно, нефть, медь, другие полезные ископаемые. Приходит к губернатору и говорит: уважаемый, а можно я начну работать? Он говорит: нет, нельзя, мы еще подумаем. Вот этот процесс думанья проходит годами - это первое. Второе. К сожалению, даже за тот короткий период работы министерства нового состава мы неоднократно сталкиваемся с тем, что представители регионов говорят: "Аукцион - плохо, вот конкурс - хорошо. Давайте выставим месторождение на конкурс". Я думаю, что все присутствующие в студии прекрасно понимают, что разница между конкурсом и аукционом очень простая. При аукционе выбор осуществляется за счет платежа, то есть, извиняюсь, какая компания больше заплатила государству, та компания получила месторождение. При конкурсе множественность условий позволяет этот выбор сделать чиновнику.

ВЕДУЩИЙ: Значит вы за аукцион?

Юрий ТРУТНЕВ: Очевидно.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, вы за природную ренту или за высокие налоги?

Юрий ТРУТНЕВ: Есть два этапа. Первый этап - закон о недрах, - который мы, я надеюсь, в октябре выпустим и внесем в правительство, это, прежде всего изменение административных отношений. Почему это важно? Потому что сегодня упала геологоразведка. Сегодня страна добывает полезных ископаемых гораздо больше, чем вводит новых ресурсов. Соответственно мы, к сожалению, проедаем запасы, которые созданы раньше. Без изменения административных механизмов мы не привлечем больше денег, больше средств в геологоразведку. Вот я могу перечислить, потому что там достаточно мало, ну, два-три, самых важных момента, но экономическая модель, то, о чем вы говорите, это следующий шаг, это следующее задание, потому что это все-таки налоги.

ВЕДУЩИЙ: Хорошо. И все-таки прибыль от природной ренты... Когда шла предвыборная борьба, скажем, господин Глазьев сказал, что эта прибыль может составлять 30 млрд. долларов в год, а господин Степашин относительно недавно говорил - 7-8 млрд. долларов в год, Егор Гайдар говорит - не более 3 млрд. долларов в год. По вашей оценке, какая реальная прибыль от этой природной ренты может быть?

Юрий ТРУТНЕВ: Совсем не обучен, глядя на потолок, называть цифры, тем более в миллиардах.

ВЕДУЩИЙ: Вы хотите сказать, что все остальные

Юрий ТРУТНЕВ: Я хочу сказать, что надо считать и считать надо очень серьезно. Сегодня совершенно очевидно, что система налогообложения недропользования, она не только... Дело даже не в том, достаточна она или не достаточна. Может ли государство брать больше? На мой взгляд - да. Но сама по себе система сделана несовершенно. Вот ни в одной стране нет такой системы, как в России, когда берут за счет налога на добычу полезных ископаемых и за счет экспортной пошлины. Мы считаем, что вообще над всем этим блоком, как брать налоги с отрасли, чтобы она была стимулирована к развитию, и чтобы государство могло получать больше - это отдельная тема, которой надо заниматься.

ВЕДУЩИЙ: Мы будем об этом говорить. Спасибо. Как вам понравился министр?

Лион ИЗМАЙЛОВ: А я вас хотел спросить: я вам не мешаю разговаривать, нет?

ВЕДУЩИЙ: Если вам есть что говорить, вы скажите.

Лион ИЗМАЙЛОВ: Я хочу сказать буквально одну фразу. Вы знаете, когда-то государство отдало нефть в частные руки и мы лишились большей части доходов от нефти, потом то же самое произошло с газом, потом с алмазами. Если мы лес отдадим в частные владения, то мы лишимся еще и кислорода. Вот все, что я хотел сказать.

ВЕДУЩИЙ: Вот я хотел бы вам сказать, что вот так народ и попадается вот на таких людей. Но у них другие фамилии, правда, но таких. Например, "Газпром", государственная компания, чтобы все понимали, а не частная. Вот будьте осторожны с этими людьми.

Юрий ТРУТНЕВ: Два слова можно ответить?

ВЕДУЩИЙ: Да, пожалуйста.

Юрий ТРУТНЕВ: Прежде всего, я уже сказал, что в новом лесном кодексе нет собственности на лес - это первое. Второе - все-таки сегодня в лесу в любом случае работают частные компании и сегодня, к сожалению, мы осваиваем от расчетной, научно обоснованной лесосеки в стране 30%. Мы можем в 2-3 раза больше получать от леса. Вы знаете, что Финляндия, о которой тут недавно упоминали, стартовала только на лесе. Сегодня это страна высоких технологий.

ВЕДУЩИЙ: Вообще я предлагаю другой лозунг, не "догнать и перегнать Португалию", а "догнать и перегнать Финляндию", мне бы это больше понравилось. Спасибо вам большое.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА