Госдума планирует 10 января рассмотреть законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте"
Как сообщает РБК, предметом законопроекта является формализация участия государства в существующих и перспективных газо- и нефтепроводах на территории РФ. Четко закрепляются и нормы участия в магистральных трубопроводных проектах частного бизнеса, в том числе с иностранным капиталом.
Согласно законопроекту, собственником трубопровода может быть только открытое акционерное общество. При этом доля правительства РФ в таком обществе должна составлять не менее 50% плюс одна голосующая акция в случае магистрального газопровода, а для нефте- и продуктопроводов — не менее 75%. Иностранным же юридическим и физическим лицам не может принадлежать более 20% акций компании—владельца или строителя магистрального трубопровода.
На сегодняшний день государство де-факто является владельцем абсолютного большинства нефте- и газопроводов (частным компаниям принадлежит лишь три немагистральных трубопровода). В этой связи в ряде СМИ законопроект характеризовался как "запретительный", отсекающий частных инвесторов от участия в трубопроводных проектах. Однако большинство экспертов считают, что закон лишь регламентирует взаимоотношения государства и частных компаний в данном сегменте. Кроме того, частный бизнес получает легитимную возможность инвестирования средств в перспективные проекты.
По мнению зампредседателя Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Сергея Шишкарева, "государственный контроль над газовыми и нефтяными транспортными магистралями — это вопрос геополитики и энергетической безопасности не только России, но и Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона". Например, Европа сегодня зависит от поставок российского газа на 50-70%, нефти — на 30-40%. Срыв обязательств по контрактам грозит крупнейшим компаниям ТЭК, а в итоге и национальному бюджету многомиллионными санкциями и колоссальными потерями.
Крайне существенным признается экспертами и технический аспект стабильного функционирования трубопроводного транспорта. Между тем сегодня возраст почти 30% трубопроводов достигает критических 25-30 лет. Поддержание магистральной инфраструктуры в рабочем состоянии, ее реконструкция и реализация новых масштабных проектов (СЕГ, ВСТО и т.д.) требует колоссальных инвестиций. И, по мнению экспертов, государственные компании располагают для этого объективно большими ресурсами.
В контексте развития трубопроводной инфраструктуры стратегически важной является государственная поддержка высокотехнологичных отраслей промышленности, в частности трубной и машиностроительной. И этому вопросу со стороны правительства и законодательной власти РФ уделяется всё больше внимания. По словам единоросса Сергея Шишкарева, "господдержка будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, а также решению задач энергетической безопасности России и ее партнеров".
Отечественные трубники уже вложили в модернизацию производства более 1,6 млрд долл. и планируют инвестировать еще около $2 млрд до 2010 г. Производственные мощности отрасли уже сегодня достаточны для реализации большинства магистральных трубопроводных проектов на территории России. В нынешнем году ожидается 30-процентный рост производства.
Вместе с тем более динамичному развитию отрасли препятствует ряд проблем. По мнению экспертов, их решению, в частности, будут способствовать переход крупнейших операторов ТЭК на среднесрочное планирование инвестиционных программ, синхронизация стратегий развития ТЭК, металлургии и железнодорожной отрасли, выработка мер, направленных на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции. По мнению С. Шишкарева, "преодоление технологического отставания от западных стран — за развитием высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности".
В России на сегодняшний день всего три частных трубопровода. Первый - протяженностью свыше 700 км, построен в рамках проекта "Сахалин-2" на средства консорциума. Второй - трубопровод международного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря. Еще одна частная труба - у ТНК-ВР на Ковыктинском месторождении.
-
17-18 февраляВсероссийский практикум
-
18 февраляПрактический семинар
-
19-20 февраляПрактический семинар
| << | Декабрь, 2006 | >> | ||||
|---|---|---|---|---|---|---|
| Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
| 1 | 2 | 3 | ||||
| 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
| 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
| 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Минерально-сырьевой потенциал твердых полезных ископаемых арктических островов и архипелагов Российской Федерации
- Месторождения каолиновых глин России как возможный источник редкоземельных металлов
- Трансформация мирового и российского рынка нефти в условиях новых геополитических вызовов
- Индикативная модель оценки риска искажения финансовой и нефинансовой отчетности в компаниях минерально-сырьевого сектора
- Оценка эффективности геолого-разведочных работ на слабоизученных объектах с использованием геолого-экономического моделирования
- Соглашение о совместном недропользовании как инструмент вовлечения в экономический оборот низкорентабельных месторождений углеводородов
- Добыча россыпного золота в Магаданской области: тенденции, возможности, риски
- Передача вскрышных и вмещающих горных пород: проблемные вопросы реализации, практика применения
- Правовые и экономические механизмы декарбонизации в Российской Федерации
- Актуализированное представление о глубинном строении севера Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна

