Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

ФАС России: Сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса
11.03.2009
В связи с поступающими обращениями граждан по вопросам, связанным с ценами на нефтепродукты, управление контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России сообщило следующее:

В Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию - т.е. ни один государственный орган не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции", в процессы свободного рыночного ценообразования имеет право вмешаться только Федеральная антимонопольная служба в следующих случаях:
1. если имеет место установление монопольно высоких цен хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых в общем объеме продаж на товарном рынке превышает 50% при том, что доля каждого в отдельности составляет не менее 8%;
2. если имеют место согласованные действия нескольких участников одного и того же рынка, направленные на поддержание цен;
3. если имеют место соглашения между хозяйствующими субъектами (например, между продавцом и посредником, между оптовым и розничным продавцом), направленные на поддержание цен.

Согласно статье 6 закона "О защите конкуренции", монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака:
(1) - эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции;
(2) - эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации соответствующего товара расходов и прибыли.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния рынков реализации нефтепродуктов и уровня цен в регионах. Практически на всех территориях России, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, уровень конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями (их дочерними структурами).

Обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках. В мировой практике АЗС - достаточно традиционная сфера развития малого, семейного бизнеса. С учетом этих обстоятельств, сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках. Такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации.

До тех пор, пока существуют труднопреодолимые искусственные барьеры для входа на рынки, которые препятствуют появлению новых предпринимателей, ФАС России отслеживает действия монополистов и пресекает их злоупотребления, которые в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях Федеральная антимонопольная служба вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. По выявленным ценовым сговорам, доказанным фактам установления монопольно высоких цен Федеральная антимонопольная служба принимает соответствующие меры.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", при выявлении указанных фактов и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания о снижении цен и налагают на нарушителей штрафы, размер которых рассчитывается как процент от годового оборота компании.

Так, В 2008 году центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными органами рассмотрели порядка 150 дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в топливно-энергетическом комплексе, наложено штрафов на сумму свыше 6 млрд рублей.

В том числе ФАС России признал, что летом 2008 года крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании установили монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов. По результатам рассмотрения дел:
- на ОАО "Газпром нефть" наложен штраф в размере 1 356 млн рублей;
- на ОАО "ТНК-ВР Холдинг" наложен штраф в размере 1 112 млн рублей;
- на ОАО "НК "Роснефть" наложен штраф в размере 1 509 млн рублей;
- на ОАО "ЛУКОЙЛ" наложен штраф в размере 1 443 млн рублей.

В последнее время на рынках нефтепродуктов наблюдаются следующие явления. В период с августа 2008 года по январь 2009 года, в период падения мировых цен на нефть, темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты.

На основе данных мониторинга розничных и оптовых цен в регионах России, проводимого ФАС совместно с территориальными органами, проанализирована динамика величин удельной розничной надбавки (розничной маржи - разницы между оптовой и розничной ценой литра топлива) по видам топлива и выявлен значительный рост данных надбавок - как в абсолютном, так и в относительном значении, значительно превышающий уровень инфляции.

В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждают дела по фактам установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо либо о согласованных действиях хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок (ст.ст. 10, 11 Федерального закона "О защите конкуренции" с учетом положения статьи 8). Дела возбуждаются и рассматриваются силами территориальных управлений, поскольку розничные рынки реализации автомобильного топлива посредством автозаправочных станций (АЗС) являются локальными.

Начиная со второй половины января 2009 года ситуация изменилась - наблюдается резкий рост оптовых цен на нефтепродукты. По данным независимого информационно-аналитического центра "Кортес", с начала 2009 года оптовые цены реализации нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов в среднем по России выросли:
- на дизельное топливо - на 23%
- на бензин А-76 - на 37%
- на бензин А-92 - на 57%
- на бензин А-95 - на 14%.

Указанное повышение оптовых цен привело к снижению доходности операций на розничных рынках (розничной маржи).

ФАС России считает, что поддержание розничных цен в период с августа 2008 по январь 2009 года на уровне, не соответствующем уровню оптовых (закупочных) цен, и последующее резкое увеличение оптовых цен взаимосвязаны. Оба процесса имеют нерыночный характер и управляемы со стороны крупных нефтяных компаний. Данное явление следует оценивать как планомерное изменение ценовой политики вертикальноинтегрированных нефтяных компаний и переноса ценовой нагрузки на оптовое звено в частности, для того, чтобы обеспечить ВИНКам возможность приобретения активов независимых розничных продавцов.
ФАС России считает необходимым зафиксировать оба вида нарушений на рынках нефтепродуктов:
1. Силами территориальных управлений - о нарушениях на розничных рынках в период с августа 2008 года по январь 2009 года, когда розничные цены на бензин и дизельное топливо не соответствовали уровню оптовых (закупочных) цен, и в ряде регионов наблюдалась необоснованно высокая доходность в сфере розничной реализации;
2. Силами центрального аппарата - о злоупотреблении доминирующим положением и/или согласованных действиях на оптовых рынках бензина и дизельного топлива в январе-феврале 2009 года, когда наблюдается резкий рост оптовых цен и дефицит продукции в оптовом звене.
<< Март, 2009 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ