Энергопроизводящие предприятия, входящие в компанию AES, как сообщил "&" зампредседателя АРЕМ Анатолий Шкарупа, не исполнили контрактные обязательства по Шульбинской ГЭС на $396 млн, по Усть-Каменогорской ГЭС - на $32,9 млн, по Усть-Каменогорской ТЭЦ — на $21 млн, по Согринской ТЭЦ - на порядка $9 млн, что в общем составляет около $459,5 млн. Часть этих средств, по его данным, должна была быть направлена на завершение строительства Шульбинской ГЭС и судоходного шлюза на Иртыше, на выплату кредитов, взятых ранее на реализацию этого проекта, монтаж котлоагрегата, паровой турбины и строительство нового золоотвала на Усть-Каменогорской ТЭЦ, очистку нижнего бьефа (часть реки, канала, водохранилища или другого водного объекта, примыкающего к гидротехническому сооружению) на Усть-Каменогорской ГЭС, строительство мазутных емкостей и золоотвала на Согринской ТЭЦ.
Учитывая крупную сумму задолженностей, некоторые специалисты удивляются, что нарушения были обнаружены только теперь. Так, по мнению председателя Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петра Своика, соответствующие органы должны были поднять тревогу как минимум несколько лет назад. "Чтобы выполнить инвестиционные обязательства на такую сумму, компания давно должна была приступить к работе - составить проекты, начать освоение средств, - говорит собеседник "&". - Если невыполнения обнаружились только сейчас, значит, возникли какие-то политические вопросы".
Г-н Шкарупа в свою очередь причинами такой проверки называет повышение тарифов на электроэнергию и жалобы потребителей. "В прошлом году в результате существенного повышения тарифов на электроэнергию цена для конечных потребителей увеличилась в 13 регионах Казахстана, - поясняет г-н Шкарупа. - У людей возникают вопросы, почему изменилась цена и куда направились деньги. От главы государства нам пришло поручение проверить выполнение инвестиционных обязательств именно энергопроизводящими организациями". Оказалось, что помимо AES еще 15 организаций имеют инвестиционную задолженность на общую сумму 1,5 млрд тенге. В их отношении, как сообщил г-н Шкарупа, все материалы направлены в Мининдустрии и новых технологий для досудебного урегулирования. Он также добавил, что одно из возможных решений — увеличить инвестиционные обязательства 2010 г. в соответствии с задолженностями каждой компании. С нарушениями AES, однако, все несколько иначе — материалы по этому делу переданы в Министерство финансов. Говоря об урегулировании вопроса с компанией, г-н Шкарупа упомянул, что Минфин будет пересматривать условия договора, заключенного порядка 10 лет назад, с возможностью возврата активов государства.
Сегодня AES структурно представлена в Казахстане двумя группами компаний — группой нерегулируемых и группой регулируемых компаний. Часть компаний подпадает под регулирование и мониторинг АРЕМ, среди которых Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания, Усть-Каменогорские тепловые сети, Шыгысэнерготрейд, AES Усть-Каменогорская ТЭЦ и AES Согринская ТЭЦ. Общая установленная мощность этих предприятий составляет более 6800 МВт.
В связи с этим г-н Своик отмечает, что по целому ряду причин возврат государственных активов, в прошлом не совсем осмотрительно переданных в руки иностранцев, сейчас крайне актуален и выгоден. "Энергетика - это естественная монополия, тариф на которую утверждает само государство, - поясняет специалист. - И если государство соглашается передать ее в руки иностранному инвестору, это значит, что оно соглашается включить в тарифы всю достаточную для них прибыль". При этом г-н Своик заметил, что интерес иностранных вкладчиков - это интерес бизнесменов, которые руководствуются не только возмещением собственных затрат, но и получением прибыли. "То, что когда-то наше тогдашнее замечательное правительство отдало эти объекты иностранцам, говорит о том, что это правительство приняло решение, чудовищное по некомпетенции либо чудовищное по коррупции. А скорее всего, и то и другое", - говорит собеседник, отмечая между тем, что сейчас желание вернуть свои активы упирается для Казахстана в противоположный политический фактор.
"В рамках этого договора будет производиться разбирательство. Единственная проблема для Казахстана - это то, что у нас в этом договоре предусмотрен лондонский арбитраж, то есть все вопросы в итоге будут обсуждаться там, - сказал г-н Шкарупа. - С другой стороны, это дает нам гарантию объективности".
Однако те разбирательства, которые будут проходить в казахстанских судах, по мнению г-на Своика, политически пред╛определены. "Ясно, что суды будут удовлетворять претензии правительства, - рассуждает г-н Своик. - Ясно также и то, что портить отношения с США Казахстану нерезонно". Поэтому, по его мнению, особого напора казахстанского правительства в адрес AES ожидать не следует. Видимо, говорит собеседник, эти два фактора - острое желание правительства вернуть активы и не менее острая необходимость не ссориться с крупными компаниями и серьезными государствами - приведут к некой золотой середине. В чем она будет заключаться, по словам г-на Своика, предположить пока трудно.
Представители AES не смогли оперативно прокомментировать претензии АРЕМ.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
-
13-15 ноябряВсероссийская конференция
<< | Апрель, 2010 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента