Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напомнил, что есть несколько сценариев изменений в отрасли, подготовленных различными экспертными группами, в том числе и под руководством одного из идеологов реформы РАО ЕЭС Юрия Удальцова, являющегося сегодня членом правления "Роснано".
По словам Пикина, главными требованиями к модели рынка в новой редакции должны стать три положения.
"Первое - ориентировать продавца на параметры платежеспособного спроса с учетом реальных возможностей и потребностей реального сектора экономики с учетом структуры и особенностей энергопотребления в разных отраслях промышленности. Второе - перейти на долгосрочные методы регулирования, позволяющие развивать долгосрочные отношения между поставщиками и потребителями на условиях значительной договорной ответственности сторон, в том числе за срыв поставок. И третье - защищать не только интересы генераторов, но и потребителей, в том числе, за счет поддержания конкурентного ценообразования на оптовом и розничном рынках", - сказал он.
По его словам, в случае реализации этих положений появится более справедливая оценка стоимости генерации и реальные стимулы к модернизации.
"Важно еще и то, насколько эти мысли будут донесены до лиц, принимающих решения. В отрасли множество острых проблем, требующих своего скорейшего разрешения. К примеру, проблема перекрестного субсидирования, реформирования розничного рынка, проблема контроля за издержками сетевых компаний", - отметил Пикин.
В свою очередь заместитель генерального директора ОК "Русал" Вадим Гераскин считает, что современное состояние рынка, при котором не поддерживаются долгосрочные договора, а потребность в генерирующих мощностях планируется административным путем без учета конкретных условий работы потребителей, приводит к повышению цены на электроэнергию. Компания "Русал" является одним из крупнейших в России частных потребителей электроэнергии.
По данным Гераскина, для крупных потребителей цена один кВт/ч электроэнергии с начала реформы выросла в 7,5 раза и уже превышает цены США (6,8 центов за один кВт/ч).
"Через два года электроэнергия в России будет дороже, чем в ЕС", - заявил он.
По мнению Гераскина, существующий механизм договоров на предоставление мощности (ДПМ) в российской электроэнергетике крайне неудачен и требует существенной доработки.
ДПМ определяют дату начала и период поставки генерирующей мощности, объем поставляемой мощности, цену и порядок оплаты мощности, ответственность и порядок обеспечения обязательств по договору, порядок передачи прав и обязанностей по договору, а также порядок разрешения споров.
"ДПМ плох сам по себе, потому что по нему сильно завышена стоимость (мощности) и те гарантии, которые получает генератор. Расширять перечень этого механизма, подгонять под него большое количество новых проектов я бы не стал. Тем более, что в этой области нет реального конкурсного отбора. Тот же механизм гарантирования инвестиций подразумевает конкурсный отбор проектов, там есть хотя бы какие-то процедуры, которые обеспечивают эффективность. А в ДМП таких процедур нет", - пояснил он свою позицию.
Он отметил, что "сегодня реально существуют компании, которые либо не хотят, либо не могут построить мощности по ДПМ, а им не дают возможности отказаться от своих обязательств в пользу потребителей или генераторов, которые могут реализовать эти проекты эффективнее".
Представитель "Русала" также считает, что конкурентный отбор мощности (КОМ) стоит заменить двусторонними долгосрочными договорами между потребителями и поставщиками электроэнергии.
"В краткосрочном периоде компании нечувствительны к стоимости энергии и мощности, так как не могут быстро отключать потребление. Но если брать долгосрочный период - несколько лет, то окажется, что компании наиболее чувствительны к стоимости мощности, потому что это основная статья их затрат. Чаще всего квалифицированные потребители, особенно во второй ценовой зоне, являются энергоемкими. Такова структура внутреннего валового продукта в стране, такая структура промышленности. А когда отбор мощности за них делается Системным оператором (ОАО "СО ЕЭС"), у которого, если честно, нет никакой ответственности за сохранение промышленных предприятий, то это не правильно", - сказал Гераскин, подчеркнув, что по его мнению "планирование на основании двусторонних договоров является самым точным и ответственным".
В июне 2011 г. министр энергетики РФ Сергей Шматко заявлял о том, что действующая модель рынка мощности в России не создает дополнительных стимулов для строительства новых объектов генерации.
Рынок мощности является в настоящий момент одним из ключевых инструментов обеспечения надежного функционирования энергосистемы РФ. С его помощью собственники объектов генерации и инвесторы могут получать с оптового рынка средства, необходимые для поддержания постоянной готовности электростанций, выработки электроэнергии и проведения ремонтов, а потребители - право требовать получения необходимого объема электроэнергии в любой момент времени. Правительство РФ неоднократно переносило срок запуска долгосрочного рынка мощности и ввело в действие его правила в январе 2011 г.
"Системный оператор ЕЭС" осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
-
13-15 ноябряВсероссийская конференция
<< | Июль, 2011 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента