Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел законопроект "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством, и в части вопросов ведения Комитета отметил, что законопроект направлен на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы страны.
Проект бюджета основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, Основных направлениях бюджетной политики, Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, а также на государственных программах. Однако "макроэкономические параметры, используемые при составлении законопроекта, значительно отличаются от показателей прогноза, положенного в основу федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Большинство ключевых макроэкономических показателей были пересмотрены в сторону понижения, что привело к необходимости уточнения ряда решений, приводящих к увеличению расходных обязательств Российской Федерации, или изменения сроков их реализации".
В Заключении на законопроект Комитет обращает внимание на ряд макроэкономических рисков, наступление которых может ухудшить параметры прогноза и, соответственно, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К таким рискам Комитет относит: возможное усугубление геополитической напряженности, риски, связанные с инфляцией, ценами на нефть и колебания валютных курсов.
В целях минимизации рисков несбалансированности бюджетов подготовка законопроекта осуществлялась на основе "консервативного" (базового) варианта. Важнейшим инструментом обеспечения устойчивости и сбалансированности федерального бюджета по-прежнему является применение при его составлении и исполнении "бюджетных правил", позволяющих снизить зависимость объема расходных обязательств России от изменения мировых цен на энергоресурсы, а также ограничение возможности принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, в случае изменения внешнеэкономической конъюнктуры.
В расчетах доходов федерального бюджета (в части вопросов ведения Комитета) учтены последствия реализации "налогового маневра", в рамках которого предлагается: поэтапно сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и товары, выработанные из нефти (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7 — 5 раз на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов), с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат в 6,5 раз при одновременном уточнении порядков расчета стимулирующих понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на нефть и экспортной пошлины на нефть.
С целью недопущения роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, а также минимизации негативных шоков для отдельных отраслей предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты в 2,2 раза за 3 года.
По мнению Комитета, проведение "налогового маневра" положительно скажется на нефтяной отрасли и обеспечит рост маржи переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), усиление экономических стимулов к ускоренной модернизации НПЗ. Кроме этого, в результате "налогового маневра" осуществится сближение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации и Республике Казахстан, что в дальнейшем упростит процесс перехода к взаимной торговле в рамках Единого экономического пространства без тарифных и нетарифных ограничений.
Рассмотрев параметры госпрограмм "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (ГП-22) и "Энергоэффективность и развитие энергетики" (ГП-30), Комитет отметил. Первая — "направлена на стабильное и гарантированное обеспечение экономики страны энергоресурсами на основе безопасного использования атомной энергии населения страны, а также на закрепление лидирующих позиций российских компаний на мировом рынке ядерных технологий и услуг при соблюдении режима нераспространения ядерных материалов и технологий". Вторая — "разработана с учетом приоритетов и целей государственной политики, общих требований к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере топливно-энергетического комплекса, отраженных в стратегических программных документах долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса, включая Энергетическую стратегию России на период до 2030 года".
Бюджетные ассигнования на реализацию ГП-22 предусмотрены в 2015 году в объеме 170 614,9 млн рублей, в 2016 году — 96 615,2 млн рублей, в 2017 году — 83 692,8 млн рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 15 287,7 млн рублей, в 2016 году — на 11 783,0 млн рублей, в 2017 году сокращены на 3 295,2 млн рублей.
Изменение обусловлено увеличением имущественного взноса в ГК "Росатом" на 15 000 млн рублей в 2015 году с одновременным уменьшением взноса в 2017 году в таком же объеме.
Предусмотрено увеличение расходов на подпрограммы: "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии"; "Обеспечение производственных, технологических, социально-экономических и иных процессов" (строительство атомных ледоколов). По ГП-30 предусмотрены в 2015 году в объеме 10 697,6 млн рублей, в 2016 году — 10 464,4 млн рублей, в 2017 году — 6 574,2 млн рублей. Объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году уменьшены на 1 244,4 млн рублей, в 2016 году — на 213,5 млн рублей, в 2017 году — на 1 219,0 млн рублей.
В проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования на реализацию ГП-30 в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года уменьшены на 3 506,7 млн рублей, в 2016 году к уровню 2015 года — на 233,2 млн рублей, в 2017 году относительно 2016 года — на 3 890,2 млн рублей.
Существенно изменены параметры ресурсного обеспечения подпрограмм: "Развитие и модернизация электроэнергетики" (увеличение в 2015 году на 2 042,0 млн рублей, в 2016 году — на 3 075,9 млн рублей, в 2017 году — на 1 998,3 млн рублей); "Реструктуризация угольной промышленности" (увеличение в 2015 году на 1 628,7 млн рублей, в 2016 году — 1 595,2 млн рублей, в 2017 году– 549,4 млн рублей; "Обеспечение реализации государственной программы" (увеличение в 2015 году на 1 199,8 млн рублей, в 2016 году — на 1 676,4 млн рублей, в 2017 году — на 1 398,6 млн рублей).
При этом предусматривается уменьшение расходов по основному мероприятию "Предоставление субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов сетевых организаций в результате отмены "последней мили" подпрограммы "Развитие и модернизация электроэнергетики" государственной программы в объеме 490,0 млн рублей в 2016 году в связи с переносом реализации мероприятий на более ранний срок.
Комитет в целом поддержал предлагаемое финансирование рассматриваемых государственных программ и рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении.