Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

В Госдуме обсудили законодательное обеспечение безопасности теплоснабжения
18.03.2016

Комитет Государственной Думы по энергетике провел "круглый стол" на тему "О требованиях к безопасной эксплуатации энергетических установок и контроля за их соблюдением в рамках государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения: законодательный аспект". Вел мероприятие председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

Участники "круглого стола": депутаты Госдумы, представители федеральных органов власти, энергетических компаний, общественных объединений, рассматривая вопрос нормативно-правового регулирования безопасной эксплуатации энергетических установок, — в своих выступлениях неоднократно отмечали, что теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, а обеспечение бесперебойного теплоснабжения населения и предприятий — приоритетная задача государства.

Однако из-за изменений законодательства в последнее десятилетие был ослаблен государственный контроль и надзор за эксплуатацией объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии.

Выступивший с основным докладом заместитель руководителя Ростехнадзора России Александр Рыбас рассказал о требованиях к безопасной эксплуатации энергетических установок и контроле за их соблюдением в рамках государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения. По его словам, "одним из общих принципов организации отношений и основ государственной политики в сфере теплоснабжения является развитие систем централизованного теплоснабжения. При этом для существующих систем теплоснабжения в настоящее время характерны такие негативные тенденции, как частая смена эксплуатирующих организаций, что не только приводит к резкому снижению уровня безопасности и надежности теплоснабжения, но и к высокой аварийности".

Приводя статистику и конкретные примеры технологических нарушений, связанных с отключением потребителей, повреждением оборудования и размораживанием систем теплопотребления, чиновник констатировал динамику увеличения числа таких инцидентов.

Так, 2014 году большая часть внеплановых проверок объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок в Российской Федерации была инициирована по жалобам граждан на неудовлетворительную эксплуатацию котельных и тепловых сетей. При проведении контрольно-надзорных мероприятий Ростехнадзором эти факты подтверждались.

Более того, результаты проведенной Ростехнадзором оценки готовности муниципальных образований к отопительным периодам 2013 — 2014, 2014 — 2015 и 2015 — 2016 годов показали, что более 20% муниципальных образований не готовы к прохождению осенне-зимних максимумов нагрузок в связи с невыполнением объектами теплоснабжения требований по готовности.

Начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Елена Цышевская задала вопросы и высказала ряд замечаний, касающихся конфликта интересов, дублирования функций. Другие выступающие отмечали, что аварийность системы теплоснабжения и связанные с этим утечки теплоносителя, ремонт поврежденного оборудования, потери тепла через изоляцию трубопроводов в значительной степени влияют на величину тарифов на тепловую энергию.

Отмечалось, что Федеральным законом № 190 "О теплоснабжении" не предусматривается возможность установления требований к безопасной эксплуатации энергетических установок в рамках государственного энергетического надзора. При этом в данный Федеральный закон в 2014 году были внесены изменения, наделяющие Ростехнадзор полномочиями по расследованию причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, которые, по сути, являются составной частью контрольно-надзорной деятельности.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства, Ростехнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. Также аналогичные функции в рамках своих полномочий применительно к объектам специального назначения осуществляют ФСБ, ФСО и Главное управление специальных программ Президента России.

Решить накопившиеся проблемы призван, по мнению участников "круглого стола", законопроект № 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении", принятый Госдумой в первом чтении 16 декабря 2015 года и готовящийся Комитетом по энергетике к рассмотрению во втором чтении.

Устраняя пробелы в нормативно-правовом регулировании, законопроект приводит Закон "О теплоснабжении" в соответствие со статьей "Федеральный государственный энергетический надзор" Трудового кодекса и статьей "Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор" КоАПа, по которым органы государственного энергетического надзора уполномочены на осуществление контроля и надзора за безопасностью тепловых установок и сетей (за исключением бытовых установок и сетей).

Законопроектом устанавливаются: полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения по проведению проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций; полномочия федеральных органов в сфере теплоснабжения по разработке требований безопасности в сфере теплоснабжения, не относящихся к продукции или связанных с требованиями к продукции, процессам эксплуатации; обязанность теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения; понятие федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.

По мнению участников "круглого стола", принятие данного законопроекта позволит минимизировать вероятность возникновения крупных аварийных ситуаций, обеспечить надежное теплоснабжение потребителей в течение отопительного периода, а также снизить риск травматизма при эксплуатации систем теплоснабжения.

Позиции своих ведомств и организаций высказали: Дмитрий Вахруков — заместитель директора Департамента Минэкономразвития Российской Федерации, Василий Поливанов — председатель НП "Российское теплоснабжение", заместитель генерального директора по производству ПАО "Мосэнерго" Александр Осыка, Сергей Асосков — главный инженер-первый заместитель генерального директора ООО "Газпром-энерго", Роман Коровин — заместитель Главного инженера по магистральным тепловым сетям ПАО "МОЭК", Андрей Желоховцев — заместитель руководителя территориального управления по ЦФО Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Вопросы экспертам задавали, высказывая свою принципиальную позицию, члены Комитета по энергетике Валентин Романов и Сергей Есяков.

Выступая с предложениями по законопроекту, эксперты сошлись во мнении, что замечания должны быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.

По результатам дискуссии участники "круглого стола" рекомендовали Правительству России подготовить согласованные поправки ко второму чтению законопроекта, предусматривающие: уточнение вида нормативно-правового документа, устанавливающего требования безопасности в сфере теплоснабжения (взамен "иных нормативных правовых актов"), а также предмета его регулирования; исключение потребителей тепловой энергии из категории субъектов, подлежащих федеральному государственному энергетическому надзору в сфере теплоснабжения; включение в предмет федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения полномочия по проверке соблюдения требований технических регламентов; исключение из предмета федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения источников тепловой энергии, функционирующих в режимах комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; определение уполномоченного федерального органа исполнительной власти по разработке и принятию "Правил безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок"; порядок организации работы по исполнению функций государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения.

Кроме того, большинство экспертов настаивало, чтобы при актуализации правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, предусмотренной законопроектом, на площадке Комитета по энергетике было организовано обсуждение вносимых изменений с привлечением специалистов отрасли, профессиональных некоммерческих организаций.

Также предлагалось включить раздел "О государственном федеральном энергетическом надзоре в сфере теплоснабжения" в проект "Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года", разрабатываемый секцией по вопросам законодательного обеспечения теплоснабжения Экспертного совета при Комитете Госдумы по энергетике.

Источник: Пресс-служба Государственной Думы ФС РФ
<< Март, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ